СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока МХК

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока МХК»

Византия славилась непревзойденными мозаиками, перегородчатыми эмалями, замечательной живописью и многим другим.

Живопись являлась ведущим видом изобразительного искусства Византии. Художники прославились созданием иконописного канона, имеющее большое значение в средневековой культуре.

  • Термин «икона» с греч. «эйкон»-образ.

  • По преданию первым иконописцем был евангелист Лука, написавший образ Богородицы.

  • Долгое время в Византийском искусстве лидирующие позиции занимала мозаика и фреска. Как предмет культа икона получила особое значение только в восточном христианстве.

  • Самые ранние дошедшие до нас иконы относятся к VI веку Выполнены они энкаустической техникой (горячими восковыми красками).

  • Любой предмет запечатлевался не ради него самого, а как носитель определенного значения. Образы становились знаками, символами.

  • Золотой фон, характерный для икон и мозаик, изолировал любое изображение, вырывая его из круговорота жизни. Явление оказывалось вознесенным в идеальный мир, в котором нет теней, предметы лишены тяжести, а фигуры-объема.

  • Основой иконописного образа становятся полный покой, неподвижность и созерцательность.

  • Исключительное значение на иконе придавалось лику; тело изображалось как почти невесомая величина, скрывающаяся за тончайшими складками одеяний. Византийский художник не работал с натуры, его интересовала иная, высшая реальность.

  • Происхождение икон принято связывать с фаюмскими портретами.

  • Еще в IV веке до н.э. в Египте на лицо умершего прикрепляли табличку с его изображением.

  • Особенностями этих «портретов» были

подгрудная, реже поясная композиция,

изображения в фас,

выполнение энкаустикой или темперой (краской на яичной основе).

  • По месту первых находок египетских табличек их стали называть фаюмскими портретами.

  • Лучшие среди сохранившихся ранних икон происходят из монастыря Св. Екатерины на Синае. Их совсем мало. они отличаются энкаустической техникой. Широкой живописной манерой, объемной, пластической лепкой форм.

  • Первый иконописный образ Христа представляет в почти сложившимся виде иконографию поясного изображения спасителей с благословляющей рукой и евангелием.

  • Главной святыней собора долгое время была Владимирская икона Божьей Матери, копия той самой иконы, которая, по преданию, была написана святым евангелистом Лукой. В 5 веке она была перенесена из Иерусалима в Константинополь, а в 12 веке прислана в Киев князю Юрию Долгорукому

  • Существует легенда о том, что сыну князя Андрею Боголюбскому явилась во сне Богородица и велела отвезти икону во Владимир. По приказу князя во Владимире был воздвигнут храм Успения Пресвятой Богородицы, куда икона, украшенная драгоценными камнями, была с почестями перенесена. С тех пор икона Божьей Матери стала называться Владимирской. Позднее она была перевезена в московский Успенский собор и, по мнению верующих, не раз спасала Русь от иноземных захватчиков, в частности от Тамерлана, который будто бы увидел в 1395 году сон, в котором во главе русского воинства шла Богоматерь, защитница христиан. Испугавшись столь грозной и могущественной покровительницы, Тамерлан приказал отступать, и русская земля была спасена.

  • Согласно ранним летописным источникам и косвенно выявляемым фактам, икона была принесена в Киев из Константинополя около 1130 года, в княжение Юрия Долгорукого, и была поставлена в соборном храме великокняжеского женского монастыря в Вышгороде.

  • Большой урон претерпела икона в 1237 году во время разгрома Батыем Владимира и его храмов.

  • Конец XIV - начало XVI в. Взлет иконописного искусства в Древней Руси. Феофан Грек. Андрей Рублев. Дионисий - великие иконописцы того времени

  • Феофан Грек (около 1340 – после 1405 г. г.) -

  • византийский иконописец, мастер монументальных фресок. Прибыл в Новгород в 70-е годы 14 века .Был воплощением византийской культуры: с одной стороны, воспевание земной красоты как Божественного творения, с другой, устремление к духовной аскезе, отвергающей внешнее, эффектное, красивое.

  • В XIV - начало XV в. жил на Руси монах, гениальный живописец, Андрей Рублёв (около 1360 – 1430) . Он заложил основу московской художественной школы, характеризующейся глубокой человечностью.

  • Его традиции в конце XV века продолжил Дионисий

  • (около 1440 года - 1503 года). Лики его святых - это образы `ангелов среди людей и `человеков среди ангелов'. Для Дионисия человеческая жизнь- это путь духовного совершенствования, или `сооружения души'.

  • Левый ангел, символ Бога Отца. Дом – его творящая воля.

  • Ангел в центре символизирует Христа.

  • Дуб мамврийский как древо жизни - напоминание о смерти Спасителя и Его воскресении. Третья ипостасия Троицы — Дух Святой

  • гора — символ духовного восхождения.

  • чаша – символ страдания Христа.

  • Ценральный ангел благослаляет чашу- жертвы, принесённой им ради людей




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!