СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Опричнина".

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Опричнина

Тип урока: комбинированный

Задачи:

образовательные – формировать знания об опричнине:  времени ее  учреждения и основных событиях; научить учащихся работать индивидуально и в группе, способствовать умению анализировать и оценивать результаты собственной деятельности;

 

развивающие – Развивать понятийный аппарат, совершенствовать навыки работы с текстом учебника и историческим документом (выделять основную мысль, систематизировать факты), устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

воспитательные – воспитывать неприятие жестокости, прививать уважение к историческому прошлому страны.

Оборудование урока:

Учебник: История России с Древнейших времен до конца XVI в. А.А. Данилов, Косулина Л.Г. М.: Просвещение, 2011.;

индивидуальные карточки с заданием для самостоятельной работы у доски;

 рабочая тетрадь «История России с древнейших времён до конца XVI века»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Опричнина".»

Предмет: история России, 6 класс

Выполнила: учитель истории и обществознания МБОУ «Емецкая СШ» Лохова Т.В.

Тема урока: Опричнина

Тип урока: комбинированный

Задачи:

образовательные – формировать знания об опричнине:  времени ее  учреждения и основных событиях; научить учащихся работать индивидуально и в группе, способствовать умению анализировать и оценивать результаты собственной деятельности;


развивающие – Развивать понятийный аппарат, совершенствовать навыки работы с текстом учебника и историческим документом (выделять основную мысль, систематизировать факты), устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

воспитательные – воспитывать неприятие жестокости, прививать уважение к историческому прошлому страны.

Оборудование урока:

Учебник: История России с Древнейших времен до конца XVI в. А.А. Данилов, Косулина Л.Г. М.: Просвещение, 2011.;

индивидуальные карточки с заданием для самостоятельной работы у доски;

рабочая тетрадь «История России с древнейших времён до конца XVI века»



Структура и ход урока

Этап урока

Цель урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся.

УУД

I этап.

Организационный момент.


Включить обучающихся в учебный процесс (учебную деятельность) . Мотивировать


Приветствие, организация внимания школьников.




Подготовка класса к работе

Л – я на уроке истории, чтобы….(ценностно-смысловую ориентацию учащихся)

Развитие мотивов учебной деятельности,регулятивная

IIэтап Актуализация

Повторение пройденного материала, необходимого для изучения новой темы; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося.

Работа у доски:

1 ученик «Напишите даты»

  1. Годы правления Ивана Грозного?

  2. Год венчания на царство?

  3. Год создания Судебника Ивана IV?

  4. Год создания Земского собора?

1ученик «Выберите реформы Избранной рады»

  1. Создание Земского собора.

  2. Введение уроков и погостов.

  3. Создание стрелецкого войска.

  4. Отмена кормлений.

  5. Создание Сената.

  6. Создание приказов.

Остальные пишут исторический диктант (взаимопроверка):

  1. Сословно-представительный орган при царе (Земский собор).

  2. Центральные органы управления, созданные Иваном Грозным (приказы).

  3. Сборник законов (судебник).

  4. Сборник документов о церкви, принятый церковным собором 1551 года (Стоглав).

  5. Священник, деятель Избранной рады (Сильвестр).

  6. Казак, возглавивший поход против Кучума (Ермак )


Демонстрируют знания, умения по предыдущей теме


Р: целеполагание; 

п: актуализация ранее полученных знаний для изучения новой темы;

л: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений


III этап

Постановка цели и задач урока

Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез.

Мотивация к изучению материала

«Царь учиниша опришнину, и оттого было запустение велие Русской земли», - писал псковский летописец. Попробуйте объяснить, «перевести» слова летописца.

Что, по мнению летописца, является причиной запустения Русской земли?

?А вы знаете, что такое опричнина?

опричнина совершенно новое для нас явление, что мы должны узнать о нем?

- что такое опричнина,

- цель опричнины

-основные события,

- последствия опричнины

Поработав на сегодняшнем уроке, мы всё поймём, разберёмся, что такое опричнина, почему царь проводил политику, ухудшавшую экономическую и политическую ситуацию в России. Наконец, узнаем, чем закончилось противоречивое, зачастую очень жестокое правление Ивана Васильевича IV Грозного.

Проблемный вопрос

Псковский летописец говорил о запустении русской земли после опричнины. Только ли запустение принесла опричнина, а было ли что-то положительное?



Отвечают на вопросы











Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении.
















Знакомятся с проблемным вопросом, на который им необходимо будет ответить в конце урока

Р:целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов.

 П:общеучебные- самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели;формулирование проблемы

IVэтап.

Усвоение новых знаний.


Начнём с причин поворота к политике террора, т.е. устрашения, расправ. Для этого вспомним систему органов управления, созданную Иваном Грозным.









- Определите другие причины, прочитав пункт «Разрыв Ивана IV с Избранной радой».


Выслушав ответы учащихся, учитель говорит о различных точках зрения учёных на причины перехода к политике террора.


- В тетрадь записываются причины опричнины:

  1. Стремление Ивана Грозного к укреплению личной власти;

  2. Борьба с остатками удельной старины, с отдельными личностями высшего боярства;

  3. Болезненная подозрительность, злоба Ивана Грозного, усилившаяся после смерти жены Анастасии;

  4. Необходимость вследствие ведения тяжёлой Ливонской войны, неудачи в ней.


Работа с основными понятиями урока


Опричнина –название удела Ивана Грозного в 1565-1572 гг. с особой территорией, войском, государственным аппаратом.

Опричнина – политика Ивана Грозного для борьбы с предполагаемой изменой, заключавшаяся в массовых казнях, земельных конфискациях, расправах.


Записать в тетрадь.


Выполнение задания 4 в рабочей тетради.


Работа с картой: Какие территории вошли в состав опричнины, когда это происходило, какие города частично вошли в опричнину?


Для переселения людей из земщины в опричнину и наоборот, а также для осуществления карательных мер было создано особое войско – опричники. Рассмотрите репродукцию и опишите опричника.


Выполнение задания 3 в рабочей тетради.


Итоги проводимой опричнины.

Чтение вслух текста учебника о заповедных летах.

Запись понятий.




Формулируют причину (Эта система, сложившаяся в ходе реформ Избранной рады, укрепляла централизованное управление страной. Но Боярская дума, Избранная рада, отчасти и Земские соборы ограничивали самодержавную власть царя. Он же стремился к единоличной власти.)


Читают










Делают запись в тетрадь




















Работают в рабочей тетради.



Работают с картой (1 ученик у доски)




Работают с репродукцией.




Работают в рабочей тетради.




Работа с учебником;

Делают записи в тетрадь.



Рассказ ученика «Последние годы жизни Ивана Грозного. Пресечение династии»



П: – следят за логикой изложения материала учителем, устанавливают соответствие между ключевыми словами и материалом.


К : умение слушать высказывания других учащихся

V. Закрепление.


Работа в группах:

Выполните задание: распределите предложенные последствия на положительные и отрицательные. Рядом с положительными поставьте «+», с отрицательными «-«.

  • Тяжёлый экономический кризис «-«

  • Укрепление самодержавия «+«

  • Централизация страны, ликвидировалась самостоятельность удельных князей «+»

  • Укрепление обороноспособности государства «+»

  • Помогла утверждению крепостного права, т.к. в 1581 г. введены заповедные лета, т.е. запрещался переход крестьян к другому землевладельцу в Юрьев день. «-«

Теперь ребята мы с вами можем ответить на вопрос, поставленный в начале урока.

Только ли к отрицательным последствиям привела опричнина?





Выделяют положительные и отрицательные последствия опричнины.


















Отвечают на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.

Р: контроль, оценка, коррекция.

 п: общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание,

 к: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

VI. Рефлексия , домашнее задание

Выявление как обучающиеся относятся к новым знаниям и как оценивают свою деятельность и деятельность товарищей.

Обучающимся предложены вопросы:

- Давайте вспомним цели и задачи урока, удалось ли нам достичь их? Если нет- почему, если да -то как.

- Что было трудно и удалось ли преодолеть эти трудности?



Объяснение домашнего задания.

Параграф 25, рабочая тетрадь задание №2 , задание 5 (а), б – по желанию

Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3.помогал другим

3.не понял


Отвечают на  предложенные вопросы.






Записывают д/з

л:самоопределение, умение давать оценку себе и другим ученикам.

П: умение систематизировать и использовать полученную информацию.







источники:

История России с Древнейших времен до конца XVI в. А.А. Данилов, Косулина Л.Г. М.: Просвещение, 2011

http://infourok.ru/material.html?mid=69003

http://doc4web.ru/istoriya/urok-po-fgos-istoriya-oprichnina-klass.html

http://gulenkina.ucoz.ru/publ/interesnye_sposoby_refleksii_v_srednem_zvene/1-1-0-12

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/zarez/04.php

https://ru.wikipedia.org/wiki/Опричнина

http://historysibsuti.narod.ru/ivgroz8.htm



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!