Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Склонение имён существительных. Падежи".»
ТЕМА: Склонение имён существительных. Падежи.
ТИП УРОКА: комбинированный
ЦЕЛИ: ознакомление с понятием «склонение», закрепление знаний о падежах, упражнение в склонении существительных с ударным окончанием; развитие произвольного внимания, мышления (анализ, синтез, обобщение), речи (лексический и синтаксический уровни); воспитание внимательного отношения к слову, прилежания, познавательной активности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Личностные УУД:
1- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, школе;
2- понимание причин успехов в учёбе.
Регулятивные УУД:
1- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
2- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
3- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
4- вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил.
Познавательные УУД:
1- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
2- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
3- проводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;
4- проводить аналоги между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные УУД:
1- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
2- формулировать собственное мнение и позицию;
3- строить понятные для партнера высказывания.
Предметные результаты:
Знать понятие «склонение», названия падежей и падежные вопросы;
иметь представление об особенностях склонения одушевлённых и неодушевлённых имён существительных, наличии несклоняемых существительных в русском языке;
уметь склонять существительные с ударным окончанием.
РЕСУРСЫ:
Основные: Рамзаева Т.Г. Русский язык. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1: учебник. – М.: Дрофа, 2014.
Дополнительные: мультимедийное оборудование, презентация.
ХОД УРОКА
Этап урока Вид работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ Приветствие Проверка готовности | Прозвенел и смолк звонок. Пришла пора начать урок. - Поприветствуйте гостей! - Проверьте, готово ли ваше место к работе. На столе должны быть… Если всё готово, покажите правильной осанкой. | Приветствуют. Проверяют готовность к уроку. | Л1 Р1 |
МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | Давайте дадим себе целевую установку. Я буду говорить побудительные предложения, а вы завершать их, добавляя по одному слову: СЛАЙД 2. Слушайте меня … Задания выполняйте … За партами сидите … Ведите себя на уроке… Постарайтесь выполнить данную установку. Запишите дату и вид работы. | Слушают, произносят слова: внимательно старательно стройно достойно | Р1-2 |
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ Словарно-орфографическая работа Фронтальный опрос Грамматическое задание Определение темы и задач урока | СЛАЙД 3. Запишите слова под диктовку в 2 столбика: человек посуда иней адрес суббота деревья лопата Егор облако железо Проверьте работу на доске и в тетради. Какой частью речи являются записанные слова? Почему так решили? Какое существительное из этого списка считаете лишним? Почему? СЛАЙД 4 Что обозначают имена существительные? На какие вопросы они отвечают? Какой постоянный признак имеют имена существительные? СЛАЙД 5. Укажите род записанных существительных. Что знаете об именах существительных? Какие непостоянные признаки есть у имён существительных? (ответ спрятан в столбиках слов) Все ли существительные изменяются по падежам? Что такое склонение? Именно на эти вопросы нам сегодня предстоит ответить. Сформулируйте тему урока. СЛАЙД 6. | Записывают слова под диктовку. 1 ученик пишет на доске за занавеской. Осуществляют самопроверку. Отвечают на вопросы Имя существительное. Егор (собств.), деревья (мн.ч.) Род Определяют род, 1 человек на отметку. Число, падеж (по первой букве слов) | Р2-4 К1-3 П2 Р3-4 П2-3 Р2 К1-3 |
УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ ПО ИЗУЧЕННОМУ МАТЕРИАЛУ Наблюдения над материалом Вывод понятия Чтение правила в учебнике | Послушайте стихотворение. Я буду его читать, а вы вставлять слово кот в нужной форме и записывать в столбик. СЛАЙД 7. Раз, два, три, четыре пять, Будем слово «кот» склонять. У норы добычи ждёт, Притаившись, серый …. Мышь осталась без хвоста, Вырываясь от … Она теперь и за версту Не приблизится к … Крыса старая - и та, Видя грозного …, Удерёт в нору под дом, Чтоб не встретиться с …. Там сидит и в темноте Вспоминает о … Как изменялось слово кот в стихотворении? Какая часть слова при этом изменялась? Покажите. Сделайте вывод, что такое склонение? СЛАЙД 8. Прочитайте правило в учебнике на с. 37 | Слушают задание. Изменяют падежную форму слова и записывают: кот кота коту кота котом о коте по вопросам, по падежам. Окончание. Формулируют понятие. Открывают учебник. Читают правило. | Л1 П1 К1 |
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА | СЛАЙД 9. Вышли мыши как-то раз, Посмотреть, который час. Раз, два, три, четыре… Мыши дёрнули за гири. Вдруг раздался страшный звон – Разбежались мыши вон! | Изображают героев стихотворения. | Р1 |
КОМПЛЕКСНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ Грамматическое задание С.37, упр.71 | СЛАЙД 10. Узнайте героиню сказки по её песенке: «Отопритесь, отворитесь, ваша мать пришла, молочка принесла» Найдите задание, которое просит выполнить наша гостья. СЛАЙД 11. Что значит просклонять существительные? Укажите названия падежей по порядку в столбик, обозначив их одной заглавной буквой. Что поможет выполнить задание? Работать будем по цепочке: сначала просклоняем первое слово, затем второе. Сравните вопросы, которые мы ставили к существительным коза и трава. Что заметили? Как вы думаете, все существительные изменяются по падежам? Попробуйте изменить слово пальто. Какой вывод можно сделать? СЛАЙД 12 | Слушают и разгадывают загадку. коза Находят упражнение. Читают задание в учебнике. Изменить по падежам. Записывают номер упражнения и названия падежей в столбик. Опорная таблица У одушевлённых и неодушевлённых существительных разные падежные вопросы Бывают несклоняемые существительные. | Л1 Р3-4 П4 К1-3 Л2 Р1-4 |
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С.37, упр. 72 | СЛАЙД 13. Прочитайте задание про себя. Что требуется сделать? Выполняйте. | Читают задание. Проговаривают задание. Выполняют упражнение. | |
ИНФОРМАЦИЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ | СЛАЙД 14. С.36-37, пр., упр.74 | Записывают задание в дневник. | Л1 |
РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Самооценка Выставление отметок | СЛАЙД 15. Прочтите текст, вставляя недостающие слова. Сколько слов разгадаете, такую и отметку заработаете. Кто может назвать все пропущенные слова, поднимите руку. | Самостоятельно читают предложения, вставляя термины. Оценивают себя. 1 ученик читает вслух Выставляют отметки в дневник. | Л2-3 П4 К1-3 |