СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Цирк"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по формированию функциональной грамотности. Проведен в рамках стажировочной площадки

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Цирк"»


Конспект урока математики в 4 классе

по развитию функциональной грамотности школьников в соответсвии с требованиями ФГОС


Тема: «Решение задач»

Цель: формирование математической грамотности посредством решения учебно-практических задач.


Задачи:

  • Создать условия для формирования у учащихся:

- умения осознанно использовать полученные в ходе обучения знания для решения учебно-практических задач,

- умения работать в группе,

- умения работать по алгоритму,

- умения формулировать собственную точку зрения и излагать ее в устной форме.

  • Развивать активность и самостоятельность учащихся путем вовлечения их в поисковую и познавательную деятельность.


Планируемый результат:

Предметные: создать условия для формирования у учащихся умения осознанно использовать полученные в ходе обучения знания для решения учебно-практических задач.
Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение.
Личностные: проявляют интерес к изучению учебного предмета математики.

Оборудование:

- компьютер,

- раздаточный материал (рабочие листы с учебно-практическими задачами, алгоритм выполнения задания 2, подсказки к заданию 2, листы А4),

- экран,

- презентация,

- картинка клоуна и кружочки (мячи) зеленого, желтого и красного цветов,

- цветные карандаши.










Ход урока:

Орг. момент

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Время даром не теряйте,

На вопросы отвечайте, дружно тему обсуждайте,

Не пройдёт ваш даром труд,

Знанья пользу принесут.


- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи и хорошего настроения на весь урок. Садитесь, пожалуйста.

Устный счет

- Любая в математике работа,

Не обходится без устного счёта. У доски 3 чел. решают примеры.

1) - Назовите произведение чисел 320 и 3 (960).

- Какое число в 5 раз больше числа 200 (1000).

- Уменьшить число 600 на 3 (597).

- Частное чисел 320 и 40 увеличить в 5 раз (40).

- Из какого числа нужно вычесть 135, чтобы получилось 70 (205).

- Из 1000 вычесть 5 (995)

- 900 разделите на 100 (9) 2) Сравни.

6 м * 60 дм        2 км * 900 м         9 м2 * 90 дм2

3 м * 20 дм        70 см * 7 м           1км2 * 1000000 м2

3) Выберите верные высказывания. Составьте из соответствующих им слогов слово.

1 м = 100 см (ЗА)            1 ∙ 0 = 1 (ПРИ)          1р. = 100 коп. (ЧА)

1 ч = 100 мин (МЕ)         9 : 9 = 1 (ДА)             Р = а ∙ b (ЛЬ)

(ЗАДАЧА)

Этап мотивации к учебной деятельности.

Фронтальная форма работы с элементами групповой работы

- Сформулируйте, пожалуйста, тему урока (Решение задач)

- А на какую тему будут предложены задания, вы узнаете, отгадав загадку:

Вот большой и круглый дом.
Ой, какое место!
Ведь всегда ребятам в нём
Очень интересно.
В этом доме непременно
Есть и звери, и арена. (Цирк) (Задачи будут связаны с темой «Цирк»)

- Верно, ребята.

- А какие цели поставим? КОНВЕРТ С ЦЕЛЯМИ

- Откройте красную папку, прочитайте цели, выберите те, которые подходят к теме нашего урока.

- Не забывайте о правилах работы в группе (работать должен каждый; говорить по одному, общаемся вежливо).

1) Учиться слушать и слышать друг друга.

2) Познакомиться с историческими сведениями.

3) Уметь работать по алгоритму (по плану).

4) Учиться решать задачи, связанные с темой «Цирк».

5) Уметь выполнять устные и письменные вычисления.

(Учащиеся выбирают цели).


- А знаете ли вы, где зарождалось цирковое искусство? Выскажите свои предположения. (Учащиеся высказывают свои предположения)

- Приглашаю вас заглянуть туда, где всё начиналось. Откройте синюю папку. Прочитайте текст.


Первый цирк появился в Древнем Риме в VII в. до н. э. Но он был очень далёк от современного. Акробатов и гимнастов в нём тогда не было. Римский цирк был местом проведения конских скачек.

Современный цирк появился в Лондоне (Англия) в XVIII в. на основе конного спорта. Его создателем был Филипп Астлей - простой наездник, который искусно владел управлением лошадью. Он разработал своё собственное шоу, с помощью которого развлекал людей. Сначала это были конные трюки, а позже добавились акробатические этюды, выступления жонглёров, канатоходцев и клоунов.

В России создателями цирка были братья Никитины. В 1873г. они открыли небольшой цирк в г.Пензе, который имел большой успех.



- Когда и где появился первый цирк? Что было в его основе?

- Что узнали о создании современного цирка? Что входило в программу его выступлений?

- Что узнали об истории цирка в России? Кто был его создателем?

- Ребята, а какую форму имеет цирковая арена? (Круглую)

- Как думаете, почему? Обсудите вопрос в группах.

(Представитель от каждой группы высказывает предположения)

- На самом деле, все дело в цирковой программе и технических возможностях. Так как в основе лежали лошадиные скачки и трюки, необходимо было создать площадку для их разбега. Любая лошадь должна была привлекать внимание, бежать плавно и грациозно. Именно поэтому была разработана круглая площадка, углы мешали животным перемещаться.

Цирк - это эстетическая красота, демонстрация чувств и возможностей человека. Наверное, поэтому люди любят цирк.

- А вы любите цирк? Почему? (Ответы детей.)

- Поэтому сегодня и посвятим наш урок решению задач, связанных с темой цирка.

Этап применения изученных моделей действия.

Фронтальная работа с элементами парной и самостоятельной работы

- Познакомимся с первым заданием (Учащиеся читают текст задания)


- Семья планирует посещение цирка.

- Что нужно узнать? (Сумму, необходимую для покупки билетов для всей семьи)

- Какие знания необходимы, чтобы узнать ответ на вопрос? (Нужно знать, как найти стоимость)

- Вспомните правило: как найти стоимость? (Чтобы найти стоимость, нужно цену умножить на количество товара)

- Какие данные в задаче известны, чтобы найти стоимость билетов? Подчеркните ключевые слова в задаче. Задание выполните в парах.

- Проверим. Какие ключевые слова вы выделили? (Один из учащихся читает свой ответ, его комментирует. Остальные оценивают его ответ и выполняют самопроверку.)

- У кого так же, поднимите руку.

- Объясните, почему именно эта информация важна? (Стоимость билетов будет зависеть от количества человек и цены билета, а цена билета зависит от сектора и ряда)

- Сколько же билетов необходимо купить? Почему? (4, так как в задании сказано, что семья Семеновых состоит из 4 человек: мама, папа, Маша и Ваня)

- Где указана цена билета? (Цена билета указана в таблице)

- В каком столбце и строке таблицы следует искать цену билетов? (Цену билетов следует искать в столбце «1-9 ряды», так как семье нужен ряд не выше седьмого и в строке «Красный сектор», так как решили купить билеты в красном секторе)

- Чему равна цена билета? (Цена билета равна 500 рублей)

- Выполните вычисления и запишите ответ. (Учащиеся выполняют задание учителя)

- Сколько же денег надо заплатить семье Семеновых за билеты в цирк? (2000 рублей, так как 500 рублей умножаем на 4 билета)

- У кого получился такой результат, отметьте зеленый огонек на полях задания. У кого другой результат – красный огонек. (Учащиеся самостоятельно выполняют оценку своей работы)

- Кто зажег зеленый огонек? Поднимите руку. За что вы можете себя похвалить? (За умение правильно выбирать арифметическое действие и делать верные вычисления)

- Какой совет можно дать остальным? (Быть внимательным при вычислениях)

- Итак, с первым заданием справились. Молодцы. Какие умения помогли вам дать ответ на вопрос задания? (Умения выделять в тексте главное, читать таблицу, рассуждать, умение находить стоимость товара, выполнять вычисления).

- Ребята, а нужны ли в повседневной жизни математические знания и умения?

Физминутка

- Предлагаю немного отдохнуть под стихотворение о цирке и продолжить работу. В цирке весело нам очень,
Мы смеемся и хохочем.
По канату мы идем,
Ни за что не упадем.
Мы жонглируем шарами,
Их кидайте вместе с нами.
На арене силачи
Гири жмут, как калачи.
На арену клоун рвется,
Зритель весело смеется.

Этап применения изученных моделей действия.

Групповая форма работы с элементами фронтальной работы

- Еще одна семья планирует посещение цирка. Они столкнулись с другой проблемой. Переходим к заданию 2 (Учащиеся читают задание)

- Данное задание предлагаю обсудить и найти решение, работая в группах. Для этого каждой группе предлагаю алгоритм выполнения задания.



Алгоритм выполнения задания 2:

  1. Прочитайте текст задания.

  2. Определите, что нужно сделать, чтобы задание стало считаться выполненным?

  3. Выделите (подчеркните) ключевые моменты (подсказки) в тексте задания.

  4. Обсудите количество необходимых билетов. Не забывайте пользоваться данными таблицы.

  5. Рассчитайте сумму, предназначенную для покупки билетов. Если затрудняетесь, обратитесь к Подсказке 1.

  6. Узнайте цену билета. Если затрудняетесь, обратитесь к Подсказке 2.

  7. Выясните номер ряда и номера мест в цирке для семьи Петровых. Если затрудняетесь, обратитесь к Подсказке 3.

  8. Запишите результат в отведенном в задании месте.

  9. Подготовьте устное выступление о проведенном решении и представьте письменное решение на формате А4.


Подсказки, если возникнут затруднения.


Подсказка 1

  1. Сколько денег решила потратить семья на посещение цирка? Ответ найдите в тексте задания.

  2. Сколько из них – на сувениры и буфет? Ответ найдите в тексте задания.

  3. Зная это, узнайте, сколько денег осталось на покупку билетов?


Подсказка 2

  1. Сколько денег запланировано на покупку билетов?

  2. Сколько билетов надо купить? Будьте внимательны с ответом. Обратите внимание на информацию как в тексте, так и в таблице цен билетов.

  3. Узнайте цену билета.

Подсказка 3

  1. Обратитесь к таблице цен билетов. Выясните, в каких секторах и на каких рядах можно приобрести билет по вычисленной вами цене.

  2. Из данных секторов (пункт 1) выберите сектор с наилучшими местами. Для этого подумайте, в каком из данных секторов лучше всего видно выступление артистов.

  3. В выбранном секторе выберите нужные места. Для этого обратитесь к таблице свободных мест и помните, что места должны быть ближе всего к арене.

  4. Запишите номер ряда и номера мест в отведенном в задании месте.













































Пользуясь алгоритмом и, по необходимости, – подсказками, учащиеся выполняют задание в группах, учитель осуществляет координирующую деятельность работы групп.

Решение:

  1. 1600-300=1300(руб.) - на билеты

  2. 1300:3=400(ост.100) - цена билета

  3. 400 руб. – цена билета в желтом или красном секторах с 10 по14 ряды

  4. Наилучшие места – желтый сектор

  5. Места: 37,38,39 на 10 ряду.


- Проверим. Повесьте на доску результаты вашей работы, записанные на листе А4. Каким образом подошли к такому результату? (Представители от групп вывешивают решения на листах А4. Представитель одной из групп объясняет решение, остальные слушают и соглашаются или не соглашаются, объясняя свой вариант решения)


- Какие нужны умения в этом задании? (Умение выделить нужную информацию, читать таблицы, выполнять действия с многозначными числами, знать, как найти цену, если известна стоимость и количество…)

Этап рефлексии

Фронтальная форма работы

- Итак, ребята. Наш урок заканчивается, но не заканчивается работа над решением задач. Как видите, задачи бывают разных видов. Какая же наука помогла нам сегодня справиться с жизненными задачами? (Математика)

- А какая наука помогла узнать о создании цирка? (История)

- Давайте подведем итог урока.

- Выскажите свое мнение, закончив понравившуюся вам фразу:

  • На уроке я узнал(а)…

  • Я учился …

  • Работая в группе, …

  • Я понял(а) …

  • У меня получилось …

  • Было интересно …

  • Было трудно …

  • Мне захотелось…

(учащиеся высказывают предложение, выбирая начало фразы)


- Цирковые атрибуты «мячики для жонглирования» помогут выразить ваше настроение на конец урока:

Зеленого цвета – работа доставила мне удовольствие,

Желтого цвета – у меня были ошибки в работе.

Красного цвета – мне надо лучше работать.

(учащиеся выбирают мяч и крепят его на доску рядом с клоуном)


- Ну, а теперь давайте возьмемся за руки, поблагодарим свою команду. Спасибо за работу каждой группе! Мы все большие молодцы! Мы справились! У нас всё получилось!






































Орг. момент

- Здравствуйте, ребята. Повернитесь к гостям и улыбнитесь им. Чтобы наш урок прошёл в тёплой дружеской атмосфере, предлагаю нам встать в круг. Давайте подарим друг другу частичку тепла: потрите ладошки друг о дружку до тёплого состояния. А теперь прикоснитесь к ладошкам товарища – подарите своё тепло и возьмите от него частичку тепла. Этот небольшой знак внимания друг к другу согреет ваши сердца.

- Огромное солнце не делим на части,

И вечную землю нельзя поделить.

А капельку счастья, вниманья, участья, ты можешь, ты должен друзьям подарить.

- Мы начали урок с дружеского круга. А в жизни вы встречали предметы, имеющие форму круга?

Сейчас загадаю загадку, отгадка к ней тоже связана с кругом.

Вот большой и круглый дом.
Ой, какое место!
Ведь всегда ребятам в нём
Очень интересно.
В этом доме непременно
Есть и звери, и арена. (Цирк)

- А знаете ли вы, где зарождалось цирковое искусство? Выскажите свои предположения. (Учащиеся высказывают свои предположения)

- Приглашаю вас заглянуть туда, где всё начиналось. Прочитайте текст.

Первый цирк появился в Древнем Риме в VII в. до н. э. Но он был очень далёк от современного. Акробатов и гимнастов в нём тогда не было. Римский цирк был местом проведения конских скачек.

Современный цирк появился в Лондоне (Англия) в XVIII в. на основе конного спорта. Его создателем был Филипп Астлей - простой наездник, который искусно владел управлением лошадью. Он разработал своё собственное шоу, с помощью которого развлекал людей. Сначала это были конные трюки, а позже добавились акробатические этюды, выступления жонглёров, канатоходцев и клоунов.

В России создателями цирка были братья Никитины. В 1873г. они открыли небольшой цирк в г.Пензе, который имел большой успех.

- На данных текста предлагаю сделать небольшую разминку. Когда появился цирк в Древнем Риме? А в Лондоне? Сколько веков прошло? (24)

- В каком году братья Никитины открыли свой цирк? Какую годовщину празднует этот цирк в наши дни? (150 лет)

- Ребята, а какую форму имеет цирковая арена? (Круглую)

- Как думаете, почему? Обсудите вопрос в группах.

- На самом деле, все дело в цирковой программе и технических возможностях. Так как в основе лежали лошадиные скачки и трюки, необходимо было создать площадку для их разбега. Любая лошадь должна была привлекать внимание, бежать плавно и грациозно. Именно поэтому была разработана круглая площадка, углы мешали животным перемещаться.


- А арена во всех цирках имеет разный диаметр круга или одинаковый?

- А какой?

Во всех цирках соблюдается стандарт диаметра арены. Он составляет 13 метров и введен далеко не случайно. Дело в том, что в XVIII веке англичанин Филип Астли опытным путем установил, что такой диаметр является наиболее оптимальным для лошадей, скачущих галопом по кругу: их спина при данном диаметре имеет постоянный угол наклона.

Цирк – циркуль (чертим круг)

- Если бы у нас с вами оказался огромный циркуль, то какой радиус мы бы ему установили? (6 м 50 см)

- А вы любите цирк? Почему? (Ответы детей.)

Цирк - это эстетическая красота, демонстрация чувств и возможностей человека.

- Посмотрите, какие работы вы принесли из дома, как много профессий, связанных с цирком.

- Мне один мальчик сказал. Что когда вырастет – станет дрессировщиком. Поэтому учить математику ему не имеет смысла. А как вы считаете7 есть ли место математике в цирке?

- Поэтому сегодня и посвятим наш урок решению задач, связанных с темой цирка.

- Работа в паре.



















Физминутка

- Работа в группе















- Во время выполнения задания нужно использовать алгоритм.

- Если возникнут трудности, можно воспользоваться подсказками.

Пользуясь алгоритмом и, по необходимости, – подсказками, учащиеся выполняют задание в группах, учитель осуществляет координирующую деятельность работы групп.

Решение:

  1. 1600-300=1300(руб.) - на билеты

  2. 1300:3=400(ост.100) - цена билета

  3. 400 руб. – цена билета в желтом или красном секторах с 10 по14 ряды

  4. Наилучшие места – желтый сектор

  5. Места: 37,38,39 на 10 ряду.

- Проверим. Повесьте на доску результаты вашей работы, записанные на листе А4. Каким образом подошли к такому результату? (Представители от групп вывешивают решения на листах А4. Представитель одной из групп объясняет решение, остальные слушают и соглашаются или не соглашаются, объясняя свой вариант решения)

- Итак, ребята. Наш урок заканчивается, но не заканчивается работа над решением задач. Как видите, задачи бывают разных видов. Какая же наука помогла нам сегодня справиться с жизненными задачами? (Математика)

- А какая наука помогла узнать о создании цирка? (История)

- Давайте подведем итог урока. Предлагаю вам занять места в нашем цирке.

Решили задачу самостоятельно (сиреневый сектор)

Решили задачу с помощью подсказки 1 (голубой сектор)

Решили задачу с помощью 2 подсказок (зеленый сектор)

Решили задачу с помощью 3 подсказок (желтый сектор).



- Ну вот, все на местах. Начинаем представление. Побудем в роли фокусников. Фокус с лентой Мёбиуса.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!