СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки 4 класс "Музыкальный сказочник"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки 4 класс "Музыкальный сказочник"»

Конспект урока по музыке в 4 кл. по теме «Музыкальный сказочник».

Учитель: Всем здравствуйте! У нас сегодня будет необычный урок. И начну я его тоже не совсем обычно.

(в руках цветные ноты)

- Ребята, знаете , что у меня в руках? (ответы детей)

- Правильно – это ноты хорошего настроения, приятных эмоций, взаимопонимания. Они нам понадобятся в конце урока.


- Давайте попробуем догадаться, о чем пойдет речь на уроке?

Я принесла вам вот такие полоски с подсказками. (дети читают подсказки: 1. В них всегда есть волшебство или чудо. 2. В них всегда добро побеждает зло. 3. Они бывают народные, а бывают авторские. 4. Их любят и взрослые и дети)

? Догадались о чем речь? (ответы детей: о сказках)


- Многие писатели сочиняли сказки в литературе, но и многие композиторы писали сказочные оперы. Один из таких композиторов – Н.А. Римский –Корсаков (портрет на доску). Этот композитор написал 15 опер и 7 из них – оперы-сказки.


Ребята, а сможете ли вы назвать ТЕМУ нашего урока? Про сказки будем говорить, про композитора……?????? (пробуют назвать тему)

ТЕМА: «Музыкальный сказочник» (тему на доску).

- А как вы думаете, что мы будем с вами делать на уроке? (ЦЕЛИ: слушать, анализировать, играть)


- Итак, сказка начинается: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком…»

- Этими словами начинается какая сказка? (Ответы детей «Сказка о царе Салтане»).

- А кто ее написал? (ответы детей А.С. Пушкин)

- Да! Когда Римский-Корсаков прочел эту сказку, ему тут же захотелось изобразить ее в музыке, оживить звуками образы сказочных героев. Так появилась опера «Сказка о царе Салтане» (на доске открыть название).


- Все кричат: «Лови, лови, да дави его. дави…

Вот ужо! Постой немножко, погоди…А он в окошко,

И спокойно в свой удел, через море полетел..

? Какой образ спрятан в этих строчках? (ответы детей – шмель).

- Внимание, задание! Слушаем как композитор изобразил шмеля в музыке. И работаем в парах. У вас есть конверты с разными музыкальными словами, вам нужно выбрать те, которые подходят к этой музыке.(слушают музыку, выбирают слова). Затем проговариваем, какие слова выбрали.


- Есть у композитора и другие оперы-сказки. Назвать их нам помогут загадки. Если вы их правильно отгадаете, мы узнаем названия опер. (выбрать помощницу, для открытия названий на доске)

- Внимание, слушаем!


1. Эта девушка была вся из снега создана

Но как солнышко пригрело, она тучкой улетела (ответы детей «Снегурочка»)


- Это название ещё одной оперы. (открыть на доске)


2. Герой из народной былины, играл он на гуслях старинных

Он по струнами так ведет – царь морской плясать идет! (ответы детей «Садко»)

И опера «Садко» есть у Николая Андреевича. (открыть на доске)


3. В царстве славного Дадона он сидел на спице ровно

И кричал кири-ку-ку, царствуй лежа на боку. (ответы детей «Золотой петушок»

И это название сказочной оперы композитора. (открыть на доске)


- ? Ребята, так почему же Римский-Корсаков музыкальный сказочник? (ответы детей)


- В своих произведениях Николай Андреевич с любовью и огромным мастерством «изображал» море. Он окончил морской корпус в Петербурге и совершил кругосветное путешествие.

У композитора и былинного героя Садко было много общего.

Задание, откройте ст. 124. Найдите ответ на вопрос, что же общего было у Римского-Корсакого и Садко? (дети находят в тексте).


Внимание, задание! Послушаем вступление к опере «Садко» «Океан-море синее» (слушаем)

Посмотрите на слайд. Здесь изображены линии графически, т.е. карандашом. В музыке тоже бывают линии. Они называются мелодические. Давайте сравним одну из этих графических линий с мелодической линией, которую вы только что послушали.

(ответы детей, какая линия более подходит)


Вывод: обсудить линию. Волнообразная – изображает волну.




Физминутка Сделаем перерыв встанем!!

Давным-давно жил царь Горох и делал каждый день зарядку

Он головой крутил-вертел и танцевал «вприсядку».

Плечами уши доставал и сильно прогибался

Он руки к небу поднимал, за солнышко хватался!


- Продолжаем. Ребята, Римский-Корсаков очень любил использовать русские народные мелодии в своих сочинениях. И вот вам вопрос (на сладе: какую песенку пела белка?)


- Вот как она звучит: (я играю, показала как звучит)

- Теперь вы со мной пойте. (спеть вместе с детьми)


А сейчас мы превратимся в ритмический оркестр. Сделаем себе сами инструменты. У вас на парте есть две дощечки и шнурочек. Посередине шнурочка – узелок. Надеваем слева и справа от узелка эти дощечки. Завязываем на два узелочка. Пробуем постучать. А теперь попробуем песенку «Во саду ли….» спеть и сами себе будем играть. (поем, играем)

- Молодцы!

- А сейчас……(момент с орехами) Ой, ребят, смотрите что у меня на столе появилось??? Я не знаю от кого это, а вы??? (От белки)

Урок же у нас сказочный, вот и чудо случилось. Это вам за то, что вы так хорошо пели.

Ребята, в каждой опере есть декорации. Декорации – это украшение. Оформление сцены. Я вам показываю декорации к опере «Снегурочка» - это весенний и зимний лес.

Задание : побудем художниками попробуем раскрасить декорации или зимнего, или весеннего леса, кому какое время года больше нравится.


Проверим себя:

1. Какого композитора называют музыкальным сказочником?

2. В какой опере звучит песенка «Во саду ли в огороде»?

3. На каком инструменте играл былинный герой Садко?

4. Почему Римский –Корсаков так красочно изображал в музыке море?


Ноты: выберите себе какая по цвету вам понравится. Поднимите ноты вверх! (не должно быть черных, темных).

Оценки!

Домашнее задание: попробуйте нарисовать декорацию к опере «Золотой петушок»



Название произведения


Композитор

Опера «Руслан и Людмила»



Опера «Садко»



Балет «Лебединое озеро»



Романс «Сирень»



Опера «Золотой петушок»



«Во поле береза стояла»





Название произведения


Композитор

Опера «Руслан и Людмила»



Опера «Садко»



Балет «Лебединое озеро»



Романс «Сирень»



Опера «Золотой петушок»



«Во поле береза стояла»





Название произведения


Композитор

Опера «Руслан и Людмила»



Опера «Садко»



Балет «Лебединое озеро»



Романс «Сирень»



Опера «Золотой петушок»



«Во поле береза стояла»






1. В них всегда есть волшебство или чудо.


2. В них всегда добро побеждает зло.


3. Они бывают народные, а бывают авторские.


4. Их любят и взрослые, и дети






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!