СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспекты уроков литературы 6 класс (88-102)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Конспекты уроков литературы 6 класс "по Программе В.Я.Коровиной - это материалы Приложения для составления технологической карты урока в классах,работающих по ФГОС,где принята форма технологических карт.Материал может быть использован в качестве основы для составления традиционного плана-конспекта.Цели и задачи урока формулирует сам учитель в зависимости от особенностей класса.Материал в формате документа легко редактируется.

Просмотр содержимого документа
«Конспекты уроков литературы 6 класс (88-102)»

Фазиль Искандер

2 часа

Урок 88



Фазиль Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла»

      I. Фазиль Искандер и его детские рассказы
      Вступительное слово учителя (Презентация)      Фазиль Искандер родился в 1929 году в Сухуми. В советское время город Сухуми был столицей Абхазии, которая входила в состав Грузии и соответственно в состав СССР. Детство будущего писателя прошло в горном селе под Сухуми.
      — Сколько лет было Искандеру, когда началась Великая Отечественная война?
      Фазиль Искандер закончил сухумскую школу с золотой медалью и приехал учиться в Москву. Он учился в Литературном институте имени М. Горького, а затем работал журналистом в Брянске и Курске. В 1956 году Искандер вернулся в родной город и продолжил писать рассказы. Он создал много произведений о детях и для детей. Это рассказы о мальчике Чике: «День Чика», «Ночь и день Чика», «Возмездие», «Чаепитие и любовь к морю», «Чик на охоте», «Подвиг Чика», «Защита Чика». Посоветуем детям прочитать их — лучше после знакомства с рассказом, данным в учебнике.

      II. «Тринадцатый подвиг Геракла»

Вступительная беседа
      — Кто такой Геракл? Сколько подвигов он совершил? Какие это подвиги?
      — Если, не читая рассказа, попытаться представить его содержание по названию, что вы нарисуете в своем воображении?
      Дополнительно объясним, что до войны школы были мужскими и женскими, то есть мальчики учились отдельно от девочек.

Слушание рассказа.(Фонохрестоматия)

       Домашнее задание
      Составить цитатный план для рассказа об одном из героев (по вариантам):
      1) Отличник Сахаров.
      2) Шурик Авдеенко.
      3) Алик Комаров.



Урок 89



Характеристика героя произведения. Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека

      I. Характеристика героя произведения
      Проверка домашнего задания

Работа в парах
      По составленным дома цитатным планам предложим ученикам рассказать о товарищах главного героя рассказа Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».
      Автор рассказывает о нескольких одноклассниках главного  героя. Это Сахаров, Шурик Авдеенко и Алик Комаров.
      Сахаров — отличник. Даже во время смеха он старается не перестать быть отличником. Рассказчик говорит о нем так:
      «— Правильный, — кивает он мне головой с такой противной уверенностью на умном, добросовестном лице, что я его в ту же минуту возненавидел за благополучие».
      Шурик Авдеенко учится плохо. Когда учитель смеется над ним, называя «черным лебедем», Авдеенко «сидит, яростно наклонившись над тетрадью, показывая мощные усилия ума и воли, брошенные на решение задачи». У него угрюмое загорелое лицо, он длинный и нескладный. Шурик даже не радуется, когда ему наконец делают укол. Рассказчик называет его «самым мрачным человеком нашего класса».
      Больше всех укола боится Алик Комаров. Алика на самом деле зовут Адольф, но началась война, мальчика стали дразнить, и он на тетради написал «Алик». Он «тихий и скромный ученик». Рассказчик говорит о нем: «Он сидел над своей раскрытой тетрадью, опрятный, худой и тихий, и оттого, что руки его лежали на промокашке, он казался еще тише. У него была такая дурацкая привычка — держать руки на промокашке, от которой я его никак не мог отучить». Во время того, как Алику делают укол, у него на лице выступают веснушки. Он рыжеватый, и рассказчик думает о том, что мальчика, наверное, дразнили бы рыжим, если бы в классе не было настоящего рыжего.
      Каждый герой этого рассказа запоминается надолго, потому что автор выделяет главные, основные черты внешности и характера героя, и делает на них акцент, подчеркивая несколько раз угрюмость Авдеенко, благополучие Сахарова и скромность и незаметность Алика.
      — Каким вы представляете главного героя?
      Главный герой рассказа — это сам рассказчик, поэтому в тексте нет его портрета. Ученики могут сами вообразить его внешность и рассказать о качествах характера и увлечениях героя.

      II. Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека
             — Какое чувство у вас оставил образ Харлампия Диогеновича? Случайно ли автор дает ему такое отчество?
      Образ Харлампия Диогеновича вызывает смешанное чувство. С одной стороны, неприятно, когда учитель высмеивает учеников. С другой стороны, важно, чтобы на уроке была дисциплина. Остроумие, когда оно не оскорбляет другого человека, вызывает уважение.
      Автор дает учителю отчество «Диогенович», чтобы подчеркнуть, что учитель, как и греческий философ Диоген, относился к жизни спокойно и философски.
      — Почему герой с благодарностью говорит об учителе?
      Герой с благодарностью говорит об учителе, потому что научился с его помощью относиться к себе и людям критично, с иронией и юмором.
      — Как вы понимаете слова: «Смехом он, разумеется, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора»?
      Автор говорит, что Харлампий Диогенович приучал учеников видеть собственные недостатки и ошибки, но не убегать и не прятаться от них, а мужественно работать над собой.
      — Что такое юмор?
«Краткий словарь литературоведческих терминов» (с. 314, ч. 2 учебника).
      — Можно ли назвать рассказ Искандера юмористическим?
      — Что вызывает смех читателей?
       комичность эпизода, неожиданность как прием создания юмористической ситуации, гипербола , например, при описании страха перед уколом у Алика Комарова.
      Рассказ Искандера написан от лица мальчика, который видит мир словно через призму наивного детского сознания. Это выражается особенно ярко в таких фразах: «Класс хохочет. И хотя мы не знаем, кто такой принц Уэльский, мы понимаем, что в нашем классе он никак не может появиться. Ему просто здесь нечего делать, потому что принцы в основном занимаются охотой за оленями»; «„Смотри, чего захотел!“ — подумал я про этого молодого человека, понимая, что греческую мифологию исправлять никому не разрешается. Какую-нибудь другую завалящую мифологию, может быть, и можно подправить, но только не греческую, потому что там уже давно все исправлено и никаких ошибок быть не может».
      — Найдите юмористические эпизоды и подумайте, как писателю удается вызвать смех.
      Юмористическими можно назвать эпизоды, в которых описывается, как директор хотел перенести стадион, потому что он нервирует учеников; как Харлампий Диогенович встречал опоздавшего ученика; как называл Авдеенко «черным лебедем». В рассказе много смешных выражений, например: «...на самом деле он больше всего боялся нашего завуча. Это была демоническая женщина...»; «Ему просто здесь нечего делать, потому что принцы в основном занимаются охотой за оленями»; «Казалось, приготовления палача пошли быстрее»; «Он не сразу взял кинжал, а сначала сунул его в солому, которой была покрыта Хижина Дореволюционного Бедняка».
      Писателю удается вызвать смех неожиданными поворотами сюжета и неожиданными, непривычными словосочетаниями, применяемыми к обычным людям или явлениям.

      III. Самостоятельная работа
ответить (по выбору ученика) на один из двух вопросов:
      — В чем состоит главная идея этого рассказа?
      — Какой смысл вкладывал автор в название своего рассказа?
      Ответы постарайтесь сформулировать в одном-двух предложениях.
      Главная идея этого произведения состоит в том, что смех позволяет человеку увидеть со стороны свои скрытые черты характера, признать собственные ошибки и больше не допускать их.
      Геракл совершил двенадцать подвигов, тринадцатого подвига не было. Название рассказа говорит нам, что герой совершил поступок, который подвигом не является.

       Домашнее задание
на выбор I или II задание рубрики «Для самостоятельной работы» (с. 185, ч. 2 учебника).



РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ ПОЭТОВ XX ВЕКА



3 часа



Урок 90



Учимся читать выразительно. А. А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...». А. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша». А. А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...». Н. М. Рубцов. «Звезда полей». Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине

      I. Учимся читать выразительно
Чтение статьи В. Г. Артоболевского «Элементы интонации» (с. 193—194, ч. 2 учебника , выписать в тетрадь основные понятия: фразовые ударения, паузы, мелодика речи.

      II. Творческая мастерская
             — Стихотворения каких поэтов вы уже читали в предыдущих классах? Какие из стихотворений вы помните?
Работа в группах

      Задание 1
      Подготовить выразительное чтение стихотворения.

      Задание 2
      Нарисовать иллюстрацию к стихотворению.
    
      Задание 3
      Определить размер стихотворения и способ рифмовки.

Выступление координаторов групп

предлагают свои варианты выразительного чтения стихотворения, «защищают» иллюстрацию. Группа называет размер стихотворения и способ рифмовки, отвечает на дополнительные вопросы учителя или товарищей из других групп .Оценивание на этапе рефлексии.
             — Что объединяет прочитанные сегодня стихотворения?
      Стихотворения поэтов XX века, прочитанные нами, объединяет любовь к Родине и родной природе, выраженная в поэтических строках.

       Домашнее задание
      Подготовить выразительное чтение наизусть понравившегося стихотворения.
      Индивидуальное задание
      Подобрать к стихотворению, которое готовишься читать наизусть, иллюстрацию и музыку, на фоне которой можно прочитать стихотворение. Обосновать выбор иллюстрации и музыки.



Урок 91



Чувство радости и печали, любви к родной природе и к Родине в стихотворениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении

Слушание стихов (Фонохрестоматия) Презентация.

Литературоведческий комментарий

А. А. Блок

      Стихотворение Александра Блока «Летний вечер» рассказывает о том, каким представился поэту летний, августовский закат в поле. Картина проникнута настроением покоя, грусти и туманной надежды. Автор использует олицетворения (лучи заката «лежат», трава «объята дремотой»), метафоры («красный диск луны»), эпитеты («последние лучи заката», «дремотой розовой», «вечерней тишины», «луговые дали»), обращение к неизвестному герою («Забудь заботы и печали, / Умчись без цели на коне...»).
      Следующее стихотворение Блока — «О, как безумно за окном...» — описывает бурную, ветреную ночь. Оно наполнено тревогой и жалостью к несчастным. Почувствовать это настроение помогают восклицания («О...»), восклицательные знаки, большое количество глаголов, которые передают буйство природных сил («...Ревет, бушует буря злая, / Несутся тучи, льют дождем, / И ветер воет, замирая!», «...Бушует ветер, изнывая!..»). Поэт пишет, что ему жаль «людей, лишенных крова», и ему хочется испытать то же, что и они, очутиться «в объятьях холода сырого». Эта строка звучит особенно выразительно. В ней сочетается олицетворение «объятья холода» с точным эпитетом «сырого». Во время чтения стихотворения мастерство поэта заставляет нас позабыть об использовании изобразительных средств и думать о буре, которую описывает поэт, о несчастных, которым негде укрыться от этой бури.

С. А. Есенин

      В учебнике приведены два стихотворения Сергея Есенина. Оба они посвящены русской зимней дороге: «Мелколесье. Степь и дали...» и «Пороша». В первом стихотворении поэт описывает, как он ночью едет по степи под лунным светом. Читатель чувствует мотив русской пляски:

Эх вы, сани! Что за сани!
Звоны мерзлые осин.
У меня отец — крестьянин,
Ну, а я — крестьянский сын.

      В последней строфе появляется образ русской гармошки-«венки», под которую «Будет рядом веселиться / Юность русских деревень...». Поэт использует различные изобразительные средства: олицетворение (бубенцы зарыдали, ножка у березки), эпитеты («разливные бубенцы», «Неприглядная дорога, да любимая навек...», «звоны мерзлые осин», «чахленькая местность»), метафоры («юность русских деревень»). Все стихотворение наполнено звуками: рыданием «разливных бубенцов», «мерзлыми звонами осин»; особенно выделяется выражение «стынь и звень». Образ русской земли складывается из противопоставления «чахленькой местности» и преклонения перед каждой березкой, рыдания и веселья.
      В «Пороше» дорога превращается в «бесконечную ленту», а зимний лес становится сказочным и таинственным. Это чувство тайны и загадочности помогают передать эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения, которые сплавлены в этом произведении словно бы в одно целое. В первом четверостишии мы видим реальную картину: звенит под копытом коня мерзлая земля, укрытая утоптанным снегом, кричат на лугу серые вороны. Во втором четверостишии начинается сказка:
      Заколдован невидимкой, (метафора)
      Дремлет лес под сказку сна, (олицетворение, метафора)
      Словно белою косынкой, (сравнение, основанное на олицетворении, эпитет)
      Подвязалася сосна (метафора).

      В третьей строфе метафора развивается, превращаясь в сравнение:

      Понагнулась, как старушка, (сравнение)
      Оперлася на клюку, (метафора)
      А над самою макушкой
      Долбит дятел на суку. (Реальная картина.)

      В последней строфе мы встречаем олицетворение (снег «стелет шаль»), объединенное с метафорой (шаль — снежный покров), и метафорическое сравнение дороги с лентой, которая «убегает вдаль» (олицетворение).
      Такое сочетание изобразительных средств создает впечатление сказочности.

А. А. Ахматова

      Стихотворение Анны Ахматовой «Перед весной бывают дни такие...» описывает приближение, предчувствие весны. Поэтесса использует различные художественные средства: олицетворение («отдыхает луг», «ветер нежен и упруг»), эпитеты («под плотным снегом», «деревья весело-сухие», «теплый ветер»). Во втором четверостишии автор рассказывает о своих чувствах так, словно их испытывает не только она, но эти чувства знакомы многим людям. Для этого поэтесса использует глаголы второго лица единственного числа:

...И дома своего не узнаешь,
И песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поешь.

      Это стихотворение помогает читателю по-новому взглянуть на окружающий его мир.
      Учтем, что стихотворение написано в 1915 году, когда Ахматовой было 26 лет. (Демонстрация репродукциии портрета Анны Андреевны, написанного в 1914 году Н. И. Альтманом (хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге).
      

Н. М. Рубцов

      Глубокая любовь к Родине слышится в стихотворении Николая Рубцова «Звезда полей». Рубцов не описывает какое-то конкретное время года. Он сосредоточивает свое внимание на звезде как на символе стремления человека к лучшей жизни, к счастью и добру.
      В первой строфе мы видим конкретную картину: морозная ночь, двенадцать часов, зима. Страна спит. Звезда (олицетворение) смотрит в полынью.
      Во второй строфе поэт пишет, что звезда горит всегда — и «под золотом осенним», «над зимним серебром» (метафоры).
      В третьей строфе картина словно бы расширяется, и мы видим не одно поле и речку с полыньей, а всю страну и даже планету:

Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей Земли...

      Тревога жителей противопоставляется приветливому (эпитет) лучу звезды. Так поэт использует антитезу.
      В четвертой строфе «города, поднявшиеся вдали», противопоставляются русскому полю:

Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней.

      Оригинальный эпитет «во мгле заледенелой» соединяется в одно целое с постоянным эпитетом, который употребляется в русских сказках и других произведениях устного народного творчества: «на свете белом». Так в этом стихотворении Николай Рубцов объединяет личные чувства с чувствами своего народа.

              Домашнее задание
      Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений, проанализированных на уроке, или другого стихотворения (по выбору учеников).



Урок 92



Стихотворения русских поэтов XX века о природе и Родине

Урок внеклассного чтения (контрольный урок)

      I. Проверка домашнего задания
выразительное чтение наизусть подготовленных дома стихотворений.

      I. Самостоятельная работа
Письменно ответить на вопросы:



      1. С какими новыми произведениями устного народного творчества вы познакомились в этом учебном году? К какому жанру они относятся?
      2. Что такое миф, легенда? Чем они отличаются от сказки?
      3. По отдельным отрывкам определите героя литературного произведения. Назовите главное в его характере. К какому жанру относится каждое произведение?
      а) «...а я терпеть шутки от ваших холопьев не намерен, да и от вас их не стерплю, потому что я не шут, а старинный дворянин».
      б) «Об этом, — говорит, — спору нет, что мы в науках не зашлись, но только своему отечеству верно преданные».
      в) «И маленький человек остановил в себе большое сердце. Он замер в точном расчете движения, как борец в определяющем исход борьбы ударе: жить ему или умереть».
      4. Какие вы знаете изобразительно-выразительные средства художественной речи? В приведенных отрывках найдите эпитеты, сравнения, олицетворения и объясните их роль:

а)  Под голубыми небесами
     Великолепными коврами,
     Блестя на солнце, снег лежит;
     Прозрачный лес один чернеет,
     И ель сквозь иней зеленеет,
     И речка подо льдом блестит.

б)  На севере диком стоит одиноко
     На голой вершине сосна
     И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
     Одета, как ризой, она.

в)  Кувшины, звуча, налилися водою,
     И, гордо кивая махровой главою,
     Приветствуют пальмы нежданных гостей,
     И щедро поит их студеный ручей.

      5. Какие произведения из прочитанных в этом году посвящены жизни детей и подростков, вопросам справедливости и добра?

      

Ответы

      1. В этом году мы познакомились с новыми произведениями устного народного творчества: мифами («Подвиги Геракла»), легендами («Легенда об Арионе»), календарно-обрядовыми песнями (колядки, масленичные песни, заклички, троицкие песни и осенние песни).
      2. Мифы — это сказания, передающие представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и героях.

      Легéнда — это произведение устного народного творчества, в котором сочетаются реальные события и фантастические элементы.

      Мифы отличаются от сказки тем, что они пытаются объяснить устройство мира, чего в сказке нет. Легенда отличается от сказки тем, что в ее основе лежит реальное событие.
      3. а) Андрей Гаврилович Дубровский — герой романа А. С. Пушкина «Дубровский». Главное в характере этого героя — дворянская честь.
      б) Косой левша — главный герой сказа Н. С. Лескова «Левша». Главные черты его характера — верность Отечеству, чувство собственного достоинства.
      в) Митраша — брат Насти. Эти дети являются героями сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца». Основные черты его характера — настойчивость, упорство в достижении цели, решительность.
      4. Изобразительно-выразительные средства художественной речи — эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, инверсия.

а)  Под голубыми небесами (эпитет),
     Великолепными коврами (эпитет, метафора),
     Блестя на солнце, снег лежит;
     Прозрачный лес один чернеет (эпитет),
     И ель сквозь иней зеленеет,
     И речка подо льдом блестит.

б)  На севере диком стоит одиноко (эпитет, инверсия, олицетворение)
     На голой вершине сосна (эпитет)
     И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим (олицетворение, эпитет)
     Одета, как ризой, она (сравнение).

в)  Кувшины, звуча, налилися водою (олицетворение),
     И, гордо кивая махровой главою (олицетворение, эпитет),
     Приветствуют пальмы нежданных гостей (эпитет, олицетворение),
     И щедро поит их студеный ручей (олицетворение, эпитет).

      5. Многие произведения, прочитанные нами в этом году, посвящены вопросам жизни детей и подростков. Это сказка-быль М. М. Пришвина «Кладовая солнца», феерия А. С. Грина «Алые паруса», сказка-быль А. П. Платонова «Неизвестный цветок», автобиографический рассказ В. Г. Распутина («Уроки французского»), рассказ В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» и юмористический рассказ Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».
      Вопросы справедливости и добра встают перед читателем во всех произведениях, которые изучаются в шестом классе.

       Домашнее задание
      Подготовить материал по литературному краеведению к урокам 93, 94 (учитель даст индивидуальные задания исходя из возможностей и особенностей учеников).



ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ



Габдулла Тукай

1 час

Урок 93



Габдулла Тукай: слово о татарском поэте. Любовь к своей малой родине, верность обычаям, традициям своего народа в стихотворении «Родная деревня». Стихотворение «Книга»: роль книги в жизни человека. Литературное краеведение

      I. Габдулла Тукай: слово о татарском поэте (Презентация)
      
      — Наша страна состоит из областей, краев и республик, которые официально называются субъектами Федерации. Покажите на карте нашу область (край, республику).
      — Какие еще субъекты Федерации вы знаете? Покажите их.
      — Знаете ли вы, где находится Татарстан? Как называется столица этой республики? Что вам известно об этом крае?

      Чтение и пересказ статьи учебника
      Биографическая статья учебника о жизни и творчестве Габдуллы Тукая (с. 195—196

      II. Любовь к своей малой родине, верность обычаям, традициям своего народа в стихотворении «Родная деревня». Стихотворение «Книга»: роль книги в жизни человека
      К стихотворению «Родная деревня» относятся 1—3 вопросы и задания учебника (с. 198). После выразительного чтения стихотворения Г. Тукая «Родная деревня» вспомним стихотворение Н. М. Рубцова «Родная деревня» («Хотя проклинает проезжий...», которое изучалось в 5 классе). И в том и в другом стихотворении выражена общая для поэтов мысль о том, что новые края, которые увидит человек, никогда не затмят для него память о родной стороне. Напротив, жизненный опыт помогает лучше понять ценность родной земли.
      К стихотворению «Книга» относятся 4—5 вопросы учебника (с. 198). В 5-м вопросе есть такая формулировка: «Верите ли вы в спасительную силу книги?» На наш взгляд, этот вопрос можно было бы расширить и дополнить следующим образом:
      — Были ли в вашей жизни случаи, когда книга помогала вам находить ответы на важные для вас вопросы? Что это были за вопросы? Какие книги пришли вам на помощь?

      III. Литературное краеведение
       Выступление учащихся с творческими проектами.
                     Домашнее задание
      Подготовить выразительное чтение стихотворений Габдуллы Тукая «Родная деревня», «Книга».
       Индивидуальное задание
      Подготовить выразительное чтение стихотворений Кайсына Кулиева «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...».
      



Кайсын Кулиев

1 час

Урок 94



Кайсын Кулиев: слово о балкарском поэте. Стихотворение «Когда на меня навалилась беда...». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний. Связь жизни народа с жизнью его языка, поэзии, обычаев в стихотворении «Каким бы малым ни был мой народ...». Литературное краеведение

      I. Кайсын Кулиев: слово о балкарском поэте
выразительное чтение стихотворений Габдуллы Тукая  

     —  Где находится Татарстан? Какой народ в основном населяет эту республику?
      — Знаете ли вы народ, который называется балкарцы? Где живет этот народ? В какой республике?

      Слово учителя (Презентация)
      Балкáрцы (самоназвание таулýла) — народ, проживающий в России на территории Кабардино-Балкарской Республики (столица — Нальчик). Всего в России насчитывается около 78 тысяч балкарцев. (Можно сравнить с населением родного для школьников города или поселка.) Говорят они на карачаево-балкарском языке. Такие народы называются малыми. Балкарцы живут на одной земле с кабардинцами, которые говорят на кабардино-черкесском языке.
      Республика Кабардино-Балкария расположена на северных склонах Большого Кавказа. Самая высокая вершина — Эльбрус (5642 м). Территория была заселена нынешними кабардинцами и балкарцами в XIII—XV веках. В 1557 году Кабарда вошла в Русское государство, в 1774 году присоединилась к России окончательно. В 1944 году, во время Великой Отечественной войны, после того как советские войска с огромными потерями выгнали с территории республики фашистов, Сталин приказал ликвидировать автономию балкарцев. Целый народ был насильно выселен в среднеазиатскую республику Советского Союза — в Киргизию.
      После смерти Сталина, в 1957 году, автономия Кабардино-Балкарии была восстановлена, народ вернулся на свои родные земли, на крутые склоны Кавказских гор.

      Чтение статьи учебника
      — В учебнике для 6 класса мы уже встречались с именем и строками стихов Кайсына Кулиева. Когда это было? При изучении произведений какого писателя?
      Вспомним Астафьева:
      «Вот и начал я помаленьку да полегоньку писать рассказы о своем детстве, о селе родном, о его обитателях, о дедушке и бабушке, ни с какой стороны не годных в литературные герои той поры. Первоначально цикл рассказов и назывался „Страницы детства“. И чудесный эпиграф Кайсына Кулиева со сладкой грустью предварял его: „Мир детства, с ним навечно расставанье, назад ни тропок нету, ни следа, тот мир далек, и лишь воспоминанья все чаще возвращают нас туда“» (с. 85).
      
      II. Стихотворение «Когда на меня навалилась беда...». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний. Связь жизни народа с жизнью его языка, поэзии, обычаев в стихотворении «Каким бы малым ни был мой народ...»
       Беседа по вопросам учебника (с. 201): «Когда на меня навалилась беда...» — 1—3 вопросы, «Каким бы малым ни был мой народ...» — 4—6 вопросы.

      III. Литературное краеведение

Выступление учащихся с творческими проектами
       Домашнее задание
             Начать чтение романа Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна».

Писатели улыбаются

2 часа

Уроки 95—96



В. М. Шукшин. Рассказы «Срезал», «Критики». Или М. М. Зощенко. Рассказы «Аристократка», «Галоша», «Монтер»

В. М. Шукшин



      Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе.
       Чтение биографической статьи (с. 150—152), знакомство с литературоведческой статьей «„Странные люди“ — герои Шукшина» (с. 152—153), статьей «В. М. Шукшин и его фильмы» (с. 154)

Слушание рассказа «Срезал» с,ответы на вопрос ы к нему (с. 155—165).
      

М. М. Зощенко

      
чтение рассказов М. М. Зощенко «Аристократка», «Галоша», «Монтер

Чтение рассказа Григория Горина «Почему повязка на ноге».

       Домашнее задание
      Продолжить чтение романа Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна».



Марк Твен*

3 часа

Урок 97



Марк Твен и его герои. «Приключения Гекльберри Финна»

      I. Марк Твен и его герои
Вступительная беседа
      — Какие эпизоды из «Приключений Тома Сойера» вы вспоминаете до сих пор? Какие страницы вам хотелось бы перечитать?
      — Изменилось ли ваше отношение к героям этой книги? Что вы сейчас думаете о приключениях, в которых участвовали мальчики, об их поведении во время опасности?
      — Когда вы прочитали книгу «Приключения Гекльберри Финна»? Какие еще романы Марка Твена вы прочитали?
- прочитать вступительную статью учебника (с. 182—183), рассмотреть иллюстрацию, изображающую памятник Тому Сойеру и Гекльберри Финну в г. Ганнибале (США), и ответить на вопросы (с. 184).

Работа в группах.
      — Каким, по-вашему, героям литературных произведений надо было бы поставить памятники и почему?
             II. «Приключения Гекльберри Финна»
      — Что за «предупреждение» стоит в начале романа и на какой лад оно настраивает читателей?
      В начале романа «Приключения Гекльберри Финна» автор от имени рассказчика пишет: «Вы про меня ничего не знаете, если не читали книжки под названием „Приключения Тома Сойера“, но это не беда. Эту книжку написал мистер Марк Твен и, в общем, не очень наврал. Это ничего. Я еще не видал таких людей, чтобы совсем не врали, кроме тети Полли и вдовы, да разве еще Мери. Про тетю Полли — это Тому Сойеру она тетя, — про Мери и вдову Дуглас рассказывается в этой самой книжке, и там почти все правда, только кое-где приврано, — я уж про это говорил».
      Такое вступление настраивает читателей на то, что они снова встретятся со своими любимыми героями. Простодушное признание Гека, что Марк Твен не очень наврал, заставляет улыбнуться и читать с ожиданием, что у друзей будут новые приключения.
      — Кто из ребят входил в компанию Тома? Чем они собирались заниматься?
      В компанию Тома Сойера входил Гек Финн, Джо Гарпер, Бен Роджерс, маленький Томми Варнс и еще один или два мальчика. Они собирались играть в разбойников, организовать шайку и грабить дилижансы, пленников убивать, а за женщин требовать выкуп.
      — Когда и в связи с чем Гек изменил свое отношение к выдумкам Тома?
      В главе «Засада на арабов» рассказывается о том, как Гек Финн стал более критично относиться к выдумкам Тома. Том сказал своей шайке, что «завтра около пещеры остановится целый караван богатых арабов и испанских купцов, с двумя сотнями слонов, шестью сотнями верблюдов и тысячей вьючных мулов, нагруженных алмазами, а охраняют их всего-навсего четыреста солдат», что надо устроить им засаду, охрану перебить и захватить добычу. Но оказалось, что это была всего-навсего экскурсия воскресной школы, да и то один первый класс. Шайка набросилась на детей и разогнала их по всей долине. Так Гек понял, что Том все выдумывает. Окончательно Гек разуверился в идеях Тома, когда провел эксперимент: долго тер жестяную лампу и железное кольцо, ждал, что появятся духи. Но духи не явились, и Гек назвал выдумки Тома «чепухой».
      — При каких обстоятельствах Гек встретился с негром Джимом?
      Джим был рабом мисс Уотсон, и когда та решила его продать далеко от дома, Джим решил бежать. Он спрятался на острове Джексона в то время, когда там скрывался от отца Гек Финн. Там они и встретились.
      — Когда и при каких обстоятельствах герои вспоминают Тома Сойера?
      Герои вспоминают Тома Сойера, когда им встречается что-то необычное, например разбитый пароход на скале.
      — Как поступает Гек Финн после спасения с разбитого парохода? Почему он желает спасти преступников?
      — Расскажите о семье Грэнджерфордов. Почему члены семьи враждовали с Шепердсонами? Какую пьесу Шекспира напоминает эта история?
      — Чем было осложнено дальнейшее плавание героев? Как они вышли из положения?
      После встречи с бандитами на разбитом пароходе и после бегства Гека от Грэнджерфордов к героям на плот попали два жулика, которые начали распоряжаться Геком и Джимом и втягивать их в свои аферы. Гек и Джим пытались выйти из положения, сделав вид, будто они верят в подлинность короля и герцога, а на самом деле искали случая избавиться от них.
      — Как вели себя Гек и Джим в трудных ситуациях? Чем привлекают вас эти герои?
      Гек и Джим в трудных ситуациях не теряли присутствия духа, с помощью находчивости и выдумки выходя из трудных ситуаций. Герои привлекают нас своей искренностью и преданностью.
      — Как Джим оказался запертым в сарае тети Салли?
      — Что вы думаете о способах, с помощью которых король и герцог добывали деньги?
      — Прочитайте рассказ о мучительных мыслях Гека в главе «Молитва не от чистого сердца». Почему Гек сначала хотел сообщить мисс Уотсон, где находится Джим, и даже написал письмо об этом, а потом разорвал его?
      В то время, к которому относится создание романа, на юге США рабство было в порядке вещей, оно было законным, и помогать бегству раба значило идти против закона. Рабство было освящено церковью, и Геку предстоит сделать важнейший в жизни выбор: следовать ли букве закона или следовать движениям своего сердца? Если слушаться своего сердца, значит, надо освобождать Джима, то есть идти против закона и церкви. Но для Гека лучше гореть в аду, чем предать своего товарища.
Вплоть до второй половины XX века в США существовали законы, направленные против равноправия белых и черных. Значительное количество белого населения было убеждено, что негры — люди второго сорта, они могут быть только прислугой, и даже самый нищий белый мальчик чувствовал себя важнее богатого негра. В 1865 году в США была создана тайная расистская организация Ку-клукс-клан для борьбы с негритянским движением и прогрессивными организациями. Ку-клукс-клановцы уничтожали людей, боровшихся за равноправие негров и белых людей.
      Роман «Приключения Гекльберри Финна» был написан в 1884 году, спустя 8 лет после романа «Приключения Тома Сойера», и в рассказе о путешествии белого мальчика и негра Марк Твен уже не просто с любовью изображает мир детства, а показывает читателям социальные проблемы Америки, одна из которых — бесправие негров в обществе белых людей. Роман Марка Твена доказывал, что негры — люди с отзывчивой душой и имеют полное право жить жизнью свободных людей. Роман сыграл большую роль в изменении общественных отношений в Америке.
      — Прочитайте слова Эрнеста Хемингуэя, данные в эпиграфе к главе. Почему Хемингуэй называет «Приключения Гекльберри Финна» лучшей книгой Америки?

       Домашнее задание
      Подготовить выразительное чтение глав, данных в учебнике-хрестоматии.



Урок 98



Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях

      I. Выразительное чтение глав из романа
             — Как Гек превратился в Тома? Как Том стал Сидом?
Чтение главы тридцать второй «Мне дают новое имя» и прочитаем главу тридцать третью «Печальный конец короля и герцога» (фрагменты )
      — Почему Гека удивило желание Тома участвовать в спасении Джима?
      Том — белый мальчик из благополучной семьи, живущей на юге Соединенных Штатов. По мнению Гека, у него не было причины нарушать закон.
      — Почему же Том был заинтересован в побеге Джима?
      Том был заинтересован в побеге Джима, потому что ему хотелось приключения, а вовсе не потому, что он очень переживал за судьбу Джима. Том знал, что Джим по завещанию его умершей хозяйки уже не раб, а свободный человек. Таким образом, уже свободный, но еще не знающий об этом Джим был только игрушкой для Тома.
      Читаем главу тридцать четвертую и тридцать пятую, данные в учебнике-хрестоматии.
      II. Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях
      — Как вы представляете себе характер Гека? Отметим вместе с учениками жизнестойкость героя и дерзкий юмор, душевную отзывчивость и любовь к природе, предусмотрительность и способность на решительные поступки. Гек без прикрас видит реальную жизнь, умеет оценить человеческое благородство и знает, что такое предательство.
      — Как вы оцениваете поступки Тома?
Том живет в мире, который выдумал сам. Для него игра и воображаемые приключения оказываются дороже жизни и свободы человека. В то же время он добрый, верный своему слову и веселый друг.

       Домашнее задание
      Подготовить краткий пересказ окончания романа и выразительное чтение сорок второй главы.
      Составить (письменно) план рассказа об одном из героев романа.

Урок 99



Юмор в произведении. Характеристика героев романа «Приключения Гекльберри Финна»

      I. Краткий пересказ и выразительное чтение глав из романа
      краткий пересказ окончания романа , выразительное чтение сорок второй главы романа, которая завершает сюжетную линию.

      II. Юмор в произведении
      — Какие эпизоды романа вызвали у вас смех?
      — Каким можно назвать юмор в этом произведении: мягким, добрым, язвительным, злым?

      III. Характеристика героев романа «Приключения Гекльберри Финна»
       Выводы: прочитанный роман не просто приключенческая история, но объемная картина жизни Америки середины XIX века.



Урок 100



Итоговая контрольная работа (Выбор учителя)

      



Урок 101



Что читать летом Библиотечный урок.

      Во второй части учебника (с. 315—316) дан список произведений, рекомендуемых для самостоятельного чтения летом.

       Экскурсия по выставке книг,подготовленной библиотекарем.      

Урок 102



Резервный урок







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!