Конспект урока по музыке в 4 кл. по теме «Музыкальный сказочник».
Учитель: Всем здравствуйте! У нас сегодня будет необычный урок. И начну я его тоже не совсем обычно.
(в руках цветные ноты)
- Ребята, знаете , что у меня в руках? (ответы детей)
- Правильно – это ноты хорошего настроения, приятных эмоций, взаимопонимания. Они нам понадобятся в конце урока.
- Давайте попробуем догадаться, о чем пойдет речь на уроке?
Я принесла вам вот такие полоски с подсказками. (дети читают подсказки: 1. В них всегда есть волшебство или чудо. 2. В них всегда добро побеждает зло. 3. Они бывают народные, а бывают авторские. 4. Их любят и взрослые и дети)
? Догадались о чем речь? (ответы детей: о сказках)
- Многие писатели сочиняли сказки в литературе, но и многие композиторы писали сказочные оперы. Один из таких композиторов – Н.А. Римский –Корсаков (портрет на доску). Этот композитор написал 15 опер и 7 из них – оперы-сказки.
Ребята, а сможете ли вы назвать ТЕМУ нашего урока? Про сказки будем говорить, про композитора……?????? (пробуют назвать тему)
ТЕМА: «Музыкальный сказочник» (тему на доску).
- А как вы думаете, что мы будем с вами делать на уроке? (ЦЕЛИ: слушать, анализировать, играть)
- Итак, сказка начинается: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком…»
- Этими словами начинается какая сказка? (Ответы детей «Сказка о царе Салтане»).
- А кто ее написал? (ответы детей А.С. Пушкин)
- Да! Когда Римский-Корсаков прочел эту сказку, ему тут же захотелось изобразить ее в музыке, оживить звуками образы сказочных героев. Так появилась опера «Сказка о царе Салтане» (на доске открыть название).
- Все кричат: «Лови, лови, да дави его. дави…
Вот ужо! Постой немножко, погоди…А он в окошко,
И спокойно в свой удел, через море полетел..
? Какой образ спрятан в этих строчках? (ответы детей – шмель).
- Внимание, задание! Слушаем как композитор изобразил шмеля в музыке. И работаем в парах. У вас есть конверты с разными музыкальными словами, вам нужно выбрать те, которые подходят к этой музыке.(слушают музыку, выбирают слова). Затем проговариваем, какие слова выбрали.
- Есть у композитора и другие оперы-сказки. Назвать их нам помогут загадки. Если вы их правильно отгадаете, мы узнаем названия опер. (выбрать помощницу, для открытия названий на доске)
- Внимание, слушаем!
1. Эта девушка была вся из снега создана
Но как солнышко пригрело, она тучкой улетела (ответы детей «Снегурочка»)
- Это название ещё одной оперы. (открыть на доске)
2. Герой из народной былины, играл он на гуслях старинных
Он по струнами так ведет – царь морской плясать идет! (ответы детей «Садко»)
И опера «Садко» есть у Николая Андреевича. (открыть на доске)
3. В царстве славного Дадона он сидел на спице ровно
И кричал кири-ку-ку, царствуй лежа на боку. (ответы детей «Золотой петушок»
И это название сказочной оперы композитора. (открыть на доске)
- ? Ребята, так почему же Римский-Корсаков музыкальный сказочник? (ответы детей)
- В своих произведениях Николай Андреевич с любовью и огромным мастерством «изображал» море. Он окончил морской корпус в Петербурге и совершил кругосветное путешествие.
У композитора и былинного героя Садко было много общего.
Задание, откройте ст. 124. Найдите ответ на вопрос, что же общего было у Римского-Корсакого и Садко? (дети находят в тексте).
Внимание, задание! Послушаем вступление к опере «Садко» «Океан-море синее» (слушаем)
Посмотрите на слайд. Здесь изображены линии графически, т.е. карандашом. В музыке тоже бывают линии. Они называются мелодические. Давайте сравним одну из этих графических линий с мелодической линией, которую вы только что послушали.
(ответы детей, какая линия более подходит)
Вывод: обсудить линию. Волнообразная – изображает волну.
Физминутка Сделаем перерыв встанем!!
Давным-давно жил царь Горох и делал каждый день зарядку
Он головой крутил-вертел и танцевал «вприсядку».
Плечами уши доставал и сильно прогибался
Он руки к небу поднимал, за солнышко хватался!
- Продолжаем. Ребята, Римский-Корсаков очень любил использовать русские народные мелодии в своих сочинениях. И вот вам вопрос (на сладе: какую песенку пела белка?)
- Вот как она звучит: (я играю, показала как звучит)
- Теперь вы со мной пойте. (спеть вместе с детьми)
А сейчас мы превратимся в ритмический оркестр. Сделаем себе сами инструменты. У вас на парте есть две дощечки и шнурочек. Посередине шнурочка – узелок. Надеваем слева и справа от узелка эти дощечки. Завязываем на два узелочка. Пробуем постучать. А теперь попробуем песенку «Во саду ли….» спеть и сами себе будем играть. (поем, играем)
- Молодцы!
- А сейчас……(момент с орехами) Ой, ребят, смотрите что у меня на столе появилось??? Я не знаю от кого это, а вы??? (От белки)
Урок же у нас сказочный, вот и чудо случилось. Это вам за то, что вы так хорошо пели.
Ребята, в каждой опере есть декорации. Декорации – это украшение. Оформление сцены. Я вам показываю декорации к опере «Снегурочка» - это весенний и зимний лес.
Задание : побудем художниками попробуем раскрасить декорации или зимнего, или весеннего леса, кому какое время года больше нравится.
Проверим себя:
1. Какого композитора называют музыкальным сказочником?
2. В какой опере звучит песенка «Во саду ли в огороде»?
3. На каком инструменте играл былинный герой Садко?
4. Почему Римский –Корсаков так красочно изображал в музыке море?
Ноты: выберите себе какая по цвету вам понравится. Поднимите ноты вверх! (не должно быть черных, темных).
Оценки!
Домашнее задание: попробуйте нарисовать декорацию к опере «Золотой петушок»
Название произведения | Композитор |
Опера «Руслан и Людмила» | |
Опера «Садко» | |
Балет «Лебединое озеро» | |
Романс «Сирень» | |
Опера «Золотой петушок» | |
«Во поле береза стояла» | |
Название произведения | Композитор |
Опера «Руслан и Людмила» | |
Опера «Садко» | |
Балет «Лебединое озеро» | |
Романс «Сирень» | |
Опера «Золотой петушок» | |
«Во поле береза стояла» | |
Название произведения | Композитор |
Опера «Руслан и Людмила» | |
Опера «Садко» | |
Балет «Лебединое озеро» | |
Романс «Сирень» | |
Опера «Золотой петушок» | |
«Во поле береза стояла» | |
1. В них всегда есть волшебство или чудо.
2. В них всегда добро побеждает зло.
3. Они бывают народные, а бывают авторские.
4. Их любят и взрослые, и дети