СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку «Роль имени прилагательного в речи».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основу технологии развития критического мышления составляет базовая модель, включающая три стадии: «Вызов – осмысление – рефлексия». Такое построение учебного процесса помогает учащимся самим определить цели обучения, осуществить активный поиск новой информации, проанализировать ее и соотнести с собственными знаниями.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку «Роль имени прилагательного в речи».»

МБОУ «Староникольская основная школа»

















«Роль имени прилагательного в речи»









Учитель русского языка и литературы

Колпакова Е.С.















Из опыта работы.

Основу технологии развития критического мышления составляет базовая модель, включающая три стадии: «Вызов – осмысление – рефлексия». Такое построение учебного процесса помогает учащимся самим определить цели обучения, осуществить активный поиск новой информации, проанализировать ее и соотнести с собственными знаниями.

На стадии вызова происходит процесс актуализации имеющихся знаний и представлений о предмете изучения. Организация работы на данной стадии позволяет сформировать познавательный интерес, определить цели рассмотрения той или иной темы. На стадии осмысления (реализации смысла) учащийся работает с новой информацией, систематизирует ее, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Стадия рефлексии (размышления) позволяет учащимся закрепить новые знания и перестроить свое первичное представление об изучаемом материале. Таким образом, происходит целостное осмысление и «присвоение» нового знания, формирование собственного отношения к изучаемому материалу.

В ходе работы по данной технологии ученики овладевают различными приемами работы с информацией, учатся делать выводы, формулировать свою точку зрения, отстаивать ее логическими доводами, ясно выражать свои мысли, внимательно относиться к аргументам оппонента и т.д. В процессуальном плане технология представляет собой систему стратегий и приемов, которые объединены по видам учебной деятельности независимо от конкретного предметного содержания.

Тема урока « Роль имени прилагательного в речи».

Тип урока: Изучение нового материала по теме « Имена прилагательные»

Технология: ТРКМЧП

Цели: 1.Обучающая-выявить роль имени прилагательного в речи. Учить детей правильно использовать имена прилагательные в речи.

2.Развивать умения находить прилагательные и по существенным признакам определять предмет. Развивать речь, орфографическую зоркость.

3.Воспитывать любовь к животным, прививать чувство ответственности за судьбу питомцев.


Ход урока

1 Вызов

- Ребята, отгадайте загадку:

Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все ...


- Правильно, это солнце. А какая орфограмма встречается в этом слове? (непроизносимая согласная)

-Запишите в тетрадях число, классная работа и слово «солнце», выделите в нем орфограмму.

- Ребята, а как мы солнце можем назвать ласково? (солнышко)

- Опишите солнышко, ответив на вопрос: какое оно?

(После работы учащиеся совместно заполняют кластер «Солнышко»)

Форма

Мое восприятие

- При помощи слов, какой части речи вы описали солнышко? (имя прилагательное)

- Что вы знаете об имени прилагательном?

(Учащиеся вспоминают все, что знают об имени прилагательном: что обозначает, на какие вопросы отвечает, как изменяется, от какой части речи зависит, в предложении является второстепенным членом) 

Постановка учебной проблемы.

 - Ребята, перед вами карточка «Я знаю, я умею, я могу», я предлагаю заполнить графу «в начале урока». Если вы согласны с утверждением, поставьте знак «+», если нет – «?».



В начале урока

В конце урока

1

Я знаю, что такое имена прилагательные.



2

Я умею находить прилагательные в предложении.



3

Я могу определить, какую роль выполняет прилагательное в предложении.



(Учащиеся работают с карточкой самостоятельно, выясняют, что им не известно)

- У кого есть знак «-»? Что вы не знаете и не умеете?

(Учащиеся формулируют ответ, начиная словами «Я не знаю, Я не умею»).



 Формулирование проблемы, планирование.

 Учитель выслушивает ответы детей после работы с карточкой, обобщает и подводит учащихся к выводу. Учащиеся делают вывод о том, что не все могут определить роль прилагательного в предложении.

- Что вы узнаете сегодня на уроке? Какова тема урока? (Роль прилагательных в предложении).



Стадия осмысления.

1 задание.

- Внимательно прочитайте записанные на доске слова (коллективно)

Лса, верная, тигр, сбака, хитрая, пушстая, кошка, плсатый.



Словарная работа Прием «Толстые и тонкие вопросы»



- Ребята у каждого на парте находится таблица «Толстые и тонкие вопросы». Составьте и запишите по 3 тонких и толстых вопроса по орфографии.

- Примерные вопросы, которые могут составить ученики

«Тонкие» вопросы

«Толстые вопросы»

Какое проверочное слова к слову лиса?

Как определить, какую гласную букву надо писать в безударном положении?

Какая орфограмма в слове собака?

Почему в некоторых словах мы слышим одну букву, а пишем другую?

Какая буква пишется после ш в слове пушистый?

Что нужно учитывать, чтобы не ошибиться в орфограмме?



- Разделите все слова на 2 группы по морфологическому признаку и запишите, вставив пропущенные буквы и выделив орфограммы.



САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ

- Какие группы у вас получились?

- 1-гр имена существительные, 2- имена прилагательные

(Ученики проговаривают вслух, учитель заполняет таблицу на доске)

Имена существительные

Имена прилагательные

1

Кошка

А

хитрая

2

Собака

Б

полосатый

3

Тигр

В

пушистая

4

Лиса

Г

верная









- Чем имена существительные отличаются от имен прилагательных?

- Имена существительные обозначают предмет, а прилагательные – признак предмета

-Ребята, сейчас соедините с существительными те прилагательные, которые к ним подходят по смыслу.

Ответ :1-в ,2-г,3-б,4-а

- Чем помогли нам эти слова?

- Слова помогли узнать о данном животном, описать его.

- Каким одним словом можно заменить все имена существительные?

-Животные

- Правильно. Всех животных в вашем списке можно также разделить на 2 группы, подумайте по какому признаку это можно сделать.

- Дикие и домашние животные

-Слова, какой части речи мы с вами использовали?

- Имена прилагательные.

- Какова их роль?

- Они конкретизируют информации, уточняют о каких животных идет речь…

- Чем отличаются дикие и домашние животные?

- За домашними животными ухаживает человек, а дикие заботятся сами о себе

-Знаете ли вы, как появились домашние животные?

Ребята высказывают свои предположения

- Давайте прочитаем текст и посмотрим, совпали ли ваши ответы с той информацией, которая предлагается.



2 задание

РАБОТА С ТЕКСТОМ.

Друзья человека

Животные живут самостоятельно в природе: добывают себе пищу, строят себе жилища, ухаживают за своим потомством.

А откуда появились животные? Давным-давно, когда еще не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. Они боялись хищников. Людям было голодно, очень редко находили они себе пищу. Однажды один человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детеныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки. Они научились охранять человека от врагов, помогать ему искать и добывать пищу. Шло время. Число друзей человека среди животных росло. Теперь человек уже не может жить без своих друзей и помощников.

Слова для справки: разумный, домашние, огромных, домашних, страшных, древним, дикие.



  1. Используя слова для справки , восстановите исходный текст. Какова роль имен прилагательных в тексте?

  2. Подчеркните в тексте все прилагательные и существительные, к которым они относятся.

  3. Определите тему и идею текста

Друзья человека

Дикие животные живут самостоятельно в природе: добывают себе пищу, строят себе жилища, ухаживают за своим потомством.

А откуда появились домашние животные? Давным-давно, когда еще не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. Древним людям было голодно, очень редко находили они себе пищу. Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детеныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки. Они научились охранять человека от врагов, помогать ему искать и добывать пищу. Шло время. Число друзей человека среди животных росло. Теперь человек уже не может жить без своих домашних друзей и помощников.



2. Беседа

- Всегда ли домашние животные живут дома, сытые, ухоженные?

- Нет, иногда люди выгоняют своих питомцев на улицу.

- Какой нужно сделать вывод? Кем они для нас являются?

- Перед тем, как завести животное, надо подумать, сможешь ли ты за ним ухаживать, ведь они зависят от нас. Они - наши друзья, любимцы

Задание : выбрать и записать слова, описывающие человека и людей.

Древние люди, разумный человек.

- Слова, какой части речи нам помогли описать человека и людей?

- Имена прилагательные

3. Работа с толковым словарем.

- Ребята, какого человека мы называем разумным?

Ученики высказывают свое мнение

- Давайте посмотрим, какое значение слова «разумный» дается в толковом словаре.







САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СО СЛОВАРЕМ

- Зачитайте определение слова «разумный»

1. Обладающий разумом, содержащий в себе разум (в 1 знач.). Человек существо разумное. Разумный человек

2. Толковый, рассудительный. Он юноша разумный.

3. Оправдываемый разумом, основанный на разуме, обладающий положительным смыслом. Разумный поступок. Разумно (нареч.) поступить. Разумные основания. Разумные развлечения.

- Скажите, а мы с вами разумные люди?

- Да.



3 задание.

- Определите кто это: добрый, умный, хороший.

- Миша, Саша, Андрей

- А почему у вас разные ответы?

- Нет описания внешности

- Загадаю ещё раз: Высокий мальчик, карие глаза, светлые волосы, большой рот, милая улыбка.

- Саша

- Почему во второй раз дан точный ответ? Значит, зачем нужны прилагательные?

- Имена прилагательные описывают предметы, характеризуют их

- Смогли ли бы мы поиграть в эту игру без прилагательных?

-Нет, мы бы не догадались, о ком речь



4 задание.

- У вас на партах лежат фотографии самого дорого для вас человека- вашей мамы. Используя как можно больше прилагательных попробуйте описать ее (внешность, характер, чем любит заниматься)

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ.

ЗАЧИТЫВАЮТ СВОИ РАБОТЫ ( ПО ЖЕЛАНИЮ).


3. РЕФЛЕКСИЯ

- Ребята, давайте вернемся к вашим карточкам «Я знаю, я умею, я могу» и заполним графу «В конце урока». Поднимите руку у кого есть «-»….()Молодцы!



В начале урока

В конце урока

1

Я знаю, что такое имена прилагательные.

+

+

2

Я умею находить прилагательные в предложении.

+

+

3

Я могу определить, какую роль выполняет прилагательное в предложении.

-

+


- Составьте синквейн на слово «Прилагательное». При составлении синквейна используйте ту информацию, с которой познакомились на уроке.

Вариант синквейна, составленного учениками:

Прилагательное

Красочное, красивое

Конкретизирует, уточняет, украшает

Очень важно говорить красиво!

Признак предмета


4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

- Приготовить описание предмета, не называя его.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!