УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ
Подготовила учитель начальных классов Агарагимова Р.Б.
ТЕМА: Состав слова. Распознавание значимых частей слова.
ЦЕЛИ: актуализировать знания о значимых частях слова, их роли; развивать умение распознавать однокоренные слова и значимые части в слове.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент
2.Актуализация знаний.
Работа в группах.
Вставьте пропущенные слова и объясните значение фразеологизмов. Объясните орфограммы.
1 группа
Выйти сухим из …(воды)
Выносить сор из …(избы)
2 группа
Сапожник без…(сапог)
Биться как рыба об…(лёд)
3 группа
Лежачего не …(бьют)
Положа руку на …(сердце)
3.Самоопределение к деятельности
- Какие однокоренные слова встретились в этих фразеологизмах? (сапожник, без сапог)
-Как образовалось слово сапожник? (с помощью суффикса –ник)
- Какая ещё часть слова служит для образования новых слов? (приставка)
- Назовите значимые части слова? (Приставка, корень, суффикс, окончание)
- Сформулируйте тему и задачи урока.
4.Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр.77, стр.51
- Прочитайте.Из какой сказки отрывок? (Сказка о царе Салтане)
- Назовите группы однокоренных слов, встретившихся в тексте.( Корабельщики, кораблик,корабль; пристань, пристать.)
- Докажите, что это однокоренные слова.
- Объясните значение групп слов по толковому словарю.
-Можно ли назвать слова пристань – (с) пристани однокоренными? (Нет, это формы одного и того же слова)
- Выполните письменные задания к упражнению.
- Запишите словарное слово в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.
Упр.78, стр.51
- Прочитайте задание.
- Как распознать однокоренные слова?
-Можно ли назвать однокоренными слова гора и гореть?
- Назовите однокоренные слова к слову ночь.
- Назовите однокоренные слова к слову пять.
-Сколько получилось групп однокоренных слов?
Самостоятельное выполнение письменных заданий по рядам.
1 ряд – записывает слова с корнями – ночь-, -верх-;
2 ряд - записывает слова с корнями – свет-, - грусть-;
3 ряд - записывает слова с корнями – ред, - пять- ;
Самопроверка, самооценка.
- Какие орфограммы вы встретили в однокоренных словах?
-Назовите в каждой группе проверочное слово?
-Сделайте вывод: как пишется корень в однокоренных словах?
- Какими частями речи могут быть однокоренные слова?
Самостоятельное выполнение грамматических разборов.Два ученика работают у доски.Проверка.
5. Физминутка
6.Закрепление изученного материала
Упр.79, стр.52
Работа в парах.Учащиеся составляют рассказ по таблице, дополняют его своими примерами.Проверка.
Упр.80, стр.52
Самостоятельное выполнение.Взаимопроверка.Самооценка.
7.Рефлексия
- Прочитайте стихотворение.Выпишите однокоренные слова, разберите их по составу.
Двор весь заснеженный ярко блестит.
Снежная крепость в нём смехом звенит.
Лепит снежки детвора день- деньской.
Хвалятся крыши каймой снеговой.
С новой метёлкой стоит снеговик.
Снега излишки увёз грузовик.
К ёлке готовим снежинки, фигурки,
Ставим спектакль мы весёлой Снегурке.
Мы не скучаем пока по весне,
Но вот подснежники видим во сне.
Коллективная проверка.
- Оцените свою работу на уроке.
8. Итог урока
- Из каких значимых частей состоят слова?
-Дайте определение каждой из них.
- Какую работу они выполняют в слове?
9.Домашнее задание : стр.53, упр.81