Начинается урок он пойдет ребятам впрок. Будем грамотно писать, на вопросы отвечать. Улыбнитесь мне и друг другу и в хорошем настроении мы начинаем наш урок.
_ Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Все пиши, не отставай,
Слушай, не перебивай.
Говори четко, внятно,
Чтобы было все понятно.
Если хочешь отвечать
Надо руку поднимать.
Минутка чистописания.
- Какое сейчас время года? (зима)
-Назовите мне согласный, звонкий, мягкий парный звук в этом слове. (Звук [ з ])
- Какой буквой обозначается? (Буквой З)
- Пропишем заглавную и строчную букву З
Зч за зс Зт зи зр Зе зч Зи
2. Формулирование темы и цели урока.
- Внимательно посмотрите на свою запись и определите тему нашего урока. (части речи)
- Какие части речи вы уже знаете?
–А поставить цели нашего урока вам поможет мой текст, он не простой , вам надо будет его промаркировать. Работать вы будете в парах. (правила работы)
Чтение с пометками. (Метод insert.)
- Предлагаю текст и систему маркировки (Приложение 1.),
- Читая текст, ставьте в скобках соответствующие знаки.
Система маркировки:
«!» – это я знаю;
«+» - новая информация;
«?» - сомневаюсь;
Наша речь состоит из частей речи: имя существительное, имя
прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное,
предлоги, союзы, междометия, наречие. ( )
Части речи бывают самостоятельные и служебные. ( )
Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? или что?, называются именами существительными. ( )
Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? или что сделать?, называются глаголами. ( )
Слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на
вопросы какой?, какая?, какое?, какие?, называются именами
прилагательными. ( )
Слова, которые обозначают количество предметов или порядок
предметов при их счёте и отвечают на вопросы сколько?, который?,
называются именами числительными. ( )
Слова, которые обозначают признак действия и отвечают на
вопросы как?, где?, откуда?, когда?, называются наречиями. ( )
Наука, которая изучает части речи, называется морфология. ( )
-Поставьте цели нашего урока.
Узнать что такое части речи;
По каким признакам они определяются;
Чем различаются части речи между собой.
Что такое самостоятельные и служебные части речи
3. Введение в тему урока.
- Ребята, я подготовила для вас предложение, давайте его запишем.
сущ ? пр сущ гл прил сущ
Утром во дворе ребята лепили больших снеговиков.
- Определите части речи, которые используются в этом предложении. Если вы затрудняетесь, поставьте знак?
- В каком слове вы не смогли определить часть речи? (утром)
- Как вы думаете, где мы можем найти ответ? (учебник)
-А поможет нам в этом фруктовый торт, который подготовили нам в преддверии нового года авторы учебника ! (стр146-147)
- Какая часть речи отвечает на вопрос когда? (наречие)
- Давайте составим свой торт, под названием Части речи.
-Сейчас вы будете работать по парам, каждая пара будет собирать свой кусочек, относящийся к определённой части речи, ваша задача подписать на кусочках;
- значение части речи,
-на какие вопросы она отвечает,
-грамматические признаки,
-чем может являться эта часть речи в предложении.
-Первый кусочек соберу я, Наречие обозначает признак действия, другого признака. Отвечает на вопросы как?, когда?, где?, почему?
-Сейчас мы посмотрим, что у вас получилось. Внимательно слушайте одноклассников и заполняйте свой кластер на карточках. (дети зачитывают то, что получилось)
Составление кластера
(Учитель на доске, дети на карточках)
Физминутка
- Посмотрите внимательно на кластер, который у нас получился, у нас два столбика
Части речи
междометие
Имя существительное предлог
кто?, что? союз
Имя прилагательное частица
какой?, какая?, какие?, какое?
Глагол
что делать?, что сделать?
Наречие
как?, когда?, где?, почему?
Местоимение
кто?, что?, какой?, сколько?
Числительное
сколько?, какой?, какая?, какое?, какие?
- Чем они отличаются?
- Как вы думаете, какие части речи самостоятельные, а какие служебные? Подумайте, какую роль они играют в нашей речи? (Они служат для связи слов в предложении)
- Одна часть речи не относится ни к одной группе, это междометие.
Итак, мы назвали с вами все части речи. Сколько их? (10)
Что же такое части речи, прочитаем в учебнике в рубрике «Тайны языка».
Правило (стр. 148)
Части речи – это такие группы слов, которые имеют общие признаки.
- Сейчас вы потренируетесь определять часть речи.
Каждая пара получит набор карточек со словами.
снег, белый, падает, у , утром, мы мороз, трескучий, морозит, на, вечером, ты, льдинка, снежная, заметает, по, завтра, он
Первая пара выберет карточки с именами существительными
На какие вопросы отвечают эти слова?
Вторая пара – имена прилагательные.
На какие вопросы отвечают эти слова?
Третья пара – глагол.
На какие вопросы отвечают эти слова?
Четвертая пара – наречие
На какие вопросы отвечают эти слова?
Пятая пара – местоимение
На какие вопросы отвечают эти слова?
Шестая пара – предлог
При выполнении задания можете пользоваться таблицей в учебнике.
(дети работают по парам)
Проверка
1 группа существительное | 2 группа прилагательное | 3 группа глагол | 4 группа предлог | 5 группа наречие | 6 группа местоимение |
снег | белый | падает | У | утром | мы |
мороз | трескучий | морозит | на | вечером | ты |
льдинка | снежная | заметает | По | завтра | он |
-Не забывайте себя оценивать
Наблюдение за частями речи. (Слайд № 5)
– Как вы понимаете, деление слов на части речи – это закон языка? (Все слова в русском языке относятся к какой-то группе, это обязательно должно быть в языке.)
Послушайте музыку замечательного композитора П.И. Чайковского «Времена года».
- О каком времени года написал композитор (О зиме)
- Об этом замечательном времени года написаны многие музыкальные, художественные и литературные произведения.
- Послушайте строки.
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешан иней -
Погляди хоть ты!
-Кто автор этих великих строк? (А.А. Фет)
Самостоятельные части речи: колючий, светло-синий, ветви, развешан, иней, погляди, ты.
Служебные части речи: не, по, хоть.
Запас
1. Работа в парах. Каждая пара получает задание: распределить слова по столбикам, составить из этих слов предложение и записать в тетрадь
Имя существительное Название предмета (кто?что?) | Имя прилагательное Признак предмета (какой? Какая? Какое? Какие?) | Глагол Действие предмета (что делать? Что сделать?) |
| | |
1 группа: В декабре дует холодный ветер.
2 группа: На деревьях блестит белый иней.
3 группа: По небу плывут тяжёлые тучи.
4 группа: В декабре отмечают Новый год.
5 группа: За окном падает пушистый снег.
6 группа: На улице дует холодный ветер.
Представители от групп прочтите свои предложения и назовите слова, которые вы внесли в таблицу
Приём системный лифт
Слово
урок