СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Базы данных"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Базы данных". Цель: формирование представления о базах данных, СУБД, раскрытие и демонстрация их назначения; знакомство с видами моделей баз данных и их основами, формирование общеучебных умений и навыков

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Базы данных"»

Конспект урока по информатике

Тема: «Базы данных».

Класс: 11

Цель урока: формирование знаний о понятии базы данных.

Задачи:

  • обучающие: формирование представления о базах данных, СУБД, раскрытие и демонстрация их назначения; знакомство с видами моделей баз данных и их основами, формирование общеучебных умений и навыков (умение анализировать, составление опорного конспекта);

  • развивающие: расширение кругозора учащихся развитие алгоритмического мышления, познавательных процессов, интереса к предмету «Информатики и ИКТ»;

  • воспитательные: воспитание аккуратности, исполнительности, информационной культуры учащихся.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Требования к ЗУН:

Учащиеся должны знать:

  1. понятие базы данных, структуру и функциональное назначение;

  2. классификацию баз данных;

  3. понятие системы управления базами данных и их классификации;

  4. основные действия, которые может выполнить пользователь в СУБД.

Учащиеся должны уметь:

1) определять тип данных в базе данных.

Оборудование:

Компьютер, презентация, мультимедиа проектор.

Литература:

  1. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов И.Г.Семакин, Е.К. Хеннер. — 8-е изд. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2012. —246 с.

2. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум: в 2т. Т.2 / JI.A. Залогова [и др.]; под ред. И.Г.Семакина, Е.К. Хеннера, — 3-е изд. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. — 294 с.

План урока:

  1. Организационный момент (2 мин)

  2. Актуализация знаний (5 мин)

  3. Объяснение нового материала (35 мин)

  4. Подведение итогов (2 мин)

  5. Домашнее задание (1 мин)

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие учителем класса, проверка отсутствующих, проверка готовности кабинета к уроку.

  1. Актуализация знаний

Учитель: На прошлом уроке мы изучали геоинформационные системы. Вспомним, что они представляют собой?

Ученик: Геоинформационная система - это система, базирующаяся на картах территории, предназначенная для сбора, хранения, анализа и графической визуализации пространственных данных и связанной с ними информации о представленных объектах.

Учитель: Назовите возможные области практического применения ГИС.

Ученик: Управление и развитие территорий, территориальные службы жизнеобеспечения, справки для населения: метеосправка, адресная справка, поиск объектов.

Учитель: Что такое векторизация? В чем смысл использования этой процедуры в ГИС?

Ученик: Векторизация - процесс, при котором между линиями и точками, составляющими изображение, устанавливаются геометрические и формальные отношения. Графическая информация, хранимая в ГИС, часто подвергается манипуляциям типа «растянуть», «сжать» и более сложным и поэтому хранится в векторном формате.

  1. Изучение нового материала

Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока - «Базы данных». Что такое же представляет собой база данных? Каждый из вас не один раз в жизни сталкивался с ней. Например,

  • база данных книжного фонда библиотеки;

  • база данных кадрового состава учреждения;

  • база данных законодательных актов в области уголовного права. Какие примеры вы можете привести?

Ученик: Телефонный справочник, записная книжка, словари, классный журнал.

Учитель: На интуитивном уровне вы понимаете, что же представляет собой база данных. А теперь дадим точное и полное определение данному понятию.

Запись в тетрадях:

База данных (БД) - это совокупность специальным образом организованных данных, хранимых в памяти вычислительной системы и отражающих состояние и взаимодействие объектов в определенной предметной области.

Учитель: Под вычислительной системой понимается компьютер или компьютерная сеть. В первом случае база данных называется централизованной, во втором случае — распределенной.

Запись в тетрадях:

Компьютер → Централизованная БД

Компьютерная сеть → Распределенная БД

Учитель: Описание структуры данных, хранимых в БД, называется моделью представления данных или моделью данных.

Запись в тетрадях:

Модель данных - описание структуры данных, хранимых в БД.

Учитель: По виду используемой модели БД делятся на иерархические, сетевые и реляционные (табличные).

Запись в тетрадях:

БД (по виду используемой модели)

иерархические сетевые реляционные

(табличные)



Учитель: Классическим и пока наиболее распространенным вариантом моделей данных является реляционная модель. В базовом курсе информатики вы уже знакомились с основами реляционных БД. Вспомним основные понятия, связанные с ними. Основной информационной единицей реляционной БД является таблица. База данных может состоять из одной таблицы (однотабличная БД) или из множества взаимосвязанных таблиц (многотабличная БД). Структурными составляющими таблицы являются записи и поля.

Запись в тетрадях:


поле 1

поле 1

поле 1

запись 1





запись 1





запись 1










Учитель: Каждая запись содержит информацию об отдельном объекте системы: одной книги в библиотеке, одном ученике в классе. А каждое поле - это определенная характеристика объекта: название книги, автор, фамилия ученика, год рождения. В одной таблице не должно быть повторяющихся записей.

Для каждой реляционной БД главный ключ - поле или совокупность полей, однозначно определяющих запись. То есть назначение главного ключа не должно повторяться в разных записях.

Запись в тетрадях:

Главный ключ - поле или совокупность полей, однозначно определяющих запись.

Учитель: Для строчного представления структуры таблицы применяется следующая форма

Запись на слайде презентации и в тетрадях:

ИМЯ ТАБЛИЦЫ (ИМЯ_ПОЛЯ_1, ИМЯ_ПОЛЯ_2, ИМЯ_ПОЛЯ_N) ИМЯ_ПОЛЯ_1 составляет главный ключ

Учитель: В теории реляционных БД таблица называется отношением. Запись на слайде презентации и в тетрадях:

ИМЯ_ТАБЛИЦЫ - это имя отношения

Учитель: Рассмотрим пример отношений

Запись на слайде презентации и в тетрадях:

БИБЛИОТЕКА (ИНВ_НОМЕР, АВТОР, НАЗВАНИЕ, ГОД_ИЗД, ИЗДАТЕЛЬСТВО)

Учитель: Каждое поле таблицы имеет определенный тип, а также формат (длину). Существует 4 основных типа полей для БД: символьный, числовой, логический и дата. Установим типы полей для полей таблицы БИБЛИОТЕКА.

Запись на слайде презентации и в тетрадях:

символьный тип: АВТОР, НАЗВАНИЕ, ИЗДАТЕЛЬСТВО; числовой тип: ИНВ_НОМЕР, ГОД_ИЗД;

логический тип: -

дата: -

Учитель: Теперь дадим определение систем управления базами данных.

Запись на слайде презентации и в тетрадях:

Система управления базами данных (СУБД) - комплекс языковых и программных средств, предназначенных для создания, введения и использования базы данных многими пользователями.

Учитель: В зависимости от вида используемой модели данных различаются иерархические, сетевые и реляционные СУБД. Основные действия, которые пользователь может выполнять с помощью СУБД:

  • создание структуры базы данных;

  • заполнение базы данных информацией;

  • изменений (редактирование) структуры и содержания базы данных;

  • поиск информации в БД;

  • сортировка данных.

IV. Подведение итогов

Учитель: На сегодняшнем уроке мы с вами познакомились с понятиями база данных и система управления базами данных, с их классификацией. Повторим изученный материал. Что представляет собой база данных?

Ученик: База данных - это совокупность специальным образом организованных данных, хранимых в памяти вычислительной системы и отражающих состояние и взаимодействие объектов в определенной предметной области.

Учитель: Дайте определение модели данных.

Ученик: Модель данных - описание структуры данных, хранимых в БД.

Учитель: На какие виды можно разделить БД по виду используемой модели?

Ученик: По виду используемой модели БД делятся на иерархические, сетевые и реляционные (табличные).

Учитель: Что представляет собой система управления базами данных? Какие виды СУБД существуют в зависимости от вида используемой модели данных?

Ученик: Система управления базами данных (СУБД) - комплекс языковых и программных средств, предназначенных для создания, введения и использования базы данных многими пользователями. В зависимости от вида используемой модели данных различаются иерархические, сетевые и реляционные СУБД.

V. Домашнее задание

Учитель: Домашнее задание представлено на слайде. Записи в тетрадях выучить, §31.


Скачать

© 2021 342 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!