Тема: «Родительный падеж имен существительных
во множественном числе».
Цели:
воспитание и первичное осознание норм образования форм Р. п. мн. числа имен существительных; введение в употребление словаря “Как правильно изменить слово?”; повторение склонений, падежей имен существительных, способов проверки орфограмм корня;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к красоте, богатству, разнообразию, образности русского языка; воспитание коллективизма и взаимопомощи;
развитие учебно-организационных, учебно-информационных, учебно-интеллектуальных, учебно-коммуникативных умений и навыков.
Ход урока:
Организационный момент.
- Давайте пожелаем друг другу здоровья и успехов в нашей сегодняшней работе. Я прошу вас положить на край стола ваши карточки настроения.
Чистописание.
мм
Повторение правил о существительном.
Экспресс-опрос
- Если ответ правильный ,поднимите вверх правую руку, если нет, то ваши руки останутся неподвижными.
-Ответьте на вопросы: да или нет
* Имя существительное - это часть речи? (Да!)
*Имена существительные отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие? (Нет!)
*Имена существительные отвечают на вопросы Кто? Что? (Да!)
*Имена существительные обозначают действие предмета? (Нет!)
*Имена существительные обозначают предмет? (Да!)
*Имена существительные обозначают предмет? (Да!)
* Имена существительные изменяются по числам? (Да!)
*Имена существительные во множественном числе обозначают один или несколько предметов?(Нет)
*Имена существительные во множественном числе обозначают изменяются по падежам?(Да!)
-Прочитайте слова. По какому признаку они записаны в три столбика? (по родам).
конь ночь облако
снег площадь поле
месяц зима море
снегирь улица дерево
Вывод: 1ряд- существительные мужского рода
2ряд- существительные женского рода
3ряд- существительные среднего рода
- А теперь будьте внимательны, записать слова, которые я буду диктовать, попробуйте записать во множественном числе.
Болото, картина, космонавт, столица, железо, багаж, богатство, агроном, метро, ягода, вокзал, деревня, растение, аллея, самолет, облако, пальто, молоко.
- Какие слова вам не удалось записать во множественном числе? Почему?
Ж. р. | М. р. | Ср. р. |
картины столицы ягоды деревни аллеи | космонавты багажи агрономы вокзалы самолеты | болота богатства растения облака |
Железо, метро, пальто, молоко.
- Молодцы! Справились с трудным заданием!
Работа по теме урока.
Сообщение темы урока.
- Прочитайте стихотворение, обратите внимание на подчеркнутые слова:
В деревушке семь избушек,
Семь деревьев, семь старушек,
Семь семей и семь щенков,
Семь драчливых петухов
Распустили семь хвостов.
Каждый хвост семи цветов.
- Я думаю, вы догадались, с какой темой нам предстоит сегодня работать? (родительный падеж имен существительных во множественном числе)
- Молодцы! А теперь попробуем ответить на вопрос: какие окончания имеют существительные множественного числа женского рода в родительном падеже? А мужского рода? Давайте теперь представим, что в деревушке семь облаков, семь морей, а на яблоне семь яблок. Какие окончания будут иметь существительные среднего рода?
Ж. р. | М. р. | Ср. р. |
- □, - ей | - □, - ов, - ев, - ей | - □, - ов, - ев, - ей |
- Как вы думаете, всегда ли будут такие окончания? В сомнительных случаях нам придется прибегать к помощи орфографического словаря.
Физкультминутка
Работа по теме урока.
Напиши существительные в родительном падеже .
На улицах (города), приготовил для (братья), добрался до(огороды),убежал от (звери),порывы (ветры).
Найди ошибки в написании окончаний имён существительных, спиши , исправив ошибки.
Много зуб, из яблоков, пара сапогов, из помидор, без носок, от полотенцев, около леса, мало татар, пара валенков.
- Сделайте разбор слова «на огородах» как части речи. (памятка на слайде)
Порядок разбора имени существительного: Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает? Начальная форма (Именительный падеж, единственное число). Род. Склонение. Падеж. Число. Роль в предложении. |
Закрепление изученного материала.
Игра «У меня нет…».
- Давайте поиграем в игру «У меня нет…». Я начинаю фразу и показываю вам предмет. Попробуйте правильно закончить предложение, поставив существительное во множественном числе:
- У меня нет… (варежки).
- У меня нет… (апельсины).
- У меня нет… (блюдца).
- У меня нет… (пальто).
- У меня нет… (туфли).
- У меня нет… (тетради).
Имя существительное
Поставьте имена существительные в форму, указанную в скобках.
Образец: книга (П. п., мн. ч.) – о книгах.
Обед (Д. п., ед. ч.) - _________________________
Дерево (Т. п., мн. ч.) - ________________________
Аллея (П. п., ед. ч.) - _________________________
День (Р. п., мн. ч.) - __________________________
Роза (Р. п., ед. ч.) - ___________________________
Газета (П. п., мн. ч.) - _________________________
Пчела (Д. п., мн. ч.) - __________________________
Имя существительное
Определите падеж существительных. (Надпишите над словом.)
Около речки девочки увидели густой лес. В нем было много ягод и грибов. В кустах прятались ежи и зайцы. От речки дул свежий ветер. На верхушке ели трещали сороки. Но вот в небе раздался гул. Девочки дружно посмотрели вверх и увидели самолет. С веселым рокотом пролетел он над лесом и скрылся за облаками.