Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 11 классе "Виды тропов»
Урок-практикум "Основные виды тропов и фигур" |
Цели: систематизация и обобщение знаний учащихся по теме, отработка навыков анализа художественного текста (задание В 8, написание комментария сочинения); воспитание эстетического вкуса учащихся через богатство и выразительность родного языка.
Оборудование: учебник под ред.Гольцовой, Шамшина, раздаточный материал вариантов ЕГЭ, теоретический материал "Виды тропов и стилистических фигур", тесты.
Ход урока
I. Организация начала урока
(сообщение темы урока, определение целей и формы).
- Тема урока «Основные виды тропов и фигур, их использование мастерами художественного слова». Что на уроке для нас станет целью? Зачем необходимо знать основные виды тропов и фигур? Какие задания ЕГЭ связаны с темой урока? |
II. Слово учителя
- Как известно, изобразительно-выразительные средства появились давно и насчитывают более трёхсот видов. Мы познакомились только с некоторыми их них: чуть более тридцати, которые считаем основными, т.к. именно эти виды тропов и фигур встречаются в заданиях ЕГЭ. О них сегодня и пойдёт речь.
- Дайте определение словам на доске. Как вы понимаете эти термины?
Тропы речи (лексические средства) – обороты речи, состоящие в употреблении слова или выражения в переносном значении и придающие ей образности, выразительности.
Фигуры речи (стилистические фигуры) – необычные обороты речи, особое её синтаксическое построение, к которому прибегает писатель для усиления выразительности.
Ознакомьтесь с раздаточным материалом. Какие из данных терминов будут являться тропами речи, а какие - стилистическими фигурами?
Работа в парах: упр.558 (1)
Работа с материалом ЕГЭ (фразеологизм, сравнительный оборот, метафора, лексический повтор)
Решение проверочного теста:
Проверочный тест.
- Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках.
И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М. Лермонтов)
Игру его любил творец Макбета. (А,Пушкин)
Старый клен на одной ноге стережет голубую Русь (С.Есенин)
Путь шел по целине; люди падали с обрывов. (И. Эренбург)
Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча! (А. Толстой)
Ученье - свет, а неученье - тьма. (пословица)
О, не медли на соседней
Колокольне!
Быть хочу твоей последней
Колокольней! (М.Цветаева)
Какое лето! Что за лето! (Ф. Тютчев)
В лоб целовать - заботу стереть.
В лоб целую.
В глаза целовать - бессонницу снять.
В глаза целую. (М. Цветаева)
И для них тут, и для всех стоит колокольня! Как наша надежда. Как наша молитва:(А.Солженицын)
Ключи к тесту:
1. Синекдоха. 2. Перифраза. 3. Олицетворение. 4. Параллелизм. 5. Параллелизм и анафора. 6. Антитеза. 7. Эпифора. 8. Риторическое восклицание. 9. Синтаксический параллелизм. 10. Парцелляция.
ВЫВОД: Какой делают нашу речь тропы и фигуры?
Заключительное слово: Итак, тропы и стилистические фигуры помогают наполнить языковую форму красивым, правильным речевым содержанием. Немецкий учёный, публицист, поэт и философ И. Гердер сказал: «Язык - это сосуд, в котором отливаются, сохраняются и передаются идеи и представления народа». (1744-1803). Хотелось бы, чтобы те тропы и фигуры, о которых мы говорили сегодня на уроке, помогали вам образно выражать свои мысли. Ведь красивая речь выделяет человека из безликой толпы и является одним из условий успешности и конкурентоспособности современного человека. Так стремитесь же неустанно к постижению языка, чтобы знать в полной мере его богатейшие возможности, чтобы не нарушать сложившегося веками единства языковой формы и речевого содержания.
Слова с рожденья всех нас окружают.
Они и ранить могут и любить
И красоту мгновений отразить.
Понять помогут, могут подтолкнуть,
Помогут выбрать верный в жизни путь.
И на слово, прошу вас, мне поверьте,
Что слово – это дар! Дарить слова умейте.