17.12.2019 Алгебра 7 класс
ТЕМА УРОКА: «Умножение одночлена на многочлен»
Цель:
Вспомнить действия со степенями;
Повторить правила умножения одночленов;
Закрепить понятие многочлена и его стандартного вида, закрепить умение приводить подобные члены многочлена;
Обеспечить усвоение первоначальных знаний по теме «Умножение одночлена на многочлен»;
Научить применять полученные знания при упрощении выражений;
Развить умение работать самостоятельно;
Научить контролировать и оценивать свою работу.
Знания, умения , навыки и качества, которые приобретут/закрепят ученики в ходе урока:
- умение пользоваться опорными знаниями для получения новых знаний;
- умение применять полученные знания при умножении одночлена на многочлен, раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых;
- развитие ключевых компетенций само- и взаимоконтроля;
- приобретение компетенции самосовершенствования, саморазвития
Оборудование:
Карточки с заданиями, компьютер, проектная доска, онлайн-тест, видеоурок, презентация
Тип урока:
урок открытия новых знаний.
Использованные методы обучения:
Ход урока:
I. Организационный момент.
Здравствуйте ребята, садитесь. Прежде чем начать урок я хочу увидеть, как ваше настроение, пожалуйста нарисуйте своё настроение.
Рефлексия.
Мотивация. Послушаете притчу
Притча:
«Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жили добрый мудрец и злой человек, который завидовал славе мудреца. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. Пошёл он на луг, поймал бабочку, сжал её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мёртвая? Если он ответит, что мёртвая, я раскрою ладони – бабочка улетит, а если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт». Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил её между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: «Какая у меня бабочка – живая или мёртвая?» Но мудрец ответил: «Всё в твоих руках».(демонстрация притчи через видеоурок)
И пусть эти слова мудреца будут девизом нашего урока.
«Все в ваших руках».
Сегодня мы продолжаем изучение раздела «Многочлены». и тема нашего урока «Умножение одночлена на многочлен». Откройте тетради и запишите число и тему урока «Умножение одночлена на многочлен».
Задача нашего урока вывести правило умножения одночлена на многочлен и научиться применять его на практике. Знания, полученные сегодня будут необходимы вам на протяжении изучения всего курса алгебры.
II. Этап подготовки учащихся к активному и осознанному усвоению нового материала.
При изучении новой темы нам потребуются знания, которые вы получили на предыдущих уроках. Для этого нам необходимо вспомнить пройденные темы. А для этого давайте поиграем тест-игру Kahoot! Открываем Google или Chrome пишем там и выбираем Kahoot! Напишите с перва имя а потом код который вы видите на экране. Сначала все зарегистрируемся все и начнем игру. Через ваши смартфоны выбирайте правильные ответы. Учащихся выполняют задания. (5-7 минут) Молодцы давайте узнаем кто лидирует?
Нам сегодня потребуется распределительное свойство умножения. Давайте сформулируем это свойство и запишем в буквенном виде. (Производится фронтальный опрос на знание распределительного свойства умножения, одним из учеников данное свойство фиксируется на доске.)
a(b+c)=ab+ac
III. Устная работа.
На данном этапе урока происходит демонстрация видеоурока по данной теме с использованием проектора.
Пусть требуется умножить одночлен 2a3 на многочлен 3a4-4a2+a. Составляем произведение и используем распределительное свойство умножения. После умножения формулируем правило умножения одночлена на многочлен. (Эта информация демонстрируется в видеоуроке).
Распределительный закон умножения относительно сложения, на котором основано правило умножения одночлена на многочлен, древнегреческий математик Евклид в 3 в до н.э. доказывал на языке геометрической алгебры. Если одна из сторон прямоугольника является суммой нескольких отрезков, то площадь всего прямоугольника можно найти как сумму площадей его частей.
В рассмотренном примере мы представили произведение одночлена и многочлена в виде многочлена. Вообще, произведение одночлена и многочлена всегда можно представить в виде многочлена, причем степень произведения будет равна сумме степеней одночлена и данного многочлена.
Рассмотрим, еще два примера:
IV. Этап усвоения новых знаний.
После повторения распределительного свойства умножения и изучения правила умножения одночлена на многочлен, необходимо закрепить полученные знания на практике. Учащиеся по очереди выходят к доске и решают по два примера с подробным комментарием и проговариванием правил.
Задания заранее записаны на доске:
а) 2а2(6-у) = -3х2(-х3+х-5) =
б) – 2у3(5+2у) = 5а(1+2а –а2) =
в) 0,5х3(х-1) = -4у2(2+3у-у2) =
г) 14у+2у(6-у) = 3у2-2у(5+2у) =
д) 4у(у2 -3) – 2у3 = 6х(х-3) – х(2-х) =
е) –а(3а +2) – 2(а2 –а) = 7в(в-1) + (-2в2-3в)
Наверное, вы немного устали. Давайте отдохнем.
V. Математическая зарядка.
Ребята, сядьте поудобнее, закройте глаза, расслабьтесь, сейчас мы отдыхаем, мышцы расслаблены, мы изучаем тему «Умножение одночлена на многочлен».
И так мы помним правило и повторяем за мной: чтобы умножить одночлен на многочлен нужно одночлен умножить на каждый член многочлена и записать сумму полученных выражений. Открываем глаза.
VI. Продолжение работы по теме урока.
№1. Примеры записаны на карточках:
1) 14у+2у(6-у)=14у+12у-2у2=26у-2у2
2) 3у2-2у(5+2у)= 3у2-10у-4у2=-у2-10у
3) 4у(у2 -3) – 2у3=4у3-12у-2у3=2у3-12у
4) 6х(х-3) – х(2-х)=6x2-18-2x+x2=5x2-2x-18
5) –а(3а +2) – 2(а2 –а)=-3a2-2a-2a2+2a=-5a2
6) 7в(в-1) + (-2в2-3в)=7b2-7b-2в2-3в=5b2-10b
№2. Найдите значение выражения (задание выполняется самостоятельно):
3(3х-1)+5(3-х), если х = 4
6x-3+15-5x=x+12=4+12=16.
Решают все учащиеся: двое – на обратной стороне доски. Далее сверяются полученные результаты.
№3. На проектной доске выводятся примеры с ошибками, учащимся необходимо найти ошибки и прокомментировать их.
24х-6х(13х-9) = -13-13х(6х-1)
24х – 78х2+9 = -13 -78х2+1
24х – 78х2+ 78х2 = -12+9
24х = 3
х=8.
Ответ: х=8
5х +3(х-1) = 4х+11
5х +3х -1 = 4х+11
8х+4х = 11+1
12х = 12
х = 1.
Ответ: х=1.
Далее на проектную доску выводится правильное решение и обговариваются спорные моменты, если такие возникли:
24х-6х(13х-9) = -13-13х(6х-1)
24х - 78х2+54х = -13 -78х2+13х
24х-78х2+54х+78х2-13х = -13
65х = -13
х= - 0,2
Ответ: х=-0,2
5х +3(х-1) = 4х+11
5х +3х -3 = 4х+11
8х- 4х = 11+3
4х = 14
х = 3,5
Ответ: х=3,5
VII. Самостоятельная работа в виде соревнования с распределением на команды по рядам.
Команда №1 1. 2х(х-1) А) 2х2 – 1 Б) 2х2 – 2х В) 3х2 – 2х 2. 5в (а-в) + 5в2 А) а Б) 5ав В) 5ав +10в2 3. 3(х+1) - 2(х-1) А) 5х+2 Б) х+5 В) х 4) 4у2 – 2у(у+3) А) у2-3 Б) 2у2-6у В) 2у2+3 | Команда №2 1. -3х(2х-1) А) -6х2–1 Б) -6х-1 В) -6х2 +3х 2. 8в(2а-в) + 8в2 А) 2а Б) 16ав +16в2 В) 16ав 3. 3(х-4) - 2(х-4) А) 5х+8 Б) х-8 В) х-4 4) 3у3 – 3у(у2+3у) А) 3у2 Б) 6у3+3у2 В) -9у2 | Команда №3 1. -2х(4х-2) А) -8х2+4х Б) -8х2–4х В) 8х2 –2 2. 5а (а-2в) + 10ав А) 5а2 Б) 5а2+20в В) 6а 3. 2(х2+1) - 3(х2-1) А) –х2+5 Б) х2+5 В) –х2 4) 6у4 – 2у3(2у+2) А) 2у4-4у3 Б) 2у4+2 В) 4у4-4у3 |
Код: ББББ Код: ВВВВ Код: ААААА
VIII. Итог урока, выставление оценок.
- Ребята! Все задания выполнены, подведем итог.
- Что мы сегодня на уроке повторили?
- Посмотрите в свои записи в тетрадях. Оцените свою работу на уроке. (самооценка)
А теперь давайте еще раз нарисуйте ваше настроение в конце урока.
- А теперь я оценю вашу работу. (выставление оценок)
- Молодцы, ребята, я вижу, вы успешно справились с новой темой.
IX. Домашнее задание
Запишем домашнее задание. №666.
Упростите 14у+2у(6-у) | Упростите 3у2-2у(5+2у) |
Упростите 4у(у2 -3) – 2у3 | Упростите 6х(х-3) – х(2-х) |
Упростите –а(3а +2) – 2(а2 –а) | Упростите 7в(в-1) + (-2в2-3в) |