СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока на тему: «Край ты мой, родимый край…»(обзор). И.А.Бунин «Родина», А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край…» Стихотворения о родной природе. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе»

Конспект урока на тему: «Край ты мой, родимый край…»(обзор). И.А.Бунин «Родина», А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край…» Стихотворения о родной природе.

Цели урока:

  1. Обучающаяся: расширить представление обучающихся о русской пейзажной лирике; показать, как через пейзаж переданы чувства, настроение поэтов.

  2. Развивающая: развивать навыки анализа поэтического текста; формирование навыков выразительного чтения, чтения наизусть, работы с таблицами и иллюстрациями, самостоятельной исследовательской работы с текстом.

  3. Воспитательная: формирование нравственно-эстетических представлений обучающихся в процессе выявления роли поэзии в жизни каждого человека.

Этапы работы

Содержание этапа (заполняется педагогом)

1.

Организационный момент, включающий:

-постановку цели, которая должна быть достигнута обучающимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной).

-определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока.

-описание методов организации работы обучающихся на начальном этапе урока, настраивая учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока(с учетом реальных способностей класса, с которыми работает педагог)

Слово учителя о значении родины в жизни каждого человека. Тема родины – ключевая тема в творчестве поэтов и писателей. Учитель задает вопросы обучающимся: какие ассоциации вызывает слово родина у вас? Какова родина в изображении И.А.Бунина, А.К.Толстого?

На данном этапе перед учителем стояла цель – создать условия для раскрытия эмоционального отклика обучающихся через личностное восприятие родины. Используя метод беседы, метод анализа, метод ассоциативного мышления, учитель сумел подвести учащихся к ответу но вопрос «Какое чувство сумели вызвать И.А.Бунин и А.К.Толстой через картины русского пейзажа?»

Для данного этапа урока очень важен эмоциональный настрой, т.к. обучающиеся приходят к выводу, что любят не за что-то, а вопреки чему-то, что родная природа привлекла поэтов своей скромной простотой. В ней нет показной красоты, она полна спокойствия и раздолья, степенности и величия. Чувство любви к родной земле для русского поэта – это вера в народ и его возможности.

2.

Опрос обучающихся по заданному на дом материалу, включающий:

-определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результата должен быть достигнут обучающимися).

-определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока.

-описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач.

-описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока.

-определение возможных действий педагога в случае, если ему или обучающимся не удается достичь поставленных целей.

-описание методов организации совместной деятельности обучающихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог.

-описание методов мотивирования(стимулирования) в ходе активности обучающихся в ходе опроса.

-описание методов и критериев оценивания ответов обучающихся в ходе опроса.


Цель этого этапа урока – выявить скромную красоту русской природы на примере стихотворения А.К.Толстого «Благовест» (выразительное чтение стихотворения). Обучающие называют описанное в нем чувство. Проводится словарная работа, с целью выявления значения слова «благовест» - «благая» весть, т.е. «добрая» весть, колокольный звон перед началом службы. Обучающиеся подбирают однокоренные слова к нему. (Благодатный звон – приносящий благо, приятно успокаивающий. Благодатный край - приносящий благо, добро).Какие чувства пробуждает колокольный звон у лирического героя? (радостные чувства, воспоминания о родном крае) Сопоставление стихотворения с репродукцией А.Саврасова «У ворот монастыря» Как звукопись создает иллюзию колокольного звона?

В стихотворении поэт неоднократно использует многосложные слова («пятиглавный», благодатный», благостный» и т.д.) Из-за этого часть ударений, обязательных для стихотворного размера, пропадает. Какую мелодию придают эти пропуски ударений? Учитель подводит обучающихся к выводу, что А.К.Толстой был новатором в поисках рифм для своих стихов.

3.

Изучение нового материала

Данный этап предполагает:

-постановку конкретной учебной цели перед обучающимися (какой результат должен быть достигнут обучающимися на данном этапе урока).

- определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока.

-изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен обучающимися.

-описание форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности обучающихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог.

-описание критериев определения уровня внимания и интереса обучающихся к излагаемому педагогом учебному материалу.

- описание методов мотивирования( стимулирования) учебной активности обучающихся в ходе освоения нового учебного материала.

На третьем этапе перед учителем стояла цель – анализ стихотворений А.К.Толстого «Край ты мой, родимый край…» и И.А.Бунина «Родина». Для её осуществления учитель использовал метод выразительного чтения, метод беседы, метод анализа. Перед обучающимися стояла задача – понять художественную идею стихотворения. Обучающие показывают с помощью каких средств выразительности Толстой рисует «звуковой» образ Родины. Как связана в стихотворении природа внутренняя жизнь человека? Какое настроение придает тексту его стихотворный размер и ритм? Читая и анализируя каждую строфу стихотворений, обучающиеся проводили смысловой анализ и анализ изобразительно-выразительных средств (цветовые эпитеты «небо» (мертвенно-свинцовое), даль («сумрачная»), туман («молочно-синий»). Сравнение тумана с чьей-то кроткой печалью - введение живого человеческого начала.

Учитель обращает внимание на то, что стихотворение И.Бунина «Родина» написано очень лаконично, рифма почти, идеальная. При этом отмечает, что характерной чертой творчества Бунина было то, что он ставил перед собой, прежде всего эстетические задачи и лишь через них – в опосредованной форме – задачи нравственно-духовные. Он считал, что стихотворение должно быть идеально и по форме и по содержанию.

Учитель подводит обучающихся к осмыслении. Названия «Родина» (речь идет о типичной зимней картине: огромные просторы, леса, снега, деревеньки, разбросанные на большом расстоянии друг от друга).

Лексическая, исследовательская работа, а также анализ выразительных средств помогли обучающимся осознать, что лирическим героем владеет чувство светлой грусти, что поэзия и природа – одно целое. Итогом данной работы является выявление общечеловеческих ценностей в контексте стихотворений. (Жизнь, смерть, что человек оставит после своего ухода, бессмертная красота жизни).


4.

Закрепление учебного материала, предполагающее:

-постановку конкретной учебной цели перед обучающимися (какой результат должен быть достигнут обучающимися на данном этапе урока).

-определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока.

- описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей обучающихся , с которыми работает педагог.

-описание критериев, позволяющих определить степень усвоения обучающимися нового учебного материала.

Описание возможных путей и методов реагирования на ситуацию, когда учитель определяет, что часть обучающихся в классе не усвоила новый учебный материал.

Цель этого этапа урока - определять изобразительно-выразительные средства, находить слова, соотнесенные с природой, родиной.

Обучающиеся должны продемонстрировать знание изобразительно-выразительных средств, найти в тексте стихотворения противопоставления, эпитеты, метафоры, олицетворения.

На данном этапе урока обучающиеся показали, насколько усвоен материал через групповую форму работы. Каждой группе была дана таблица, состоящая из двух колонок. В первой колонке – название средств выразительности, во второй – примеры из стихотворений. Результатом данной работы являлось следующее: часть обучающихся заполняла первую колонку, а другая часть – вторую. Ребятами была заполнена соответствующая колонка, и ,используя взаимопроверку, они смогли воссоздать таблицу. В это время исследователи (3 человека) заполняли другую таблицу, обращая внимание на звуковую сторону стихотворения. Выводы учащихся были обобщены и добавлены как особенность поэтики И.Бунина и А.Толстого. Групповая работа оценивалась по количеству совпадений таблице, которая располагалась на закрытой части доски.

Подводя итоги урока, учитель проводит обобщающую беседу по вопросами. Что общего в стихах о родной природе и чем они отличаются? Какую роль в этих стихотворениях играют звукопись, метафоры, эпитеты, сравнения, глаголы (иди их отсутствия), поэтический синтаксис (обращения, восклицания и др)? Какое значение имеют в этих стихах краски и звуки?

5.

Задание на дом, включающее:

-постановку целей самостоятельной работы для обучающихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания)

- определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом.

- определение и разъяснение обучающимися критериев успешного выполнения домашнего задания.

Разноуровневое домашнее задание: письменно проанализировать стихотворение о Родине и о родной природе (см.: «Творческое задание» учебника) или написать отзыв о стихотворении. Данное задание позволяет обучающемуся самому выбрать задание по степени сложности. Цель, стоящая перед учителем на данном этапе урока – вызвать эмоциональный отклик обучающихся. Если обучающийся выбирает первое задание, он демонстрирует уровень сформированности навыков нахождении художественно-выразительных средств к тексте. Второе задание для тех, кому близка поэзия, кто осознал важную роль поэзии в жизни человека.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!