СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе в 9 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Уроки нравственности"

(ПО ПОВЕСТИ В.Г. РАСПУТИНА «ПРОЩАНИЕ С МАТЕРОЙ»)

К 75-ЛЕТИЮ ПИСАТЕЛЯ

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе в 9 классе»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Миленинская основная общеобразовательная школ»

Фатежского района Курской области

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ

В 9 КЛАССЕ

«УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ»

(ПО ПОВЕСТИ В.Г. РАСПУТИНА «ПРОЩАНИЕ С МАТЕРОЙ»)

К 75-ЛЕТИЮ ПИСАТЕЛЯ

Открытый урок разработан и проведен учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категории Татьяной Михайловной Ефремовой

2014- 2015 учебный год



Урок по литературе в 9 классе. "Уроки нравственности" (по повести В. Распутина «Прощание с Матерой»).

Если соберем волю каждого в одну волю — выстоим!

Если соберем совесть каждого в одну совесть — выстоим!

Если соберём любовь к России в одну любовь — выстоим!

В. Г. Распутин

Цель урока:

-продолжить знакомство с творчеством В. Г. Распутина

-привить нравственные ценности, вывести учащихся на философский уровень прочтения рассказа о жизненных ценностях.

  • продолжить работу над развитием речи учащихся, умением устанавливать причинно - следственные связи;

  • способствовать активизации мыслительного поиска проблемы путем информативно - проблемных вопросов;

  • ввести ребят в духовный мир Распутина, в нравственный мир его героев;

  • способствовать воспитанию у ребят потребности в наличии собственного мнения в самоанализе;

  • чувства ответственности за свои слова и поступки, любви к Родине, к малой родине.

Оборудование:

-тексты повести В. Распутина «Прощание с Матерой»

-художественный фильм по повести В. Распутина «Прощание с Матерой»;

-музыкальное сопровождение

-газетные статьи «А тут плавают ваши кресты...» (подтвердить вымысел правдой памяти)

- презентации учащихся

  • портрет и фотографии В. Г. Распутина

  • эпиграф на доске.

Ход урока:

Слово учителя:

Итак, прочитана еще одна книга, состоялось знакомство с новыми героями, открылась еще одна страница русской классики - мир прозы В.Г. Распутина. Еще один взгляд на нашу историю, еще одна попытка осмыслить то, что происходило с людьми, то что происходит с нами.

А для нас с вами - еще одна возможность подумать, поразмышлять над теми проблемами, которые волнуют автора, его героев и которые заставляют о многом задуматься и нас, современных читателей.

Сегодня мы продолжим разговор о замечательном писателе, нашем современнике, лауреате Государственной премии СССР - В. Распутине и о его произведении "Прощание с Матёрой".

Биография писателя (рассказ ученика)

Распутин Валентин Григорьевич (р. 1937), прозаик. Родился 15 марта в селе Усть-Уда Иркутской области в крестьянской семье. После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодежной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком "Я забыл спросить у Лешки" был опубликован в альманахе "Ангара" (1961).

Окончив университет в 1959, Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве. Красноярской ГЭС и магистрали Абакан - Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники "Костровые новых городов" и "Край возле самого неба".

В 1965 Распутин показал несколько новых рассказов приехавшему в

Читу на совещание молодых писателей Сибири В. Чивилихину, который стал "крестным отцом" начинающего прозаика.

Первая книга рассказов Распутина "Человек с этого света" была издана в 1967 в Красноярске. В том же году выходит повесть "Деньги для Марии". В полную силу талант писателя раскрылся в повести "Последний срок" (1970), заявив о зрелости и самобытности автора.

Затем последовали повести "Живи и помни" (1974) и "Прощание с Матёрой" (1976), поставившие их автора в ряд лучших современных русских писателей. В 1981 вышли новые рассказы: "Наташа", "Что передать вороне", "Век живи - век люби".

Появление в 1985 повести Распутина "Пожар", отличающейся остротой и

современностью проблемы, вызвало большой интерес у читателя. В последние годы писатель много времени и сил отдает общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества. В 1995 вышли в свет его рассказ "В ту же землю"; очерки "Вниз по Ленереке"; в 1996 - рассказы "Поминный день"; в 1997 - "Нежданно-негаданно"; "Отчие пределы" ("Видение" и "Вечером"). Живет и работает в Иркутске.

На фоне музыки слово учителя. Газета «Рыбинская правда» за 29 апреля пишет: «Заполнение

Рыбинского моря, начатое 14 апреля, продолжается. Вчера к 11 часам утра

напор воды у переборской плотины достиг 12 метров. А в это время на

другом конце, на самом краешке его чаши, четвероклассник Коля Иванов

ещё бегал в школу по щиколотку в воде. Надо бы успеть сдать экзамены, и

дед с бабушкой остались в деревне Марьино, где уже началось затопление».

И ещё один документ: «Трудящиеся Ярославской области под руководством областной партийной организации проделали большую работу по переносу строений, переселению из зоны затоплений 17 137 хозяйств и 493 населённых пункта, по отчистке ложа водохранилища площадью 4 817 км2...».

Человеческая память прежде всего связана с местом, где родился, где вырос, откуда ушёл в жизнь. И несуразной кажется мысль о том, что это всё может исчезнуть.

Мы, дети XXI века, века скоростей, века науки и техники, века цивилизации.

«Цивилизация добралась и до сибирской деревушки Матера,» -

читаем строки из повести В. Распутина «Прощание с Матерой». Чтобы

построить ГЭС, решено было затопить эту древнюю деревушку. Должно уйти под воду всё:

-дома, в которых жили люди, любя и страдая, встречая новорожденных и провожая в последний путь близких;

-огороды-кормильцы;

-кладбище, где покоятся души умерших;

-луга, леса, цветы...

Всё...

Каждому поколению кажется, что оно делает что-то невиданное. Давайте поближе познакомимся с Матерой, её жителями, прислушаемся к их разговорам.

Может быть, и правда не о чём жалеть, может быть, действительно правильное решение было принято, может, не придётся стыдиться за свои поступки перед будущим? Может, человек больше обрёл, чем потерял? Это главные вопросы нашего урока.

II. Работа с текстом

Обратимся к названию произведения, которое по своему содержанию, остроте конфликта, трагическому излому событий можно назвать философской притчей, «Прощание с Матёрой»

«Прощание» от слова «проститься».

«Проститься»: 1) с кем-либо, обменяться приветствиями при расставании;

2) покинуть что-нибудь, расстаться.

  • Что же такое «Матёра»? Заглянем в словарь В.И. Даля.

«Матёра - материк, берегу реки, гора, горный, твердая земля,

нетронутый пласт поверхности земли нашей, кряж природный, ненасыпной, ненаносной; остров, суша».

«Матереть - становиться матерью, рожать детей».

В повести Распутина Матёра - это остров и одноименная деревня.

  • Какое впечатление производит Матёра?

«Пышно, богато было на материнской земле - в лесах, в полях, на берегах, буйной зеленью горел остров, полной статью катилась Ангара. Жить бы да жить в эту пору, поправлять, окрест глядючи, душу, прикидывать урожай - хлеба, огородной большой и малой разности, ягод, грибов, всякой пригодной всячины. Ждать сенокоса, затем уборки, потихоньку готовиться к ним и потихоньку же рыбачить, поднимать до страдованья, не надсаждаясь, подступающую ото дня работу - так, выходит, и жили многие годы и не знали, что это была за жизнь», (гл. 7) «Остров собирался жить долго».

  • Почему повесть начинается с весеннего пейзажа?

Символично художественное время начала повести.

«... такая наступила кругом благодать, такой покой и мир, так густо и свежо сияла перед глазами зелень... с таким чистым, веселым перезвоном на камнях катилась Ангара , и так всё казалось прочным, вечным...».

Прокомментируйте эту особенность.

  • Если так богата материнская земля, то почему так «смутно» и «тревожно» на душе её жителей? Что всех беспокоит? Какая уготована судьба острову?

Произойдет «убиение» Матёры: не только разрушение векового уклада, истребление памяти о минувших поколениях, но и буквальное стирание с лица земли. Деревне суждено погибнуть под водой. Для её жителей она - первооснова, на которой держится их бытие: прошлое, настоящее, будущее. Для всех жителей Матёра как родная мать.

«И тихо, покойно лежал остров, тем паче родная, самой судьбой назначенная земля... ».

  • Что значит для жителей острова прощание с Матёрой? Прощание с Матёрой - для многих её жителей было прощанием со

всеми веками накопленными ценностями, да и с самой жизнью. Недаром персонажи повести называются «утопленниками», что означает духовную, нравственную смерть матёринцев.

»

  • Как автор изображает трагедию Матёры? В чем причина развернувшейся трагедии? Почему Дарья называет свою деревню «христовенькой» ?

«... будто остров сорвало и понесло как щепку... Всё, что недавно ещё казалось вековечным и неподатливым, как камень, с такой легкостью помчало в тартарары - хоть глаза закрывай», - говорит Дарья. «И непривычно, жутко было представлять, что дальше дни пойдут без Матёры-деревни... И дальше дни пойдут без запинки мимо, все мимо и мимо».

  • Прошлое Матеры. С какой целью так подробно автор рассказывает о деревне? (Чем больше знаешь, тем дороже и роднее.)

  • Почему нарушился жизненный уклад деревни?

Бедствием, крушением размеренного лада жизни, благодати оборачивается строительство ГЭС. Под угрозой оказались вековые основы жизни, утрата которых невосполнима. Распутин завязывает сложный и мучительный конфликт между человеческим «Я» и прогрессом. Вечная коллизия по-своему представлена в повести.

Тревожно вползает в повествование грустная нота: в деревне остались одни старухи и старики. Только Дарья чувствует ответственность за судьбу Матёры: «Спросют: как допустила такое хальство, куда смотрела? На тебя, скажут, понадеялись, а ты? А мне и ответ держать нечем. Я ж тут была, на мне лежало доглядывать. И что водой зальёт, навроде тоже как я виноватая».

Не случаен выбор имени героини: Дарья - «сильная», «побеждающая».

С фразы Богодула «Мертвых грабют» - завязывается сюжетный узел: материнцы отбивают могилы своих родственников.

  • Чем объясняется в повести такое трепетное отношение к кладбищу?

Обратимся к словарю синонимов З.Е. Александровой.

«Кладбище - некрополь (книж), древнее: могильник; сельское: погост; место вечного упокоения (высок.), попово гумно, Богова делянка (устар.)»

  • На какие раздумья наталкивает Дарью последнее посещение родных могил?

«... зачем тогда приходить на эти могилы? Вот они лежат здесь полной материнской ратью, отдав всё своё для неё, для Дарьи, и для таких, как она, - и что из этого получается? Что должен чувствовать человек, ради которого жили многие поколения? Ничего он не чувствует. Ничего не понимает. И ведет он себя так, будто с него с первого и началась жизнь и им она навсегда закончится».

«... эта возникшая неизвестно откуда тихая глубокая боль, что ты и не знал себя до теперешней минуты, не знал. Что ты - не только то, что ты носишь в себе, но и то, не всегда замечаемое, что вокруг тебя, и потерять его иной раз пострашнее, чем потерять руку или ногу, - вот это всё запомнится надолго и останется в душе незакатным светом и радостью. Быть может, лишь это одно и вечно, лишь оно, передаваемое, как дух святой, от человека к человеку, от отцов к детям и от детей к внукам, смущая и оберегая их, направляя и очищая, и вынесет когда-нибудь к чему-то, ради чего жили поколения людей».

Действительно, человек - лишь узелок в нескончаемой нити поколений. Человек - часть семьи, семья - часть рода, род - часть народа, народ - часть Родины...

Рождение, родители, род, народ, родина - однокоренные слова, имеющие одни и те же истоки...

Дарья является воплощением вековых нравственных устоев. Героиня чувствует свою ответственность перед умершими родственниками. В тяжелые минуты она обращается к Богу, и тогда ей открывается высший смысл происходящего. Она чувствует ритм времени и покой вечности в их единстве. Свою жизнь она мыслит не с момента рождения, а много-много раньше. Сколько поколений копило для неё жизненную силу!

Она понимает: ты - не просто человек, творящий себя с нуля, ты сын или дочь, большая часть тебя уходит в прошлое, в предков, они дали тебе всё: само существование, оставили в наследство навыки, умения. Отсюда и её глубоко личная тема ответственности и долга перед умершими. Не за себя, за свой привычный уклад, а за свой род болеет и борется до последнего .

Дарья осознает себя ответчицей за попираемую честь предков. Её служение

им - долг, смысл её жизни. Её растревоженной совести представляется видение будущего Суда, где расходящимся клином стоит весь её род, а на острие этого клина она как ответчица. В её душе рождаются вечные вопросы: «И кто знает правду о человеке: зачем он живет? Ради жизни самой, ради детей, чтобы и дети оставили детей, ради движения, ради этого беспрерывного продергивания - зачем тогда приходить на эти могилы».

В чем Дарья видит свою правду?

«Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни», - утверждает она.

  • Что означает для человека память?

Дарья говорит своим землякам: «Памяти никакой не стало, вся износилась...».

Что она имеет в виду? Согласны ли вы с ней? Почему «износилась память»? Чем опасно для человека забвение прошлого? Почему эту правду не может постигнуть сын Дарьи - Павел?

«Ведь должна же быть какая-то одна, коренная правда? Почему я не могу её отыскать?»

«... слабы мы, непамятливы и разорены душой». «... душу свою потратили - вам и дела нету. Ты хошь слыхал, что у его, у человека-то, душа есть?» Что дало основание Дарье говорить о разорении души матёринцев?

Исток трагедии следует искать в отклонении и нарушении основ бытия. «Всё, что живет на свете, имеет один смысл - смысл службы». (Служба - служение, поручение). Значит, жители острова утратили истинный смысл жизни, «самостоянье» человека? Почему это произошло? За что Дарье жалко человека?

«Он думает, он хозяин над ей (жизнью), а он давно-о уж не хозяин. Давно из рук её выпустил. Она над им верх взяла... Вы её из вожжей

отпустили, теперь её не остановишь. Пеняйте на себя».

  • Анализ диалога между Дарьей, представителем старшего поколения, и Андреем, представителем молодых, (класс делится на две группы: первая группа отстаивает позицию Дарьи, вторая группа - позицию Андрея.).

  • Показ видеозаписи отрывка из фильма Э. Климова «Прощание» с комментариями учителя: «Затопили деревни, раскидали людей по миру. Потерялся хозяин, а с ним и ответственность за землю, за её будущее. Так решались судьбы людей».

  • Вывод по уроку:

Матера стала для нас не только символом отчего дома, но и России. Повесть Валентина Распутина о духовной и исторической правде, о почтительном отношении к предкам, «малой» и большой Родине, о духовной сопричастности к тем местам, на которых живешь. Ведь без памяти нет ни народа, ни нации, ни Человека.

Писатель не против перемен, он не пытается в своей повести протестовать против всего нового, прогрессивного, а заставляет задуматься о таких преобразованиях в жизни, которые бы не истребили человеческого в человеке. В силах людей сберечь родную землю, не дать ей исчезнуть без следа, быть на ней не временным жильцом, а вечным ее хранителем, чтобы потом не испытывать перед потомками горечь и стыд за утерю чего-то родного, близкого твоему сердцу.

«... Кто мы на этой земле - хозяева или временные пришельцы: пришли, побыли, ни прошлого нам не нужно, ни будущего у нас нет?» - задается вопросами автор.

Ответ приходит сам собой: исток нравственности русского человека всегда был в его генетической связи с родной землей, широтой полей, красотой лесов, бескрайними просторами, и утрата этой связи может привести к драматическим или даже трагическим последствиям.









Приложение:



























Валентин Григорьевич Распутин

15 марта 1937




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!