Тема «Что такое хвоинки?»
Цель: познакомить с хвойными деревьями, с отличительными признаками сосны и ели; учить различать лиственные и хвойные деревья, воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
Обучающие: познакомить ребят с хвойными деревьями и их отличительными признаками;
Развивающие: формировать у учащихся умение отличать ель от сосны, обосновывать свою точку зрения, активизировать познавательную активность, развивать внимание, память, мышление;
Воспитательные: способствовать формированию коммуникативной культуры, воспитывать самостоятельность, бережное отношение к природе.
Оборудование: веточки ели, сосны, лиственницы; шишки, цветные карандаши.
Ход урока
Организационный момент
А сейчас проверь дружок
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Все ль в порядке
Книжки, ручки и тетрадки
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
– Как всегда на урок “Окружающего мира” к нам пришли наши помощники Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха.
II. Актуализация знаний.
– На какой вопрос Муравьишки мы отвечали на прошлом уроке?
– Как по листьям можно определить деревья?
-Чем различаются листья разных деревьев?
-Какие деревья и кустарники растут возле нашей школы?
-На прошлом уроке мы с вами учились узнавать листья разных деревьев. Посмотрим, как хорошо вы все запомнили. Мудрая Черепаха хочет сама проверить, как вы научились определять листья деревьев.
III. Мотивация учебной деятельности
- Ребята, сегодня утром я получила письмо от одного мальчика. А как его зовут, я предлагаю вам отгадать.
Шляпа голубая,
Желтые штанишки,
В городе Цветочном
Главный хвастунишка
Рифмовать пытался
Коротышка этот
Только вот не стал он
Истинным поэтом
Много приключений с ним происходило.
Кто же это, отгадай ка,
Малыша зовут (Незнайка)
-Так вот, наш герой зашифровал свое письмо. Чтобы понять о чём он хочет у нас спросить, мы должны отгадать загадки.
1. Ее всегда в лесу найдешь
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как ёж
Зимою в платье летнем
-Что это ребята? (ель)
2. У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви - только на опушке
-А это, что такое? (сосна)
– Сосна и ель отличаются от всех других деревьев. Чем? А что же растет на их ветках? Иголки называют хвоинками.
IV. Постановка темы и целей урока
-Итак, ребята, как вы думаете, о чём хочет узнать Незнайка? (Что такое хвоинки?)
V. Работа по теме.
-Чтобы ответить на вопрос нашего героя, я предлагаю вам сегодня стать настоящими исследователями и попытаться разобраться, что общего и чем отличается сосна от ели, и есть ли у них что-то общее.
- Как вы думаете сосны и ели к каким деревьям относятся?
И у сосны и у ели есть листочки. Эти листочки похожи на иголки. Они называются хвоинки.
Хвоя – это тоже листья, только особой формы – длинные и узкие. Они способны пережить зиму, потому что достаточно прочны. Эти листья живут несколько лет. Затем они буреют и опадают. Но не все сразу, так что на дереве всегда сохраняется листва. Вот отсюда и название “вечнозеленые”. А деревья называются хвойные.
Проведем первое исследование.
-Давайте мы с вами, сравним хвоинки сосны и ели. У вас на столах лежат образцы. Работать вы будите в парах.
-Рассмотрите веточки. Чем они похожи?
- Какие хвоинки у ели? Измерьте их длину. Что можно использовать для измерения длины? (линейку)
- Какой длины хвоинки?
- Как расположены хвоинки на ветке? (по одной)
- Какие хвоинки у сосны? Измерьте их.
- Как они расположены? (по две)
-Давайте подведем итог. Итак, у ели хвоинки короткие, они расположены по одной.
А у сосны иголки длинные, они расположены парами.
- Когда мы попадаем в лес, в котором растут сосны и ели , что мы можем найти под этими деревьями? (шишки)
Проведём второе исследование.
-Итак, у каждого на парте есть шишка. Как вы думаете, какая шишка еловая, а какая сосновая?
-Чем они отличаются? (формой)
-А чем похожи?
В шишках ели и сосны располагаются семена. Они по внешнему виду похожи. Выпав из шишки, они крутятся на подобии пропеллера у вертолета. Подхватываемые ветром, семена могут улететь довольно далеко от дерева. Когда молодое дерево прорастает, ростки одинаковые. Стебелек короче спички и не толще швейной иглы. А на верхушке стебелька пучок очень тонких иголочек, они мягкие, как пушок.
-Итак, чем отличаются шишки ели и сосны?
Проведём третье исследование.
-И последнее, что нужно сравнить – это расположение веток.
Если сосна растет не на опушке (в лесу), то у нее ветки на макушке, а ствол без веток.
VI.Физкультминутка.
Мы зашли в осенний лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа ёлочки стоят,
Слева сосны шумят.
Вот и зайка проскакал.
От лисы он убежал.
Ой, это серый волк рыщет,
Он себе добычу ищет.
Все мы спрячемся сейчас,
Не найдет тогда он нас.
В лесу такая красота!
А нам за работу уж пора.
V. Работа по теме (продолжение)
Работа с учебником.
– Рассмотрите иллюстрацию на странице 30 учебника. Найдите лишний рисунок. Почему вы решили, что он лишний? (Береза, дуб, клен – лиственные деревья, а ель – нет.)
– Откройте страницу 31 в учебнике. Рассмотрите общий вид сосны и ели. Сравните расположение веток у этих деревьев. А как вы думаете, почему ветви сосны подняты высоко от земли? Сосны больше других деревьев любят свет, поэтому их ветви подняты высоко от земли, они тянутся к солнцу. Ели стоят, опустив колючие ветви почти до земли.
Еще раз рассмотрите рисунок ели и сосны. Сравните эти деревья. Устно опишите по плану, данному в учебнике.
Название дерева.
Лиственное или хвойное.
Общий вид, расположение веток.
Особенности хвоинок.
Особенности шишек.
Заслушивают 2 описания.
– Мудрая Черепаха подготовила задание для любознательных учеников. Рассмотрите дерево, изображенное на таблице. Вы видите общий вид дерева и его веточки в разные времена года. Можно ли это дерево отнести к хвойным? Как расположены хвоинки? Чем это дерево отличается от других хвойных? Какие деревья сбрасывают листья на зиму? (Лиственные.)
– Из-за этой особенности хвойное дерево получило свое название – лиственница.
Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но в отличие от елки,
Опадают те иголки.
- У каждого из вас есть веточка. Как вы думаете можно ли лиственницу отнести к хвойным деревьям? (да)
Правильно, у лиственницы есть хвоинки. Как они расположены? (пучками)
- Чем оно отличается от елки и сосны?
-Я предлагаю нам познакомиться с другими хвойными деревьями, выполнив практическую работу.
На таблице изображены разные хвойные деревья. Внимательно рассмотрите их. Это лиственница, кедр, пихта.
Работа в тетради.
-Откроем тетрадь на странице 19 и выполним задание 1. Обменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте работу.
VI. Рефлексия учебной деятельности.
Что нового для себя узнали на уроке?
- Наверное, вы все радуетесь новогоднему празднику, который не обходится без нарядной ёлки или сосны. И хотя до нового года ещё далеко, сейчас мы с вами нарядим нашу ёлку настроения. Если у вас на уроке было хорошее настроение повесьте на ель жёлтый шарик, если настроение не очень хорошее, потому что были трудности – повесьте синий шарик, ну а если ваше настроение было совсем плохим – чёрный шарик.