Муниципальное Государственное Бюджетное общеобразовательное
учреждение
Средняя общеобразовательная школа №2
Конспект урока музыки 7 класс
Тема урока : «Классика и современность»
Учитель : Сиднина Олеся Петровна
Серпухов 2019 г
Тема урока : «Классика и современность»
Цель урока:
1. Пробудить интерес к выдающимся музыкальным мировым произведениям.
2. Осознание образных, жанровых и стилевых основ музыки, как вида искусства.
3. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся.
Задачи урока:
Образовательные:
- знакомство учащихся с понятиями классика и классическая музыка,
- классика жанра, стиль (эпохи, национальный, индивидуальный);
- выражение личностного отношения к музыке,
- систематизация знаний о музыке.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к музыке разных эпох и композиторов,
- воспитывать умение работать в коллективе.
- воспитывать художественный вкус учащихся.
Ожидаемый результат:
Знать понятия:
1. Классика, классическая музыка, классика жанра, стиль.
2. Высказывать собственное мнение о художественных достоинствах отдельных музыкальных стилей.
3. Воспринимать и сравнивать образцы легкой и серьезной музыки.
4. Узнавать произведения отечественных и зарубежных композиторов.
5. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.
Тип урока: вводный.
Методы урока: Объяснительно-иллюстративный.
Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, коллективная.
Возрастная категория: 7 класс
Музыкальный материал:
1. С. С. Прокофьев «Танец Рыцарей» из балета «Ромео и Джульетта», и современная обработка этого произведения из кинофильма Street Dance - Уличные танцы.
2. П. И. Чайковский «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик» и группа «Пентатоникс» ( обработка музыкального произведения «Танец феи драже»)
3. А. Вивальди «Времена года» гроза (лето) и современная обработка в исполнении Дэвида Гарретта.
4. Битлз «Because»
5. Э.-Л.Уэббер ария «Память» из мюзикла «Кошки».
Литература:
Г.П.Сергеева, Е.Д Критская: «Музыка 7 класс» - М. :Просвещение, 2011.
Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, уроки музыки - поурочные разработки - 7 класс. М: Просвещение, 2013.
Фонохрестоматия музыкального материала (mp3) 7 класс.
Интернет-ресурсы:
1.http://classic-music.ru
2.http://ru.wikipedia.org
Оборудование: музыкальный центр, фортепиано, проектор, компьютер.
Структура урока:
Беседа
Слушание и анализ музыкальных произведений.
Продолжение беседы.
Слушание музыки.
Вокально-хоровая работа.
- Дыхательные упражнения.
- Распевание
- Работа над песней.
6. Подведение итогов урока.
Ход урока
1. Беседа.
- Что означает слово «классика»?
Дети высказывают разные варианты значения слова «классика». Кто-то правильно отвечает на вопрос, а кто-то ошибочно выдаёт свою версию слова «Классика».
-Раскрываем значение слова «Классика»
-Во первых «классика» переводиться как Кла́ссика (от лат. classicus — образцовый, совершенный, первоклассный)
-Классика — в широком смысле «показательный, характерный, идеал для подражания».
- Ребята, а что значит понятие «классические произведения»?
Ученики предлагают свою версию о значении понятия «классические произведения». Так же могут звучать правильные ответы и неправильные. Главное чтобы дети научились выражать свои мысли и впечатления в словесной форме.
- Раскрываем значение понятия «классические произведения» называют такие произведения искусства, которые являются лучшими, получили общее признание и имеют непреходящую ценность для национальной и мировой культуры.
- Эти произведения отвечают самым высоким художественным требованиям, в них глубина содержания сочетается с совершенством формы.
-Классическим называют античное искусство, классическая музыка применяется к творчеству величайших композиторов мира, классическими могут называться произведения, созданные в далеком прошлом, и современные сочинения.
- Основным преимуществом классической музыки является её непреходящая актуальность. Поп -музыканты бьют в одну точку и актуальны лишь в течении нескольких лет, и это в лучшем случае. Рок-музыка захватывает десятилетия, но и это не такой большой срок. Все жанры современной музыки сливаются, мутируют, непрерывно дают какие-то гибриды. Но все они недолговечны.
И только классическая музыка охватила собой века человеческой истории. Только она глобальна и всеобъемлюща, и именно поэтому никогда не теряет своей актуальности. И только классическая музыка столетиями остаётся неизменной. А стабильность, как известно, признак мастерства. Так что многие современные профессиональные музыканты восхищаются классической музыкой, и с большим удовольствие интерпретируют знаменитые музыкальные произведения. Так же делают аранжировки, обработки на классическую музыку.
2. Слушание и анализ музыкальных произведений.
На прослушивании классической музыки предлагается ещё послушать её обработку или аранжировку, для того чтобы дать понять ученикам что, классическая музыка до сих пор популярна и постоянно перерождается благодаря талантливым исполнителям. К тому же, это очень интересно прослушать знаменитые классические произведения в современном исполнении и поделиться своими впечатлениями.
1. С. С. Прокофьев «Танец Рыцарей» из балета «Ромео и Джульетта», и современная обработка из кинофильма Street Dance - Уличные танцы.
2. П. И. Чайковский «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик» и группа «Пентатоникс» обработка музыкального произведения «танец феи драже»
3. А. Вивальди «Времена года» гроза (лето) и современная обработка в исполнении Дэвида Гарретта.
3. Продолжение беседы
- Что значит понятие «классика жанра»?
- Это «лёгкая музыка» : джаз, рок- музыка, эстрадная музыка. Однако век многих сочинений, получивших в какой-то период широкую популярность, может оказаться недолгим, если они не обладают высокими художественными достоинствами.
-Чтобы научиться разбираться во всем многообразии музыки, надо стремиться понять содержание произведения, его образный строй, принадлежность к определенному стилю.
-Стиль означает почерк, в том числе и авторский, совокупность характерных черт, приемов, способов, особенностей творчества. В искусстве различают стиль эпохи (исторический), стиль национальный, индивидуальный стиль композитора и даже конкретного исполнителя.
4. Слушание музыки :
1. Битлз «Because» и обработка этой песни
2. Э.-Л.Уэббер ария «Память» из мюзикла «Кошки».
-Понравились эти два произведения?
- Можно их отнести к классическим произведениям или к «классике жанра»?
5. Вокально-хоровая работа.
1. Дыхательные упражнения:
- упражнение называется «вздувшийся мячик» (берём дыхание «животом» и спокойной, медленно выдыхем до конца, можно и повторить).
-Распевание (распевка – скороговорка «расскажите про покупки»)
- Работа над песней Битлз «Because»
6. Подведение итогов урока.
- Понравилось вам размышлять о музыке?
-Что означает слово «классика»?
- Какую музыку можно назвать классической?
- Какая музыка нужна современному человеку?
Домашнее задание: учащимся предлагается на выбор:
1. Подготовить сообщение о группе Битлз
2. Найти интересные факты о классической музыки.
-Спасибо всем активную работу и за интересные высказывания. Отмечается индивидуальная активность учащихся и выставляются оценки.