Тема: Слова, отвечающие на вопросы:
что делать? что сделать?
Планируемые результаты: умение различать слова, отвечающие на вопросы «Что делать? и «Что сделать?»; формировать формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям; развитие творческого воображения; формирование активной жизненной позиции; умение высказывать личные суждения
Метапредметные:
Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки.
Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, одноклассников; соблюдать простейшие нормы речевого этикета; слушать и понимать речь других; осуществлять работу в паре.
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке уметь сравнивать группы предметов.
Личностные: положительно относиться к школе; осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками; проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе.
Ход урока
Включение в учебную деятельность
- Давайте вспомним, какие слова отвечают на вопрос Кто? Что?
- Как мы называем слова в предложении, которые обозначают предмет? (Подлежащее)
- Что такое подлежащее? (Подлежащее – это член предложения, который отвечает на вопрос Кто? Что? В предложении подчеркивается одной чертой).
Актуализация знаний
-Открываем тетради. . Сегодня на минутке чистописания мы с вами будем писать Заглавную букву З з в соединении со строчной. Пишем до конца строки.
- А теперь запишем под диктовку, несколько слов:
Ч...шка, ж...вот, ч...лок, ш...нель, ч...родей, ш...повник, ч...дак, щ...ка.
Постановка целей и определение темы урока
- Посмотрите на доску. Здесь записано 2 столбика слов.
Белка читает
Машина лежит
Девочка едет
Стул играет
Снег грызет
Ученик стоит
- Что обозначают слова в первом столбике и на какие вопросы они отвечают? (Обозначают предмет, отвечают на вопрос Кто? Что?)
- Давайте стрелкой соединим каждое слово, которое обозначает предмет со словами, которые будут обозначать какое-то действие каждого этого предмета. Например, слово белка – на какой вопрос отвечает (Кто?), какие действие белка может совершать, выберите это слово из правого столбика? (Грызет).
- От слова белка мы какой зададим вопрос, чтобы найти подходящее слово, обозначающее действие белки? Правильно (Белка что делает? Грызет).
- Молодцы! Далее проделываем такую же работу с остальными словами. Соединим их в пары.
-Вы догадались, какая тема сегодняшнего урока? (Слова, отвечающие на вопрос: Что делать? Что сделать?)
- Чему будем учиться на сегодняшнем уроке? (Правильно! Ставить вопросы к словам: Что делать? Что сделать?)
Работа по теме урока
Итак, мы уже с вами знаем, что в русском языке, существуют слова, которые обозначают предмет. На какие вопросы отвечают такие слова? (Кто? Что?) Сегодня мы с вами поговорим, о словах, которые обозначают действие того или иного предмета. И узнаем на какие же вопросы отвечают такие слова – действия.
-Что такое действие, как вы можете объяснить? (Ответы детей. Это То, что совершает тот или иной предмет) А, какие бывают предметы? (Ответы детей. Живые и неживые, т.е. одушевленные и неодушевленные)
- Итак, слова, которые обозначают действие предмета, всегда отвечают на вопросы: что делает? Что сделал? Что будет делать? Что делать? Что сделать и т.д.
Например, машина едет! Найдите в этом предложении слово, которое обозначает предмет. Как мы это сделаем? (Правильно, зададим вопрос кто или что? в данном случае какой вопрос нам подойдет? Совершенно верно: Что? – машина. Это слово обозначает предмет. В предложении мы как его назовем и подчеркнем? Подлежащее, одной чертой. Умницы!)
- Какое действие совершает машина? (Едет) Что обозначает это слово и на какой вопрос оно отвечает? Машина – что делает? – едет. Слово «едет» обозначает действие предмета и отвечает на вопрос – что делает?
- А как вы думаете, как такие слова называются в предложении? И как же мы их будем подчеркивать?
- Мы уже знаем, что в русском языке мы выделяем члены предложения. Кто мне скажет, что такое члены предложения? (Это слова, которые входят в состав предложения. Члены предложения могут быть главными и второстепенными. Каждый член предложения отвечает на какой-либо свой вопрос, т.е. каждое слово отвечает на вопрос, по которому мы можем определить каким же членом предложения является то или иное слово).
- Итак, слова, которые в предложении отвечают на вопрос: что делать? Что сделать? Обозначают действие предмета. В предложении они являются также главным членом, который называется сказуемое. И подчеркивается двумя чертами.
Физкультминутка
Музыкальная разминка Вероники Мазиной «Цыпленок Пи».
Продолжение работы по теме урока
Ребята, на доске записаны предложения. Прочитаем первое. Как мы узнали, что это одно предложение и оно закончено? (На конце стоит точка, это обозначает конец предложения). Как мы пишем первое слово в предложении? (С большой буквы). Хорошо! Найдите в этих предложениях слова, которые обозначают предмет. Как мы можем найти такое слово?) Задать вопрос кто или что?). Как в предложении называются эти слова? (Это главный член предложения – подлежащее, подчеркивается одной чертой).
- Давайте запишем предложение в тетрадь и выделим подлежащее.
- А теперь от слова, которое обозначает предмет и является подлежащим, найдем слово, которое обозначает действие этого предмета. Как мы это сделаем? Зададим от слова, обозначающее предмет, что делает?
- И как это слово называется в предложении? (Это слово отвечает на вопрос что делает, обозначает действие предмета, в предложении такие слова являются главным членом и является сказуемым! Сказуемое в предложении подчеркивается двумя чертами.)
- Это правило нужно запомнить.
Сказуемое – это, главный член предложения, обозначающий действие предмета и отвечает на вопрос что делать? Что сделать? В предложении подчеркивается двумя чертами.
Предложения для доски:
Летят стрижи. Ползут в камыши ужи. Кричат над водой чайки. Трещат в траве кузнечики. Жужжит мохнатый шмель.
Самопроверка.
Расшифруйте два предложения, записанные на доске. Запишите их, правильно обозначая начало и конец предложения. Выделите в предложениях подлежащее и сказуемое.
Ученикичитаютмаринапишетсловарнуюработу
Рефлексия
- Какую цель мы с вами ставили в начале урока? (Научиться определять слова, которые отвечают на вопрос что делать, что сделать?)
- Мы достигли этой цели? Вы можете теперь находить такие слова в предложении/тексте?
- Для чего вам нужны эти новые знания?
- У вас на партах лежат смайлики, я вам буду произносить утверждения, а вы зеленый поднимаете если согласны, красный если не согласны, желтый если вы не знаете правильного ответа, на данное утверждение.
-Я знаю, какие слова отвечают на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? а какие на вопрос ЧТО СДЕЛАТЬ?
- Я легко справился с самостоятельной работой?
- Я умею в предложении находить слова, которые обозначают действие предмета
- Я умею в предложении находить сказуемое
- Я умею в предложении подчеркивать сказуемое.
Кто?
Что?
Белка
Машина
Девочка
Стул
Снег
Ученик
читает
лежит
едет
играет грызет
стоит
Что делает?
Что делать?
Что сделать?