Подготовка к первичному восприятию | Создать в классе нужную эмоциональную атмосферу, настроить на восприятие изучаемого произведения | - Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новым для вас автором, имя и фамилию которого вы найдёте в облаке слов, представленном на слайде. Прочитайте все слова, выберите из них только имена собственные и скажите, кто же этот автор. - Верно - Какие задачи мы можем поставит перед собой на это урок? Продолжите фразы, представленные на слайде: Познакомимся… Узнаем… Прочитаем… Научимся… -Иван Сергеевич русский советский писатель, натуралист и путешественник родился 17 мая 1892 года. - Фамилия Соколов-Микитов является двойной, так как Соколов это фамилия по отцу, а Микитов по имени деда по линии отца – Микита, отсюда и фамилия Микитов - После окончания школы будущий писатель планировал стать агрономом (специалист, который занимается сельскохозяйственным производством, управляет трудом рабочих), но позже изменил свое решение. - В молодости Иван Сергеевич довольно часто путешествовал, работая на торговом судне, где и написал свои самые первые произведения. Благодаря этому он смог побывать в ряде европейских и африканских стран. - Во время Первой мировой войны, которая была в самом начале 20 века Иван Сергеевич работал военным санитаром - Когда Соколов-Микитов какое-то время жил в Германии, он познакомился там с Максимом Горьким. Затем Горький помог Ивану Сергеевичу вернуться в Советский Союз - Также автор являлся опытным грибником. Кроме этого Соколов-Микитов был прекрасным следопытом и профессиональным охотником - Иван Сергеевич писал много произведений. Его известные произведения такие как: «Зеленый луг», «Рассказы охотника», «Листопадничек», «Дружба зверей», «Звуки земли», «Год в лесу», «Ежи». -Иван Соколов-Микитов 3 раза удостаивался ордена Трудового Красного Знамени -Также Иван Сергеевич посещал разные литературные кружки, на которых собирались известные советские писатели. Поэтому он был хорошо знаком с Грином, Пришвиным и Куприным. -Когда у Ивана Сергеевича серьезно ухудшилось зрение, он начал записывать свои произведения на диктофон. Всю свою жизнь и писательскую деятельность он посвятил родной земле, её природе, стремился рассказать о её красоте и уникальности своим читателям. -Ребята, кем планировал стать Иван Сергеевич Соколов-Микитов по окончании школы? - Верно, а на чем путешествовал Иван Сергеевич? - Ребята, а кто запомнил, почему у Ивана Сергеевича двойная фамилия? -Верно. Где Иван Сергеевич познакомился с Максимом Горьким? - Хорошо, а почему Соколов-Микитов начал записывать свои произведения на диктофон. - Можно ли Соколова-Микитова назвать писателем-натуралистом? Почему вы так думаете? - Ребята, а каких еще авторов вы знаете, которые являются авторами натуралистами? - Натуралисты писали о природе, растениях и животных, их особенностях и повадках. В облаке слов вы видели названия животных. Какие из них вам не знакомы? -Давайте посмотрим, как они выглядят. (презентация). Вот так выглядят зайчата и бобры. Посмотрите на них, опишите, как они выглядят. -Вот такие у нас рысь и лисица. Посмотрите на них, опишите, как они выглядят. А вот выдра, такой крупный зверь с вытянутым гибким телом. Лапы короткие с плавательными перепонками. Хвост не пушистый. А вот так вот выглядит росомаха. Этот хищник похож на небольшого медведя и соболя - Хорошо, вот мы и познакомились с биографией Ивана Сергеевича Соколова-Микитова и начали разговор об особенностях творчества писателя-натуралиста. - Посмотрите на доску, что тут написано? -Верно (Под ногами листопад Листья желтые летят, А под листьями шуршат Шурш, Шуршиха и Шуршонок- Папа, мама и ребенок) - Давайте проговорим эту скороговорку все вместе. - Хорошо, а теперь давайте попробуем немного быстрее. - А сейчас скороговорку нам прочитает… -Молодцы. Ребята, а сейчас посмотрите на слайд, разгадайте ребус и скажите, с каким произведением мы с вами сегодня познакомимся? -Ребята, а как вы думаете это слово связано с явлением листопада? Почему? -Вот сегодня мы с вами и познакомимся с произведением Ивана Сергеевича Соколова-Микитова «Листопадничек». - Хорошо. Теперь можем приступить к чтению нашего произведения | - Иван Сергеевич Соколов-Микитов -Познакомимся с биографией Соколова-Микитова Познакомимся с произведениями Соколова-Микитова -Узнаем какие произведения писал Иван Сергеевич -Прочитаем произведения Соколова-Микитова -Научимся читать произведения Соколова-Микитова -Агрономом -На торговом судне -Потому что одна фамилия это его фамилия, а вторую он взял от имени дедушке по линии отца. -В Германии -Потому что у него начало ухудшаться зрение - Пришвин, Паустовский, Куприн, Саша Черный, Блок - Выдра, росомаха -Скороговорка Проговариваем скороговорку вместе -Листопадничек -Да, потому что листопад это большой, а листопадничек маленький | Методы: беседа Средства: речь учителя, презентация, скороговорка Форма: фронтальная |
Восприятие произведения и его анализ | Прочтение произведения, усвоение его содержания | - Ребята, а сейчас открываем учебник на странице 56 -Я начинаю читать, а все остальные следят - Итак, ребята, когда происходит действие? - Какой признак осени указывает автор? Докажите - Хорошо, ребята, так кто такой листопадничек? Почему они так называются? - Верно, а сколько было зайчат у зайчихи? Докажите - Кого видели зайчата? Прочитайте - Ребята, в тексте написано – долговязые журавли, а что это значит? - О чем мечтает маленький зайчонок? - Хорошо, а какого героя напомнила вам мечта этого зайчонка? - Поддерживает ли мама зайчонка? Докажите свою точку зрения -Хорошо, продолжит читать …. - Какие птицы в произведению собираются к отлету в теплые страны? - О каких еще животных говорится в этом отрывке? Как они готовятся к зиме? - Автор называет медведей лежебоками, а почему? - Чего боятся листопаднички? - Как мама их успокаивает? - Хорошо, молодцы. Продолжает читать … - Далее читает … - Ребята, куда убежал зайчонок? Прочитайте. - Что строят бобры на речке? - Ребята, как вы понимаете значение «прибежал к глухой лесной речке»? - Что сделали бобры на речке? Прочитайте - Какие зубы у бобров? - Верно. А как вы думаете, возьмут ли бобры зайчонка к себе жить? Почему? - Хорошо ребята, дальше продолжит читать… - Теперь читает…. - Ребята, что такое хатка? - Хорошо, сколько этажей в бобровой хатке? Прочитайте - Найдите и прочитайте описание бобровой хатки? - Чем отличается хатка бобров от жилья зайчат? Докажите - Ребята, а как вы понимаете значение слова настлано? - Что подумал зайчонок, находясь в бобровой хатке? - Хорошо, давайте прочитаем и узнаем, что же было дальше - Сейчас прочитает … - Дальше продолжит читать… - Что спросили бобры у зайчонка? Прочитайте - Какой был выход из хатки бобрят? Докажите - Что же в итоге стало с зайчонком? - Чем питаются бобрятки? Найдите в тексте - Чем хочет полакомиться зайчонок? - Что отведал зайчонок? -Понравилось ли ему бобровое кушанье? - Продолжаем чтение сказки… - Чем помогал Листопадничек бобрам, пока жил у них? - Чем опасна выдра для бобрят? Почему Бобр называет её разбойницей? - Кого ещё из животных опасаются бобры и почему? - Что случилось ранней весной? - Как удалось спастись Листопадничку? - Как встретила зайчиха вернувшегося сыночка? - Почему Листопадничек прослыл самым храбрым и отчаянным зайцем? | Открывают учебник Слушают и следят -Осенью - Осенью, когда осыпался с деревьев золотой лист - Называют охотники осенних зайчат листопадничками. - родились у старой зайчихи на болоте три зайчонка - Каждое утро смотрели зайчата, как разгуливают журавли по зеленому болоту, как учатся летать долговязые журавлята - Долговязый – худ, неуклюж - Вот бы и мне так полетать, - сказал матери самый маленький зайчонок - «Лягушка путешественница» - Не говори глупости!- строго ответила старая зайчиха. - Журавли - Медведи, ежи, змеи. Залегли в теплых берлогах лежебоки-медведи; свернувшись в клубочки, заснули колючие ежи; спрятались в глубокие норы змеи. - Потому что они спят всю зиму - Что-то будет с нами? Замерзнем зимой на болоте? - Разве замерзают зайцы зимой? - И убежал тихонько из родного гнезда маленький зайчонок искать журавлиные теплые страны - Видит, строят бобры на речке плотину. -Глухая лесная речка- речка, которая находится где то далеко в лесу; речка находится в глухом лесу. - Подгрызут острыми зубами толстое дерево, ветер подует, упадет дерево в воду. Запрудили речку, можно ходить по платине. - Острые - Думаем да, потому что они добрые_ Думаю нет, потому что бобры живут в воде, а зайчата нет -Хатка - это небольшой домик, жилище бобра из веток, платина - А в бобровой хатке два этажа - «Внизу, у воды, приготовлен корм для бобряток…» - «Поставили бобры крышу, стало в хатке темно. Вспомнил Листопадничек свое светлое гнездо..» -Настлано- настелено… - «Убегу-ка в лес, - думает Листопадничек. – Здесь темно, сыро, можно замерзнуть». - Ну как, - говорят, - как ты себя чувствуешь, зайчонок? - Выход из нашей хатки теперь один – под водою. - …Уж лучше, пожалуй, у вас на зиму останусь,… - Очень обрадовались бобрятки, стали глодать ивовые ветки../»Бобры ивовую и осиновую кору кушают - Где у вас репка лежит?.. - Отведал зайчонок бобрового кушанья -Горькой показалась ему твердая ивовая кора. - Кормил бобрят, предупреждал об опасности. - Она разоряет плотины. - Росомаху, лису, рысь, потому что они хищники и могут напасть на бобрят. - Вода размыла плотину. - Он зацепился за хвост бобра, а потом сам смог выплыть на берег. - Сначала не узнала, а потом обнюхала и облизала. - Он рассказал всем на болоте, что ему пришлось пережить. | Методы: беседа, демонстрация Средства: речь учителя, презентация, учебник Форма: фронтальная |
Размышление о прочитанном | Проверить, какие чувства вызвало стихотворение | - Ребята, что вы почувствовали почитав произведение? - Какие эмоции вы испытали? Какое настроение у вас возникло? Почему возникло такое настроение? - О чем данное произведение? - К какому жанру мы можем отнести это произведение? - Какая это сказка? Докажите (бытовая, волшебная, о животных) -Верно, это сказка о животных. - А какая это сказка народная или авторская? Почему? Кто ее автор? - Ребята, сейчас я вам раздам карточки, первая группа, вы заполните пропуски, впишите признаки бобров и зайчат Признаки | Зайчата | Бобрята | Где живут? | | | Как выглядят? | | | Чем питаются? | | | Вторая группа выберет и наклеит картинки с теми животными, которые встретились зайчонку во время путешествия, опишет их словами из текста. Третья группа определит, можно ли дать такую характеристику героям? Докажите фактами из текста. - Проверим выполненное задание. -Верно, молодцы. | Высказывают свое мнение -Грусть, радость, печаль - Данное произведение о зайчике, который мечтал полетать - Жанр: сказка - Это сказка о животных, потому что животные умеют разговаривать, зайчик хочет научиться летать. -Авторская, потому что у нее есть автор. Иван Сергеевич Соколов-Микитов - Признаки | Зайчата | Бобрята | Где живут? | В гнезде | В хатке | Как выглядят? | Пушистые | С остырми зубами | Чем питаются? | Репкой | Ивовой и осиновой корой | | Методы: беседа. Средства: речь, карточки Форма: парная, фронтальная. |