Конспект занятия на тему : «Знакомство с иллюстрациями книги Н. Носова «Приключение Незнайки и его друзей»
Цель: формирование интереса к книжной иллюстрации на примере сказки Н.Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»
Задачи:
1.Дидактические: познакомить обучающихся с ролью иллюстрации в книге, учить восприятию героев сказок через книжную иллюстрации и находить информацию о содержании книги через анализ иллюстрации, расширять и активизировать словарь детей по данной теме
2. Развивающая: развивать речевые способности и умения культуры речевого общения учащихся; способствовать развитию любознательности, внимания, памяти, мышления; расширять и активизировать словарь детей; развивать мелкую моторику рук
3. Воспитательная: прививать интерес к чтению книг; воспитывать чувство взаимопомощи, умение работать в парах, умение выслушивать товарища. воспитывать внимательность и усидчивость в работе, аккуратность при выполнении практической работы
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить обучающихся с ролью иллюстрации в книге, учить восприятию героев сказок через книжную иллюстрации и находить информацию о содержании книги через анализ иллюстрации, расширять и активизировать словарь детей по данной теме
Метапредметные
Познавательные: Дописать!!!
Регулятивные: внимательно относиться к учебным задачам, выполнять их, соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания; уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, бережно относиться к используемым материалам; контролировать свою деятельность в процессе достижения результата.
Коммуникативные: учиться взаимодействовать, сотрудничать в процессе парной и коллективной работы, принимать цель совместной деятельности, договариваться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата.
Личностные: способствовать развитию эстетического вкуса, внутреннего мира; способствовать развитию трудового воспитания в процессе собственной художественно-творческой деятельности по освоению художественных материалов, в процессе достижения результата и удовлетворения от создания реального, практического продукта.
Ход занятия
!!! Дети не встают на внеурочном занятии
-Наше занятие я хочу начать с загадки. Послушайте ее внимательно.
Ты беседуй чаще с ней -
Будешь в четверо умней.
На слайде: картинка книги
На слайде: яркие обложки дет.книг - сказки
-Ребята, посмотрите на выставку книг на слайде. Вам нравятся обложки этих книг? Почему?
О. - они яркие, красочные
-Как вы думаете, они интересные? Вам хочется их полистать?(да)
-Почему? Что вас притягивает к этим книгам?
О.- Яркие картинки на обложках. Наверно, в этих книгах много красивых картинок.
-Ребята, картинки в книгах по-другому называются иллюстрации.
-А кто рисует иллюстрации к книгам? Как вы думаете?(художник)
-По-другому его называют иллюстратор.
На слайде: Иллюстратор — это человек, который создает рисунки к текстам книг, мультфильмов, фильмов.
Художник придумывает образы из головы, т.е. фантазирует сам, а иллюстратор берет их из текста книги.
2.Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на занятии?
-познакомимся …. с иллюстрациями книг
-будем анализировать …иллюстрации книг
-Давайте отгадаем, с иллюстрациями из какой книги мы сегодня будем знакомиться.
А поможет нам в этом текст с подсказками. В нем надо заменить картинки словами. Прочитав текст, мы узнаем с какой книгой мы сегодня познакомимся.
На слайде: текст с картинками (выделенные слова надо заменить небольшими картинками) Дети озвучивают правильный вариант, учитель нажимает на картинку и появляется слово. Каждый волонтер читает по 1 предложению.
-В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец. В городе у них было очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. Там даже улицы назывались именами цветов: улица Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков. А сам город назывался Цветочным городом.
-Ребята, кто знает о какой книге идет речь?
О. – Приключения Незнайки и его друзей
-Тема нашего занятия «Знакомство с иллюстрациями книги Носова «Приключение Незнайки и его друзей»
-Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на занятии?
-познакомимся …. с иллюстрациями книги Носова
-будем учиться … анализировать иллюстрации книг
-создадим… иллюстрацию к книге Носова
-Давайте рассмотрим иллюстрацию обложки к этой книге.
-Кто ее автор? (Николай Николаевич Носов)
-Кого мы видим на обложке? (Незнайку и его друзей)
-Какие цвета использует иллюстратор?
О. – много цветов, яркие
-А что мы видим в руках у Незнайки?(труба, краски и кисточки)
-Что делает Незнайка?( дует в трубу)
-Охарактеризуйте его, он какой? О чем говорит его имя?
- Многого не знает, хочет узнать, очень любознательный.
-А какие живые существа есть на иллюстрации кроме людей?( птичка, собачка, бабочки, стрекоза)
-Сколько здесь друзей Незнайки?
-Как вы думаете, это все его друзья или их было больше?
О. – было больше
-Верно. Давайте посмотрим с вами на слайд. Это друзья Незнайки.
На слайде – друзья Незнайки Ссылка на картинку - file:///C:/Users/irina/OneDrive/%D0%A0%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%B8%D0%B9%20%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB/%D0%9E%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B0/slide_7.webp
На слайде: Друзья Незнайки с именами
-У друзей Незнайки интересные имена.
!!!Надо озвучить 4-5 имен.
-Они им подходят? Почему вы так думаете?
О. – Имена похожи на предметы, которые у них есть, или на образ героя.
-А кто создал образ героя, которого мы видим?
-Автор написал сказку, а иллюстратор по тексту автора нарисовал героя.
-Отгадайте, кому из друзей Незнайки принадлежат эти предметы.
Интерактивная доска – дети должны соединить правильно. Выходят по одному к доске и соединяют слова парами.
!!!Повторить правила пользования интерактивной доской.
!!!Сделать заранее карточки +/-
Если волонтер правильно соединил, поднимите карточку со знаком +, если есть ошибка, то минус.
Книга – Знайка.
Бинт – Пилюлькин
Гаечный ключ и гайка – Винтик и Шпунтик
Книга – Знайка
Бинт – Пилюлькин
Гаечный ключ и гайка – Винтик и Шпунтик
Ружье – Пулька
Краски – Тюбик
Дудочка – Гусля
-Дети, вспомните, как назывался город, в котором жили Незнайка и его друзья?
О. – Цветочный
-Посмотрите на иллюстрацию. Похожи ли дома цветочного города на обычные дома? А чем они отличаются?
О. – ответы детей
-Сегодня я предлагаю вам побыть архитекторами? А кто это такой, вы знаете?
О. ответы детей –Архитектор
На слайде: Архитектор создаёт здания на бумаге.
Чтобы построить дом, его сначала надо нарисовать на бумаге, а потом начертить его план (чертёж), количество этажей, размеры окон, дверей и многое другое. А потом это здание по чертежу строит строитель.
-Итак, мы с вами на время нашего занятия станем архитекторами и строителями, и попробуем создать дома для Цветочного города.
-Ребята, из каких основных частей состоит дом? (крыша, стены, двери, окна)
-Предлагаю поработать в паре.
!!!Вспомнить правила работы в паре.
-Распределите, пожалуйста, роли: кто из вас будет архитектором, а кто строителем. Напоминаю, архитектор придумывает дом, а строитель его строит.
Поскольку мы знакомились со сказочной страной, то и дома наши, которые вы будете создавать тоже должны быть сказочные необычные. Я предлагаю вам создать дома из геометрических фигур. Но сначала надо вспомнить, какие фигуры вы знаете?
-У вас на столах лежат карточки с геометрическими фигурами и их названиями. Соедините правильно фигуру с ее названием.
!!!На карточке: Ромб, квадрат, треугольник, прямоугольник, круг
-Эти фигуры будут служит деталями в постройке нашего дома.
!!!Дети выполняют. Каждый за себя.
Кто первый готов, учитель у него проверяет. И предлагает волонтеру его карточку положить под документ камеру, чтобы проверить, как выполнили остальные.
-Если вы выполнили без ошибок, покажите мне вот такой жест. Жест – палец вверх – во!
О. – Дети показывают.
-Детали домов лежат у вас на столах в конвертах под номером №1.
-Давайте составим план работы по строительству дома. На доске вам в помощь даны пункты плана, надо его правильно расставить.
!!! Дети называют, учитель передвигает.
1.Придумать проект дома.
2.Выстроить фигуры дома по проекту.
3.Приклеить фигуры.
-Давайте решим, кто будет отвечать за каждый пункт плана.
-Кто проектирует дом?
О. -Архитектор.
-Кто выстраивает фигуры в определенном порядке?
О. – Архитектор
-Кто строит дом?
О. – строитель
-Архитектор может помогать и контролировать правильность.
Фигуры мы приклеиваем клеем на лист. Листы лежат у вас на столах.
!!!Указать место, где лежит лист для работы. Лист размером – пол листа А4.
-Давайте вспомним правила работы с клеем.
!!!Не забыть влажные салфетки и подложку, на которой дети будут клеить.
Практическая работа – дети выполняют
!!!Учитель подходит и помогает советом.
-Я предлагаю вам на ватмане создать творческую иллюстрацию по книге Носова. Расположите ваши дома на улице Цветочного города.
!!!Заранее на флипчарте нарисовать посередине улицу, которая к вверх должна сужаться. Внизу приклеить большие тюльпаны, вверху – маленькие.
!!!Дети выходят по 1 представителю к флипчарту, и магнитами прикрепляют свои дома.
-Уберите лишние предметы в сторону, чтобы они вам не мешали.
-Давайте посмотрим с вами на еще одну иллюстрацию из книги Носова.
-Опишите, что вы видите на переднем плане, на заднем?
О. – ответы детей
-Скажите, то, что мы видим на переднем плане, и то, что мы видим на заднем плане одинакового размера?
!!!Учитель должен четко показать передний и задний планы на иллюстрации.
О. – нет
-А в чем разница?
-О. – впереди более крупные объекты, на заднем плане – более мелкие.
-Какой мы можем сделать вывод?
О. – Чем дальше предмет от переднего плана, тем он меньше.
О. – Верно, ребята, предметы удаляясь от нас, становятся как бы меньше.
-Мы правильно расположили тюльпаны на иллюстрации?
О. – более крупные на переднем плане, более мелкие – на заднем.
-Давайте дадим название нашей улице. Не забываем, что у нас Цветочный город.
О. –Улица Тюльпанов
-Оцените ваше совместное творчество. Если вам нравиться наша иллюстрация к книге «Приключения Незнайки и его друзей», поднимите табличку со знаком+, если наоборот, то минус.
Дети оценивают.
-Итак, мы сегодня побыли с вами в каких ролях?
О. - Архитектор, строитель, иллюстратор
-Кто такой иллюстратор?
О. – ответ ребенка
-Мы хоть с вами и не рисовали нашу иллюстрацию, но подошли творчески к этому моменту.
-Что делает архитектор, строитель?
О. – ответы детей
-Какая из этих профессий вам нравиться?
О. – ответы детей
Давайте подведем итоги:
-Нужны ли иллюстрации в книгах? Чем нам помогают иллюстрации книги при ее чтении?
О. – Иллюстрации нужны. Помогают представить героев. Вызывают интерес к прочтению книги.
-А читать книги важно?
О, - да, узнаем много полезного, тренируем свой мозг, память, речь.
Рефлексия
Я не знал…, я узнал….
Я не умел…, теперь умею….
Настроение каково – во
Настроенье как? Вот так.
Печенье – Сиропчик
Ружьё – Пулька
Краски – Тюбик
Дудочка – Гусля
Печенье – Сиропчик
Ружьё – Пулька
Краски – Тюбик
Дудочка – Гусля