Конспект урока русского языка по теме
«Изменение имён существительных по падежам (склонение)»
Технологическая карта
Предмет: русский язык
Класс: 3 класс
Тип урока: «открытие» новых знаний, урок - исследование
УМК: «Начальная школа XXI века»
Тема урока | Изменение имён существительных по падежам (склонение) |
Цель урока | Дать понятие о склонении имён существительных. Познакомить учащихся с названием падежей и падежными вопросами, алгоритмом определения падежа имени существительного в предложении. |
Задачи | Организовать наблюдение над именами существительными через выведение учащихся на необходимость использования их в речи. Формировать работу в парах постоянного состава. Развивать речь, внимание, умение анализировать, классифицировать, развивать навыки самооценки, самоконтроля. Воспитывать трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца. |
Формируемые УУД | Личностные: учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности. Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия. Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, использование знаково-символических средств, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. |
Основные понятия: склонение, падеж.
Ресурсы: С.В. Иванов « Русский язык» 3 класс.
Компьютер, индивидуальные карточки, презентация
Методы обучения: проблемно-поисковый, технология проблемного диалога, технология проблемного обучения
Здоровьесберегающие технологии: физминутка для глаз, смена вида деятельности, работа в парах, групповая работа.
Ход урока:
I .Самоопределение к деятельности.
- Начинается урок,
Он пойдет, ребята, впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать.
Ребята, сегодня на урок я предлагаю вам такой девиз:
«Учитесь тайны открывать». Слайд 2
II.Актуализация знаний
Прочтите слова:
подлежащее, сказуемое, существительное, определение Слайд 3
- Какое слово в этом ряду лишнее?
- Что вы знаете об имени существительном?
Сегодня на уроке вы узнаете о еще одном грамматическом признаке имени существительного.
III. Подведение к проблеме:
( на слайде стих) слайд 4
Как-то шла по льду свинья.
Ей попалась полынья.
Плюх!... Торчит из полыньи
Только пятачок свиньи.
Мы скорее к полынье,
Мы хотим помочь свинье.
Сами - чуть не в полынью,
Но спасли-таки свинью.
Недовольны мы свиньёй:
Разве шутят с полыньёй?
Вспоминайте о свинье,
Чтоб не плавать в полынье!
- Прочитайте стихотворение .
- Какие повторяющиеся имена существительные встретились в стихотворении?
- Что изменяется в имени существительном? (окончания)
- Почему изменялись окончания? (изменялись вопросы)
- Изменение имен существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением. Попробуйте сформулировать тему нашего урока. На какой вопрос вы хотели бы ответить в ходе изучения этой темы?
IV.Формулирование проблемы:
- Как происходит изменение имён существительных по падежам? Слайд 5
Вы сможете сразу ответить на этот вопрос? Что нам для этого нужно сделать?
V.Составление плана исследования:
- Составим план работы.
План:
Что означает слово « падеж»
Таблица падежей
Составление алгоритма определения падежа имени существительного в предложении.
Информация о полученных результатах .Вывод.
VI. Проведение исследования:
1. Сбор : обработка информации , «Открытие» учащимися новых знаний.
- Сообщение 1 группы детей: « Падеж» - от латинского casus ( падение). Греческие учёные заметили , что слова , употребленные в речи, « падают» той или иной формой. Название русских падежей, кроме Т. И П. происходит от латинских и представляют их дословный перевод.
1 группа: Слово падеж произошло от латинского слова cаsus (казус) – падение. Ученые заметили, что имя существительное имеет прямую форму (основную) и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и известный термин «склонение».
2 группа: В разных языках разное число падежей
2 падежа: английский , румынский, персидский ...
3 падежа: новогреческий, арабский, хантыйский, ...
4 падежа: немецкий, древнегреческий, исландский,
5 падежей: латынь, латышский,
7 падежей: польский, чешский, литовский, турецкий, цыганский, грузинский, ...
баскский: 11 падежей
эстонский, финский: 15 падежей
венгерский: от 15 до 20 падежей
даргинский: 28 падежей
табасаранский: 46 падежей
В русском языке было 13 падежей, а осталось 6 падежей.
Давайте познакомимся с падежами русского языка
Знакомство с падежами русского языка.
Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений.
Каждая группа получила 3 стихотворения о каком-то падеже. Задание: прочитать стихотворение, узнать название падежа, подчеркнуть падежные вопросы, найти слова-подсказки для облегчения определения падежа существительного.
Итак, давайте представим падежи имени существительного:
Есть именительный падеж,
И нет на нём чужих одежд.
Его легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы – кто? и что?
Ни с чем не спутает никто.
С каким падежом познакомились ребята первой группы? На какие вопросы отвечают существительные в им. падеже? Почему этих вопросов два? Какое вспомогательное слово они имеют? Употребляются ли существительные в им. пад. с предлогами?
А я – падеж родительный.
Характер мой – общительный.
Кого? Чего? Нет – вот он я!
Предлоги часто мне друзья:
И с, и до, и у, и из –
До неба вверх и с неба вниз.
Похож я на винительный
Бываю иногда,
Но в тексте различите вы
Два падежа всегда.
С каким падежом познакомились ребята второго варианта? На какие вопросы отвечают существительные в род. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? С какими предлогами употребляются? На какой падеж похож? Нам предстоит в будущем научиться различать эти падежи.
Я называюсь дательным,
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
С предлогом к и по дружу,
Но и один гулять хожу.
С каким падежом познакомились ребята третьего варианта? На какие вопросы отвечают существительные в дат. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Употребляются с предлогами? Какими?
А я – винительный падеж
И я во всём виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятёрки» я ловлю.
Кого позвать? Во что играть,
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.
С каким падежом познакомились ребята четвёртого варианта? На какие вопросы отвечают существительные в вин. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Могут употребляться с предлогами?
А я – творительный падеж,
Исполнен всяческих надежд.
Любуюсь! – Чем?
Творите! – С кем?
Я подскажу вам – нет проблем!
Предлогам перед, под и над
В любой момент я очень рад.
С каким падежом познакомились ребята пятого варианта? На какие вопросы отвечают существительные в тв. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют?
6. Я – падеж предложный.
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чём я говорил?
Ах да, нужны предлоги!
Без них мне нет дороги.
Пусть будет о, и в, и при –
Ты их случайно не сотри:
Тогда смогу я рассказать,
О чём мечтать и в чём гулять?
С каким падежом познакомились ребята шестого варианта?
На какие вопросы отвечают существительные в пр. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Без чего никогда не употребляются сущ-е в пр. падеже?
Для того, чтобы познакомиться с последовательностью падежей в русском языке, я прочитаю вам сказку о падежах.
Сказка о падежах.
Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ. Родился и стал РОДИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Первое слово, которое он выучил, было «На», он очень любил со всеми делиться, раздавать всё, что имел, и его назвали ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ. Он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал ВИНИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Потом он подрос, начал творить добрые дела и стал называться ТВОРИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь ПРЕДЛОЖНЫМ ПАДЕЖОМ.
2. Фронтальная работа с таблицей( слайд 6)
Падежи имён существительных
Падеж | Вспомогательное слово | Падежный вопрос | Примеры |
Именительный | есть | кто? что? | сосна ,дуб, дочь |
Родительный | нет | кого? чего? | сосны, дуба, дочери |
Дательный | рад | кому? чему? | сосне, дубу, дочери |
Винительный | вижу | кого? что? | сосну, дуб, дочь |
Творительный | любуюсь | кем? чем? | сосной, дубом, дочерью |
Предложный | говорю | о ком? о чём? | о сосне, о дубе, о дочери |
- О каких вспомогательных словах говорится в таблице?
Для того, чтобы говорить грамотно и красиво, вам нужно выучить падежи русского языка.
Физминутка
V II.Первичное закрепление полученных знаний.
- Выполнение упражнения с опорой на таблицу
Работа с книгой (упр. 2 стр.10 ( учебник С.В.Иванова))
VIII. Релаксация для глаз ( слайд 7-8 )
- Чтобы ваши глазки и дальше не уставали находить таинственные буковки, дадим им немного отдохнуть. Раз-налево, два - направо, три - наверх, четыре - вниз. А теперь по кругу смотрим. Что бы лучше видеть мир. ( Дети выполняют движения глазами.)
IX. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных УДД.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
1. - Составим алгоритм « Как определить падеж имени существительного»
( слайд 9
2. Включение новых знаний в систему знаний, повторение.
- Дифференцированная работа:
После выполнения работы дети проверяют задание и оценивают работу.
3. Анализ и обобщение полученных результатов.
4. Отчёт исследования:
- чтобы определить падеж имени существительного нужно…………….( знать падежные вопросы и вспомогательные слова и ……)
X. Рефлексия. Продолжите фразу…( слайд 10)
Я узнал…..
Я смогу….
Где мне пригодятся полученные знания и умения...
Какое задание вам показалось самым интересным?
Какое наиболее сложным?
- Давайте вернемся к началу урока. Теперь вы можете ответить на вопрос: Как происходит изменение имён существительных по падежам? Докажите это.
- В завершение урока попробуйте составить слово из разных частей слов
( работа в группе)
Отгадайте шараду. Корень мой находится в цене,
в очерке найди приставку.
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
вся же – в дневнике я и в журнале.
(Оценка) Оцените свою работу по лесенке знаний (какой высоты вы достигли при получении новых знаний)
(Учитель оценивает работу детей.)
XI. Домашнее задание: учить падежи имён существительных
Анжела и Надя упр №4 на стр14
Таня – задание на карточке
Все остальные упр №1 на стр 10
XII. Итог урока.
- Спасибо за урок, (слайд 10)