СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру "Что такое хвоинки?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данной разработки урока сформировать представление о лиственных и хвойных деревьях и их отличии друг от друга.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру "Что такое хвоинки?"»

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Что такое хвоинки?»

УМК «Школа России»

Составила: учитель начальных классов Хромова Наталия Сергеевна


Цель: Формирование представления о лиственных и хвойных деревьях и их отличии друг от друга.

отличии друг от друга.

Планируемые достижения учащихся:

Предметные результаты: понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнять; научиться различать лиственные и хвойные деревья; различать сосну и ель по общему виду, веточкам, хвоинкам, шишкам; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.

Метапредметные результаты: формировать умения планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог.

Личностные результаты: осознавать необходимость бережного отношения к деревьям.

Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение.


Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование:

учебник "Окружающий мир" 1 класс (авт. А. А. Плешаков); «Рабочая тетрадь» по окружающему миру для 1 класса (автор А. А. Плешаков);

нарисованные помощники: Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха

картинки с изображенными деревьями (клен, береза, осина, рябина, дуб, коробочка с засушенными листьями этих деревьев);

шишки ели и сосны, еловые и сосновые веточки (по количеству подгрупп, веточка лиственного дерева обязательно с листьями (береза, рябина, мелкие кусочки белой бумаги).

проектор, компьютер, экран;

Презентация «Что такое хвоинки?».

ХОД УРОКА


1. Мотивация к учебной деятельности.

Чтоб природе другом стать, тайны все ее узнать

Все загадки разгадать - научитесь наблюдать.

-Сегодня мы с вами вновь отправляемся в удивительное путешествие, чтобы познать тайны и загадки окружающего нас мира. А чтобы найти ответы на удивительные вопросы, которые нам задает окружающая природа, нужно быть внимательными и любознательными. Все внимательны? Все хотят узнать что-то неизвестное и новое для себя? (Да!) Тогда начинаем наш урок.

2. Актуализация знаний.

Беседа

Ребята, наш Муравьишка услышал разговор:


-Мы с клёнов…

-Мы с яблонь…

-Мы с вязов…

-Мы с вишен…

-С осинки…

-С черёмухи…

-С дуба…

-С берёзы…


-Как вы думаете, чей разговор услышал Муравьишка?

-Как называется явление природы, когда осыпаются листья?

-На прошлом уроке мы совершили экскурсию. С чем мы познакомились? (Познакомились с деревьями, растущими возле школы. Учились распознавать листья деревьев) (слайд 1,2)


-Мудрая Черепаха, собрала листочки и принесла их нам. Сейчас мы с вами сыграем в игру «Раз, два, три, листик дерево найди!». У меня в коробочке листья, а на доске вы видите картинки, где изображены деревья. Я раздам вам листочки, а потом буду открывать картинки. Если, ваш листик, с этого дерева, вы должны выйти к доске и приклеить его. Каждый листочек должен оказаться на своем дереве.


3. Создание проблемной ситуации.

-Муравьишка приготовил для вас загадки. Отгадайте их.

Ее всегда в лесу найдешь-
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем. (Ель.)



У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви - только на макушке. (Сосна.)



-Что о них можете рассказать?

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

-Прочитайте тему урока на с.30 учебника. (Что такое хвоинки?)

-Прочитайте, чему мы должны научиться.

4. Освоение нового материала.

а) Практическая работа в подгруппах. (слайд 3)

-Чем отличается ель от сосны? Сейчас мы это исследуем.

(Каждая подгруппа получает веточки, шишки сосны и ели.)

-Рассмотрите ветви сосны и ели. Чем они различаются? (У сосны хвоинки длиннее, а у ели короче. У ели хвоинки расположены на ветке по одной, а у сосны по две.) (слайд 4,5)

-А теперь сравним шишки (слайд 6). Покажите еловую шишку, теперь покажите сосновую шишку. Положите шишку ели на еловую ветку, а шишку сосны на сосновую. (Общее: в шишке находятся семена. Отличие: форма и расположение на веточке). В шишках ели и сосны располагаются семена. Они по внешнему виду похожи. Ветер подхватывает семена и они могут улететь очень далеко от дерева.

б) Выполнение заданий в рабочей тетради с.20 №2

-Зарисуйте рассмотренные вами веточки, хвоинки, шишки.

- Мудрая Черепаха напомнила мне, что пора немного отдохнуть.

5. Физминутка (слайд 7)

Мы листики осенние

На ветках мы сидим.

Дунул ветер, полетели

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Снова ветер набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.


6.Опыт.

-Иголочки ели и сосны зимой и летом всегда зеленые. А почему же так происходит? Ведь на лиственных деревьях листочки желтеют и опадают. Давайте постараемся найти ответ и на это вопрос.

-Мне нужны два помощника. Один будет держать веточку рябины. А другой веточку сосны. Представим, что это снег. Он все падает и падает на наши веточки (Учитель сверху рассыпает листочки белой бумаги). Что происходит с веточкой рябины? («Снег» задерживается на листочках, и веточки очень сильно сгибаются). Действительно, на листочках рябины, осины, березы и других лиственных деревьев снег задерживается. И под его тяжестью веточки дерева могут сломаться. Поэтому лиственные деревья «сбрасывают» осенью свои листочки. Так они готовятся к зиме.

-А теперь посмотрим на веточку ели. Что мы видим? («Снег» не задерживается на хвое, а падает вниз.) Правильно. Иголочки хвойных деревьев покрыты восковой пленкой, поэтому снег «соскальзывает» и не задерживается на ветвях. А значит, и «сбрасывать» свои иголочке на зиму хвойным деревьям не к чему. И хвоя таких деревьев остается зеленой круглый год.

-Правда, есть одно хвойное дерево, которое в отличие от всех своих родственников, все-таки сбрасывает хвоинки на зиму. Это лиственница. (слайд 8) Осенью ее хвоинки желтеют и опадают, как листочки осины, березы, клена. Поэтому ее и назвали лиственница.

7. Закрепление изученного материала.

-Ребята, мы нашли ответы на все вопросы?

-Что же мы сегодня с вами узнали? ( У одних деревьев листья имеют вид пластинок. Это лиственные деревья. У других деревьев листья имеют вид иголок. Такие листья называются хвоинками, а деревья - хвойными. Это ель, сосна. Они остаются зелеными и не опадают осенью. Только у одного хвойного дерева иголочки опадают - это лиственница.)

Даже ёлку мы вначале

От сосны не отличали:

Раз торчат иголочки-

Значит, это ёлочки.

А когда на ветку ели

Мы получше посмотрели,

Оказалось, что она

Не такая как сосна.


Работа в тетрадях, стр.20 №3

-И сейчас мы с вами нарисуем веточки ели и сосны.


8. Подведение итогов. Рефлексия.

-Ребята, сегодня на уроке мы узнали много нового и интересного. Давайте вспомним всё, чтобы и Муравьишка запомнил все и больше не задавал вопросы про ель и сосну.

(Есть лиственные и хвойные деревья. У лиственных листья в виде пластинок, они желтеют осенью и опадают. У хвойных деревьев листья в виде иголочек, их называю хвоя. Они остаются зелеными круглый год, и не опадают осенью. Только лиственница теряет свои иголочки. Ель и сосна - хвойные деревья. У ели иголочки короткие и прикрепляются к веточки по одной. Шишки у ели длинные. У сосны иголочки длинные, прикрепляются к веточке по две хвоинки, а шишки круглые).

-Молодцы, Муравей вопросик очень вам благодарен.

-А вот Мудрая Черепаха говорит, что расстроилась, ведь мы так и не сыграли в ее игру до конца. Два листочка так и не нашли свое дерево. У кого были эти листочки. Выходите к доске. Найдите, какому дереву они принадлежат. (Выходят ученики, прикрепляют еловые иголочки к ели, сосновые - к сосне и поясняют свой выбор.)

-Мудрая Черепаха тоже благодарит вас. И дарит вам листочки с шишками. Посмотрите перед вами листочек, где нарисованные три шишки: большая, средняя и маленькая. Если при выполнении задании вам все было понятно, вы без труда с ними справились - раскрасьте большую шишку. Если при выполнении некоторых заданий у вас возникли трудности, если вы не знали, как ответить на некоторые вопросы – раскрасьте шишку среднего размера. Если же вам было тяжело, если вы не смогли выполнить предложенные задания и не знали ответы на мои вопросы - раскрасьте маленькую шишку.





-Наше очередное путешествие подошло к концу. Но в окружающем мире еще много тайн и загадок, которые нам предстоит узнать и разгадать. И уже на следующий урок мы с вами отправимся в новое приключение вместе с нашими помощниками: Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой.

-Всем спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!