СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по истории на тему: "РОССИЯ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ" 11 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории на тему: "РОССИЯ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ" 11 класс»

Урок 8-9. РОССИЯ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ

КОНЕЦ ИМПЕРИИ

Общие цели: сообщить обучающимся основные факты, уча­стия России в Первой мировой войне; дать представление о влиянии войны на российское общество.

Вспомогательные цели: составить развернутый план ответа по теме «Внешняя политика России накануне Первой мировой войны» с опорой на материал § 8-9; назвать основные точки зрения на характер Первой мировой войны; опираясь на матери­ал § 8-9 и материал документов, охарактеризовать взаимоотно­шение России с ее союзниками по Антанте.

Дополнительные цели: проанализировать внешнеполити­ческие планы противоборствующих сторон до начала Первой мировой войны; оценить готовность Российской империи к вой­не; проследить динамику изменений настроений в российском обществе по мере затягивания войны; составить хронологию военных действий на Восточном фронте в 1914-1916 гг.; соста­вить схему «Влияние Первой мировой войны на экономическое и политическое положение России».

Основные понятия и термины: мировая война, военно-промышленные комитеты, Антанта, Тройственный союз, уль­тиматум, пацифизм, центральные державы, «министерская чехарда».

Важнейшие даты и события:

1914-1918 гг. - Первая мировая война; 1916, май-июль - «Брусиловский прорыв».

Исторические персонажи: Алексей Алексеевич Брусилов; Григорий Ефимович Распутин.

Оборудование: карта «Россия в годы Первой мировой войны».

Ход урока

I. Изучение нового материала.

План

  1. Российская дипломатия накануне Первой мировой войны.

  2. Начало и характер Первой мировой войны.

  1. П одготовка России к войне и планы сторон.

  2. Военные действия Российской армии на фронте 1914-1916 г.

  3. Война и российское общество.

  4. Власть и Дума: последний кризис монархии.

В 2004 г. к 90-й годовщине начала Первой ми­ровой войны в Москве был открыт первый мемориальный ком­плекс в память ее героев. Он открыт на месте братского клад­бища, где захоронены воины России, Сербии, Чехии, Словакии, стран Антанты, военнопленные Германии и Австро-Венгрии, всего 17,5 тыс. человек.

I. Российская дипломатия накануне Первой мировой войны.

схема «Военно-по­литические блоки начала XX века».

характеризовать подготовку европейских держав к войне.

Мощную силу представляла коалиция центральных держав -Германии и Австро-Венгрии.

  • Франция, сохраняя союзнические отношения с Россией (1891 г.), начинает активный диалог с Англией.

  • 1904 г. - Великобритания и Франция заключили соглаше­ние о разграничении спорных сфер влияния в Азии и Африке и взаимной поддержке в противостоянии Германии.

  • 1907 г. — Россия и Англия договорились о разделе сфер влияния в Персии (Иране), Афганистане, Тибете. Сложилась но­вая коалиция, включавшая Францию, Россию и Англию.

  • Формирование системы союзов в Европе в основном за­вершилось: Антанта и центральные державы.

  • Следовательно, любой конфликт мог стать поводом к ев­ропейской и мировой войнам.

2. Начало и характер Первой мировой войны.

Учитель обращает внимание обучающихся на карту -главным районом нестабильности были Балканы - «пороховой погреб Европы».

В начале XX в. борьба России с центральными державами за влияние на балканские государства становится основной причи­ной разногласий между ними.

Рекомендуется обозначить цели основных участников войны:

Англии - ослабить Германию, сохранить колониальные вла­дения;

России - усилить влияние на Балканах, добиться контроля над проливами Босфор и Дарданеллы, захватить польские земли Австрии и Германии;

Франции - стремление получить Эльзас и Лотарингию, при­обрести Саарский угольный бассейн;

Германии - стремление к переделу английских и француз­ских колоний; к утверждению на Балканах и Ближнем Востоке, к отторжению от России Украины, Прибалтики, Белоруссии.

Самостоятельная работа: материалы § 8-9 (с. 77), ответы на вопросы:

  • Что послужило поводом к развязыванию Первой мировой войны?

  • Что такое «ультиматум»?

Рекомендуется дать возможность обучающимся провести дискуссию о характере Первой мировой войны: согласиться или опровергнуть утверждение о том, что для России война яв­лялась отечественной.

3. Подготовка России к войне и планы сторон.

Работа по вариантам.

Обучающие получают дифференцированное задание - опи­раясь на материал § 8-9 (с. 78-79), проработать положения:

  1. Военные действия российской армии на фронте 1914-1916 гг.

Работа по группам

I группа- «Кампания 1915 г. Отступление русской ар­мии».

II группа-«1916 г. Брусиловский прорыв».

Группы знакомятся с материалами текста § 8-9. Представи­тели групп представляют свои ответы в контексте разрабаты­ваемых вопросов: цели, задачи фронтов, направление ударов и их результаты (с помощью карт), командующие фронтов; дей­ствия России и стран Антанты, стран Четверного союза, особенности окопной войны.

  • Прокомментируйте краткие ежегодные итоги военных дей­ствий русской армии на фронте.

  • Укажите причины неудач российской армии.

- Назовите потери России в Первой мировой войне.
-Охарактеризуйте отношения России с ее союзниками по Антанте.

Заполнение таблицы с использованием материала § 8-9 (с. 79-35).

Военные операции России в Первой мировой войне на Восточном фронте


Год

Военные операции

Результаты и значения

1914



1915



1916



Задание по таблице: охарактеризовать роль Восточного фронта в Первой мировой войне.

5. Война и российское общество.

Рассмотреть внутреннее положение России в годы Первой мировой войны:

  • Положение в мобилизационной модели развития общества и государства.

  • «Вхождение» России в глубокий цивилизационный кризис.

  • Назревание революционного кризиса в стране.

  • Отстранение не только всего общества, элиты, но и бли­жайшего круга от Николая П.

II. Закрепление изученного материала.

- Назвать итоги Первой мировой войны.

Примерные ответы обучающихся:

  • В начале XX в. Россия была великой державой, военной империей, стремящейся к укреплению своих позиций и поискам новых сфер влияния.

  • Экономика в годы войны переживает структурный кризис.

  • Война ускорила модернизационные процессы и повела их по самому разрушительному пути.

  • Война ослабила самодержавную власть.

  • В годы войны нет вооруженных сил для подавления соци­альной напряженности тыла. Оружие оказывается у больших масс людей.

Домашнее задание: § 8-9, вопрос 8 (письменно), знать но­вые понятия, даты. Подготовить развернутый ответ на вопросы: «Причины и цели участников Первой мировой войны», «Каковы итоги войны для России?».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!