СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 5 классе.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект и технологическая карта

урока географии в 5 классе по теме: «Строение земной коры».

 

 

Цель: расширить и углубить знания предметного материала о составе земной коры. О том, как образуются горные породы, их строении и практическом применении в жизни. Научиться определять горные породы.

 

Задачи:

образовательные:

- расширить знания учащихся о многообразии горных пород;

- познакомить с отличительными особенностями, строением и путём образования горных пород;

воспитательные:

- раскрыть значение горных пород в жизни и хозяйственной деятельности человека;

развивающая:

- развивать познавательный интерес через элементы исследования.

 

Тип урока: закрепление изученного материала, решение частных задач.

 

Методы:

- частично-поисковый;

- деятельностный;

- создание проблемной ситуации;

- наглядно-иллюстрационный.

 

Формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

 

Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, презентация, конверты с заданиями для работы в парах, ноутбук с тестовыми заданиями, коллекция минералов и горных пород, тестовые материалы на бумажных носителях, сахар, соль, мука.

 

Планируемые результаты:

Предметные:

- узнать, что собой представляют горные породы, их строение и происхождение;

- ознакомиться с видами горных пород, их отличительными признаками и применением;

- научиться определять состав горных пород.

Метапредметные:

  • регулятивные: выполняют задания в соответствии с поставленной целью, отвечают на поставленные вопросы;

  • познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель; используют условные знаки и символы, приведенные в слайдах.

  • коммуникативные: сотрудничают, проявляя активность во взаимодействии для решения познавательных целей.

Личностные:

- осознавать значение учебной деятельности; отмечают в окружении то, что особенно нравится, принимают ценности мира.

 

Организационная структура урока: « Состав земной коры.»

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

Самоанализ урока

I. Самоопределение к деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

Проверяет готовность к уроку, создает эмоциональный настрой.

- Посмотрите в окно:

День проснулся давно,

Заглянул к нам в окно.

Нас он всех торопит в класс

Урок географии начинается у нас.

Проверяют готовность рабочего места к уроку.

 

 

 

Регулятивные: организация своего рабочего места.

 

 

 

1 минута

Включаются в урок, во взаимодействие с учителем, настраиваются на работу.

 

 

II. Актуализация знаний.

Цель: подготовка учащихся к деятельности, осознание потребности в новых знаниях.

 

 

Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.

- Ребята, вспомните, какие слои земной коры мы с вами выделили на прошлом уроке.

- А вот в какое царство мы сегодня отправимся, вы узнаете, отгадав загадку: Земля заполнена невидимою сферой

Различных газов, оболочкой, атмосферой.

Ее поверхность в целом состоит

Из титанически огромных плит.

А плиты состоят все из пород

Их жар вулканов строго стережёт.

 

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают и сверяют с информацией на слайде «строение континентальной земной коры», «строение океанической земной коры».

.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний.

Коммуникативные: доносят свою позицию до других; оформляют свои мысли в устной речи с учетом своего жизненного опыта.

3 минуты.

На данном этапе уточняются первичные знания детей.

 

 

III. Постановка учебной задачи.

 

Комментирует новую информацию, организует её обсуждение.

 

 

- Сегодня мы отправимся на экскурсию в мир горных пород..

Тема нашего урока « Строение земной коры» (Слайд 1).

- Что бы вы хотели узнать о горных породах?

 

 

 

 

Свободные высказывания детей. Размышляют, выслушивают различные мнения, приходят к выводу:

- Земная кора состоит из минералов и горных пород..

 

 

Свободные высказывания детей.

Задачи:

- узнать, что собой представляют горные породы;

- какие виды горных пород нам известны;

- ознакомиться с применением горных пород..

Коммуникативные:

высказывают свои предположения, выражают свои мысли.

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний.

3-4 минуты.

Формулируются тема и задачи урока.

IV. Усвоение новых знаний.

Знакомит со слайдами презентации, нацеливает учащихся на выполнение самостоятельной работы, проводит индивидуальный контроль.

- Кто из вас видел минералы и горные породы? Поднимите руки.

Взгляните на эту горную породу (демонстрация мела . угля, гранита, гнейса).

- Рассмотрите горные породы, которые находятся на ваших партах. Чем они отличаются?

- Можем мы зарисовать строение горной породы?

- Чтобы нам подробнее и внимательнее рассмотреть эти горные породы, мы возьмем в помощники микроскоп и компьютер. Но прежде послушайте, как с ним нужно работать (инструктаж по технике безопасности) .

Сейчас вы по очереди будете рассматривать препарат слюды при помощи микроскопа и зарисовывать строение слюды на листах, лежащих у вас на партах.

«Строение мускавита»» и запишите название слюды-мускавит .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети сравнивают два вида дрожжей, высказывают свои мнения.

- Нет.

 

 

 

Дети самостоятельно работают с микроскопом. Индивидуальная работа на листах – строение дрожжевого гриба.

Коммуникативные:

умение вступать в диалог (отвечать на вопросы).

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации; перерабатывают полученную информацию: сравнивают и группируют факты и явления, делают выводы на основе обобщения знаний.

 

 

10 минут

Формирование у учащихся конкретных представлений о дрожжевых грибах и их строении.

V.Физкультминутка.

Давайте немного отдохнем.

По тропинке леший шёл.

На полянке гриб нашёл

(ходьба на месте).

Раз грибок, два грибок,

Вот и полный кузовок

(приседания).

Леший охает: устал

От того, что приседал.

Леший сладко потянулся

(потягивания – руки вверх),

Леший выполнил разминку

И уселся на тропинку

(присаживаемся за парты).

Дети выполняют движения.

 

1-2 минуты.

Здоровьесберегающая технология.

 

VI. Первичное закрепление полученных знаний.

Цель: усвоение нового материала.

Организует практическую работу.

- Ребята, как вы думаете, на какие группы по происхождению делятся горные породы?

- Как образуются магматические, осадочные и метаморфические горные породы?

- На какие подгруппы делятся магматические и осадочные горные породы? (слайд№3)

 

 

 

Работаем в парах. Перед вами лежат карточки с тестовыми заданиями, возьмите их и напротив правильных ответов поставьте знак +. (2 мин).

Теперь давайте проверим ваши ответы по слайду (Слайд 7).

 

- А сейчас посмотрите и заполните таблицу на слайде.

 

 

 

 

 

Предположительные ответы детей.

 

 

 

 

Свободные ответы детей. Вывод: породы делятся на магматические, осадочные и метаморфические.

Дети рассказывают как образуются магматические и осадочные горные породы. Учащиеся работают в парах.

Вывод: соль легко растворяется в воде.

Дети работают в парах.

«Правила работы в парах».

Свободные высказывания детей.

Проверяют правильность выполнения тестов.

 

Вывод: магматические породы делятся на глубинные и излившиеся, осадочные на а) неорганические: химические, обломочные и глинистые и б)органические;

Существуют метаморфические горные породы. Из известняка образуется мрамор. Из песчаника-кварцит, из гранита-гнейс, из глины- глинистый сланец.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли полно и точно; умение работать в парах.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: находить и выбирать способ решения проблемы.

13 минут.

На этом этапе проводится первичное закрепление умения использовать на практике полученные знания о горных породах..

 

VII. Включение в систему знаний.

 

- Как вы думаете, в чем причина образования горных пород?

-процесс осадконакопления на дне океана- причина образования осадочных горных пород, и процессы выветривания-причина образования обломочных и глинистых горных пород.

-магматизм- причина образования магматических горных пород.;

- высокая температура, высокое давление и высокая концентрация химических веществ –причина образования метаморфических пород.

 

 

Отгадайте загадки Жака Паганеля и исправьте ошибки в таблице на слайдах 17 и 18.

Свободные высказывания детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Свободные высказывания детей. Вывод: осадконакопление в океане, выветривание-это причина образования осадочных горных пород. Процессы магматизма –причина образования магматических горных пород. Температура, давление и высокие концентрации химических веществ- причина образования метаморфических пород.

Работают с таблицей на слайде и отгадывают загадки.

Коммуникативные:

-умение выражать свои мысли полно и точно.

Познавательные: самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации (из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

3 минуты.

На этом этапе закрепляли полученные знания о происхождении горных пород.

 

 

 

VIII. Рефлексия.

 

Вот и подошел к концу наш урок. Вы очень хорошо работали. (слайд 10)

- Скажите, что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Какие открытия сделали?

- Что удивило сегодня на уроке?

А чтобы урок вам запомнился, мы сейчас отметим значками на доске тот вид деятельности, который вам понравился больше всего.

- Спасибо за урок! (слайд 11)

Посмотрите зарядку для глаз .

Дети рассказывают, чему научились, что запомнили, чему удивились.

 

 

 

Дети знаками отмечают цветы с теми видами деятельности, которые им понравились больше всего.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

4 минуты.

Проведена рефлексия с целью умения оценивать свою деятельность.

IX. Домашнее задание.

П.9(стр.45-53).

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 5 классе.»





Конспект и технологическая карта

урока географии в 5 классе по теме: «Строение земной коры».



Цель: расширить и углубить знания предметного материала о составе земной коры. О том, как образуются горные породы, их строении и практическом применении в жизни. Научиться определять горные породы.


Задачи:

образовательные:

- расширить знания учащихся о многообразии горных пород;

- познакомить с отличительными особенностями, строением и путём образования горных пород;

воспитательные:

- раскрыть значение горных пород в жизни и хозяйственной деятельности человека;

развивающая:

- развивать познавательный интерес через элементы исследования.


Тип урока: закрепление изученного материала, решение частных задач.


Методы:

- частично-поисковый;

- деятельностный;

- создание проблемной ситуации;

- наглядно-иллюстрационный.


Формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.


Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, презентация, конверты с заданиями для работы в парах, ноутбук с тестовыми заданиями, коллекция минералов и горных пород, тестовые материалы на бумажных носителях, сахар, соль, мука.


Планируемые результаты:

Предметные:

- узнать, что собой представляют горные породы, их строение и происхождение;

- ознакомиться с видами горных пород, их отличительными признаками и применением;

- научиться определять состав горных пород.

Метапредметные:

  • регулятивные: выполняют задания в соответствии с поставленной целью, отвечают на поставленные вопросы;

  • познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель; используют условные знаки и символы, приведенные в слайдах.

  • коммуникативные: сотрудничают, проявляя активность во взаимодействии для решения познавательных целей.

Личностные:

- осознавать значение учебной деятельности; отмечают в окружении то, что особенно нравится, принимают ценности мира.


Организационная структура урока: « Состав земной коры.»


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

Самоанализ урока

I. Самоопределение к деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

Проверяет готовность к уроку, создает эмоциональный настрой.

- Посмотрите в окно:

День проснулся давно,

Заглянул к нам в окно.

Нас он всех торопит в класс

Урок географии начинается у нас.

Проверяют готовность рабочего места к уроку.




Регулятивные: организация своего рабочего места.




1 минута

Включаются в урок, во взаимодействие с учителем, настраиваются на работу.



II. Актуализация знаний.

Цель: подготовка учащихся к деятельности, осознание потребности в новых знаниях.



Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.

- Ребята, вспомните, какие слои земной коры мы с вами выделили на прошлом уроке.

- А вот в какое царство мы сегодня отправимся, вы узнаете, отгадав загадку: Земля заполнена невидимою сферой

Различных газов, оболочкой, атмосферой.

Ее поверхность в целом состоит

Из титанически огромных плит.

А плиты состоят все из пород

Их жар вулканов строго стережёт.








Дети отвечают и сверяют с информацией на слайде «строение континентальной земной коры», «строение океанической земной коры».

.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний.

Коммуникативные: доносят свою позицию до других; оформляют свои мысли в устной речи с учетом своего жизненного опыта.

3 минуты.

На данном этапе уточняются первичные знания детей.



III. Постановка учебной задачи.


Комментирует новую информацию, организует её обсуждение.


- Сегодня мы отправимся на экскурсию в мир горных пород..

Тема нашего урока « Строение земной коры» (Слайд 1).

- Что бы вы хотели узнать о горных породах?





Свободные высказывания детей. Размышляют, выслушивают различные мнения, приходят к выводу:

- Земная кора состоит из минералов и горных пород..



Свободные высказывания детей.

Задачи:

- узнать, что собой представляют горные породы;

- какие виды горных пород нам известны;

- ознакомиться с применением горных пород..

Коммуникативные:

высказывают свои предположения, выражают свои мысли.

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний.

3-4 минуты.

Формулируются тема и задачи урока.

IV. Усвоение новых знаний.

Знакомит со слайдами презентации, нацеливает учащихся на выполнение самостоятельной работы, проводит индивидуальный контроль.

- Кто из вас видел минералы и горные породы? Поднимите руки.

Взгляните на эту горную породу (демонстрация мела . угля, гранита, гнейса).

- Рассмотрите горные породы, которые находятся на ваших партах. Чем они отличаются?

- Можем мы зарисовать строение горной породы?

- Чтобы нам подробнее и внимательнее рассмотреть эти горные породы, мы возьмем в помощники микроскоп и компьютер. Но прежде послушайте, как с ним нужно работать (инструктаж по технике безопасности) .

Сейчас вы по очереди будете рассматривать препарат слюды при помощи микроскопа и зарисовывать строение слюды на листах, лежащих у вас на партах.

«Строение мускавита»» и запишите название слюды-мускавит .













Дети сравнивают два вида дрожжей, высказывают свои мнения.

- Нет.




Дети самостоятельно работают с микроскопом. Индивидуальная работа на листах – строение дрожжевого гриба.

Коммуникативные:

умение вступать в диалог (отвечать на вопросы).

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации; перерабатывают полученную информацию: сравнивают и группируют факты и явления, делают выводы на основе обобщения знаний.



10 минут

Формирование у учащихся конкретных представлений о дрожжевых грибах и их строении.

V.Физкультминутка.

Давайте немного отдохнем.

По тропинке леший шёл.

На полянке гриб нашёл

(ходьба на месте).

Раз грибок, два грибок,

Вот и полный кузовок

(приседания).

Леший охает: устал

От того, что приседал.

Леший сладко потянулся

(потягивания – руки вверх),

Леший выполнил разминку

И уселся на тропинку

(присаживаемся за парты).

Дети выполняют движения.


1-2 минуты.

Здоровьесберегающая технология.


VI. Первичное закрепление полученных знаний.

Цель: усвоение нового материала.

Организует практическую работу.

- Ребята, как вы думаете, на какие группы по происхождению делятся горные породы?

- Как образуются магматические, осадочные и метаморфические горные породы?

- На какие подгруппы делятся магматические и осадочные горные породы? (слайд№3)




Работаем в парах. Перед вами лежат карточки с тестовыми заданиями, возьмите их и напротив правильных ответов поставьте знак +. (2 мин).

Теперь давайте проверим ваши ответы по слайду (Слайд 7).


- А сейчас посмотрите и заполните таблицу на слайде.







Предположительные ответы детей.









Свободные ответы детей. Вывод: породы делятся на магматические, осадочные и метаморфические.

Дети рассказывают как образуются магматические и осадочные горные породы. Учащиеся работают в парах.

Вывод: соль легко растворяется в воде.

Дети работают в парах.

«Правила работы в парах».

Свободные высказывания детей.

Проверяют правильность выполнения тестов.



Вывод: магматические породы делятся на глубинные и излившиеся, осадочные на а) неорганические: химические, обломочные и глинистые и б)органические;

Существуют метаморфические горные породы. Из известняка образуется мрамор. Из песчаника-кварцит, из гранита-гнейс, из глины- глинистый сланец.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли полно и точно; умение работать в парах.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: находить и выбирать способ решения проблемы.

13 минут.

На этом этапе проводится первичное закрепление умения использовать на практике полученные знания о горных породах..


VII. Включение в систему знаний.


- Как вы думаете, в чем причина образования горных пород?

-процесс осадконакопления на дне океана- причина образования осадочных горных пород, и процессы выветривания-причина образования обломочных и глинистых горных пород.

-магматизм- причина образования магматических горных пород.;

- высокая температура, высокое давление и высокая концентрация химических веществ –причина образования метаморфических пород.



Отгадайте загадки Жака Паганеля и исправьте ошибки в таблице на слайдах 17 и 18.

Свободные высказывания детей.












Свободные высказывания детей. Вывод: осадконакопление в океане, выветривание-это причина образования осадочных горных пород. Процессы магматизма –причина образования магматических горных пород. Температура, давление и высокие концентрации химических веществ- причина образования метаморфических пород.

Работают с таблицей на слайде и отгадывают загадки.

Коммуникативные:

-умение выражать свои мысли полно и точно.

Познавательные: самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации (из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

3 минуты.

На этом этапе закрепляли полученные знания о происхождении горных пород.




VIII. Рефлексия.


Вот и подошел к концу наш урок. Вы очень хорошо работали. (слайд 10)

- Скажите, что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Какие открытия сделали?

- Что удивило сегодня на уроке?

А чтобы урок вам запомнился, мы сейчас отметим значками на доске тот вид деятельности, который вам понравился больше всего.

- Спасибо за урок! (слайд 11)

Посмотрите зарядку для глаз .

Дети рассказывают, чему научились, что запомнили, чему удивились.




Дети знаками отмечают цветы с теми видами деятельности, которые им понравились больше всего.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

4 минуты.

Проведена рефлексия с целью умения оценивать свою деятельность.

IX. Домашнее задание.

П.9(стр.45-53).









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!