СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению 3 класс Школа России

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению 3 класс Школа России»


Литературное чтение

3 класс



Тема: Верность и преданность. В. Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку».

Цель: познакомить с произведениями В. И. Белова «Малька провинилась» и «Ещё про Мальку»; способствовать развитию навыка осознанного, выразительного чтения, передавать в устной речи впечатление от прочитанного; формировать умение выделять в тексте фрагменты, нужные для ответа на вопрос, анализировать текст, обобщать, делать выводы; воспитывать любовь и уважение к животным, любознательность, интерес к чтению; обогащению нравственного и чувственного опыта школьников, реальных представлений об окружающем мире и природе.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомятся с произведением В. И. Белова «Малька провинилась»; научатся пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя ; задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; проявлять доброе, внимательное, неравнодушное отношение к окружающему миру.

Личностные: осознанно выполняют задания, формулируют свои вопросы и задания для одноклассников; умеют оценить поступки героев с точки зрения моральных норм; развивают эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание, сопереживание.

Познавательные : извлечение необходимой информации из текста; установление причинно-следственных связей; анализ объектов с целью выделения существенных признаков; развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; предлагают вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;

Регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают ее, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с предлагаемой задачей; оценивают свои достижения и результаты сверстников.

Коммуникативные : строят монологические высказывания , проявляют активность и стремление высказаться, задавать вопросы, слушают и понимают речи других; умеют работать в паре, умеют договориться.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: компьютер, мультимедийная доска, презентация ,

Образовательные ресурсы: интерактивный тест, презентация, карточки с заданиями, пословицы, ромашка вопросов, «пазл»-задание, страница из словаря.


Ход урока


I. Организация начала урока

- Давайте проверим, готовы ли вы к уроку.

II. Актуализация опорных знаний.

- Ребята, как называется раздел, который вы начали изучать? (Люби живое)

- Что означает слово любовь? (Любовь — чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность и устремлённость к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии.)

- Между кем может возникнуть любовь?

(Любовь бывает разная:

-любовь между мужчиной и женщиной;

-любовь родителей к детям;

-любовь детей к родителям;

-любовь к своим родственникам и друзьям;

-любовь к животным.)

III. Определение темы и целей урока.

Любовь матери к своему ребенку – это очень сильное чувство. Из-за своего ребенка мама способна преодолеть любые трудности и препятствия.

- Способны ли животные любить своих детей так, как люди?

- На этот вопрос мы узнаем ответ в конце урока.

В нашем учебнике есть замечательный рассказ, который поможет нам дать правильный ответ.

IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора.

-Сегодня мы познакомимся с рассказом, который написал Василий Иванович Белов «Малька провинилась».

Прошу внимания на экран. (презентация слайд 1,2).

Белов Василий Иванович родился 23 октября 1932 года в селе Тимониха Вологодской области. Это русский писатель. Родился в семье колхозников. И был у них вторым сыном. Всего в семье было пятеро детей. Еще до школы читать его научил старший брат Юрий. С тех пор у писателя родилась неудержимая тяга к самостоятельному чтению. Собирал книги с чердаков брошенных домов. Дома были заколочены, но ребята находили какие-то щели между хлевами, забирались внутрь через подвальные окошечки и шастали в поисках книг. Окончив сельскую семилетнюю школу уехал в город. Получил рабочие специальности, но тяга к литературе взяла верх. Окончил литературный институт имени М. Горького. С тех пор посвятил себя литературе.

-Что узнали о В.И.Белове из рассказа ?

V. Работа над текстом.

1. Прогнозирование содержания

-В.И.Белов оставил нам много произведений. Одно из них «Малька провинилась».

- Как вы думаете, кто такая Малька?

- Почему ей дали такую кличку?

- В чём она могла провиниться?

2. Словарная работа. (дети объясняют , пользуясь страничкой из словаря)

Верша – тяжелая рыболовная снасть конической формы.

Батявка – собака.

Долговязые – высокие, худощавые и нескладные.

Обормот – грубый и пустой человек, бездельник.

Шельма – мошенник, плут.

Недоумение – состояние сомнения, колебания вследствие невозможности понять,
в чем дело.

Блудный – так говорят об ушедшем из родительского дома и вернувшемся после долгих скитаний.

Шаромыжник – человек, который любит поживиться за чужой счет, жулик.

3. Чтение подготовленным учеником.

4. Проверка первичного восприятия.

- Подтвердились ли ваши предположения? (в чем же провинилась Малька?)

– От чьего лица ведется рассказ?

– Назовите героев произведения.

– Понимала ли Малька, за что ее ругают?

– Кому хозяйка отдала щенков?

– Куда Малька бегала каждый день?

– Зачем она туда бегала?

Физминутка для глаз

5. Повторное чтение (детьми.)

- Давайте еще раз перечитаем текст и определим тему и главную мысль рассказа.

(тема- о животном (о собачке), мысль- о безграничной материнской любви, которая характерна не только для людей, но и для животных.)

- Чему учит рассказ?

(Рассказ учит нас помнить о том, что животным больно терять своих малышей. Поэтому мы должны проявлять к таким мамам внимание, заботиться и о них, и об их детенышах. У маленькой кривоногой собачки мы учимся преданности, верности, смелости, упорству.)

-.В чем провинилась Малька?

Малька провинилась в том, что принесла кутят, и теперь Лидии надо было думать, что с ними делать и куда их девать.

-Где стали жить кутята?

- Одного кутенка забрал тракторист, а второго Лидия отнесла за реку в соседнюю деревню.

Найдите этот отрывок в тексте. Зачитаем его. («Потом я слышал, что одного щенка забрал тракторист, который часто проезжал через деревню. Второго Лидия отнесла за реку в соседнюю деревню».)-зачитывание отрывка из текста

-Какие чувства испытала Малька, оставшись без щенков, как вы думаете?

- Малька испытала чувства огорчения, печали, разочарования, тревоги, страха, отчаяния, волнения, любви, тоски и др.

-Куда и зачем бегала Малька через день?

- Малька бегала в заречную деревню кормить своего щенка.

-Какие препятствия встречались на её пути?

- Первым препятствием была её хозяйка, которая её запирала, не пускала к щенку и ругала её. Второе препятствие - дальняя дорога. В любую погоду, несмотря ни на какие опасности, Малька пробегала два километра в деревню и столько же обратно.

-Какой увидел автор Мальку при встрече с ней?

- Автор отметил, что Малька была очень озабочена, бежала деловито, торопясь, ни на что не оглядываясь.

Найдем этот отрывок в тексте, зачитаем его. («Однажды смотрю: по тропке из соседней заречной деревни бежит Малька. Одна-одинешенька. Бежит домой деловито, ни на что не оглядывается. Кривые ножки так и мелькают на белом снегу. На следующий день – опять. Я удивился: куда это она бегает? Да ещё каждый день и всегда в одно и то же время».)

- Автор говорит, что Малька была кривоногой собачкой. Видимо, она была непородистая, неказистая, не очень красивая собака. Но это не мешало ей любить своего щенка, и, не взирая, ни на какие преграды и трудности, заботиться о нем.

-Какое открытие сделал автор?

- Он открыл для себя то, что Малька очень хорошая мама.

Докажите это открытие словами из текста. («Вот так, думаю, Малька! Верная оказалась мамаша.»)

- Как нужно читать эти строки? (с восхищением)

-Какие чувства испытал автор?

- Автор испытал чувства восхищения, удивления, уважения, восторга, радости за Мальку.

-Чему можно научиться у Мальки?

- У собаки Мальки можно научиться преданности, верности, смелости, упорству и др.

Динамическая физминутка


7. Чтение второго рассказа «Ещё про Мальку». (читает подготовленный ученик)

- Продолжим знакомство с произведениями В.И.Белого.

- Послушаем ещё один рассказ.

Словарная работа№2

Плесо (водный плес) – широкое водное пространство между островами, перекатами, изгибами реки.

Долговязые – длинноногие.

Лава – два стесанных бревна, перекинутых с одного берега на другой.

Верши – сети или ловушки для ловли рыбы.

Обормот – негодный человек, грубиян.

Обомлел – легкое замирание тела.

Кулик – водная птица.


8.Анализ произведения.

Главная мысль рассказа - инстинкт материнского чувства. Малька знает, что может утонуть, но она все равно идет кормить своего сынка.


Взаимоопрос (дети сами составляют и задают вопросы.)

Вопросы от учителя:

Как вы думаете, ребята, какое чувство заставило Мальку броситься в холодную воду? (Материнское чувство любви к своему сыну.)

Кто пришел на помощь?

Как вел себя рассказчик произведения?

Подумайте, рассказчик и писатель – одно и то же лицо или нет? Обоснуйте свое мнение.

Как повела себя Малька в минуту опасности?

– Над чем вас заставили поразмышлять рассказы о Мальке?


VI. Закрепление и обобщение изученного.

Сегодня мы прикоснулись к творчеству Василия Ивановича Белова и по-новому увидели не только окружающий мир, но и самих себя. Ещё раз поняли, что всегда нужно поступать по совести: прийти на помощь в трудную минуту, уважительно относиться к окружающим. На примере этой маленькой бесстрашной собачки, писатель показывает любовь матери к своему ребёнку. Из-за своего ребёнка мама способна преодолеть любые трудности и препятствия. И мы всегда должны помнить об этом.

Найдите ошибки в тексте.

« Как-то летом , по зеленой травке, я пошёл к Лидии за квасом

«Одного щенёнка забрал лодочник…»

«Длинные ножки так и мелькают на белом снегу»

«Так Малька и бегала раз в неделю в ту деревню». Ежедневно.

« Сил у неё было много, а течение слабое, и вот её несло по озеру». Немного, сильное, по реке.

Дайте характеристику Мальке. Какими из этих качеств обладает собачка? ( Презентация, найти лишнее?)

  1. храбрая

  2. умная

  3. злая

  4. добрая

  5. заботливая

  6. ласковая

  7. кусачая

  8. верная


Вспомните пословицы о маме

- Всякой матери свое дитя мило.

-Материнское сердце не знает покоя.

-При солнышке тепло, при матери добро.


VII. Домашнее задание.

Дома выразительно прочитаеть рассказы еще раз с. 68-72.

Придумайте продолжение рассказа.

VIII. Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке.


XI. Итог урока.

- В заключении хочу поблагодарить вас за работу на уроке. Прочитав рассказы Василия Белова, я думаю, вы станете добрее и лучше. Вы не будете равнодушны ко всему живому. Помните о том, что жизнь дана на добрые дела.

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?



!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!