СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Первая мировая война

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по истории

Класс: 11

Тема: «Первая мировая война»

Цели урока:

Образовательная:

  • выявить, какие социально – экономические, геополитические и внешнеполитические предпосылки привели к началу Первой мировой войны;
  • проанализировать, в чем состояли цели и задачи противоположных сторон в начале войны, были ли они достигнуты в ее итоге;
  • охарактеризовать важнейшие военные операции, и их историческое значение для отечественной и мировой истории;
  • выявить к каким изменениям в экономике западных стран привела Первая мировая война;
  • проанализировать, почему, по вашему мнению, Германия и ее союзники потерпели поражение в войне.

Воспитательная:

  • создать условия для формирования коммуникативной культуры, умение работать в группе, и индивидуально, выслушивать и уважать мнения других;
  • воспитывать уважение к истории своего государства, патриотизма, формирование гуманистического мировоззрения.

Развивающая:

  • способствовать дальнейшему развитию навыков работы с текстом учебника, исторического источника, развитие умений выделять главное в материале;
  • развитие коммуникативных, картографических и хронологических умений;
  • совершенствовать умения логично излагать исторические факты и аргументы, устанавливать причинно – следственные связи.

Оборудование: учебник Россия в мире. Базовый уровень. 11 кл.: учебник / О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М. В. Понамарев, В.А. Рогожкин. – 2 – е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015. – 351. С.  История России. 1900-1945. 11 класс. Под ред. Данилов А. А., Филиппов А. В., 2012. Настенная карта «Россия в Первой мировой войне», картина «Убийство герцога Фердинанда в Сараево» (Приложение №1), исторические документы (Приложение №2),  интерактивная доска Smart Board.

Тип урока – изучение нового материала

Форма урока – Лабораторное занятие «Водоворот»

Просмотр содержимого документа
«Первая мировая война»

Конспект урока по истории


Класс: 11


Тема: «Первая мировая война»


Цели урока:


Образовательная:


  • выявить, какие социально – экономические, геополитические и внешнеполитические предпосылки привели к началу Первой мировой войны;


  • проанализировать, в чем состояли цели и задачи противоположных сторон в начале войны, были ли они достигнуты в ее итоге;


  • охарактеризовать важнейшие военные операции, и их историческое значение для отечественной и мировой истории;


  • выявить к каким изменениям в экономике западных стран привела Первая мировая война;


  • проанализировать, почему, по вашему мнению, Германия и ее союзники потерпели поражение в войне.


Воспитательная:


  • создать условия для формирования коммуникативной культуры, умение работать в группе, и индивидуально, выслушивать и уважать мнения других;


  • воспитывать уважение к истории своего государства, патриотизма, формирование гуманистического мировоззрения.


Развивающая:


  • способствовать дальнейшему развитию навыков работы с текстом учебника, исторического источника, развитие умений выделять главное в материале;


  • развитие коммуникативных, картографических и хронологических умений;


  • совершенствовать умения логично излагать исторические факты и аргументы, устанавливать причинно – следственные связи.


Оборудование: учебник Россия в мире. Базовый уровень. 11 кл.: учебник / О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М. В. Понамарев, В.А. Рогожкин. – 2 – е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015. – 351. С. История России. 1900-1945. 11 класс. Под ред. Данилов А. А., Филиппов А. В., 2012. Настенная карта «Россия в Первой мировой войне», картина «Убийство герцога Фердинанда в Сараево» (Приложение №1), исторические документы (Приложение №2), интерактивная доска Smart Board.


Тип урока – изучение нового материала


Форма урока – Лабораторное занятие «Водоворот»

Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Активизация познавательной деятельности учащихся



I этап


Организационный момент



Учитель приветствует 11 класс, подготовка к уроку, создание благоприятной педагогической атмосферы.


Приветствуют учителя, подготовка к уроку, староста сообщает об отсутствии учащихся.


II этап


Этап целеполагания и мотивации


Анализ репродукции


(см. Приложение №1)


Ролевая игра с элементами театрализованного представления


Прослушивание сербской песни Синее море широко



Мозговой штурм

по картине










Создание интриги урока показ анимационного фильма


Учитель на этапе целеполагания и мотивации просит учеников 11 класса до изучения темы проанализировать репродукцию под названием «Убийство эрцгерцога Фердинанда в Сараево».


Учитель использует ролевую игру с элементами театрализованного и музыкального представления под названием «Суд». Учитель слушает протокол прокурора от 28 августа 1914 года ученика под номер №1, доводы адвоката ученика под номером №2, и показания свидетелей, затем после недолгой дискуссии, зачитывает окончательный приговор Гавриилу Принцип, и Даниилу Илич;


Правильные ответы:


  • Убийство эрцгерцога Франца Фердинанда в Сараево;


  • Сербские националисты Гаврила Принцип и Данила Илич;


  • Ознаменовалось началом Первой Мировой войны;


Учитель просит внимательно проанализировать фильм «Использование хлора в Первой Мировой войне», использование межпредметных связей, формулирует интригу урока: для чего с какой целью использовался хлор в войне 1914 – 1918.




Задание для 11 класса: внимательно проанализируйте репродукцию под названием «Убийство эрцгерцога Фердинанда в Сараево», до изучения нового материала не называется.


Задание для 11 класса: прокурор, ученик под номер №1 на фоне песни «Синее море широко» (сербская песня о Первой мировой войне) зачитывает протокол от 28 июня 1914 года, лидерам сербской организации «Млада Босна» Гаврилу Принцип, и Даниилу Илич. Адвокат ученик под номером №2 формулирует доводы в пользу подсудимых, происходит опрос свидетелей события;


Вопросы по картине:


  • Какое историческое событие показано на картине?


  • Кто совершил данное преступление. Назовите их имена?


  • Чем ознаменовалось данное событие?


Задание для 11 класса: внимательно проанализируйте анимационный фильм «Использование хлора в Первой Мировой войне», и сформулируйте интригу урока, для чего, и с какой целью использовался хлор в военных событиях прошлого столетия.




III этап


Изучение нового материала


Заполнение интерактивной схемы по теме занятия


Работа с историческими картами


Работа с атласом «История войн» на стр. 158 – 159


Работа с атласом «История войн» на стр. 168 – 169




Анализ анимационной интерактивной карты по теме занятия




Работа с историческими иллюстрациями



Написание исторического мини – сочинения



Составление исторических мемуаров


Использование метода исторической эмпатии









Рецензия на устный ответ ученика





Опросная цепочка по вопросам













Работа с историческими документами


(см. Приложение №2)


Проведение урока по модели «Водоворот»







Учитель предлагает заполнить на интерактивной доске развернутую схему по теме: «Россия в Первой Мировой войне. Кризис власти 1916 – февраль 1917»;


Учитель предлагает по атласу «История войн» с. 158—159 внимательно проанализировать развитие восточно-прусской операции, которая оценивалась в германской литературе как «самая главная победа в Первой мировой войне», и дать собственную оценку произошедшему событию;


Учитель предлагает по карте «История войн» с. 168—169 внимательно проанализировать материал по военным действиям на Восточном фронте в 1915—1916 гг.;


Учитель показывает анимационную интерактивную карту Россия в Первой мировой войне № 111052, данное задание, длительностью 3 мин, направлено на формирование картографических умений;


  • Учитель говорит по учебнику А. О. Чубарьяна, А. А. Данилова, Е. И. Пивовара и др. «История России XX — начала XXI века», напишите в тетради историческое мини – сочинение на тему: «А.А. Брусилов в истории Росси», и письменно ответьте на вопросы;


  • Учитель говорит по фотографии на с. 42, с позиции человека военного времени, напишите исторические мемуары о жизни австрийского пленного, привлеките документальный, материал;


  • По книге «Россия. XX век: История страны в плакате: проанализировать плакат «Мировой пожар» (с. 20).



  • Учитель предлагает выслушать ответ одноклассника, подготовить и выступить с устной рецензией на него, с учетом достоинств, и внесением дополнений;


  • Учить просит взглянуть на плакат «Согласие» (с. 24). Оценить аллегорию изображения стран (Франции, России, Англии). Учителем используется опросная цепочка: такой способ опроса рекомендуется применять для получения развернутого и логически связного ответа. При этом один ученик начинает ответ, учитель жестом прерывает его и предлагает продолжить мысль другому ученику.


Учитель поясняет суть модели занятия водоворот: класс делится на учебные группы в зависимости от проблемы, или темы, в отдельной группе имеется свой лист, фломастеры своего цвета, время, после дискуссий группы меняются, происходит работа с чужими листами, расставляют значки +, -,?,!, и дополняют так все. Заканчивается исходным положением, группы выходят, благодарят, выделяют главные факты.



Задание для 11 класса: заполните на интерактивной доске развернутую схему по теме «Россия в Первой Мировой войне. Кризис власти 1916 – февраль 1917»;


Задание для 11 класса: по атласу «История войн» с. 158—159 проанализируйте развитие восточно-прусской операции, которая оценивалась в германской литературе как «самая главная победа в Первой мировой войне». Дайте собственную оценку происшедшему событию;


Задание для 11 класса: по карте «История войн» с. 168—169 проанализируйте материал по военным действиям на Восточном фронте в 1915—1916 гг.;


Задание для 11 класса: Россия в Первой мировой войне № 111052 карта анимация, анимированная интерактивная карта продолжительность при непрерывном воспроизведении 3 мин.;


  • По учебнику А. О. Чубарьяна, А. А. Данилова, Е. И. Пивовара и др. «История России XX — начала XXI века»: на с. 38 имеется фотография А. А. Брусилова. Что вы знаете об этом человеке? Чем он известен в истории России? Почему на фотографии он одет в казачью форму?


  • По фотографии на с. 42 составьте рассказ о жизни австрийских военнопленных в России в годы Первой мировой войны. При необходимости привлеките документальный, мемуарный и монографический материал.


  • По книге «Россия. XX век: История страны в плакате»: посмотрите на плакат «Мировой пожар» (с. 20).



  • Как в нижней части плаката названа начавшаяся война? Почему? Какие факты указывают на противника России в войне, на характер событий?


  • Взгляните на плакат «Согласие» (с. 24). Оцените аллегорию изображения стран (Франции, России, Англии). Почему Россия расположена в середине плаката? На что нацелены стихи, которые сопровождают плакат? Чем можно обусловить подписи под аллегориями союзных стран (Любовь, Вера, Надежда)? Можно ли на основании этого сделать вывод о примерном времени появления плаката, в 1914 г.?


Учебная группа №1: анализируют «Новое время». – 1914. – 21 июля. С. 1.


Учебная группа №2: анализируют мемуарные воспоминания барона П. Н. Врангеля. – М. 1992. – Ч.1 – С. 5 – 7.


Учебная группа №3: анализируют «Первая Мировая война в жизнеописаниях русских военачальниках». М. 1994 – С. 127 – 129.



IV этап


Итоговое закрепление



Выполнение интерактивного задания


Интрига урока




Учитель на этапе итогового закрепления предлагает ученикам выполнить интерактивное задание «Россия в Первой Мировой войне», на установление хронологии;


Правильный ответ учеников:


Во времена Первой Мировой войны, впервые в XX столетии западноевропейские государства применили химические оружие, в том числе и хлор;


Задание для 11 класса: на этапе итоговое закрепления выполните интерактивное проверочное задание «Россия в Первой Мировой войне», проверочное задание;


Задание для 11 класса: дайте вернемся к анимационному фильму «Использование хлора в Первой Мировой войне», и ответим на интригу урока, для чего, и с какой целью использовался хлор в военных событиях прошлого столетия;






V этап


Рефлексия


Эмоционально-художественное оформление



Учитель предлагает ученикам предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина - проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению;



Ученики по очереди выбирают две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению;


VI этап


Домашнее задание



Учитель поясняет домашнее задание: п. 6 – 7 стр. 41 – 53, и письменно в тетради выполнить задания после параграфа;



Записывают в дневник домашнее задание: п. 6 – 7 стр. 41 – 53, и письменно в тетради выполнить задания после параграфа;






































Приложение №1




Приложение №2


ОГРАДИТЬ ЧЕСТЬ, ДОСТОИНСТВО, ЦЕЛОСТЬ РОССИИ И ПОЛОЖЕНИЕ ЕЕ СРЕДИ ВЕЛИКИХ ДЕРЖАВ. ИЗ МАНИФЕСТА ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II. 20 ИЮЛЯ 1914 г.


Следуя историческим своим заветам, Россия, единая по вере и крови со славянскими народами, никогда не обращала на их судьбу безучастно. С полным единодушием и особой силой пробудились братские чувства русского народа к славянам в последние дни, когда Австро-Венгрия предъявила Сербии заведомо неприемлемые для державного государства требования. Презрев уступчивый и миролюбивый ответ сербского правительства, отвергнув доброжелательное посредничество России, Австрия поспешно перешла в вооруженное нападение, открыв бомбардировку беззащитного Белграда. Вынужденные, в силу создавшихся условий, принять необходимые меры предосторожности МЫ повелели привести армию и флот на военное положение, но, дорожа кровью и достоянием НАШИХ подданных, прилагали все усилия к мирному исходу начавшихся переговоров. Среди дружественных сношений, союзная Австрии Германия вопреки НАШИМ надеждам на вековое доброе соседство и не внемля заверению НАШЕМУ, что принятые меры отнюдь не имеют враждебных ей целей, стала домогаться немедленной их отмены и, встретив отказ в этом требовании, внезапно объявила России войну. Ныне предстоит уже не заступаться только за несправедливо обиженную родственную НАМ страну, но оградить честь, достоинство, целость России и положение ее среди великих держав. МЫ непоколебимо верим, что на защиту Русской Земли дружно и самоотверженно встанут все верные НАШИ подданные. В грозный час испытаний да будут забыты все внутренние распри. Да укрепится еще теснее единение ЦАРЯ с ЕГО народом и да отразит Россия... дерзкий натиск врага. С глубокой верой в правоту НАШЕГО дела и смиренным упованием на Всемогущий Промысел.


Новое время. — 1914. — 21 июля. — С. 1.


ДВУХЛЕТНИЙ ТЯЖЕЛЫЙ ОПЫТ ВОЙНЫ НЕ ПРОШЕЛ ДАРОМ. БАРОН П. Н. ВРАНГЕЛЬ О СОСТОЯНИИ РУССКОЙ АРМИИ К КОНЦУ 1916 г.


После кровопролитных боев лета и осени 1916 года к зиме на большей части фронта операции затихли. Войска укрепляли с обеих сторон занятые ими рубежи, готовились к зимовке, налаживали тылы и пополняли убыль в людях, лошадях и материальной части за истекший боевой период. Двухлетний тяжелый опыт войны не прошел даром: мы многому научились, а дорого обошедшиеся нам недочеты были учтены. Значительное число старших начальников, оказавшихся не подготовленными к ведению боя в современных условиях, вынуждены были оставить свои посты; жизнь выдвинула ряд способных военачальников. Однако протекционизм, свивший себе гнездо во всех отраслях русской жизни, по-прежнему сплошь и рядом выдвигал на командные посты лиц, далеко не достойных. Шаблон, рутина, боязнь нарушить принцип старшинства все еще царили, особенно в высших штабах. Состав армии за два года успел существенно измениться, выбыла большая часть кадровых офицеров и солдат, особенно в пехоте. Новые офицеры ускоренных производств, не получившие воинского воспитания, чуждые военного духа, воспитателями солдат быть не могли.

Они умели столь же красиво, как и кадровое офицерство, умирать за честь родины и родных знамен, но, оторванные от своих занятий и интересов, глубоко чуждых духу армии. С трудом перенося неизбежные лишения боевой жизни, ежеминутную опасность, голод, холод и грязь, они быстро падали духом, тяготились войной и совершенно неспособны были поднять и поддержать дух своих солдат. Солдаты после двух лет войны в значительной массе также были уже не те. Немногие оставшиеся в рядах старые солдаты, несмотря на все перенесенные тягости и лишения, втянулись в условия боевой жизни; но остальная масса, те пополнения, которые беспрерывно вливались в войсковые части, несли с собой совсем иной дух. Состоя в значительной степени из запасных старших сроков, семейных, оторванных от своих хозяйств, успевших забыть пройденную ими когда-то воинскую школу, они неохотно шли на войну, мечтали о возвращении домой, и жаждали мира. Со всем этим армия все еще представляла собой грозную силу, дух ее был все еще силен и дисциплина держалась крепко. Мне неизвестны случаи каких-либо беспорядков или массовых беспорядков в самой армии, и для того, чтобы они стали возможными, должно было быть уничтожено само понятие о власти и дан наглядный пример сверху возможности нарушить связывающую офицеров и солдат присягу.


Воспоминания генерала барона П. Н. Врангеля. — М., 1992. — Ч. 1. — С. 5—7.


ОФИЦЕРСКОЕ СЛОВО ДОЛЖНО ШЕВЕЛИТЬ СОЛДАТСКИЕ СЕРДЦА. ИЗ ПРИКАЗА ГЕНЕРАЛА А. А. БРУСИЛОВА ОТ 23 ИЮЛЯ 1915 г.



Предписываю начальникам всех степеней обратить самое серьезное усиленное внимание на обучение прибывающих пополнений, пользуясь каждым свободным часом. Вместе с обучением нижних чинов их чисто техническим солдатским обязанностям необходимо вести краткие, но частые беседы о цели, смысле и важности их назначения, при этом каждое слово, обращенное к солдату, должно исходить от сердца. Офицерское слово должно шевелить солдатские сердца, и если это будет, то наш солдат пойдет за своим начальником в огонь и воду. Обращаю на это внимание господ офицеров. Господам командирам частей обратить усиленное внимание на занятия с прибывающими в части молодыми офицерами. По возможности следует на первых порах избегать назначать таких офицеров на ответственные должности командиров рот. Молодому офицеру необходимо сначала осмотреться, привыкнуть к тяжелой обстановке боя под руководством более опытных офицеров, тогда он сумеет быть ответственным и распорядительным с укрепившимися нервами начальником, а нижние чины будут ему верить и признавать его авторитет. Предписываю командирам частей обратить внимание на своевременное и, главным образом, справедливое представление к наградам отличившихся нижних чинов. Это весьма серьезная данная, влияющая на психологию солдат, и ею отнюдь нельзя пренебрегать. Представление к наградам, ни в каком случае не должно задерживаться. Обращаю внимание командиров частей на своевременное возвращение больных офицеров в строй. Командир полка и общество офицеров обладают достаточною нравственною силою, чтобы напомнить забывшим свой долг об их обязанностях и заставить их вернуться в часть, тотчас, как только состояние здоровья это им позволит. Наряду с перечисленными факторами обращаю внимание господ войсковых начальников и на справедливость донесений. Нужно помнить, что мы делаем одно общее дело и, скрывая тот или иной случай, мы обманываем только самих себя. Кроме того, никакое управление боем немыслимо, если старший начальник не в состоянии выяснить картину того, что происходит. Безусловно, требую точных и правдивых донесений и предупреждаю, что за отклонение от истины я буду строго карать виновных. Подчиненные гораздо энергичнее, охотнее и правильнее работают, если видят соответствующий пример в своем начальнике и своевременно получают его указания. Обратить внимание на внешний вид частей. Требую, чтобы солдат походил на солдата; командирам частей проявить в этом направлении большую заботливость.


Первая мировая война в жизнеописаниях русских военачальников. — М., 1994. — С. 127—129.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!