КОНСПЕКТ УРОКА В 4 КЛАССЕ ПО МУЗЫКЕ «МУЗЫКАЛЬНЫЙ СКАЗОЧНИК»
Разработал учитель музыки Левобережной СОШ города Тутаева
Пучкова Виктория Петровна
Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»
Тема урока: «сказочник».
Слайд 1 Музыкальный
Цели и задачи:
- Ознакомить с творчеством композитора Н. Римского-Корсакова;
- Закрепить, расширить понятия «музыкальная сказка», «музыкальная живопись»
- Способствовать развитию умений выявлять значение жанра сказки в музыкальной культуре разных народов и стран, воспринимать и анализировать музыку («Шехеразада») в процессе составления контрастных образов в жанре сюиты;
- Приобщать к сокровищам отечественной музыкальной классики;
- Развивать познавательные и мыслительные навыки, уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, интегрироваться в пару со сверстником и строить продуктивное взаимодействие;
- Продолжать развивать духовно-нравственные и этические чувства школьников, их эмоциональную отзывчивость.
Слайд 2
Планируемые результаты:
предметные: познакомить с сюитой как музыкальным жанром, научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «композитор-сказочник», «опера», «музыкальная живопись», «музыкальная сказка, «сюита».
метапредметные: регулятивные- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; познавательные- осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и выполнения творческих заданий; коммуникативные-формирование навыков развёрнутого речевого высказывания в процессе анализа музыки с использованием музыкальных терминов и понятий, её оценки и представления в творческих формах работы;
личностные: выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека, развитие духовно – нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости;
Тип урока: расширение и углубление знаний.
Основное содержание темы, понятия и термины : Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Различные виды музыки : вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Опера. Сюита. Музыкальная сказка. Музыкальная живопись.
Образовательные ресурсы: учебник «Музыка.3 класс» (Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина), мультимедийная презентация, аудиозапись, видеозапись. Портреты: Н.А. Римского – Корсакова; А. С. Пушкина
Музыкальный материал: Н. А. Римский-Корсаков: Симфоническая сюита «Шехеразада» , Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане».
Ход урока:
Ι. Организация начала урока.
Вход учащихся в класс под музыку песни «Спор Маши и Вити о сказках» муз. Г. Гладкова
Учитель приветствует обучающихся.
Урок сегодня необычный – мир сказки ждёт нас символичный.
Ведь мы с хорошей сказкой неразлучны,
Чудес и песен в сказке – до небес!
Вы представляете, как стало бы скучно,
Если б не было ни игр, ни сказок, ни песен, ни чудес.
Ученики приветствуют учителя.
Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
Учитель: Я очень рада видеть вас, и думаю, что музыка, под которую вы вошли в класс, помогла нам настроиться на встречу со сказочными героями, которые живут в музыке многих композиторов, особенно в музыке композитора, чьи произведения прозвучат сегодня на уроке.
Учитель: Как вы считаете, кто такой сказочник?
Дети: Рассказчик сказок
У: Кого можно назвать музыкальным сказочником ?
Д: М. И. Глинка, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, М. П. Мусоргский, С. С. Прокофьев
У: Сегодня мы встретимся со сказочными героями, которые живут в музыкальной сказке.
Показ портрета Н. Римского-Корсакова.
Дети рассматривают портрет.
Слайд 3
У: Н. Римского – Корсакова называют величайшим музыкальным сказочником и живописцем.
3. Актуализация знаний.
Слайд 4
У: Композитор Н. А. Римский-Корсаков был из музыкальной семьи, его отец играл на фортепиано, а мама и дядя пели народные песни.
Музыкальные способности своего сына они заметили, когда ему было 2 года, а с 6 лет учили играть на рояле. У него был абсолютный слух, ритм и память. Но больше всего в это время он мечтал о море – играл в морские игры, рисовал и строил корабли.
В 12 лет его отец привёз в Петербург и определил в морской кадетский корпус. Там он учился и стал гардемарином. На корабле «Алмаз» он совершил кругосветное плавание , вернувшись из путешествия, он окончательно решил стать композитором.
Слайд 5
У: Ребята, последователем какого композитора мы называем Римского-Корсакова?
Д: - М. И. Глинки
У: - Да, как и Глинка, Римский- Корсаков был влюблён в богатейшую художественную культуру, историю и быт русского народа.
Особенно привлекали его древние народные поверья, обряды и песни, связанные с народными представлениями о природе, легенды, былины и сказки.
В своих произведениях композитор описал картины моря, разгорающейся утренней зари, ночного звездного неба, зарисовки из мира пернатых и животных, передача всевозможных «голосов природы».
Римский-Корсаков написал 15 опер, большинство из которых на сказочные сюжеты.
У: Какие оперы мы изучали ?
Д: Опера «Сказка о царе Салтане», фрагмент «Три чуда», опера-былина «Садко».
У: Много общего у композитора с его любимым героем Садко. Оба родом из Новгородской земли, музыканты и мореплаватели.
4. Первичное усвоение новых знаний.
Слайд 6
У: Кто читал сборник сказок «Тысяча и одна ночь»?
Д: Отвечают на вопрос
У: Какие сказки входят в этот сборник ?
Д: «Рассказ о царе Шахрияре и его брате» , «Рассказ о быке с ослом» , «Сказка о купце и духе», «Рассказ о царе ас-Синдбаде» , «Сказка о коварном везире» , «Рассказ заколдованного юноши», «Сказка о волшебном коне», «Сказка об одноглазом царевиче», «Сказка о купце и духе» и др.
У: Сборник этих сказок появился в XVIII во Франции. Вскоре с французского языка сказки были переведены на многие другие языки. Сказки создавались многими поколениями разных народов: арабами, персами, индусами.
Н. А. Римского-Корсакова увлёк Восток, с его прихотливой фантастикой, образной речью, весёлой мудростью.
Мы сегодня узнаем что такое сюита. Сюита - музыкальное произведение, состоящее из самостоятельных пьес, объединённых общим замыслом.
У: Ребята, вспомните и назовите сюиты, которые мы слушали.
Д: Э. Григ «Пер Гюнт», М. Мусоргский «Картинки с выставки»
Слайд 7
У: Композитор написал симфоническую сюиту «Шехеразада» всего за два месяца в 1888 году. Она переносит нас на Восток, в волшебный мир арабских сказок «Тысячи и одной ночи». Это программное произведение
Слайд 8
Программная музыка – музыка, в основе которой лежит определённый сюжет, программа. Композитор приложил к партитуре следующую программу: «Султан Шахриар, убежденный в коварстве и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жён после первой ночи. Но султанша Шахеразада спасла свою жизнь тем, что заняла его сказками, рассказывая их султану в протяжении 1001 ночи, так что побуждаемый любопытством Шахриар постоянно откладывал её казнь и, наконец, совершенно оставил своё намерение. Много чудес рассказывала ему Шахеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку, рассказ в рассказ».
Слайд 9
В первом издании сюиты каждая часть имела программный подзаголовок:
I. Море и Синдбадов корабль;
II. Фантастический рассказ Календера-царевича;
III. Царевич и царевна;
IV. Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником.
В последствии названия были уничтожены автором из-за «нежелательного... искания слишком определенной программы...».
И это неудивительно: композитор вполне мог рассчитывать на выразительность музыки, на ее удивительную пластичность и образность, которая дает богатую пищу для фантазии слушателя.
Сюита "Шехеразада" - это не только серия живописных восточных картин, но и поединок двух противников - Шехеразады и Шахриара. Достоинства Шехеразады - ее поэтический дар, ее безграничная мудрость и фантазия. Образ султана Шахриара - грубая сила, деспотизм и воинственность. Все четыре части сюиты включают музыкальный образ Шехеразады-рассказчицы.
У: Откройте учебник на развороте «Музыкальный сказочник» (с. 124—125). На развороте вы видите нотную запись двух главных тем вступления симфонической сюиты «Шехеразада»: тему главной героини и тему султана Шахриара.
Слушаем музыку и следим за её развитием по нотной записи в учебниках.
Слайд 10
У: Какие инструменты изображают тему султана Шахриара ?
Д: Тромбоны, трубы, контрабасы
У: Каков характер музыки?
Д: Грозный, величественный, суровый, напоминает повелительную речь.
У: Какая здесь динамика?
Д: Форте
У: В каком регистре исполняется мелодия ?
Д: Низком
Слайд 11
У: Какие инструменты исполняют тему Шехеразады?
Д: Скрипка ,аккомпанирует арфа.
У: Чем отличается образ Шехеразады?
Д: Мягкостью и женственностью
У: Какая здесь динамика?
Д: Пиано
У: В каком регистре исполняется мелодия ?
Д: В высоком
Слайд 12
У: - Что еще нарисовала музыка?
Д: Море
У: Море было одинаковое?
Д: Нет, композитор изобразил разное состояние моря, по которому плывёт корабль Синдбада: то спокойное и безмятежное. То бурное и взволнованное.
У: Какой звучит оркестр?
Д: Симфонический
У: В каком ладу написана музыка?
Д: Минор
У: Звучание каких инструментов передает плавное покачивание корабля на волнах океана?
Д: Чередование мягких аккордов деревянных духовых инструментов.
5. Физкультурная минутка
6.Первичная проверка понимания
У: Какую картину рисует в вашем воображении тема Шехеразады?
Д: На этот вопрос четвероклассники могут дать разные ответы.
Слайд 13
У: В чем особенности восточных интонаций?
Д: Многочисленные распевы, мелодический рисунок может быть извилистый и волнистым напоминающий орнамент.
У: Чем отличаются восточные интонации от русских?
Д: Восточные интонации очень манящие, завлекающие, таинственные, томные, пленительные, а русские интонации громкие, величественные, трогательные, душевные.
У: Что помогает композиторам сочинять восточные музыкальные темы?
Д: Помогает замечательная природа Востока. Прекрасные люди и животные. Все это вдохновляет композиторов сочинять восточные музыкальные темы
У: Обязательно ли для этого отправляться в путешествие на Восток?
Д: не обязательно
7. Первичное закрепление
У: Рассмотрите иллюстрации И. Билибина к «Сказке о царе Салтане» и и подумайте над вопросом: какой, по вашему мнению, эпизод первой части сюиты «Шехеразада» созвучен этой иллюстрации?
Д: Ваши ответы разные. Но это хорошо и правильно, так как в нашем сознании слушателей могут, конечно, возникать различные зрительные образы и разные художественные ассоциации.
У: Что на ней изображено?
Д: Волнующееся море, корабль
Слайд 14.
У: Существует балетная постановка сюиты Римского-Корсакова "Шехеразада"
Хореография Фокина. Фокин изменил сюжет - программу симфонической сюиты . Изменение сюжета называется интерпретация.
У: Посмотрите отрывок из балета «Шехеразада»
Слайд 15
9.Вокально-хоровая работа
- Когда люди путешествуют, чаще всего они в пути поют. Предлагаю подготовиться к пению и нам.
- И что бы в пути было весело. Исполним песню. «Не крутите пёстрый глобус»
(Упражнение на дыхание, распевки, исполнение песни. Работа над образом песни.)
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
У: Творческое задание: проиллюстрировать героев сказки «Шехеразады» Римского-Корсакова.
Д: Слушают объяснения учителя. Делают соответствующие записи.
9. Рефлексия ( подведение итогов занятия)
У: Ребята, что вы нового узнали сегодня на уроке?
Д: Композитор Римский-Корсаков – «музыкальный сказочник». Познакомились с симфонической сюитой «Шехеразада». Узнали значение понятий «сюита», «программная музыка».
У: Почему Н.А.Римского – Корсакова называют музыкальным сказочником?
Д: Потому что он создал большое количество музыкальных произведений по сказкам.
У: Тема какого героя музыкального произведения вам больше понравилась, запомнилась и почему?
Д: разные ответы
У: Что такое сюита?
Д: Сюита - музыкальное произведение, состоящее из самостоятельных пьес, объединённых общим замыслом.
Слайд 16
У: Я вам всем желаю оставаться такими же творческими личностями, мечтайте, фантазируйте; пусть в вашей жизни сбываются мечты, царит только добро и справедливость, как в прекрасной сказке. Не забывайте, что добро всегда побеждает зло и что любые трудности преодолимы. Спасибо за внимание !