СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект "Возвращение к примитиву". 11 класс. МХК

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока МХК по учебнику Ю.А. Солодовникова " Мировая художественная культура".

Просмотр содержимого документа
«Конспект "Возвращение к примитиву". 11 класс. МХК»

МХК

Класс: 11Б

Дата: 01.02.2021г.

Урок 19

Тема: Возвращение к примитиву

Цели урока:

Образовательные: познакомить с новым для искусства ХХ в. художественным явлением – примитивизм; раскрыть смысл понятия примитивизм и новые задачи этого художественного направления в изобразительном искусстве начала ХХ в.

Развивающие: развивать умение работать с фактическим материалом; развивать навык работы с различными источниками информации; на основе анализа, обобщения, делать выводы, аргументируя свои рассуждения; рассматривать исторические события с позиции участников исторического процесса; развитие познавательных интересов учащихся.

Воспитательные: обогащение внутреннего духовного мира учащихся через произведения искусства, пополнение знаний о мировой культуре, привитие эстетического вкуса; развивать кругозор учащихся.

Планируемые результаты:

Знать/понимать: уметь объяснять в чем состоят художественные достоинства произведений художников-примитивистов Анри Руссо и Нико Пиросмани; осознание возможности использования приёмов примитивизма художниками-профессионалами – Марком Шагалом, Михаилом Ларионовым; шедевры мировой художественной культуры; особенности языка различных видов искусства; основные жанры и виды искусства.

Уметь: узнавать изученные произведения искусства и соотносить их с определенной эпохой; пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; понимать термины, уметь толковать и приводить примеры деятелей культуры, науки, искусства.

Применять в практической жизни приобретенные знания и умения.

Тип урока: открытия нового знания.

Оборудование: презентация «Возвращение к примитиву», мультимедийное оборудование; дополнительная литература, наглядный материал.


Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку.


2. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания:

- Традиции русской портретной живописи В.А. Серова –

- Основные особенности творчества М.А. Врубеля –

- Образный строй в произведениях М.В. Нестерова –


- Что, по вашему мнению, можно назвать примитивом или примитивным?


3. Изучение нового материала.

Слайд 2. История большого искусства всегда начинается с более простых форм. В первобытном мышлении это особенно заметно. Найденные 7 августа 1908г. близ австрийского местечка Виллендорф известняковые фигурки поразили именно простейшими, но сильно гипертрофированными признаками женского тела.

Куда более совершенные античные коры, найденные при раскопках Афинского Акрополя, по сравнению с классикой Поликлета также показались грубыми и примитивными.

Даже высокодуховное христианское искусство начиналось с условных символов, нарисованных на стенах римских катакомб в начале I-II в. н.э.


Слайд 3. Ранние этапы развития художественной культуры и стали обозначать латинским словом primitivus.

Начальная стадия детского художественного творчества тоже считается примитивом. Но то, что нам кажется детскими каракулями, в сознании ребёнка-автора обладает явным художественным сходством с тем, что он изображает.

Узнавание окружающего мира в созданном изображении доставляет ему высочайшее эстетическое наслаждение. С развитием искусства примитивизм, как часть художественного мышления, никуда не исчезал.

Наивная радость познания, выраженная просто и безыскусно, - одна из характерных черт примитивизма.

Но стать художественным явление и занять рядом с профессиональным творчеством равное положение примитивизму было суждено лишь в начале ХХ в. Некоторым из художников-примитивистов, не получивших профессионального образования, выпало пережить мировую славу.


Слайд 4. Во французском искусстве таким художником стал Анри Руссо по прозванию «таможенник».

Родился в провинциальном городке Лаваль в семье потомственных жестянщиков. Служил в армии. Женившись, в 1869г. переехал в Париж. Получил место таможенного чиновника. В сорок лет вышел в отставку. После чего стал заниматься живописью.

Важной вехой своей жизни Руссо считал 1886г. С этого времени он ежегодно стал выставлять свои работы в Салоне независимых. Там не было никакого жюри и выставляться мог всякий желающий. Картины неизвестного художника производили странное впечатление.

Пейзажи, регулярно появляющиеся на всех выставках, также поражали экзотичностью. Чаще всего это были джунгли. Сам художник из Парижа никуда не выезжал. Все фантастические видения возникали в его воображении. Однако всё свое творчество художник считал весьма реалистическим и называл себя художником-реалистом.


Слайд 5. В 1897 г. Анри Руссо выставил в Салоне полотно «Спящая цыганка». Около новой картины публика так веселилась, что некоторых посетителей пришлось выводить с помощью полиции. По словам художника, цыганка спит в «иссушенной зноем пустыне».


Слайд 6. Через три года, в 1910 г., в последнем году жизни художника, была написана картина «Сон», в которую он вложил всё, чему научился за всю свою жизнь.

Картина «Сон» - это живописное воплощение страстной мечты Анри Руссо быть не таможенником на пенсии, а настоящим художником, быть своим среди профессионалов.

Оценивая последние работы художника, его друг, поэт Гийом Апполинер, напишет: «Я думаю, теперь никто не рискнёт смеяться».

Считая себя реалистом, мало оценённый при жизни, таможенник Анри Руссо не предполагал, что он станет принадлежать будущему, а его творчество даст толчок новым направлениям в искусстве ХХ в. – фовизму, кубизму и сюрреализму.


Слайд 7. Жизнь грузинского художника-примитивиста Нико Пиросмани до сих пор не поддаётся исследованию. Никаких документов, всего три фотографии, даже дата рождения была неточной. Сошлись на том, что Нико Пиросмани, уроженец села Мирзаани, появился на свет в 1862 г.

В отличие от Анри Руссо Нико Пиросмани ничего не выдумывал. Он просто брал клеёнку, краски собственного изготовления и писал то, что хотелось заказчику.


Слайд 8. Художник брал недорого, поэтому хозяева иногда просили его написать портрет или портреты своих родственников.

Запечатлел Пиросмани и знаменитую певицу Маргариту.

Многочисленные княжеские пиры, горные пейзажи, портреты людей и изображения животных – всё это Грузия, которую любил и которую создавал со страстью настоящего художника.


Слайд 9. В последние годы жизни Пиросмани знатоки грузинской национальной культуры стали проявлять интерес к его живописи. В 1916г. состоялась его однодневная выставка. Но для старого, голодающего и очень больного художника это уже ничего не значило. После революции все изменилось. Пиросмани умер в 1918г.


Слайд 10. Ярким представителем примитивизма начала века стал Марк Захарович Шагал, которого справедливо считают представителем русской и французской культуры. Начальное художественное образование он получил в Витебской школе искусств, а затем почти без денег отправился в Петербург. Два года занимался в рисовальной школе Общества поощрения художников под руководством Н.К. Рериха, затем продолжил занятия в частной школе у Л.С. Бакста, яркого представителя «Мира искусства».

Получив стипендию для продолжения образования в Европе, М.З. Шагал в 1911 г. уехал в Париж, где быстро стал своим среди представителей авангарда. Начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война, а затем Октябрьская революция 1917 г. резко изменили планы и судьбу художника.


Слайд 11. По заданию нового правительства он был назначен уполномоченным Коллегии по делам искусств в Витебской губернии и открыл в родном городе художественное училище.

Переехав в Москву, Шагал вновь оказался в центре художественной жизни. Он принимает участие в оформлении Еврейского камерного театра, для которого рисует декорации к идущим в нём спектаклям.

С 1920 г. для Шагала начался период эмиграции. Сначала это была Литва, потом Германия, с 1937 г. он гражданин Франции. Умер М.З. Шагал в 1985 г. на 98-м году жизни.


Слайд 12. Художественное наследие Шагала огромно. Количество его работ до сих пор не подсчитано. Он, как и многие деятели ХХ в., умел многое и делал всё: рисовал декорации, писал стихи, выполнял декоративные росписи, лепил скульптуру, много и творчески работал для себя.

Мир его картин причудлив и разнообразен. Картины Шагала не поддаются рациональному анализу. картины Марка Шагала – это свободное творчество. Фантазии, возникающие в голове, переносятся на бумагу легко и просто, словно творит их не профессиональный художник, а детское незамутнённое сознание. Эти кажущиеся легкость и простота творчества Шагала стали той вершиной, до которой добраться дано не всем.


Слайд 13. Приёмы народного лубка, народного примитива оказались созвучны художественному дарованию ещё одно профессионального художника начала ХХ в. – Михаила Федоровича Ларионова. Ученик К.А, Коровина, В.А. Серова, И.И. Левитана, он прошёл суровую профессиональную школу. Но выполняемые им ученические работы были настолько ярки, необычны и вызывающи, что его трижды исключали из училища, называя его живопись «порнографической».


Слайд 14. Побывав в Париже, М.Ф. Ларионов увлёкся идеями фовизма и наивного искусства, как иногда называли примитивизм. Вернувшись в Россию, он сразу стал участником всех вновь созданных творческих объединений, активно применяя новейшие средства в своем творчестве. Большую известно получила его «солдатская серия», навеянная впечатлениями от службы в армии.

Ему очень нравились грубые рисунки с довольно фривольными надписями, которые солдаты оставляли на стенах своих казарм.

На выставках, в которых принимал участие М.Ф. Ларионов, одна за другой начали появляться произведения «солдатской серии».


Слайд 15. Интенсивные по цвету, экспрессивные по форме, наивные по манере, эти полотна дали повод петербургским мирискусникам обвинить художника в определённом цинизме по отношению к любимой ими рафинированной культуре XVIII в.

Любовь к детскому рисунку ларионов выразил в большом полотне «Времена года», стиль которого получил название «инфантильный». В 1915 г. М.Ф. Ларионов вместе с женой, художницей Н.С, Гончаровой, уехал в Париж.


Слайд 16. Начиная с 1900-х гг. и до 1960-х гг. в Париж, культурную столицу мира, из разных стран стекались различные художники, искренне веря в то, что искусство можно и нужно создавать только здесь. Для нескольких поколений художников Париж стал своеобразной школой, где они учились у французов, друг у друга, у художников прошлого, посещая музеи и частные коллекции города.

Язык примитива для профессиональных художников начала ХХ в. был способом «просто, как мычание, речью» (В.В. Маяковский), «новыми свежими и нетрадиционными средствами» выразить свой внутренний мир, часто вступающий в противоречие с окружающей действительностью.

Примитивизм начала века становится одним из важнейших признаков авангардного искусства, которое всё активнее выступает на первый план.


4. Домашнее задание.

- Анри Руссо: жизнь и творчество – ____________________

- Нико Пиросмани: жизнь и творчество – ____________________

- Марк Шагал: жизнь и творчество – ____________________

- Михаил Ларионов: жизнь и творчество - ____________________


5. Итоги урока. Рефлексия.

- Почему ранние (начальные) формы искусства стали называть «примитивом»?

- Можно ли найти художественные достоинства в детском рисунке?

- Почему примитивизм не стал нормой высокого искусства прошлых эпох?


- Пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке в повседневной жизни?

- Сегодня я узнал/а…

- Мне было интересно…

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!