СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Опричнина2

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект открытого урока по теме "Опричнина" в 7 классе

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Опричнина2»

Тема урока: Опричнина

Класс: 7

Предмет: история

Тип урока: открытия нового знания

Цели урока: - достичь образовательных результатов:

-Личностный результат – воспитывать интерес к историческому прошлому.  воспитывать мотивацию к учебной деятельности, самостоятельность. Оценивать поступки Ивана Грозного.

-Метапредметный результатРаботать с текстом учебника, документами, предложенными в нём: - отвечать на вопросы, делать выводы; самостоятельно анализировать текст, делать выводы. развивать логическое мышление, познавательный интерес к предмету. Работать с исторической картой: - показывать на карте территории, вошедшие в состав опричнины; - используя карту, сравнивать расположение и экономический потенциал земель опричнины и земщины;

- Предметный результат – Раскрывать смысл понятий: опричнина, земщина; Высказывать и аргументировать мнение о причинах введения опричнины; Называть хронологические рамки опричнины; Называть и раскрывать последствия опричнины (на основе работы с текстом учебника);

Методы обучения: эвристическая беседа, объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, самостоятельная, групповая, индивидуальная, работа в парах.

Средства обучения: проектор, презентация, раздаточные материалы, индивидуальные карточки с заданием для самостоятельной работы у доски, карточки с заданиями для работы в группах, тесты, «новгородская грамота».

Основные понятия, изучаемые на уроке: опричнина, земщина, опричник.

  1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне


Учитель: Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас на моем уроке! Сегодня мы с вами перенесемся в 16 век и узнаем об одном из самых важных событий эпохи Ивана IV, которое существенно повлияет на дальнейшую историю России.

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Актуализация знаний.

Работа по индивидуальным карточкам у доски

Учитель: Сейчас мы повторим пройденный материал, а для этого вспомним основные моменты правления Ивана IV.

Кто хорошо знает даты, идёт к доске и работает с датами, 2-ой ученик должен выбрать реформы «Избранной рады».

На доске 1 ученик «Напишите даты»

  1. Годы правления Ивана Грозного?

  2. Год венчания на царство?

  3. Год создания Судебника Ивана IV?

  4. Год создания Земского собора?

На доске 2 ученик «Выберите реформы Избранной рады»

  1. Создание Земского собора.

  2. Введение уроков и погостов.

  3. Создание стрелецкого войска.

  4. Отмена кормлений.

  5. Создание Сената.

  6. Создание приказов.

А пока ребята работают у доски, остальные работают с историческими понятиями.

Фронтальная работа

Исторический диктант (взаимопроверка):

  1. Человек, временно осуществляющий управление государством при малолетстве, болезни, отсутствии монарха (регент).

  2. Священник, деятель Избранной рады (Сильвестр).

  3. Титул Ивана Грозного (царь).

  4. Сословно-представительный орган при царе (Земский собор).

  5. Термин, введённый князем А. М. Курбским для обозначения круга лиц, составлявших неформальное правительство при Иване Грозном в 1549—1560 (Избранная рада).

  6. Постоянное войско, созданное Иваном Грозным (стрельцы).

  7. Центральные органы управления, созданные Иваном Грозным (приказы).

  8. Сборник законов (судебник).

  9. Сборник документов о церкви, принятый церковным собором 1551 года (Стоглав).

    1. ошибка – «5», 2-3 ошибки – «4», 4-5 ошибок – «3».

Проверка заданий у доски

Учитель: Давайте проверим правильность выполнения заданий на доске.

( оценить и поставить оценку).

Заполняют листы самооценивания.

Учитель: Итак, при Иване IV окончательно закончился процесс централизации государства. В целом, Иван Грозный в первые годы правления проводил преобразования в государстве и укреплял свою власть с помощью реформ.

Реформа - преобразование, вводимое законодательным путем.

Учитель: В это время наблюдался процесс формирования сословно-представительской монархии, когда высшие слои могли участвовать в управлении государством.

Слайд 4

Проблемный вопрос Псковский летописец писал: «Царь учиниша опричнину, и оттого было запустение великое Русской земли».

Учитель: Что, по мнению летописца, является причиной запустения Русской земли?

Ответы учащихся (опричнина)

Учитель: А вы знаете, что такое опричнина?

Ответы учащихся (нет)

Учитель: Ребята, а как вы думаете, какова тема нашего урока?

3)Постановка цели и задач урока.

Тема урока «Опричнина».

Учитель: Итак, опричнина совершенно новое для нас явление, что мы должны узнать о нем?

Учащиеся:(Что такое опричнина)

Учитель: А зачем опричнина нужна была…,т.е нам нужно это выяснить…? Учащиеся: (цели опричнины).

Учитель: Также мы с вами должны узнать и об основных событиях в годы опричнины и о том к чему опричнина привела,т.е. её…?

Учащиеся: (последствия опричнины).

Учитель: Мы сегодня на уроке должны узнать, что такое опричнина, её цели, основные события в годы опричнины и последствия опричнины.

Проблемный вопрос

Псковский летописец говорил о запустении русской земли после опричнины.

Только ли запустение принесла опричнина, а было ли что-то положительное?

На этот вопрос, ребята, мы постараемся ответить в конце урока.

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися знаний.

Рассказ учителя

Иван IV считал бояр предателями, т.к. они не присягнули его сыну Дмитрию, во время тяжёлой болезни Ивана IV. Также он подозревал бояр в отравлении своей жены Анастасии Романовны , за что и расправился с «Избранной радой».3 декабря 1564 года Иван Грозный с семьей неожиданно для всех уезжает из столицы на богомолье. С собой царь берет казну, личную библиотеку, иконы и символы власти. Посетив село Коломенское, он не стал возвращаться в Москву и, проскитавшись несколько недель, останавливается в Александровской слободе.

Люди не знали, что и думать. Спустя месяц царский гонец привёз в Москву два послания, в одном он объявил о своём отречении от престола, по причине «гнева» на бояр из-за их измены. А во втором…

Учитель: А содержание второго послания вы узнаете, прочитав текст в раздаточном материале №1

Учитель: О чём говорилось во втором послании? (ответы учащихся)

Иван IV предъявил свои требования, при исполнении которых он соглашается вернуться в Москву:

- предоставить ему право казнить «изменников», то есть неугодных, по своему усмотрению;

- учредить в стране особый порядок, то есть предусматривалось разделение всей территории государства на две части:

1) опричнину – земли, взятые в особое царское управление;

2)земщину – земли, которыми должны ведать бояре.

Обсуждение документа.

Записать в тетрадь определение опричнина и земщина (значение слов на стр.88 рубрика «Запоминаем новые слова»)

Слайд

Иван IV разделил государство на 2 части опричнину - личный удел царя, которым управлял сам Иван Грозный и земщину – вся остальная территория, которой управляли бояре. В опричнине создавалось своё опричное войско, своя дума, свои приказы.

Учитель: В 1565 году Иван IV ввёл опричнину. Годы опричнины 1565-1572. Запишите годы опричнины в рабочие тетради.

В опричнину вошли лучшие земли, прежде всего на северо-востоке, где власть бояр не была сильной.

Учитель: Давайте с вами узнаем какие земли вошли в опричнину , а для откроем учебники на странице 83 и прочтем, отметим на карте города вошедшие в опричнину. (часть Москвы, Вязьма, Можайск, Вологда, Кострома и др. Центр- Александрова слобода).

Учитель: Но, наряду с боярами, Иван Грозный также мог управлять земщиной. Как я уже и говорила, царь создал своё опричное войско на которое он опирался при управлении опричниной . Перед вами опричник.

Слайд

Учитель: Опричники одевались во всё чёрное, а к сёдлам коней пришивали собачьи головы, означавшие собачью преданность царю, и мётлы, т.е. выметать измену.

Итак, ребята, а теперь давайте вместе сформулируем цели введения опричнины, чего Иван IV хотел добиться?

(Укрепить свою власть хотел. Приструнить бояр. Нужно было ликвидировать вольности Новгорода и удельных княжеств.)

В это время Россия участвовала в Ливонской войне, о которой вы узнали на предыдущем уроке, нужно было собрать все силы для её продолжения.

Слайд (перед вами на слайде цели опричнины, запишите их в тетрадь)

Цели опричнины (зачитывают по 1 цели) записать в тетрадь

  • Установление неограниченной власти царя

  • Борьба с феодальной аристократией (самостоятельностью боярства)

  • Ликвидация остатков феодальной раздробленности (удельных княжений, Новгородской вольницы)

  • Сосредоточение главных сил для продолжающейся Ливонской войны за выход в Балтийское море (1558-1583 гг.)

Слайд

Учитель: В 1570 г. царь с опричным войском пошёл в поход на Новгород. Он получил донос на новгородцев. А что же было в этом доносе?

Перехвачена новгородская грамота. Ребята, поднимайтесь со своих стульев и передавайте это послание из рук в руки, стоя, это важный исторический документ вам каждому необходимо подержать его в руках, и прикоснуться к истории.

Физическая минутка

Начинаем мы опять по истории шагать

Чтобы всем понятно стало

Потрудились мы не мало

Поднимаем руки мы по команде « раз»

А над нами весело шелестит листва,

Опускаем руки мы по команде «два»

В это время играет Песня Федора Басманова (главы опричников) с опричниками (из к/ф "Иван Грозный" С.Эйзенштейна)

Учитель: Вы услышали Песню Федора Басманова (главы опричников) (из к/ф "Иван Грозный" С.Эйзенштейна)

Ребята, так это же новгородская грамота!

«Польскому королю Сигизмунду Августу.

Мы, новгородские священнослужители, воинские люди, торговые гости, дьяки, подъячие и весь наш народ, извещаем тебя о своей преданности тебе»

Учитель: Ребята, что же было в этом доносе, почему Царь Иван Грозный пошёл на новгород? (из-за измены новгородцев)

Учитель: Как была ликвидирована новгородская вольность, как вели себя опричники, какими методами они действовали?

Это мы можем узнать поработав с учебником стр 84 п.4

По дороге к Новгороду опричники устроили кровавые погромы. Прибыв в Новгород, царь с сыном Иваном начал суд над новгородцами, подозреваемыми в измене. Ежедневно к ним доставляли от пятисот до тысячи обреченных, которых пытали, жгли каким-то огненным составом, затем привязывали головой или ногами к саням и волокли на берег Волхова, откуда бросали с моста в незамерзшую реку. Жен и детей их, связанных по рукам и ногам также бросали в реку. Чтобы никто не мог спастись, по реке с рогатинами, копьями, баграми и топорами плавали в лодках воины государя, добивая тех, кто еще был жив. Убийства продолжались около шести недель. После царь подверг город общему грабежу и разорению. Погибло множество жителей. По разным источникам погибло от 5 до 20 тысяч человек. Богатейший город России пришел в запустение.


Слайд

Учитель: Продолжаем работать. Сейчас вы обратитесь к документам, ваша задача прочитать документ и подчеркнуть в тексте кто же был жертвами опричного террора? (Документ 1 и 2)

Работа с документом (парная работа).  Прочитайте документы и подчеркните в тексте, кто же был жертвами опричного террора?

 (Против кого был направлен опричный террор?)

Напоминаю вам, что такое террор (Террор – это насилие вплоть до уничтожения по отношению к противнику)


Документ 1( раздать )

В 1568г. опричники расправились с людьми боярина И.Федорова, а сам он был заколот царем. В этом же году оказался смещен со своего поста, а затем убит митрополит Филипп, осуждавший опричный террор. В 1569г. удельного князя, двоюродного брата царя Владимира Старицкого обвинили в заговоре с целью отравления и стремлении самому взойти на трон. По приказу Ивана IV он вместе с женой и дочерью принял яд, его окружение подверглось казням. В целом большинство погибших в стране составили посадские люди, крестьяне и холопы.

Документ № 2.

1570г. – страшные казни прокатились по Москве. Обвиненных, а среди них были и представители руководства опричного войска, бросали в котел с кипящей водой, сжигали на костре, рубили и резали. Убивали их жен и детей.

Ответы учащихся: против князей, бояр, духовенства, посадских людей, крестьян и холопов, представителей опричного войска. Убивали не только предполагаемых противников, но и их жен и детей.

Учитель:

Вывод  Т.О. жертвами были представители всех сословий. В те страшные времена, когда человек любого положения был беззащитен и неуверен, будет ли он жив завтра.

Слайд

Учитель: Опричнина и Ливонская война ослабили Московское государство. Опричники не смогли дать отпор войску крымского хана Девлет-Гирею, который в 1571году сжёг Москву, и поэтому осенью 1572 году Иван Грозный отменяет опричнину. После её отмены Иван Грозный казнил большую часть самих опричников.

Ребята, не забываем себя оценить, как вы поработали при изучении нового материала.

IV.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Учитель: Итак, ребята, к чему же привела политика опричнины Ивана Грозного? Давайте, выделим последствия опричнины и поработаем в группах.

Выполнение заданий на карточках. (Нужно распределить предложенные последствия на положительные и отрицательные. Рядом с положительными поставьте «+», с отрицательными « - « . Какая группа первая закончит поднимает руку).

Слайд Задание карточки

  • Тяжёлый экономический кризис «-«

  • Укрепление самодержавия «+«

  • Централизация страны, ликвидировалась самостоятельность удельных князей «+»

  • Укрепление обороноспособности государства «+»

  • Помогла утверждению крепостного права,

т.к. в 1581 г. введены заповедные лета, т.е. запрещался переход крестьян к другому землевладельцу в Юрьев день. «-«

Называть положительные последствия опричнины.

Учитель: Теперь, ребята, мы с вами можем ответить на вопрос, поставленный в начале урока.

Только ли к отрицательным последствиям привела опричнина?

Учитель: В целом, мы можем отметить, что Иван Грозный добился желаемых целей, но только какой ценой.

Т.е., мы можем сделать вывод, Иван Грозный учредил опричнину, которая привела к установлению абсолютной монархии в России.

Давайте посмотрим стали ли мы знатоками истории, усвоили ли мы тему «Опричнина»

Перед вами листочки, возьмите их выполните на них тест, обведите кружочком правильный ответ (возможен только 1 вариант ответа). На работу вам даётся 1 минута.

После того как ребята выполняют тест

Слайд

Учитель: А теперь, поменяйтесь листочками с соседом, проверьте друг друга.(в это время появляются ответы на экране). Если ваш сосед совершил 1 ошибку, поставьте ему «4», если 2, то «3», а если 3, то тогда «2». Если у вас будут ошибки, ничего страшного, ребята, не совершает ошибок только тот, кто ничего не делает. В следующий раз у вас всё получится.

Тест

  1. 1. Годы опричнины?

А) 1613-1645 Б) 1565-1572 В) 1558-1583

2. Иван Грозный разделил территорию государтсва на 2 части. На какие?

А) уроки и погосты Б) полюдье и повоз В) опричнину и земщину

3. К седлу опричника была привязана собачья голова, которая символизировала?

А) преданность царю Б) жестокость В) с тем, что они едут на охоту

4. Из предложенного списка выберите одну из целей опричнины

А) царь хотел царь больше вольностей боярам Б) укрепление власти царя и централизация государства

В) ослабление государства

5. Опричнина – это

А) удел царя Ивана IV Грозного с особой территорией, войском и государственными учреждениями

Б) территория, которой управляли бояре В) имя собаки Ивана Грозного

(Осуществляют взаимоконтроль через проверку тестов своего соседа и выставление оценки ему).

Выставьте себе оценки за этот этап в листы самооценивания.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Пар. 10.

Оценка «3» - ответить на вопрос 6 на стр.87

Оценка «4» - приготовить сообщение: Итоги правления Ивана 4

Оценка «5»- рубрик «ДСР» зад. 3 или 4 на выбор стр.88

8) Рефлексия (подведение итогов занятия) Слайд

- Как вы считаете, выполнены цели опричнины?

- Какими методами шел Иван Грозный к намеченной цели?

- Можно ли в этом случае руководствоваться принципом: «Цель оправдывает средства»?

- Существовала ли альтернатива опричнине?

вывод: Опричнина способствовала усилению центральной власти, была направлена против пережитков удельного времени. Но этот путь был разорительным и гибельным для страны и не являлся прогрессивным.

Оценивание результатов работы учеников на уроке

Ребята, вы хорошо сегодня поработали на уроке. Молодцы! Я вижу, что сегодня вы все стали знатоками темы «Опричнина»

Ребята, спасибо вам за урок!

Подпишите свои листы и, уходя, положите их мне на стол. Заранее спасибо.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!