7
План-конспект урока русского языка во 2 классе
Кл.рук. Коротич В.В.
Тема урока: Состав слова. Закрепление.
Цель:
комплексное повторение темы «Состав слова».
Планируемые результаты:
состав слова, приставка, суффикс, окончание, корень;
умение разбирать слова по составу,
образовывать новые слова,
видеть «опасное место» при написании корней слов, подбирать проверочные слова .
осуществить межпредметные связи.
творческие способности, умение наблюдать, сравнивать,
делать выводы; способствовать развитию речевой и
мыслительной деятельности.
Воспитывать дружбу, взаимопомощь, аккуратность, умение работать в коллективе, следовать правилам умственного труда, доводить начатое дело до конца, интерес к окружающему миру.
Применяемые технологии: работа в группах, интегрирование, практико- ориентированная технология
Ход урока:
I. Организационный момент.
Снег летает и сверкает
В золотом сиянии дня,
Словно пухом устилает
Все дороги и дома.
Сыплет, сыплет снег – снежок,
Начинаем наш урок.
-Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы.
- Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада вас видеть. Думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!
Каким вы хотите видеть этот урок? Если вы со мной согласны, то хлопайте.
Увлекательным.
Скучным.
Интересным.
Познавательным.
Мы будем ссориться друг с другом.
Поможем друг другу, если это будет необходимо.
Не будем мешать друг другу мыслить.
-Посмотрите на доску, зимний ветер надул в зимнем лесу большие сугробы, и, чтобы нам двигаться вперёд, мы должны эти сугробы преодолеть. Я попрошу вас написать эти буквы, изображающие зимний узор.
I. Каллиграфическая минутка.
Ззз Зве Зим
(Согласная, звонкая, парная).
Вторую строку дети пишут ту букву, написание которой у них вызывает трудность (образец дан в тетради).
II. Словарная работа.
К нам на урок пришли новогодние слова .Прочитайте их
Скор.., гор.д, м..роз, в..село, к..нфета, к..ньки
–Какое задание мы будем выполнять?
(Вставлять пропущенные буквы.).
Записать слова в тетрадь. По одному ученику к доске.
– Что общего в словах? (словарные слова)
- Какая в них орфограмма? (непроверяемая безударная гласная)
III. Работа по теме урока.
1. На уроке мы будем говорить о составе слова,ответим на вопрос, что помогает в образовании новых слов, какие слова являются родственными, вспомним о правилах правописания, а так же проверим насколько вы наблюдательны, видите ли вы, что происходит в окружающем вас мире.
Не забудем о красивом письме и о том, что знания добываются с помощью размышлений, рассуждений.
Ребята, какой сейчас идет месяц?
- К нам приближается радостное чудесное событие.
- Догадались какое? (Новый год)
- Сколько дней осталось до Нового года? (12 дней)
- А какой праздник без новогодней елочки?
- Нашу елочку нужно украсить. За каждое правильно выполненное задание на уроке на елочке будет появляться игрушка.
Начнем работу.
У вас в карточке нарисован грамматический снеговик, вот мы сейчас и должны будем сформировать лицо этого снеговика. Сейчас вы проверите сами себя, как обозначаются части слова и как они называются, и лицо снеговичка “примет” определённое выражение.
Что такое окончание? (Ответы детей). Графически обозначаем левый глаз.
Что такое суффикс? (Ответы детей). Графически обозначаем правый глаз.
Что такое приставка? (Ответы детей). Обозначаем нос.
Что называется корнем слова? (Ответы детей). Обозначаем рот.
Кроме окончания, что мы выделяем в слове? (Основу.) Нарисуйте над глазами чёлочку, в виде графического обозначения основы слова
-
Вот такой грамматический снеговик у нас получился, выражение лица у него немного грустное, но я думаю, что к концу урока он улыбнётся. А вы хотите, ребята, чтобы он вам улыбнулся? Тогда нужно постараться выполнить все задания. Чтобы снеговичку понравилась елочка.
2. Подобрать к слову зима родственные слова.
Зима, зимний, зимушка, озимые, зимовье.
Прочитайте, какие вы записали слова?
(Объяснить значение слова озимые. Озимые культуры – это однолетние зерновые растения, которые сажают осенью, т.е. под зиму, поэтому их называют озимые).
Докажите почему они являются однокоренными
(Имеют один корень зим- и близкие по значению).
Повесим игрушку
1.
2.
3.
4.
Разберем слова по составу.
Какое слово состоит только из корня и окончания?
В каких словах есть суффикс?
В каких есть приставка?
Повесим игрушку кто правильно записал однокоренные слова.
Физкультминутка.
Я буду называть приставки, а вы подумайте какие действия можно сделать.
-под – подняться
-со –согнуться
-разо –разогнуться
-по –потянуться, подышать
-при - присесть
3.Работа в группе. Собрать слово.
Какие правила работы мы должны учитывать работая в группе?
- Повернуться друг к другу в пол оборота.
- Разговаривать негромкими голосами.
- Слушать друг друга, не перебивая.
- Исправлять ошибки, не обижая товарища.
- Помогать друг другу.
-Снежинка распалась на части . Соберите снежинку чтобы получилось слово и разберите его по составу. (в каждой группе есть лишняя часть)
1гр – по-дар-к-и 3гр – про-гул-к-а
2гр – хло-пуш-к-а 4гр – по-крас-к-а
5гр – за-мороз-к-и 6гр – холод-н-ый
Самооценка работы
Легко ли было работать?
Все ли участвовали в работе? Кто старался лучше всех? Все ли в группе могут повесить игрушку?
Повесим игрушку
IV. Физкультминутка.
Снежинки в небе кружатся, (Машем руками в воздухе)
На землю тихо ложатся. (Присесть на корточки)
Вот и зайка проскакал, (Попрыгать)
От лисы он убежал. (Бег на месте)
Это серый волк рыщет, (Скрестный шаг)
Он себе добычу ищет! (Руки на лоб, смотрим)
Гуси серые летели, на полянку тихо сели. (машем руками, сели)
V. Игра «Редактор» (группы)
Подготовка к Новому году продолжается. В газете скоро напечатают рассказ о елочке. Но случилась неприятность, некоторые слова потерялись. Помогите восстановить текст.
В густом лесу росла маленькая __________.
– Почему, - спрашивала ________ у старой _________, - к тебе в гости часто прилетают дятлы и клесты?
– Они прилетают за семенами, которых много в _____________ шишках.
– Ребята, почему птицы прилетают к елочке?
Слова для справок: елочка, елка, еловые, ель
(Группа, которая раньше закончит, выступает первой)
Повесим игрушку
Самооценка работы
Легко ли было работать?
Все ли участвовали в работе? Кто старался лучше всех
Что можно сказать про те слова которые вы вставляли?
Чем отличаются эти слова ?На какие 2 группы можно разделить слова?(С суффиксом и без суффикса).
Повесим игрушку
VI. Рефлексия. Посмотрите на свою елочку . Вам нравится она? Можете сказать, как вы сегодня работали на уроке?
VII. Итог урока.
Давайте еще раз повторим. Назвать по определению.
На уроке повторяли……
Понравилось на уроке
Вы справились со всеми заданиями, и грамматический снеговичок нам улыбнулся. (На доске появляется другой грамматический снеговик).