СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Роль имен прилагательных в речи".(УМК "Школа 2100")

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по русскому языку:

 «Роль имён прилагательных в речи»

 

 

Цели:

 

1).  Повторение общего значения имени прилагательного, его морфологических признаков.

2).  Развитие умения употреблять в речи имена прилагательные.

3).  Знакомство с антонимами.

 

Задачи: 

 

1). Обучающая: пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.

 

2). Развивающая: совершенствовать орфографические умения и навыки; развивать логическое мышление.

 

3). Воспитательная: формировать умения сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову.

                 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Роль имен прилагательных в речи".(УМК "Школа 2100")»

МБОУ «Темниковская средняя общеобразовательная школа №2»


Конспект

открытого урока русского языка

с презентацией

«Роль

имен прилагательных

в речи».


3 «А» класс





Подготовила и провела:

учитель начальных классов

Куликова Л.С.







февраль, 2014






Открытый урок по русскому языку:

«Роль имён прилагательных в речи»



Цели:


1). Повторение общего значения имени прилагательного, его морфологических признаков.

2). Развитие умения употреблять в речи имена прилагательные.

3). Знакомство с антонимами.


Задачи:


1). Обучающая: пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.


2). Развивающая: совершенствовать орфографические умения и навыки; развивать логическое мышление.


3). Воспитательная: формировать умения сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову.


Оборудование:

Учебник «Русский язык» 3 класс, словарики, рабочие тетради, мультимедийная презентация, интерактивная доска, цветные карандаши, иллюстрации животных, таблички с заповедями учащихся.










Ход урока.

Слайд 1.

  1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте, дети. Сейчас у нас урок русского языка. Поможет провести нам его ваш любимый мультипликационный герой – Лунтик.


Слайд 2

  1. Эмоциональный настрой.

- Для того, чтобы наш урок прошел продуктивно, давайте настроимся на положительный лад и проведем аутотренинг.


  1. Чистописание. Раб с предложением.


- С чего обычно мы начинаем урок? (с чистописания). Слайд 3

- Верно, сегодня мы будем писать букву, обозначающую звук, с которого начинается имя нашего гостя ( Это буква Л - . – Напишем сложное соединение строчной и заглавной буквы. )

- «Заведем» волшебный карандаш…




















- Давайте сделаем нашему гостю еще один приятный сюрприз. Придумайте предложение, в котором все слова будут начинаться со звука [ Л ].


Например:

Лунтик любит леденцы.

Лунтик любовался ласточками.

Лариса, Луша, Лора лепят лимоны.

Лунтик любит летний лес.


- Запишем предложение: Слайд 4


Лунтик ловил ладошками лёгкие листочки.


( ученик выходит к доске, выполнять задание в презентации)

Включаем ИД

- Задания:

- найти и подчеркнуть грамматическую основу( Какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое?);

- подписать части речи;

- подчеркнуть зелёным карандашом мягкие согласные, гласные смягчающие предыдущий согласный звук красным цветом;

- найти и подчеркнуть изученные орфограммы;

- назвать словосочетания;

- какое из этих словосочетаний соответствует схеме «прилагательное + существительное»


  1. Повторение.

- Дети вспомним то, что знаем.

- Ребята, какую тему мы сейчас проходим? (имя прилагательное)

- Что мы узнали об им прил?

- Что обозначают имена прилагательные?

- Как изменяются им прил?

- Когда можно определить род им прил , а когда – нельзя?

- От чего зависят число и род им прил? (дети проговаривают изученное правило, приводят свои примеры).


  1. Словарная работа.

- Ребята, проведем словарную работу.

- Послушайте, какое стихотворение вам принёс Лунтик, а называется оно «Сказка про краски».


Если б все на свете было

одинакового цвета,

Вас бы это рассердило

или радовало это?

Кто решился бы отныне,

приходя домой усталым,

На зеленой спать перине

под зеленым одеялом?

И зеленою водою

на рассвете умываться,

И зеленым-презеленым

полотенцем утираться?

Любоваться, как над вами,

зеленея, птицы реют,

Над зелеными домами

ярко солнце зеленеет.

Видеть мир привыкли люди

Белым. Желтым. Синим. Красным.

Пусть же все на свете будет

Удивительным и разным.



- Чтобы рассказать об удивительном и разном, нарисовать все ярко и красочно, нам нужны слова – имена прилагательные. Лунтику подарили краски (СЛАЙД № 5), но он не знает, как называются оттенки цветов. Поможем ему

Откройте свои словарики. Названия цветов будем записывать, так как это словарные слова. Те дети кто много читает наверняка зрительно вспомнят какую букву нужно записать в опасном месте.

СЛАЙДЫ № 6 – 12. Слова: коричневый, желтый, голубой, фиолетовый, лиловый, сиреневый, оранжевый.)





-Все эти слова какой частью речи являются?

Сформулируйте тему нашего урока.

Слайд 13

- Какие цели поставим перед собой на уроке?

Слайд 14

  1. Новая тема.


- Итак, имена прилагательные украшают нашу речь, помогают уточнить признаки предметов, представить их в своем воображении. Давайте убедимся в этом. Сможете ли вы отгадать животных по признакам?


- Хитрая, пушистая, рыжая… (лиса)

- Пушистый, серенький, робкий…. (зайчик)

- Лохматый, бурый, косолапый… (медведь)

( Иллюстрации животных вывешиваются на доску)


  1. Индивидуальная работа

- Молодцы! Предлагаю некоторым ребятам индивидуально поработать у доски по карточкам.

( К доске 3 ученика, получают задания соответствующие иллюстрациям).


Для иллюстрации ЛИСА задание:

Хитрая, рыжая, пушистая лиса.

Составить 3 словосочетания «существительное + прилагательное», указать род и число прилагательных, выделить окончание .

Для иллюстрации ЗАЙЧИК задание:

Пушистый, робкий, серенький зайчик.

Разобрать имена прилагательные по составу, обозначить в словах изученные орфограммы.


Для иллюстрации МЕДВЕДЬ задание:

Лохматый , бурый, косолапый медведь.

Составить предложение используя словосочетание косолапый медведь.

- Что общего у слов косолапый и медведь


- Пока ребята работают у доски. Мы с вами продолжим изучать роль имен прилагательных в речи.

Оказывается, в речи прилагательные занимают 3 место по частоте употребления. Они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний.

-

- Не обойтись без прилагательных при описании картин природы. СЛАЙД № 15.












- Какие из этих прилагательных описывают снег зимой, а какие - весенний снег?

(Дети отвечают устно, проверка - при нажатии на значок вопросика внизу справа )


Проверка выполненных заданий у доски.


  1. Физминутка. (СЛАЙДЫ № 16-17.)


  1. Работа по учебнику. Первичное закрепление.


- Откроем учебники, стр. 82. Упражнение № 320.


Чтение стихотворения. Работа по вопросам:

- Какое настроение вызывают эти строки?

- Почему звезды – золотые?

- Как вы понимаете строчку: «Зажурчит ручей студеный серебристою струей»?


(Далее выполняем упр на доске по заданию в учебнике – нахождение прилагательных и существительных, с которыми они связаны. Запись этих словосочетаний, графическое обозначение вопроса. )


  1. Знакомство с антонимами. Развитие речи. Рефлексия.


- Пока мы работали, Лунтик нарисовал для нас два пейзажа (СЛАЙД № 18).


























- Какой день изображен на первой картинке, на второй?

- Слова какой части речи помогут нам описать погоду, ветер, настроение?

- Запишите текст, вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные. Первый вариант запишет текст, описывающий первую картинку, а второй вариант – постарается описать второй пейзаж. (Уточняем задание – можно вставить и одно слово, и два – по желанию ребенка.)


НАПРИМЕР:



1 вариант 2 вариант



Был солнечный весенний день. Дул теплый ласковый ветер. По высокому небу плыли легкие белые облака. Погода была чудесная. И настроение было прекрасное.


Был пасмурный осенний день. Дул прохладный резкий ветер. По низкому небу плыли тяжелые серые облака. Погода была плохая. И настроение было ужасное.



Далее дети в течении нескольких минут работают, затем зачитывают свои тексты, проводим анализ (устно) допущенных речевых ошибок (если есть повторы)

( УСТНО)

- В этой работе мы использовали слова с противоположными значениями:

солнечный – пасмурный,

весенний - осенний;

легкие – тяжелые,

теплый - холодный,

прекрасный – ужасный.


- Это - АНТОНИМЫ. Антонимы часто употребляются в речи.

- Подумайте, может ли одно слово иметь несколько антонимов? ( Примеры в слайде)

(СЛАЙД № 19 - устно)

- Антонимы стали основой многих пословиц, например: (СЛАЙД № 20)

- Лучшая вещь – новая, а лучший друг – старый.

- Корни учения горькие, а его плоды – сладкие.

Назовите слова антонимы.

Ребята, как понимаете смысл пословиц?


- Мой любимый афоризм из КНИГИ МУДРОСТИ ( показать детям)

«ПУТЬ УСЫПАННЫЙ ЦВЕТАМИ, НИКОГДА НЕ ПРИВЕДЕТ К СЛАВЕ»

Для того чтобы чего- то достичь нужно много трудиться, стараться. Для этого необходимо обладать определенными качествами характера.

Недавно мы с вами в классе проводили исследование. Давайте сейчас подведем итоги. Руководителем группы девочек была Надя Антонова, а руководителем группы мальчиков – Егор Алякшин. Попрошу выйти вас к доске с результатами исследований. Озвучьте пожалуйста задания.

Надя - Слайд 21

Егор – Слайд 22

- Какие части речи вы использовали, чтобы назвать качества характера?

- Зачитайте их поочередно. Как можно назвать эти прилагательные?

( АНТОНИМЫ)

Предлагаю результат вашего исследования назвать

ЗАПОВЕДИ УЧАЩИХСЯ 3 А КЛАССА ( вывешиваются листы на доску). Мы их разместим в классном уголке , каждый день будем читать их, постараемся не нарушать их для того чтобы быть успешными и лучшими учениками.


  1. Итог.

Какие же качества помогут сделать плоды учения сладкими?

- Кому на уроке учение показалось горьким, неприятным, Кому было трудно, непонятно?

- Как вы думаете, будут ли сладкими плоды нашего урока?

- Что нового узнали на уроке?

- Для чего в речи служат имена прилагательные?



  1. Д/З: стр. 90 – разобрать правило, упр. № 318 .






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!