Конспект урока музыки для 7 класса по теме «Классика и современность» по программе «Музыка. 7 класс» для общеобразовательных учреждений авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой
Цели и задачи урока: актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся, помочь осознать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту; формирование понятий «современность в музыке», «классика», «качество музыки», расширение имеющихся знаний; развитие ассоциативной памяти, творческого мышления, образной речи; воспитание личной значимости для каждого учащегося восприятия классической музыки, эмоциональной отзывчивости на музыку, рефлексированного отношения к предмету.
Тема урока: Классика и современность
Цели и задачи урока: актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся, помочь осознать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту; формирование понятий «современность в музыке», «классика», «качество музыки», расширение имеющихся знаний; развитие ассоциативной памяти, творческого мышления, образной речи; воспитание личной значимости для каждого учащегося восприятия классической музыки, эмоциональной отзывчивости на музыку, рефлексированного отношения к предмету.
Тип урока: вводный
Методы и приемы: обобщение, словесный, наглядно-слуховой анализ, стимулирование музыкально-творческой деятельности через создание проблемно-поисковых ситуаций
Структура:
Организационный момент, приветствие
Актуализация имеющихся знаний
Формулировка темы урока детьми совместно с учителем в процессе выполнения творческого и проблемно-поискового заданий, постановка целей и задач
Творческо-поисковая работа в процессе слушания и пения
Обобщение по теме урока. рефлексия
Домашнее задание
Итог урока
Музыкальный и наглядный материал: «Токката и фуга» ре минор И.С.Баха, увертюра «Эгмонт» Л.Бетховена, «Танец Монтекки и Капулетти» из балета «Ромео и Джульетта» С.Прокофьева, песня «Мишель» из репертуара группы «Битлз», компьютерная презентация, видеоматериал
Виды деятельности учащихся: решение проблемных вопросов и заданий, слушание музыки, познавательная деятельность, самооценка,, вокально-хоровая работа
Ход урока:
Эпиграф: «Кто был хорошим современником своей эпохи, тот имеет
наибольшие шансы оказаться современником многих эпох будущего»
А.В.Луначарский
I.Организационный момент, приветствие
II.Актуализация имеющихся знаний
У: У вас, ребята, уже большой опыт общения с музыкой. Думаю, он не подведет вас, и вы без труда определите автора следующего произведения, а вместе с этим и прочувствуете характер, мысли, образную сферу, которые хотел до нас донести композитор.
Слушание «Токката и фуга» ре минор И.С.Баха
У: Итак, по стилю звучания вы догадались кто автор этого произведения?
Д: И.С.Бах
У: Почему вы так решили?
Д: звучит орган, полифония
У: Хотя в полифонической музыке, как нам известно, преуспели многие композиторы, да и для органа разными авторами написано огромное количество произведений, вы правы (слайд 1). Это произведение И.С.Баха, композитора, достигшего совершенства в написании подобной музыки. А кто вспомнит название этого произведения?
Д: Это «Токката и фуга» ре минор
У: А что вы можете сказать об образах, мыслях, которые хотел нам передать композитор и выдающих стиль самого автора?
Д: Это величественная, жизнеутверждающая музыка. Она несет свободу, желание высоко поднять голову и идти вперед, вопреки всему развиваться.
Учитель корректирует и дополняет ответы детей, подводя их к пониманию противоречия между средневековыми порядками и началом Эпохи Просвещения, которая обозначила начало нового мироощущения
У: Вам эта музыка понятна? Как вам в ней?
Д: музыка воспринимается хорошо, она понятная, очень красивая, величественная, монументальная
III.Формулировка темы урока детьми совместно с учителем в процессе выполнения творческого и проблемно-поискового заданий, постановка целей и задач
У: Оказывается мы, современные люди, без труда понимаем и чувствуем то, чем жили люди 300 лет назад. Давайте попробуем составить логическую цепочку из 3-4 слов, которые в доказательство нашему первому выводу, соединят слова «современность» и «Бах». Итак, я начну, а вы продолжите (слайд 2):
Современность – жизнь
Жизнь - … (красота)
Красота - …(музыка)
Музыка - …(Бах)
Примеров слов, которые продолжают цепочку, может быть множество. Главное, логическим завершением было слово, поставленное нами в условии к выполнению задания. Вариантов такой работы несколько: можно сразу предложить все слова, которые и расставят дети, а можно, чтобы они сами называли эти слова.
У: Благодаря блестяще выполненному нами заданию, мы видим, что музыку композитора, отдаленного от нас 3 веками, мы воспринимаем как современную, актуальную сегодня, поднимающую вечные темы человечества: счастье, свобода, сила духа, равенство. Неужели это действительно возможно?
Д: Да
У: Это для нас очевидно или все-таки исключение?
Д: …?
У: Прочтите слова А.В.Луначарского и вы сможете не только ответить на этот вопрос, но и с их помощью определить тему нашего урока. Ведь именно эти слова я выбрала в качестве эпиграфа к нему (слайд 3)
Обсуждение эпиграфа сводится к тому, что произведение искусства всегда передает отношение автора к жизни. Определенную систему взглядов, идеалов, мировоззрение. Наиболее важные и глубокие процессы определенного времени, дух и характер народа отражены в классических произведениях. Именно поэтому классика, независимо от времени ее сочинения, остается созвучной нашим мыслям и чувствам. Это верх художественного совершенства, т.к. в них глубина содержания сочетается с совершенством формы.
IV.Творческо-поисковая работа в процессе слушания и пения
У: Мы сегодня с вами попытаемся найти связь между классикой и современностью посредством музыки. А для начала давайте вспомним что означает слово «классика» и когда зародился этот стиль, что для него характерно.
Д: с латинского classicus- образцовый. Появился этот стиль в 18 веке. Среди представителей - И.С.Бах, Й.Гайдн, В.А.Моцарт, Л.Бетховен. Стиль отличается строгостью, простотой, совершенством формы и содержания, доступностью и понятностью для всех.
У: Кстати, именно эти черты позволили ввести это понятие и в индустрию, машиностроение, одежду, продукты и другие области нашей жизни (слайды 4,5,6,7). Теперь, когда мы определились с понятием, снова обратимся к музыке. Какое из услышанных сейчас произведении, можно отнести к классике?
Слушание фрагментов из увертюры «Эгмонт» Л.Бетховена, «Танец Монтекки и Капулетти» из балета «Ромео и Джульетта» С.Прокофьева, песни «Мишель» из репертуара Битлз. В процессе обсуждения музыки мнение учащихся может разделиться, а скорее всего многие не назовут композицию группы «Битлз» классикой. Здесь необходимо ввести понятие «классика жанра». Уместно будет вспомнить классические русские и зарубежные рок-группы, такие как «Ария», «Алиса», «Кино», «Наутилус Помпилиус», «Rolling Stonеs», «Metallica» и другие. А затем исполнить соло, парами, группами и всем классом любимые песни из их репертуара, не пропуская во время вокально-хоровой работы обсуждение стилевых особенностей, авторского стиля.
У: А как вы думаете, ребята, какое из слов (слайд 8) «Вкус» или «Мода», наиболее созвучно с понятием «Классика»? Но прежде, чем ответить, вдумайтесь в смысл этих слов.
Д: Мода- это яркость, непохожесть. Она часто меняется. Вкус может быть хороший, может быть плохой, а может и вообще отсутствовать. Скорее всего, с классикой созвучно слово «вкус».
У: Я согласна с вами. То, что рождено модой – зыбко, приходящее и склонно быстро уступать новому, еще более модному, в музыке в том числе. То, что отвечает требованиям высокого вкуса, если не вечно, то, во всяком случае, долговечно. Сейчас я попытаюсь вам доказать, что мода не всегда соответствует вкусу и, чтобы уметь разобраться в потоке современной музыки, нам необходимо знание классики как образца и эталона подлинного вкуса. Давайте посмотрим, послушаем и обсудим.
Просмотр и обсуждение фрагмента из к/ф «Шаг вперед»
Примерные вопросы для обсуждения:
Какое музыкальное произведение вы услышали? Кто его автор?
Что необычного вам показалось в его звучании?
Что осталось неизменным по сравнению с оригинальным звучанием?
Вам понравилось как звучало произведение по-новому?
Зачем понадобилось изменять звучание оригинала? Что это придало музыке?
Как меняется реакция зрителей?
Удалось ли исполнителям понять и передать в танце идею, которую хотел донести до нас сам Прокофьев?
Что позволило выступающим завоевать симпатию зрителей?
С какими из упомянутых и рассмотренных нами на уроке понятиями, мы встретились при просмотре? Доказательством чего это является?
V.Обобщение по теме урока, рефлексия
У: Очевидно, что классика жива и в наше время. А такие современные версии классической музыки, как мы услышали, помогают приобщить к ней активных любителей поп-музыки. Другое дело, что не все интерпретации могут отличаться высоким художественным вкусом, хотя и на первый взгляд и покажутся модными. Именно с этим будет связано ваше домашнее задание. Но прежде, чем я объясню его суть, давайте подведем итог нашего разговора (слайд 10). По звучанию музыки всегда можно определить:
Д: стиль эпохи (старинная или современная музыка), стиль национальный (русская или зарубежная), стиль автора, который отличает черты, приемы, особенности творчества (музыка Баха, Бетховена, Прокофьева, Цоя и т.д.). Люди не всегда соответствуют вкусу и, чтобы уметь разобраться в потоке современной музыки, нам необходимо знание классики как образца, эталона подлинного вкуса. А современность в музыке не ограничивается временем ее создания, а скорее подчеркивается глубиной ее мысли, образами, темами, идеями.
VI.Домашнее задание
У: Величайший русский композитор Д.Шостакович, имя которого нам хорошо известно, сказал: «…Чтобы узнать и любить музыку, недостаточно читать о ней. Надо ее слушать!» Вот этим-то вы и займетесь дома. Предлагаю вам адрес моего сайта, где в разделе «Музыкальное портфолио. Музыка для души» вы выберете одну или несколько наиболее понравившихся вам композиции, звучащих в современной аранжировке. А по одному из адресов музыкальных сайтов, найдете эту музыку в оригинальном (академическом) звучании. Сравните. Дайте письменный отзыв о музыке примерно так, как мы делали это сегодня на уроке. Желаю вам успехов.
VII.Итог урока
У: А в заключение урока, хочу вам сказать: по музыкальным пристрастиям, по тому, что нравится или отвергается, можно судить о человеке, его вкусе, уровне культуры. Но и по тому, как вы реагируете на музыкальные пристрастия других, можно судить об этом же. Уважайте мнение других людей и развивайте свой музыкальный вкус, слушая качественную, высокохудожественную музыку. Тогда вы станете интересны не только другим, но, в первую очередь, самим себе.
Используемая литература:
Алиев Ю.Б. Настольная книга учителя музыки. – М., 2000.
Интернет-ресурсы
Кабалевский Д.Б.Как рассказывать детям о музыке? – М., 2005.
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка 5-7 классы». Методическое пособие. - Москва «Просвещение», 2006.
Музыкальное образование в школе / Под редакцией Л.В.Школяр. – М., 2001.
Сергеева Г.П., Критская Е.Д. «Уроки музыки 7 класс». Пособие для учителя. - Москва «Просвещение», 2007.
Смолина Е.А. Современный урок музыки. Творческие приемы и задания. – Ярославль. Академия развития, 2006.
Я познаю мир. Энциклопедия. – Москва «Издательство Астрель», 2004.