СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру "Что такое хвоинки?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по окружающему миру "Что такое хвоинки?"в 1 классе по программе "Школа России". Автор учебного курса А.А.Плешаков.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру "Что такое хвоинки?"»

Тема «Что такое хвоинки?»

Цель: познакомить  с хвойными деревьями, с отличительными признаками сосны и ели; учить различать лиственные и хвойные деревья, воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты: 

Обучающие: познакомить ребят с хвойными деревьями и их отличительными признаками;

Развивающие: формировать у учащихся умение отличать ель от сосны, обосновывать свою точку зрения, активизировать познавательную активность, развивать внимание, память, мышление;

Воспитательные: способствовать формированию коммуникативной культуры, воспитывать самостоятельность, бережное отношение к природе.



Оборудование: веточки ели, сосны, лиственницы; шишки, цветные карандаши.

Ход урока

  1. Организационный момент

А сейчас проверь дружок

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте?

Все ль в порядке

Книжки, ручки и тетрадки

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

– Как всегда на урок “Окружающего мира” к нам пришли наши помощники Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха.

II. Актуализация знаний.

– На какой вопрос Муравьишки мы отвечали на прошлом уроке?

– Как по листьям можно определить деревья?

-Чем различаются листья разных деревьев?

-Какие деревья и кустарники растут возле нашей школы?

-На прошлом уроке мы с вами учились узнавать листья разных деревьев. Посмотрим, как хорошо вы все запомнили. Мудрая Черепаха хочет сама проверить, как вы научились определять листья деревьев.

III. Мотивация учебной деятельности

- Ребята, сегодня утром я получила письмо от одного мальчика. А как его зовут, я предлагаю вам отгадать.

Шляпа голубая,

Желтые штанишки,

В городе Цветочном

Главный хвастунишка

Рифмовать пытался

Коротышка этот

Только вот не стал он

Истинным поэтом

Много приключений с ним происходило.

Кто же это, отгадай ка,

Малыша зовут  (Незнайка)

-Так вот, наш герой  зашифровал свое письмо. Чтобы понять о чём он хочет у нас спросить, мы должны отгадать загадки.

1. Ее всегда в лесу найдешь

    Пойдем гулять и встретим.

    Стоит  колючая,  как ёж

    Зимою в платье летнем

-Что это ребята? (ель)

2. У меня длинней иголки, чем у елки.

    Очень прямо я расту в высоту.

     Если я не на опушке,

     Ветви - только на опушке  

-А это, что такое? (сосна)

– Сосна и ель отличаются от всех других деревьев. Чем? А что же растет на их ветках?  Иголки называют хвоинками.

IV. Постановка темы и целей урока

-Итак, ребята, как вы думаете, о чём хочет узнать Незнайка? (Что такое хвоинки?)

V. Работа по теме.

-Чтобы ответить на вопрос нашего героя, я предлагаю вам сегодня стать настоящими исследователями и попытаться разобраться, что общего и  чем отличается сосна от ели, и есть ли у них что-то общее.

- Как вы думаете сосны и ели к каким деревьям относятся?

И у сосны и у ели есть листочки. Эти листочки похожи на иголки. Они называются хвоинки.

Хвоя – это тоже листья, только особой формы – длинные и узкие. Они способны пережить зиму, потому что достаточно прочны. Эти листья живут несколько лет. Затем они буреют и опадают. Но не все сразу, так что на дереве всегда сохраняется листва. Вот отсюда и название “вечнозеленые”. А деревья называются хвойные.


Проведем первое исследование.

-Давайте мы с вами, сравним хвоинки сосны и ели. У вас на столах лежат образцы. Работать вы будите в парах.

-Рассмотрите веточки. Чем они похожи?

- Какие хвоинки у ели? Измерьте их длину. Что можно использовать для измерения длины? (линейку)

- Какой длины хвоинки?

- Как расположены хвоинки на ветке? (по одной)

- Какие хвоинки у сосны? Измерьте их.

- Как они расположены? (по две)

-Давайте подведем итог. Итак, у ели хвоинки короткие, они расположены по одной.

А у сосны иголки длинные, они расположены парами.

   - Когда мы попадаем в лес, в котором растут сосны и ели , что мы можем найти под этими деревьями? (шишки)

Проведём второе исследование.

-Итак, у каждого на парте есть шишка. Как вы думаете, какая шишка еловая, а какая сосновая?

-Чем они отличаются? (формой)

-А чем похожи?

  В шишках ели и сосны располагаются семена. Они по внешнему виду похожи. Выпав из шишки, они крутятся на подобии пропеллера у вертолета. Подхватываемые ветром, семена могут улететь довольно далеко от дерева. Когда молодое дерево прорастает, ростки одинаковые.  Стебелек короче спички и не толще швейной иглы. А на  верхушке стебелька пучок очень тонких иголочек, они мягкие, как пушок.

-Итак, чем отличаются шишки ели и сосны?

Проведём третье исследование.

-И последнее, что нужно сравнить – это расположение веток.

   Если сосна растет не на опушке (в лесу), то у нее ветки на макушке, а ствол без веток.

VI.Физкультминутка.

Мы зашли в осенний лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа ёлочки стоят,
Слева сосны шумят.
Вот и зайка проскакал.
От лисы он убежал.
Ой, это серый волк рыщет,
Он себе добычу ищет.
Все мы спрячемся сейчас,
Не найдет тогда он нас.
В лесу такая красота!
А нам за работу уж пора.

V. Работа по теме (продолжение)

Работа с учебником.

– Рассмотрите иллюстрацию на странице 30 учебника. Найдите лишний рисунок. Почему вы решили, что он лишний? (Береза, дуб, клен – лиственные деревья, а ель – нет.)

– Откройте страницу 31 в учебнике. Рассмотрите общий вид сосны и ели. Сравните расположение веток у этих деревьев. А как вы думаете, почему ветви сосны подняты высоко от земли? Сосны больше других деревьев любят свет, поэтому их ветви подняты высоко от земли, они тянутся к солнцу. Ели стоят, опустив колючие ветви почти до земли.

Еще раз рассмотрите рисунок ели и сосны. Сравните эти деревья. Устно опишите по плану, данному в учебнике.

  • Название дерева.

  • Лиственное или хвойное.

  • Общий вид, расположение веток.

  • Особенности хвоинок.

  • Особенности шишек.

Заслушивают 2 описания.

– Мудрая Черепаха подготовила задание для любознательных учеников. Рассмотрите дерево, изображенное на таблице. Вы видите общий вид дерева и его веточки в разные времена года. Можно ли это дерево отнести к хвойным? Как расположены хвоинки? Чем это дерево отличается от других хвойных? Какие деревья сбрасывают листья на зиму?  (Лиственные.)

– Из-за этой особенности хвойное дерево получило свое название – лиственница.

Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но в отличие от елки,

Опадают те иголки.

- У каждого из вас есть веточка. Как вы думаете можно ли лиственницу отнести к хвойным деревьям? (да)

Правильно, у лиственницы есть хвоинки. Как они расположены? (пучками)

- Чем оно отличается от елки и сосны?

-Я предлагаю нам познакомиться с другими хвойными деревьями, выполнив практическую работу.

На таблице изображены разные хвойные деревья. Внимательно рассмотрите их. Это лиственница, кедр, пихта.

Работа в тетради.

-Откроем тетрадь на странице 19 и выполним задание 1. Обменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте работу.

VI. Рефлексия учебной деятельности.

Что нового для себя узнали на уроке?

- Наверное, вы все радуетесь новогоднему празднику, который не обходится без нарядной ёлки или сосны. И хотя до нового года ещё далеко, сейчас мы с вами нарядим нашу ёлку настроения. Если у вас на уроке было хорошее настроение повесьте на ель жёлтый шарик, если настроение не очень хорошее, потому что были трудности – повесьте синий шарик, ну а если ваше настроение было совсем плохим – чёрный шарик.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!