Тема: «Все профессии важны».
Цель: формировать у обучающихся представление о многообразии профессий и их взаимосвязи.
Задачи:
- обогатить знания детей о различных профессиях; учить ориентироваться в мире профессий;
- показать значение труда для развития общества и личности;
- развивать логическое мышление;
- воспитание уважения к труду, к людям труда; стремления к созиданию и творчеству;
- развивать умение выражать свое мнение.
Оборудование: презентация, иллюстрации профессий.
Ход занятия
Организационный момент
(Слайд 1)
Ребята, сегодня у нас открытое занятие, на котором присутствуют гости, мои коллеги. Давайте их поприветствуем.
(Слайд 2)
Я хочу начать занятие с таких слов:
Как хорошо, что светит солнце!
Как хорошо, что есть друзья!
Давай друг другу улыбнёмся,
И к новым знаниям, друзья!
(Слайд 3)
Педагог. Начнём с разминки. Я предлагаю вам разгадать кроссворд, для этого вам необходимо отгадать загадки. Если знаете отгадку, то поднимите руку.
Игра «Разгадай кроссворд»
1.
Встанем мы, когда вы спите,
И муку просеем в сите,
Докрасна натопим печь,
Чтобы хлеб к утру испечь.
! (Пекарь)
2.
Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской.
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро.
! (Маляр)
3.
Кто у постели больного сидит?
И как лечиться, он всем говорит;
Кто болен – таблетки предложит принять,
Тому, кто здоров, - разрешит погулять.
! (Доктор)
4.
Наведет стеклянный глаз,
Щелкнет раз – и помнит вас.
! (Фотограф)
5.
Он учит детишек читать и писать.
Природу любить, стариков уважать.
! (Учитель)
6.
В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра – машинист.
Должен знать очень много,
Потому что он …
! артист
7.
В горячем цехе,
В доменной печи
он варит сталь,
А это ведь не щи!
! (Сталевар)
8.
Встаем мы очень рано,
ведь наша забота –
Всех отвозить
по утрам на работу.
! (Водитель)
9.
Шьет прекрасно, порет лихо
Рукодельница - …
! портниха.
Педагог. Кроссворд разгадан, а кто-нибудь сможет найти слово, которое спрятано по вертикали?
(Слайд 3) - Прочитайте выделенное в кроссворде слово. (Профессии.)
Профессий много на земле
И каждая важна
Решай, мой друг, кем быть тебе
Ведь жизнь у нас одна!
- Скажите тему нашего занятия, опираясь на ключевые слова.
- Вы правильно догадались, сегодня речь пойдет о профессиях, но сначала я хочу узнать, что вы знаете о профессиях. (Слайд 4) (показывают сигнальные карточки)
- Объясните значение слова «профессия»? (Ответы детей)
Слайд 5
- Прочитайте, как объясняется значение слова в разных толковых словарях. (Педагог читает значение слова на слайде)
- Готовы ли вы отправиться за новыми знаниями в мир профессий?
Рассказ учителя. Беседа. В наше время в мире насчитывается около 40 000 профессий. Очень трудно разобраться в таком многообразии, но каждый человек должен овладеть какой-нибудь профессией.
Выбор профессии очень важен. Если профессия выбрана по душе, тогда человек работает с удовольствием и доставляет радость себе и окружающим людям.
Сегодня, пока вы сидите за партой, главным для вас является получение знаний, которые и будут вашей базой и капиталом для дальнейшей жизни.
Наше сегодняшнее занятие – это возможность узнать много нового и интересного, но давайте вспомним, с чего всё начиналось.
Чтец 1
Жил человек пещерный
В дебрях седых времён
Дом его был пещерой,
Не было мебели в нём.
Ел лишь сырое мясо
Без вилки, ложки, ножа.
Одеждой была лишь шкура,
Оружием камень большой.
Чтец 2
Но человек всё думал,
Как дальше так можно жить?
И стал делать он орудия –
Топор, копьё, ножи.
Из шкур стали шить одежду,
Из дерева мебель творить.
Так стал человек разумным.
Детей стал своих учить.
Чтец 3
Различным ремёслам, да делу,
Чтоб им жилось веселей.
Уютными стали жилища,
Чтоб мебель, посуда была.
И двор со скотиной домашней,
И вдоволь еды и питья.
Чтец 4
Много пошло столетий,
Древность угасла в веках.
Но человек собирает
Злаков зерно на лугах.
Воину нужны доспехи,
Людям продукты и кров.
Чтец 5
Значит нельзя на свете
Обойтись без мастеров.
Сапожник, столяр, портниха,
Повар, пекарь, гончар,
Врач, музыкант, учитель
Работают и сейчас.
- Как вы считаете, какая профессия самая важная? (ответы детей)
Вывод: При любом выборе профессии знайте, что все они важны и нужны. (Слайд 6)
Ребята, а много ли вы знаете профессий?
Давайте проверим. Я читаю вам стихотворение, а вы называете профессии там, где я делаю паузу.
Профессий всех не сосчитать!
А вы какие сможете назвать?
Поезд водит … (машинист).
Пашет в поле … (тракторист).
Самолетом правит … (летчик).
Клеит книжки … (переплетчик).
В школе учит нас … (учитель).
Строит здания … (строитель).
Красит стены нам … (маляр).
Столы делает … (столяр).
Песни нам поет … (певец).
Торговлей занят … (продавец).
На станке ткет ткани … (ткач).
От болезней лечит … (врач).
Лекарства выдаст нам … (аптекарь).
Хлеб печет в пекарне … (пекарь).
Нарисует нам … (художник).
Сапоги сошьет … (сапожник).
Рыбу ловит … (рыбак).
Служит на море … (моряк).
В машине возит груз … (шофер).
В доме свет провел … (монтер).
В шахте трудится … (шахтер).
В жаркой кузнице … (кузнец).
Кто все знает – молодец!
Профессий очень много, каждая по-своему хороша.
(Слайд 7) Все профессии можно разделить на группы:
! «человек - человек» - профессии, связанные с взаимодействием с людьми. Это профессии из сферы медицины, обучения и воспитания, бытового обслуживания, правовой защиты.
Педагог. Кто знает такие профессии? (официант, продавец, учитель, врач)
! «человек - художественный образ» - профессии, связанные с созданием художественных произведений, проектированием, воспроизведением, работой по эскизу, изготовлением изделий без инструкции.
Педагог. Кто знает такие профессии? (актёр, дизайнер, искусствовед, режиссёр, художник, писатель)
! «человек – техника» - профессии, связанные с созданием, сборкой и наладкой технических устройств, использованием технических средств, ремонтом техники.
Педагог. Кто знает такие профессии? (водитель, электрик, механик, строитель)
! «человек – природа» - профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных.
Педагог. Кто знает такие профессии? (геолог, дрессировщик, эколог, животновод, биолог, ветеринар)
! «человек – знак» - профессии, связанные с работой с текстами, цифрами, формулами, таблицами, чертежами, схемами, различными сигналами.
Педагог. Кто знает такие профессии? (бухгалтер, программист, математик)
Сейчас вы будете работать группами и распределите профессии по группам (с чем или с кем человек работает).
Познакомимся с правилами работы в группе. (Слайд 7)
(Приложение 1)
Геолог, художник, водитель, бухгалтер, учитель, фермер, писатель, строитель, математик, врач, дрессировщик, лётчик, продавец, лесничий.
Человек – человек | Человек - знак | Человек - техника | Человек – художественный образ | Человек - природа |
учитель | бухгалтер | водитель | художник | геолог |
врач | математик | строитель | писатель | фермер |
продавец | | лётчик | | дрессировщик |
| | | | лесничий |
- Давайте посмотрим, верны ли ваши предположения, к какой группе относится та или иная профессия.
Проверка выполнения задания. (Группы меняются карточками с ответами и начинается взаимопроверка)
(Слайд 9) Педагог зачитывает ответ, а группы проверяют.
- Как вы думаете, какие качества являются основой успеха в любой профессии? (Высказывания детей) (Слайд 10)
- Вывод – ответственность и трудолюбие – основа успеха в любой профессии.
(Слайд 11) Динамическая пауза
Педагог – Любой мастер знает, какие предметы и инструменты ему понадобятся для работы. А вы сможете определить лишний предмет?
(Слайд 12) Игра «Что лишнее?»
(Слайд 13-17)
(Слайд 18) Новые профессии.
(Слайд 19)МЕНЕДЖЕР – специалист по управлению производством.
(Слайд 20)ВЕБ-ДИЗАЙНЕР - специалист по созданию Интернет - сайтов.
(Слайд 21)РИЕЛТОР – специалист по продаже недвижимости.
(Слайд 22)ИМИДЖМЕЙКЕР – специалист в области рекламы и технологий создания положительного образа кандидата.
(Слайд 23)МАРКЕТОЛОГ – лицо, изучающее и прогнозирующее спрос на товары и услуги, определяет перспективы сбыта в конкретной среде.
(Слайд 24)МЕРЧЕНДАЙЗЕР – торговый представитель, занимающийся подготовкой товаров к продаже, привлекает новых покупателей.
(Слайд 25) Занимательные, редкие профессии.
(Слайд 26) Маркшейдер – это специалист по строительству подземных сооружений.
(Слайд 27) Сурдопереводчик – это человек со знанием профессионального языка жестов, который оказывает помощь глухим людям во многих действиях.
(Слайд 28)Спичрайтер - это специалист по составлению текстов публичных выступлений политиков, крупных предпринимателей и т.п.
(Слайд 29)Титестер – это дегустатор чая. По вкусу, запаху, виду этот специалист может определить сорт чая, место, где его вырастили, сезон сбора, способ хранения и переработки.
Но есть очень редкая и вместе с тем одна из самых-самых добрых профессий, которая есть в Антарктике. Профессия эта называется - Переворачиватель Пингвинов. (Слайд 30) Как вы знаете, пингвины очень медленно ходят и у них коротенькие ножки. Еще пингвины - очень любопытные существа. Они всегда обращают внимание на яркие предметы и громкие звуки. Поэтому, когда в небе с шумом пролетают самолеты или вертолеты, пингвины высоко поднимают голову, не отрываюсь, смотрят на них, теряют равновесие и, естественно, падают на спину. На спине ползти неудобно, а перевернуться на льду Антарктиды почти невозможно, лед слишком скользкий.
Поэтому почти на всех арктических станциях, как наших, так и зарубежных, существует специалист, который так и называется – Переворачиватель пингвинов, который ходит и ставит бедных пингвинов на ноги. Очень редкая и вместе с тем одна из самых-самых добрых профессий.
(Слайд 31) Итог занятия. - Ребята, мы должны с уважением относиться к людям разных профессий и поблагодарить их за самоотверженный труд, за их преданность делу, за то, что они дарят нам спокойствие и уверенность в завтрашнем дне.
- Прочитайте хором:
Все профессии нужны, все профессии важны!
Профессий много в мире есть,
Их невозможно перечесть.
Сегодня многие нужны,
И актуальны, и важны.
И ты скорее подрастай,
Профессией овладевай.
Старайся в деле первым быть
И людям пользу приносить.
(Слайд 32) Рефлексия.
Вот и подошло к концу наше занятие. Надеюсь, что кто-то узнал что- то новое о профессиях, кто-то освежил свои знания, а кто-то просто провёл хорошо время. Прошу поднять сигнальную карточку, которая соответствует вашему впечатлению о занятии.
(Слайд 33) Спасибо за работу!