СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Последовательные способы связи предложений в тексте"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Последовательные способы связи предложений в тексте"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Последовательные способы связи предложений в тексте"»

Тема урока: Последовательные способы связи предложений в тексте.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цели урока:

Деятельностная: формирование способности учащихся к новым способам действия: создание алгоритма, наблюдение, анализ, работа с учебником.

Содержательная: формирование знаний об последовательных способах связи предложений в тексте.

Планируемые результаты:

Личностные: обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД: обучающийся научится ставить новые учебные цели и задачи; обучающийся получит возможность планировать достижения целей, самостоятельно учитывать условия и средства их достижения.

Познавательные УУД: обучающийся научится находить ответы на вопросы, используя учебник; обучающийся научится устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД: обучающийся научится учитывать разные мнения и интересы и формулировать своё мнение; работая в паре и группе, обучающийся научится брать на себя инициативу в организации совместного действия.

Предметные: обучающийся научится использовать последовательные связи предложений в тексте; обучающийся получит возможность находить последоввтельные связи предложений в художественном и научном текстах и исправлять ошибки.

Необходимое оборудование: проектор, доска.

Предметно-образовательная среда: лист самооценки, учебник, комплект мультимедийной аппаратуры, карточки с заданиями

Демонстративный материал: эталоны для самопроверки.


Ход урока:

1 этап. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть.

Прочтите высказывание, которое написано на доске. Как вы его понимаете?

Знать необходимо не затем, чтоб только знать, но для того, чтобы научиться делать. М. Горький

Ученик. Я думаю, Максим Горький хотел сказать, что прежде чем что то делать, нужно многое узнать.

Ученик. А я считаю, что писатель прежде всего обращает наше внимание на то, итогом любых знаний выступает какое-нибудь действие.

Ученик. Согласен с тобой. Вот я читаю журнал «Техника молодежи», и чтобы понять как и из каких деталей состоит та или иная техника, нужно много читать, трудиться.

Учитель. Вы готовы трудиться, работать? Готовы начать урок?

Ученик. Готовы.

2 этап. Актуализация прочного учебного действия.

Учитель. Проверим домашнее задание. Нужно было отредактировать письмо Дяди Федора, проверьте его по эталону, спроецированному на экран.

Эталон №1

Мои папа и мама!
Я живу хорошо. Просто замечательно. У меня есть свой дом. Он теплый. В нем одна комната и кухня. А недавно мы клад нашли и корову купили. Мама и папа, я без вас очень скучаю. Особенно по вечерам. Но я вам не скажу, где я живу. А то вы меня заберете, а Матроскин и Шарик пропадут. А еще у нас печка есть теплая. Матроскин любит на ней отдыхать! Здоровье-то у него не очень: то лапы ломит, то хвост отваливается. Потому что, дорогие мои папа и мама, жизнь у кота была сложная, полная лишений и выгоняний. Но сейчас все по-другому. И колбаса у него есть, и молоко парное стоит в мисочке на полу. Пей - не хочу. Ему мышей даже видеть не хочется. Матроскин их просто так ловлю, для развлечения. Или на удочку, или пылесосом из норок вытаскивает и в поле уносит. А днем он любит на крышу вскарабкаться. И там глаза вытаращит, усы расправит и загорает как ненормальный. На солнышке облизывается и сохнет.
А на днях Шарик линять начал. Старая шерсть с него сыплется - хоть в дом не заходи. Зато новая растет - чистая, шелковистая! Просто каракуль. Дорогие папа и мама, вы пса теперь просто не узнаете. Хвост у него крючком, уши торчком, нос холодный, и лохматость повысилась. Ему теперь
можно зимой даже на снегу спать..."

До свиданья. Ваш сын - дядя Шарик".


Учитель. Какие трудности у вас возникли при выполнении домашнего задания?

Ученик. Я хорошо справился с заданием, трудностей не было.

Учитель. У вас на партах лежат листы самооценки.

Лист самооценки

Ученика (цы) 5 класса по теме «Последовательная связь предложений в тексте»

ФИ______________


Домашнее задание


Составление алгоритма


Карточка № 1


Карточка № 2


Творческая работа по схеме



-задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);

-задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса(?).


Учитель. Оцените свою деятельность на этом этапе урока. На каком уровне вы усвоили домашнее задание?

Ученик. На удовлетворительном, нам необходимо работать над ошибками.

Учитель. Не забывайте, ребята, в течение урока оценивать свою познавательную деятельность. Продолжим наш урок.

3 этап. Выявление места и причины затруднения

Учитель. А сейчас ответим на вопросу по тексту.

Учитель. Можем ли мы назвать это письмо текстом?

Ученик. Да, можем.

Учитель. Назовите основные признаки текста.

Ученик. В этом тексте есть общая мысль, предложения связаны между собой по смыслу, это письмо законченное (есть начало и конец).

Учитель. Установите связь между 1 и 2 предложениями. С помощью каких слов они связаны?

Ученик. Первое и второе предложения связаны с помощью местоимений «я» и «меня».

Учитель. Как связаны 2 и 3 предложения?

Ученик. 2 и 3 предложения связаны с помощью существительного «дом» и метоимения «он».

Учитель. Сцепляются ли предложения друг с другом?

Ученик. Да, 1со 2, 2 с 3, 3 с 4, 4 с 5 и тд.

Учитель. Можете ли вы определить вид связи предложений в тексте?

Ученик. Нет, затрудняемся.

Учитель. Какова проблема?

Ученик. Мы не знаем, какие виды связей предложений в тексте существуют.



4 этап. Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель. Какова же цель нашей дальнейшей работы?

Ученик. Определить, способы связи предложений в тексте.

Учитель. Как сформулируем тему нашего урока?

Ученик. Способы связи предложений в тексте.

Учитель. Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы?

Ученик. Работу с учебником.


5 этап. Реализация построения проекта.

Учитель. Прочитайте § 27.

Учитель. Что вы узнали из прочитанного материала? Проверим, правильно ли сделали вывод.

Ученик. Мы узнали, что при последовательной связи каждое следующее предложение сообщает нечто новое по сравнению с предыдущим, при этом в нем повторяется слово из предыдущего предложения. Вместо слова могут быть употреблены местоимение, синоним, даже антоним.

Учитель. Теперь составьте алгоритм.

Учитель. Представьте свой алгоритм.

Ученик. Я составил следующий алгоритм.

Последовательная связь. 1. повтор ключевого слова; 2. замена ключевого слова синонимами, местоимение, антонимом.

Схема.

Учитель. У всех так получилось?

Ученик. Да.

Учитель. Вернемся к письму Дяди Федора и составим схему.

Ученик.

1. я

2. у меня. / дом

3. он

4. в нем.

Учитель. Молодцы, теперь мы можем продолжить урок.



6 этап. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Учитель. Какой следующий этап нашей познавательной деятельности?

Ученик. Необходимо закрепить знания, правила и умения и научиться применять их на практике.

Учитель. Тогда выполним задание, которое вы сейчас видите на экране. Определите способ связи предложений в тексте, объясните, чем выражены сцепляющие слова.

ТЕКСТ. Утром, когда свет из столовой через приоткрытую дверь виднеется еще только бледной щелкой, я знаю, что у самой двери в темноте сидит и дожидается меня кот Васька. Он знает, что столовая без меня пуста, и боится: в другом месте он может продремать мой вход в столовую. Он давно сидит тут и, как только я вношу чайник, с добрым криком бросается ко мне. (М.М.Пришвин «Кот»).


Ученик. 1 и 2 предложения связаны с помощью существительного КОТ ВАСЬКА и местоимения ОН. Это последовательная связь предложений.

Ученик. 2 и 3 предложения связаны с помощью местоимения ОН и существительного кот. Это последовательная связь предложений.

Учитель. Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения?

Ученик. Да, надо еще потренироваться.

Учитель. Тогда поработаем в группах. Откройте карточку № 1 и выполните задание.

Карточка № 1

1 группа

Среди всех зверей, однако,
Людям лучший друг – собака.
Есть их множество пород.
В будке пес своей живет.

2 группа.

Плачет Киска в коридоре.

У нее большое горе:

Злые люди бедной Киске

Не дают украсть сосиски!


Подслушанный учителем разговор ребят во время выполнения задания по карточке:

Ученик В данном стихотворении 3 предложения. Сцепляющие слова собака-их-пес. Собака и пес выражены существительным, их – местоимением. Последовательная связь. Ученик. В стихотворении 2 предложения. Сцепляющие слова киска – у нее. Киска выражена существительным, у нее – местоимение. Последовательная связь .

Учитель. Испытывали ли вы затруднения?

Ученик. Нет, мы работали в команде, подсказывали друг другу.


7 этап. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Учитель. Вы уверены в своих умениях?

Ученик. Да.

Учитель. Как проверить? Сможем ли мы теперь самостоятельно выполнить подобное задание?

Ученик. Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону.

Ученик. Постараемся, мы уже немного потренировались

Учитель. Откройте карточку №2.


Карточка №2


Спишите предложения вставляя пропущенные слова. В каких предложениях лучше повторить слово, в каких употребить местоимение, в каких – синоним?

  1. Учитель сел за стол. Сейчас … меня вызовет.

  2. Маша подошла к трибуне. … заметно волновалась.

  3. На коряге сидела лягушка. Рядом … лежала стрела.

  4. В лесу Колобок встретил Волка. … говорит: «Я тебя съем».

  5. Мама купала дочку. … хлопала по воде ладошками и смеялась.


Учитель. Сверьтесь с эталоном, который спроецирован на доске. Правильно ли сделали задание?

Эталон к карточке № 2

  1. Учитель сел за стол. Сейчас Петр Николаевич меня вызовет.

  2. Маша подошла к трибуне. Девочка заметно волновалась.

  3. На коряге сидела лягушка. Рядом ней лежала стрела.

  4. В лесу Колобок встретил Волка. Волк говорит: «Я тебя съем».

  5. Мама купала дочку. Девочка хлопала по воде ладошками и смеялась.


Учитель. Поднимите руки, кто выполнил задание без ошибок. Какие затруднения вы испытывали?

Ученик. В основном справились с заданием, но в первом тексте я вставила местоимение «ОН». Сейчас я вижу, что там нужно было использовать синоним, т.к. получилось, что стол меня вызовет.

Учитель. Если кто-то допустил ошибки, как нужно поступить?

Ученик. Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном.

Учитель. Молодцы. Поставьте на полях знак «+», у кого нет ошибок.


8 этап. Этап включения в систему знаний и повторения.

Учитель. Оцените свою деятельность на данном этапе урока.

Учитель. Выполнили ли мы те цели, которые поставили в начале урока?

Ученик. Выполнили. Мы научились определять, способы связи предложений в тексте, выделять сцепляющие слова. Но у нас не было задания, где мы бы сами проявили свое творчество.

Учитель. Тогда слушайте задание. Вам необходимо сочинить рассказ, используя схему на экране.

Домашнее животное

Кошки собаки

Пушистое создание

Мой питомец

Кошка собака

он

ему

Четвероногий друг


Учитель. Оцените работу вашего одноклассника.

Ученик. Очень интересная и оригинальная работа. И главное сохранилась последовательная связь предложений, используются и слова синонимы и местоимения.

Учитель: Спасибо ребята. Хорошая работа.


9 этап. Этап рефлексии.

Учитель. Чему был посвящен урок и что вы узнали на уроке?

Ученик. Сегодня мы узнали очень много интересного, полезного. Урок был посвящён последовательной связи предложений в тексте.

Ученик. Мы узнали, что при последовательной связи каждое следующее предложение сообщает нечто новое по сравнению с предыдущим, при этом в нем повторяется слово из предыдущего предложения. Вместо слова могут быть употреблены местоимения, синонимы, даже антоним.

Учитель. Какие затруднения вы испытали в течение урока?

Ученик. Не всегда правильно определяли сцепляющие слова.

Учитель. Что помогло нам их преодолеть?

Ученик. На разных этапах урока иногда ошибались, но алгоритм, задания по карточкам и эталоны для самопроверки помогли усвоить тему.


Учитель. Запишите домашнее задание

1) Учить определения.

2) С Интернета выписать научный текст о кошках или собаках с использованием последовательной связи предложений в тексте.

3) Сочинить стихотворение о домашних питомцах.

Спасибо за урок, мне очень понравилось, как вы сегодня работали!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!