Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Что такое хвоинки?»
УМК «Школа России»
Составила: учитель начальных классов Хромова Наталия Сергеевна
Цель: Формирование представления о лиственных и хвойных деревьях и их отличии друг от друга.
отличии друг от друга.
Планируемые достижения учащихся:
Предметные результаты: понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнять; научиться различать лиственные и хвойные деревья; различать сосну и ель по общему виду, веточкам, хвоинкам, шишкам; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.
Метапредметные результаты: формировать умения планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог.
Личностные результаты: осознавать необходимость бережного отношения к деревьям.
Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение.
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование:
учебник "Окружающий мир" 1 класс (авт. А. А. Плешаков); «Рабочая тетрадь» по окружающему миру для 1 класса (автор А. А. Плешаков);
нарисованные помощники: Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха
картинки с изображенными деревьями (клен, береза, осина, рябина, дуб, коробочка с засушенными листьями этих деревьев);
шишки ели и сосны, еловые и сосновые веточки (по количеству подгрупп, веточка лиственного дерева обязательно с листьями (береза, рябина, мелкие кусочки белой бумаги).
проектор, компьютер, экран;
Презентация «Что такое хвоинки?».
ХОД УРОКА
1. Мотивация к учебной деятельности.
Чтоб природе другом стать, тайны все ее узнать
Все загадки разгадать - научитесь наблюдать.
-Сегодня мы с вами вновь отправляемся в удивительное путешествие, чтобы познать тайны и загадки окружающего нас мира. А чтобы найти ответы на удивительные вопросы, которые нам задает окружающая природа, нужно быть внимательными и любознательными. Все внимательны? Все хотят узнать что-то неизвестное и новое для себя? (Да!) Тогда начинаем наш урок.
2. Актуализация знаний.
Беседа
Ребята, наш Муравьишка услышал разговор:
-Мы с клёнов…
-Мы с яблонь…
-Мы с вязов…
-Мы с вишен…
-С осинки…
-С черёмухи…
-С дуба…
-С берёзы…
-Как вы думаете, чей разговор услышал Муравьишка?
-Как называется явление природы, когда осыпаются листья?
-На прошлом уроке мы совершили экскурсию. С чем мы познакомились? (Познакомились с деревьями, растущими возле школы. Учились распознавать листья деревьев) (слайд 1,2)
-Мудрая Черепаха, собрала листочки и принесла их нам. Сейчас мы с вами сыграем в игру «Раз, два, три, листик дерево найди!». У меня в коробочке листья, а на доске вы видите картинки, где изображены деревья. Я раздам вам листочки, а потом буду открывать картинки. Если, ваш листик, с этого дерева, вы должны выйти к доске и приклеить его. Каждый листочек должен оказаться на своем дереве.
3. Создание проблемной ситуации.
-Муравьишка приготовил для вас загадки. Отгадайте их.
Ее всегда в лесу найдешь-
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем. (Ель.)
У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви - только на макушке. (Сосна.)
-Что о них можете рассказать?
-Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
-Прочитайте тему урока на с.30 учебника. (Что такое хвоинки?)
-Прочитайте, чему мы должны научиться.
4. Освоение нового материала.
а) Практическая работа в подгруппах. (слайд 3)
-Чем отличается ель от сосны? Сейчас мы это исследуем.
(Каждая подгруппа получает веточки, шишки сосны и ели.)
-Рассмотрите ветви сосны и ели. Чем они различаются? (У сосны хвоинки длиннее, а у ели короче. У ели хвоинки расположены на ветке по одной, а у сосны по две.) (слайд 4,5)
-А теперь сравним шишки (слайд 6). Покажите еловую шишку, теперь покажите сосновую шишку. Положите шишку ели на еловую ветку, а шишку сосны на сосновую. (Общее: в шишке находятся семена. Отличие: форма и расположение на веточке). В шишках ели и сосны располагаются семена. Они по внешнему виду похожи. Ветер подхватывает семена и они могут улететь очень далеко от дерева.
б) Выполнение заданий в рабочей тетради с.20 №2
-Зарисуйте рассмотренные вами веточки, хвоинки, шишки.
- Мудрая Черепаха напомнила мне, что пора немного отдохнуть.
5. Физминутка (слайд 7)
Мы листики осенние
На ветках мы сидим.
Дунул ветер, полетели
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Снова ветер набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
6.Опыт.
-Иголочки ели и сосны зимой и летом всегда зеленые. А почему же так происходит? Ведь на лиственных деревьях листочки желтеют и опадают. Давайте постараемся найти ответ и на это вопрос.
-Мне нужны два помощника. Один будет держать веточку рябины. А другой веточку сосны. Представим, что это снег. Он все падает и падает на наши веточки (Учитель сверху рассыпает листочки белой бумаги). Что происходит с веточкой рябины? («Снег» задерживается на листочках, и веточки очень сильно сгибаются). Действительно, на листочках рябины, осины, березы и других лиственных деревьев снег задерживается. И под его тяжестью веточки дерева могут сломаться. Поэтому лиственные деревья «сбрасывают» осенью свои листочки. Так они готовятся к зиме.
-А теперь посмотрим на веточку ели. Что мы видим? («Снег» не задерживается на хвое, а падает вниз.) Правильно. Иголочки хвойных деревьев покрыты восковой пленкой, поэтому снег «соскальзывает» и не задерживается на ветвях. А значит, и «сбрасывать» свои иголочке на зиму хвойным деревьям не к чему. И хвоя таких деревьев остается зеленой круглый год.
-Правда, есть одно хвойное дерево, которое в отличие от всех своих родственников, все-таки сбрасывает хвоинки на зиму. Это лиственница. (слайд 8) Осенью ее хвоинки желтеют и опадают, как листочки осины, березы, клена. Поэтому ее и назвали лиственница.
7. Закрепление изученного материала.
-Ребята, мы нашли ответы на все вопросы?
-Что же мы сегодня с вами узнали? ( У одних деревьев листья имеют вид пластинок. Это лиственные деревья. У других деревьев листья имеют вид иголок. Такие листья называются хвоинками, а деревья - хвойными. Это ель, сосна. Они остаются зелеными и не опадают осенью. Только у одного хвойного дерева иголочки опадают - это лиственница.)
Даже ёлку мы вначале
От сосны не отличали:
Раз торчат иголочки-
Значит, это ёлочки.
А когда на ветку ели
Мы получше посмотрели,
Оказалось, что она
Не такая как сосна.
Работа в тетрадях, стр.20 №3
-И сейчас мы с вами нарисуем веточки ели и сосны.
8. Подведение итогов. Рефлексия.
-Ребята, сегодня на уроке мы узнали много нового и интересного. Давайте вспомним всё, чтобы и Муравьишка запомнил все и больше не задавал вопросы про ель и сосну.
(Есть лиственные и хвойные деревья. У лиственных листья в виде пластинок, они желтеют осенью и опадают. У хвойных деревьев листья в виде иголочек, их называю хвоя. Они остаются зелеными круглый год, и не опадают осенью. Только лиственница теряет свои иголочки. Ель и сосна - хвойные деревья. У ели иголочки короткие и прикрепляются к веточки по одной. Шишки у ели длинные. У сосны иголочки длинные, прикрепляются к веточке по две хвоинки, а шишки круглые).
-Молодцы, Муравей вопросик очень вам благодарен.
-А вот Мудрая Черепаха говорит, что расстроилась, ведь мы так и не сыграли в ее игру до конца. Два листочка так и не нашли свое дерево. У кого были эти листочки. Выходите к доске. Найдите, какому дереву они принадлежат. (Выходят ученики, прикрепляют еловые иголочки к ели, сосновые - к сосне и поясняют свой выбор.)
-Мудрая Черепаха тоже благодарит вас. И дарит вам листочки с шишками. Посмотрите перед вами листочек, где нарисованные три шишки: большая, средняя и маленькая. Если при выполнении задании вам все было понятно, вы без труда с ними справились - раскрасьте большую шишку. Если при выполнении некоторых заданий у вас возникли трудности, если вы не знали, как ответить на некоторые вопросы – раскрасьте шишку среднего размера. Если же вам было тяжело, если вы не смогли выполнить предложенные задания и не знали ответы на мои вопросы - раскрасьте маленькую шишку.
-Наше очередное путешествие подошло к концу. Но в окружающем мире еще много тайн и загадок, которые нам предстоит узнать и разгадать. И уже на следующий урок мы с вами отправимся в новое приключение вместе с нашими помощниками: Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой.
-Всем спасибо за урок!