СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения 3 класс И.С. Соколов-Микитов "Листопадничек"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературного чтения УМК "Школа России" 3 класс И.С. Соколов-Микитов "Листопадничек"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения 3 класс И.С. Соколов-Микитов "Листопадничек"»

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»









Авторы:

Исаева Светлана Александровна,

Чепляускас Марина,

ГБПОУ ДПК





Конспект урока литературного чтения



























Дзержинск – 2023





Тема: И.С. Соколов-Микитов. Сказка «Листопадничек»

УМК «Школа России»

Тип урока: Урок чтения и анализа литературного произведения

Цель: знакомство со сказкой И.С. Соколова-Микитова «Листопадничек».

Задачи:

Образовательные:

- познакомить с биографией И.С. Соколова- Микитова;

- формировать умение анализировать произведение;

- формировать умение определять жанровые особенности произведения в процессе его анализа.

Развивающие:

- развивать навык беглого и осознанного чтения;

- развивать умение ставить учебную задачу и оценивать её реализацию;

- развивать устную монологическую речь;

- развивать уважительное отношение к собеседнику, умение соблюдать правила ведения диалога в процессе парной работы.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к сказке как к жанру фольклора;

- воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

Планируемые результаты:

Предметные:

- называют факты из биографии И.С. Соколова- Микитова;

- анализируют произведение И.С. Соколова-Микитова «Листопадничек»;

- определяют жанр произведения, называя особенности сказки.

Метапредметные:

Познавательные:

- бегло читают и отвечают на вопросы по содержанию произведения;

Коммуникативные:

- дают полный развёрнутый ответ на вопрос по содержанию и анализу произведения;

- уважительно относятся друг к другу, соблюдают правила ведения диалога в процессе парной работы.

Регулятивные:

- ставят учебную задачу и анализируют её достижение.

Личностные:

- проявляют активность при обсуждении содержания и особенностей сказки;

- выражают любовь и бережное отношение к животным при ответах на вопросы учителя.

Оборудование:

Для учителя: учебник, презентация, карточки с заданиями, скороговорка.

Для учеников: учебник.

План урока:

  1. Орг. момент (1 минута)

  2. Подготовка к первичному восприятию (15 минут)

  3. Восприятие произведения и его анализ (15 минут)

  4. Размышления о прочитанном (7 минут)

  5. Выводы (3минуты)

  6. Рефлексия (3 минуты)

  7. Домашнее задание (1 минута)

























Ход урока



Этап урока

Задача этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы, средства и формы работы

Орг. момент

Настроить детей на предстоящую деятельность

- Здравствуйте! Садитесь. Напомню, меня зовут Марина Владимировна и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.

Приветствуют

учителя

Средства: речь учителя

Форма: фронтальная

Подготовка к первичному восприятию

Создать в классе нужную эмоциональную атмосферу, настроить на восприятие изучаемого произведения

- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новым для вас автором, имя и фамилию которого вы найдёте в облаке слов, представленном на слайде. Прочитайте все слова, выберите из них только имена собственные и скажите, кто же этот автор.

- Верно

- Какие задачи мы можем поставит перед собой на это урок? Продолжите фразы, представленные на слайде: Познакомимся…

Узнаем…

Прочитаем…

Научимся…

-Иван Сергеевич русский советский писатель, натуралист и путешественник родился 17 мая 1892 года.

- Фамилия Соколов-Микитов является двойной, так как Соколов это фамилия по отцу, а Микитов по имени деда по линии отца – Микита, отсюда и фамилия Микитов

- После окончания школы будущий писатель планировал стать агрономом (специалист, который занимается сельскохозяйственным производством, управляет трудом рабочих), но позже изменил свое решение.

- В молодости Иван Сергеевич довольно часто путешествовал, работая на торговом судне, где и написал свои самые первые произведения. Благодаря этому он смог побывать в ряде европейских и африканских стран.

- Во время Первой мировой войны, которая была в самом начале 20 века Иван Сергеевич работал военным санитаром

- Когда Соколов-Микитов какое-то время жил в Германии, он познакомился там с Максимом Горьким. Затем Горький помог Ивану Сергеевичу вернуться в Советский Союз

- Также автор являлся опытным грибником. Кроме этого Соколов-Микитов был прекрасным следопытом и профессиональным охотником

- Иван Сергеевич писал много произведений. Его известные произведения такие как: «Зеленый луг», «Рассказы охотника», «Листопадничек», «Дружба зверей», «Звуки земли», «Год в лесу», «Ежи».

-Иван Соколов-Микитов 3 раза удостаивался ордена Трудового Красного Знамени

-Также Иван Сергеевич посещал разные литературные кружки, на которых собирались известные советские писатели. Поэтому он был хорошо знаком с Грином, Пришвиным и Куприным.

-Когда у Ивана Сергеевича серьезно ухудшилось зрение, он начал записывать свои произведения на диктофон.

Всю свою жизнь и писательскую деятельность он посвятил родной земле, её природе, стремился рассказать о её красоте и уникальности своим читателям.

-Ребята, кем планировал стать Иван Сергеевич Соколов-Микитов по окончании школы?

- Верно, а на чем путешествовал Иван Сергеевич?

- Ребята, а кто запомнил, почему у Ивана Сергеевича двойная фамилия?

-Верно. Где Иван Сергеевич познакомился с Максимом Горьким?

- Хорошо, а почему Соколов-Микитов начал записывать свои произведения на диктофон.

- Можно ли Соколова-Микитова назвать писателем-натуралистом? Почему вы так думаете?

- Ребята, а каких еще авторов вы знаете, которые являются авторами натуралистами?

- Натуралисты писали о природе, растениях и животных, их особенностях и повадках. В облаке слов вы видели названия животных. Какие из них вам не знакомы?

-Давайте посмотрим, как они выглядят.

(презентация). Вот так выглядят зайчата и бобры. Посмотрите на них, опишите, как они выглядят.

-Вот такие у нас рысь и лисица. Посмотрите на них, опишите, как они выглядят.

А вот выдра, такой крупный зверь с вытянутым гибким телом. Лапы короткие с плавательными перепонками. Хвост не пушистый.

А вот так вот выглядит росомаха. Этот хищник похож на небольшого медведя и соболя

- Хорошо, вот мы и познакомились с биографией Ивана Сергеевича Соколова-Микитова и начали разговор об особенностях творчества писателя-натуралиста.

- Посмотрите на доску, что тут написано?

-Верно

(Под ногами листопад

Листья желтые летят,

А под листьями шуршат

Шурш, Шуршиха и Шуршонок-

Папа, мама и ребенок)

- Давайте проговорим эту скороговорку все вместе.

- Хорошо, а теперь давайте попробуем немного быстрее.

- А сейчас скороговорку нам прочитает…

-Молодцы. Ребята, а сейчас посмотрите на слайд, разгадайте ребус и скажите, с каким произведением мы с вами сегодня познакомимся?

-Ребята, а как вы думаете это слово связано с явлением листопада? Почему?

-Вот сегодня мы с вами и познакомимся с произведением Ивана Сергеевича Соколова-Микитова «Листопадничек».

- Хорошо. Теперь можем приступить к чтению нашего произведения










- Иван Сергеевич Соколов-Микитов

-Познакомимся с биографией Соколова-Микитова

Познакомимся с произведениями Соколова-Микитова

-Узнаем какие произведения писал Иван Сергеевич

-Прочитаем произведения Соколова-Микитова

-Научимся читать произведения Соколова-Микитова








































































-Агрономом


-На торговом судне

-Потому что одна фамилия это его фамилия, а вторую он взял от имени дедушке по линии отца.


-В Германии


-Потому что у него начало ухудшаться зрение

- Пришвин, Паустовский, Куприн, Саша Черный, Блок

- Выдра, росомаха


































-Скороговорка







Проговариваем скороговорку вместе

-Листопадничек



-Да, потому что листопад это большой, а листопадничек маленький



Методы: беседа

Средства: речь учителя, презентация, скороговорка

Форма: фронтальная

Восприятие произведения и его анализ

Прочтение произведения, усвоение его содержания

- Ребята, а сейчас открываем учебник на странице 56

-Я начинаю читать, а все остальные следят

- Итак, ребята, когда происходит действие?

- Какой признак осени указывает автор? Докажите

- Хорошо, ребята, так кто такой листопадничек? Почему они так называются?

- Верно, а сколько было зайчат у зайчихи? Докажите

- Кого видели зайчата? Прочитайте

- Ребята, в тексте написано – долговязые журавли, а что это значит?

- О чем мечтает маленький зайчонок?

- Хорошо, а какого героя напомнила вам мечта этого зайчонка?

- Поддерживает ли мама зайчонка? Докажите свою точку зрения

-Хорошо, продолжит читать ….

- Какие птицы в произведению собираются к отлету в теплые страны?

- О каких еще животных говорится в этом отрывке? Как они готовятся к зиме?

- Автор называет медведей лежебоками, а почему?

- Чего боятся листопаднички?

- Как мама их успокаивает?

- Хорошо, молодцы. Продолжает читать …

- Далее читает …

- Ребята, куда убежал зайчонок? Прочитайте.

- Что строят бобры на речке?

- Ребята, как вы понимаете значение «прибежал к глухой лесной речке»?

- Что сделали бобры на речке? Прочитайте

- Какие зубы у бобров?

- Верно. А как вы думаете, возьмут ли бобры зайчонка к себе жить? Почему?

- Хорошо ребята, дальше продолжит читать…

- Теперь читает….

- Ребята, что такое хатка?

- Хорошо, сколько этажей в бобровой хатке? Прочитайте

- Найдите и прочитайте описание бобровой хатки?

- Чем отличается хатка бобров от жилья зайчат? Докажите

- Ребята, а как вы понимаете значение слова настлано?

- Что подумал зайчонок, находясь в бобровой хатке?

- Хорошо, давайте прочитаем и узнаем, что же было дальше

- Сейчас прочитает …

- Дальше продолжит читать…

- Что спросили бобры у зайчонка? Прочитайте

- Какой был выход из хатки бобрят? Докажите

- Что же в итоге стало с зайчонком?

- Чем питаются бобрятки? Найдите в тексте

- Чем хочет полакомиться зайчонок?

- Что отведал зайчонок?

-Понравилось ли ему бобровое кушанье?




- Продолжаем чтение сказки…


- Чем помогал Листопадничек бобрам, пока жил у них?

- Чем опасна выдра для бобрят? Почему Бобр называет её разбойницей?

- Кого ещё из животных опасаются бобры и почему?


- Что случилось ранней весной?

- Как удалось спастись Листопадничку?


- Как встретила зайчиха вернувшегося сыночка?

- Почему Листопадничек прослыл самым храбрым и отчаянным зайцем?




Открывают учебник

Слушают и следят


-Осенью


- Осенью, когда осыпался с деревьев золотой лист

- Называют охотники осенних зайчат листопадничками.

- родились у старой зайчихи на болоте три зайчонка

- Каждое утро смотрели зайчата, как разгуливают журавли по зеленому болоту, как учатся летать долговязые журавлята

- Долговязый – худ, неуклюж

- Вот бы и мне так полетать, - сказал матери самый маленький зайчонок

- «Лягушка путешественница»

- Не говори глупости!- строго ответила старая зайчиха.

- Журавли

- Медведи, ежи, змеи. Залегли в теплых берлогах лежебоки-медведи; свернувшись в клубочки, заснули колючие ежи; спрятались в глубокие норы змеи.

- Потому что они спят всю зиму

- Что-то будет с нами? Замерзнем зимой на болоте?

- Разве замерзают зайцы зимой?

- И убежал тихонько из родного гнезда маленький зайчонок искать журавлиные теплые страны

- Видит, строят бобры на речке плотину.

-Глухая лесная речка- речка, которая находится где то далеко в лесу; речка находится в глухом лесу.

- Подгрызут острыми зубами толстое дерево, ветер подует, упадет дерево в воду. Запрудили речку, можно ходить по платине.

- Острые

- Думаем да, потому что они добрые_ Думаю нет, потому что бобры живут в воде, а зайчата нет

-Хатка - это небольшой домик, жилище бобра из веток, платина

- А в бобровой хатке два этажа

- «Внизу, у воды, приготовлен корм для бобряток…»

- «Поставили бобры крышу, стало в хатке темно. Вспомнил Листопадничек свое светлое гнездо..»

-Настлано- настелено…

- «Убегу-ка в лес, - думает Листопадничек. – Здесь темно, сыро, можно замерзнуть».

- Ну как, - говорят, - как ты себя чувствуешь, зайчонок?

- Выход из нашей хатки теперь один – под водою.

- …Уж лучше, пожалуй, у вас на зиму останусь,…

- Очень обрадовались бобрятки, стали глодать ивовые ветки../»Бобры ивовую и осиновую кору кушают

- Где у вас репка лежит?..


- Отведал зайчонок бобрового кушанья

-Горькой показалась ему твердая ивовая кора.



- Кормил бобрят, предупреждал об опасности.


- Она разоряет плотины.


- Росомаху, лису, рысь, потому что они хищники и могут напасть на бобрят.

- Вода размыла плотину.

- Он зацепился за хвост бобра, а потом сам смог выплыть на берег.

- Сначала не узнала, а потом обнюхала и облизала.

- Он рассказал всем на болоте, что ему пришлось пережить.




Методы: беседа, демонстрация

Средства: речь учителя, презентация, учебник

Форма: фронтальная

Размышление о прочитанном


Проверить, какие чувства вызвало стихотворение

- Ребята, что вы почувствовали почитав произведение?

- Какие эмоции вы испытали?

Какое настроение у вас возникло? Почему возникло такое настроение?

- О чем данное произведение?

- К какому жанру мы можем отнести это произведение?

- Какая это сказка? Докажите (бытовая, волшебная, о животных)

-Верно, это сказка о животных.

- А какая это сказка народная или авторская? Почему? Кто ее автор?

- Ребята, сейчас я вам раздам карточки, первая группа, вы заполните пропуски, впишите признаки бобров и зайчат

Признаки

Зайчата

Бобрята

Где живут?



Как выглядят?



Чем питаются?




Вторая группа выберет и наклеит картинки с теми животными, которые встретились зайчонку во время путешествия, опишет их словами из текста.


Третья группа определит, можно ли дать такую характеристику героям? Докажите фактами из текста.

- Проверим выполненное задание.

-Верно, молодцы.


Высказывают свое мнение

-Грусть, радость, печаль



- Данное произведение о зайчике, который мечтал полетать

- Жанр: сказка

- Это сказка о животных, потому что животные умеют разговаривать, зайчик хочет научиться летать.

-Авторская, потому что у нее есть автор. Иван Сергеевич Соколов-Микитов










-

Признаки

Зайчата

Бобрята

Где живут?

В гнезде

В хатке

Как выглядят?

Пушистые

С остырми зубами

Чем питаются?

Репкой

Ивовой и осиновой корой

Методы: беседа.

Средства: речь, карточки

Форма: парная, фронтальная.

Выводы

Обобщить полученные знания

Итак, ребята, как называется произведение, которое мы сегодня читали?

- О чём это произведение?

- Хорошо, молодцы

- «Листопадничек»



- О зайчонке, который хотел полететь вместе с журавлями в теплые страны

Методы:беседа.

Средства: речь

Форма: фронтальная.

Рефлексия

Подведение итогов урока

- Итак, а сейчас посмотрите на доску и продолжите предложения:

- Мы познакомились…

-Мы узнали..


Слушают

- Мы познакомились с автором Иваном Сергеевичем Соколовым- Микитовым, с произведением «Листопадничек»

Методы: беседа

Средства: речь учителя, презентация.

Форма: фронтальная.

Домашнее задание

Провести инструктаж о выполнении домашнего задания

- Давайте запишем домашнее задание: письменно ответьте на вопрос: какой совет вы бы дали Листопадничку?

Записывают домашнее задание

Методы: объяснение.

Средства: речь учителя, учебник.

Форма: фронтальная.





Список литературы:

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2. М.: Просвещение, 2013. – 223 с.

5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!