Дата: ____________________
Учитель ______________________________
Класс: _____
Урок: русский язык
Тема: «Слова, отвечающие на вопросы что делать?, что сделать?»
Цели: формировать у учащихся знания о словах, отвечающих на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; учить находить в тексте эти слова, составлять предложения с такими словами; развивать орфографическую зоркость, память, мышление, внимание; воспитывать самостоятельность, целеустремлённость.
Формируемые УУД: проверять свою деятельность по образцу; классифицировать слова по их значению; находить основу 1 предложения; следовать инструкции при выполнении задания; Щ работать самостоятельно; добиваться поставленной цели.
Пропедевтика: глаголы, их роль в речи.
Ход урока:
1.Включение в учебную деятельность
— Каким словам мы уделили большое внимание на предыдущем уроке?
— Что могут обозначать слова, отвечающие на вопрос «кто?» или «что?»? Приведите примеры.
2.Чистописание
(Работа в тренажёре на с. 7.)
3.Постановка целей и определение темы урока
— Прочитайте предложения, записанные на доске.
Лесник объяснил, что это за узоры на снегу.
Это виднелись лисьи, заячьи, волчьи следы.
— Найдите в предложениях и назовите слова, которые отвечают на вопросы «кто?» и «что?».
— Что говорится о леснике?
— Поставьте вопрос к слову «объяснил».
— Что обозначает слово «объяснил?» (Действие предмета.)
— Что говорится о следах?
— Поставьте вопрос к слову «следы».
— Как вы думаете, с какими словами мы будем сегодня работать? (С теми, которые обозначают действия предметов.)
(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)
4.Работа по теме урока
— Проанализируйте предложение и запишите его в тетрадь. Льётся песня громкая про наш любимый край.
— Найдите и подчеркните основу предложения.
— Выделите и объясните орфограммы.
— Подчеркните буквы, обозначающие звонкие согласные звуки.
— Прочитайте стихотворение, записанное на доске.
Я хочу, чтоб птицы пели,
Чтоб весной ручьи звенели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась,
Чтоб в лесу была на ягодах роса!
Е. Карганова
— Давайте попробуем выписать из стихотворения в тетрадь основы предложений. (Я хочу. Птицы пели. Ручьи звенели. Небеса были. Речка серебрилась. Бабочка резвилась. Роса была.)
— Эти предложения распространённые или нераспространённые?
— Сколько нераспространённых предложений мы записали1?
— Устно распространите эти предложения.
— Какой текст получился интереснее: тот, что мы записали или тот, который составили устно?
— От слов, отвечающих на вопрос «что?», образуйте слова обозначающие действия предметов.
(Запись на доске.)
работа —... (работать)
мороз — ... (морозить)
завод —... (заводить)
город —... (городить)
— Прочитайте следующие слова и назовите слова с противоположным значением.
включить —... (выключить)
говорить —... (молчать)
любить —... (ненавидеть)
сеять — ... (убирать)
5.Физкультминутка
6.Продолжение работы по теме урока
— Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки в рабочей тетради.
1. Что за хрупкое стекло
Вдруг на лужицу легло?
Солнце в полдень припекло —
Где же в лужице стекло? (Лёд.)
2. День ушёл, и ночь пришла,
В небо выплыла ... (луна).
3. По дорожкам — прыг да скок —
Скачет ледяной горох.
Принесло его с дождём.
Мы его совсем не ждём. (Град.)
4. Спрятал речку он, лужок.
Мне не виден и лесок.
Кто посмел играть со мной,
Всё окутал пеленой? (Туман.)
— К каждому слову-отгадке допишите слово, обозначающее действие предмета.
7.Подведение итогов урока
— Мы работали со словами, которые отвечают на вопросы «что делать?» и «что сделать?». С какими словами они дружат? (Со словами, отвечающими на вопросы «кто?» и «что?»)
- Кто доволен своей работой на уроке?
- А кто не очень доволен? Почему?