СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока : «Государство на берегах Нила»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Египет- дар Нила

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока : «Государство на берегах Нила»»






Тема урока : «Государство на берегах Нила»


Цель урока: знакомство с природой Древнего Египта и образованием единого государства.

Задачи урока:

  1. выяснить местоположение и природные условия Древнего Египта

  2. показать какую роль играл Нил в развитии египетской цивилизации

  3. познакомить с понятием «разлив Нила»

  4. рассмотреть, как образовалось единое государство

  5. развить умения конкретизировать и обобщать исторический материал

  6. развивать устную монологическую речь

  7. воспитывать интерес к истории


Тип урока: комбинированный

Основные понятия: дельта, пороги, папирус, фараон

Оборудование урока: презентация, тест, учебник: Вигасин А.А. История древнего мира.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Изучение нового материала.


  1. Местоположение и природа Египта.

- Примерно 5 тысяч лет назад по берегам крупных рек стали появляться первые государства. Давайте попробуем, разгадав ребус, узнать в какую страну, мы перенесемся и останемся на несколько уроков. (слайд № 1).

- Мы с вами оказались в Древнем Египте. Сегодня нам предстоит познакомиться с природой и местоположением этого государства.

А) географическое положение

Определяется вместе с учащимися по карте (слайд № 2). Показываются части света, учащиеся их называют. На карте находится Африка.

- Древний Египет был расположен в северо-восточной Африке

(учащиеся показывают север континента, восток континента, находят Египет). По карте выясняется, какими морями омывается государство (слайд № 3).

(Выясняется, какие представления имеют учащиеся о Египте.)

- На территории, где располагается Египет, огромные пространства занимают безжизненные пустыни (слайд № 4). Климат здесь – сухой и жаркий, крайне редко выпадают осадки. Жизнь в этих краях развивается лишь благодаря реке Нил, которая является одной из самых полноводных рек мира (слайд № 5). Она берет свое начало в Центральной Африке, далеко за пределами Египта и течет на север к Средиземному морю. Длина реки достигает 6671 км.

- Что необычного в течение реки? Как она впадает в море?

- Нил впадает в море несколькими рукавами, ту низменность, где он делится на рукава, древние греки называли дельтой, так как она была похожа на греческую букву «дельта» ( имеет форму равнобедренного треугольника), но в перевернутом виде. ( слайд №:6)

(В атласах учащиеся с помощью карандаша и линейки строят равнобедренный треугольник в дельте реки)

Разбор и заучивание термина «ДЕЛЬТА»

- Течение Нила на своем пути встречает ПОРОГИ. (слайд №7).

Учащиеся, глядя на картинку, пытаются ответить на вопрос: что такое пороги?

- Пороги - это опасные каменистые преграды на дне реки, мешающие судоходству. Преодолев их, Нил медленно и величаво течет на север, к морю. ( работа и заучивание термина)

- Севернее 1 порога расположен Египет. Река здесь спокойно течет по глубокой долине. К востоку и западу от нильской долины расположены пустыни. Горе египтянину, если он заблудился в раскаленной пустыне! Его ждет неминуемая смерть от зноя и жажды, беспощадно палит солнце, вокруг горячие пески – жизнь возможна только в долине реки. В пустыне иногда встречаются ОАЗИСЫ

(учащиеся предлагают версии, что это может быть). Разбор термина (слайд №8).

В оазисах и на берегах Нила росло удивительное растение – ПАПИРУС, высокий тростник, из которого делали материал для письма. Затем и рукопись стали называть также. (слайд № 9)

Б) Закрепление.

Учащийся на доске рисует меловую схему расположения Египта.

Коллективно вспоминаются термины.

  1. Разливы Нила

- В июне в Египте стоит страшная жара. Небо ясное, беспощадно палит солнце. От зноя и отсутствия влаги почва ссыхается, покрывается трещинами, становится твердой как камень. Но вот, в конце месяца, в Центральной Африке, откуда берет начало Нил, начинается сезон дождей и тает снег в горах. Нил выходит из берегов и затопляет поля, вода в реке становится мутно-зеленого, а затем красного цвета (слайд № 10).

(?учащимся: почему вода красного цвета?)

Вода стоит до ноября, затем река постепенно входит в свои берега. Земля к этому времени хорошо пропитывается водой, а на полях остается слой плодородного ила. (учащиеся в учебнике находят термин и заучивают). Благодаря ему почва была мягкая и жирная, ее было легко обрабатывать, и она давала большие урожаи.

Боясь наводнений, египтяне пытались разгадать причины разливов. Им казалось, разливы происходят по воле могущественного бога ХАПИ, который сидит в пещере и держит в руках два сосуда с водой. Летом он сильнее наклоняет сосуды, и Нил выходит из берегов и приносит плодородный ил. Поэтому Хапи почитали и пели ему хвалебные песни.

(2-е учащихся читают вслух хвалебные песни.

Обсуждение:

Кого восхваляют? За что восхваляют?)

- Сами египтяне называли свою страну «ЧЕРНАЯ ЗЕМЛЯ» (слайд № 11). Как вы думаете почему?

- А греки позднее эту страну назвали Египет, что означало «ЗАГАДКА», «ТАЙНА».

- Один философ сказал: «Египтяне самый счастливый народ, так как отец Нил делал все за них сам: орошал, разливаясь на поля, удобрял илом, делая их плодородными, египтянам оставалось только посеять семена, дождаться урожая и собрать его»

- Согланы ли вы с этим высказыванием? Так ли легко было египтянам, как описал философ?

Закрепление.

Учащиеся пытаются сделать общий вывод о роли Нила в жизни египтян.


  1. Объединение Египта.

- Государство, которое охватывало весь Египет, сложилось не сразу. Сначала возникло около сорока небольших царств, которые постоянно воевали между собой в стремлении покорить соседей. После длительных войн долина Нила оказалась поделенной на два царства: Северный Египет (располагался в дельте) и Южный Египет (располагался выше по течению). Царь Южного Египта носил белую корону, а царь северного Египта – красную корону. (слайд № 12). Между двумя царствами шли ожесточенные войны. Примерно за 3тысячи лет до нашей эры царь Южного Египта подчинил Северный Египет и объединил всю страну и захотел носить сразу две короны, поэтому ее сделали двойной. (слайд № 13). Повелителя всего Египта стали называть ФАРАОНОМ

(Заучивание учащимися термина).

- Своей столицей фараон сделал город МЕМФИС

(поиск города на карте)

Закрепление.

Учащийся рассказывает, как образовалось единое государство.

  1. Первичное закрепление.

Тест.


  1. Д/З.

Ответить на вопрос: «Почему Египет в древности называли «даром Нила»?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!