СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по русскому языку 4 класс программа "Школа России"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке дети учатся определять окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по русскому языку 4 класс программа "Школа России"»















































































Учитель:Кавкаева Лариса Константиновна, МОУ СОШ №9, г.Буя

Предмет: Русский язык

Класс: 4 «Б»

УМК: Школа России


Тема урока

Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже

Тип урока

Урок открытия нового знания

Цель урока

Учиться правильно писать окончания у имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.

Педагогические задачи

Создать условия для ознакомления с правилом написания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже;

совершенствовать умение правильно писать безударные падежные окончания имен прилагательных; способствовать развитию навыков составлять словосочетания с именами прилагательными, указывать род, число и падеж имен прилагательных;

содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные результаты

Познакомятсяс правилом написания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже;

научатся правильно писать безударные падежные окончания имен прилагательных;

составлять словосочетания с именами прилагательными, указывать род, число и падеж имен прилагательных; находить в тексте обращения; выделять окончания имен прилагательных

Метапредметные УУД

Познавательные: осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);

проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя);

Регулятивные: высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

Коммуникативные: критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого; договариваться друг с другом;

Личностные
результаты

Планировать дальнейший образовательный маршрут; осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников

Методы обучения

наглядный, проблемный, практический.

Формы организации обучения

фронтальные, парные, индивидуальные.

Формы контроля

взаимопроверка (самостоятельной работы в парах), фронтальный опрос, самопроверка.

Форма урока

изучение нового материала, технология проблемного диалога, здоровьесберегающие технологии 

Оборудование

учебники, рабочие тетради, ноутбук, экран, листы самооценки, карточки с заданиями для работы в парах, работа с интерактивной доской






План урока:

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (2 мин.)



  1. Актуализация знаний (3 мин)



  1. Целеполагание (5мин.)

IV. Планирование(7мин.)

Физминутка(3 мин.)

V. Первичное закрепление знаний (10 мин.)

  1. Самоконтроль, взаимоконтроль(5 мин.)



  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке (5 мин.)























Технологическая карта урока

Этап урока


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД


1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности









2. Актуализация знаний





Ребята, сегодня у нас гости. Давайте им покажем, как мы работаем на уроках русского языка.

Наш девиз работы на уроке:

Тот,ктостарается,
У того все получается.


Откройте тетради и красиво запишите число, классная работа.

Минутка чистописания: ав ал

Оцените себя.



Давайте вспомним, какую тему мы проходили на прошлом уроке?




Что мы узнали про имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже?








Как мы определяли окончания в именах прилагательных?

Настраиваются на доброжелательное отношение.



Запись в тетради

Обводят красным карандашом словосочетания, которые правильно написаны.



Правописание имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже



Имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже отвечают на вопрос «какого?» и имеют окончания -ого, -его

По алгоритму

Регулятивные УУД:

-нацеливать на успешную деятельность.


Личностные УУД:

-выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое.


Коммуникативные УУД:

-формировать умение слушать и слышать.



3.Целеполагание


Проведём небольшую исследовательскую работу

(работа в парах)

Перед вами карточка. В карточке написано несколько словосочетаний. Прочитайте их про себя.

Пассажирск…..вагону, интересн….календарю, поздн… вечеру, зимн… солнцу, ясн… утру, хорош.. коллективу

В каком роде стоят существительные?

Как узнать в каком падеже стоят имена прилагательные?



Какое вспомогательное слово помогает определить падеж у существительного?

Давайте определим: рад (чему?) вагону

Значит, прилагательные тоже стоят в дательном падеже.

Род мы знаем, падеж мы знаем. Чтобы нам хотелось еще узнать?





Давайте сформулируем тему нашего урока.





Чему мы будем учиться сегодня на уроке?Какую цель поставим перед собой?










В мужском и среднем


По существительному



Рад



Дательный падеж



Какие окончания имеют имена прилагательные мужского и среднего рода в дательном падеже?

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.



Учиться правильно писать окончания у имен прилагательных мужского и среднего рода в дательномпадеже.

Регулятивные УУД:

-ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно.


Познавательные УУД:

- поставить и решить проблему.

Личностные УУД:

-развивать познавательные


интересы учебных мотивов.


Коммуникативные УУД:

- уметь ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции;

- слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.



4.Планирование




























Работаем по карточке.

Определите падеж и окончания имен прилагательных.


Чем вы пользовались при определении окончания имен прилагательных? (алгоритмом)


На какой вопрос отвечают имена прилагательные в дательном падеже?


-Какие окончания имеют имена прилагательные в дательном падеже?

А теперь давайте сделаемвывод






Оценочный лист

Возьмите оценочный лист, поставьте +, если вы справились с работой, если нет, поставьте -, если частично справились +/-



Давайте поиграем в игру «Да, нет». Я называю вам словосочетания, а вы отвечаете «да», если прилагательное стоит в дательном падеже. Если оно стоит в другом падеже, то отвечаете «нет».

К родному краю, у старого пня, у открытого окна, по синему небу, в красном платье, к зимнему дворцу, летним вечером, по зеленой траве.



Работают по карточке

Проверка: работа на интерактивной доске



Какому?


-ому, -ему

Имена прилагательные мужского и среднего рода в дательном падеже отвечают на вопрос «какому?» и имеют окончания -ому, -ему



Выполняют оценочное действие в оценочном листе




Ответы детей






Познавательные УУД:

- выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.



Личностные УУД:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.


Коммуникативные УУД:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.



5.Первичное закрепление знаний. 




Работа по учебнику.

Упражнение 40 (с комментированием)

Прочитайте. Назовите сказки.


Спишите, вставляя пропущенные окончания. Над именами прилагательными укажите их род и падеж.



Объясните, как вы определяли падеж имен прилагательных

Идут они по дальн (м. р., Д. п.) пути, по широк (ср. р., Д. п.) полю, и захотелось Иванушке пить.По щучь (ср. р., Д. п.) веленью ведра сами пошли в гору. Покатится яблочко по серебрян (ср. р., Д. п.) блюдечку, и предстанет Финист – Ясный сокол.

Выполняют морфологический разбор слова.

(По) блюдечку – сущ., по чему?, нач. ф. – блюдечко, неодушевленное, нарицательное, ср. р.,
2-е скл., ед. ч., Д. п., дополнение


Оценочный лист

Возьмите оценочный лист, поставьте +, если вы справились с работой, если нет, поставьте -, если частично справились +/-




Работа у доски


1.«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

2. «По щучьему веленью»

3. «Финист - ясный сокол»

Применяют новые знания на языковом материале. Выполняют упражнение.












Выполняют оценочное действие в оценочном листе



Познавательные УУД:

- выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.


Личностные УУД:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.


Коммуникативные УУД:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


Физминутка

Я называю прилагательное. Если оно мужского рода, вы приседаете. Если женского – руки в стороны. Если среднего- руки вверх.


Деревянный, высокая, прилежный, вкусное, быстрая, толстый, нежное, ласковая, сливочное, волшебная, дешёвый, глубокое, модная, сладкий, красное.


Оценочный лист

Возьмите оценочный лист, поставьте +, если вы справились с работой, если нет, поставьте -, если частично справились +/-

Учащиеся выполняют задания в процессе физминутки.





Выполняют оценочное действие в оценочном листе





6.Самоконтроль, взаимоконтроль



Тестовая работа

1.Окончание -ому-,-ему- имеют имена прилагательные мужского и среднего рода в:

1) родительном падеже

2) именительном падеже

3) дательном падеже

2. Укажите строку, в которой все имена прилагательные в дательном падеже.

1) сильному ветру, синего моря, большого счастья

2) к школьному другу, на высокое дерево, близкому дому

3) к новому году, по журчащему ручью, любимому учителю

3. Укажите строку, в которой все прилагательные имеют одинаковые окончания.

1) сильн… дождь, син… шар, больн… друг

2) ледян… катку, по ярко… солнцу, квесел… празднику

3) родн… города, летн… дня, по солнечн… утру

4. В дательном падеже употреблено имя прилагательное:

1) каменный

2) сильному

3) морского

Оценочный лист

Возьмите оценочный лист, поставьте +, если вы справились с работой, если нет, поставьте -, если частично справились +/-



Тренируются в правописании окончаний прилагательных в дательном падеже.

Выполняют самостоятельную работу.

Проверка по эталону












Выполняют оценочное действие в оценочном листе


Регулятивные УУД:

– действовать по инструкции в задании,

- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.


Познавательные УУД:

– владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;

- устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.


7.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке


Вернемся к целям нашего урока.

Какая цель у нас была на уроке?





Как же определить окончание имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.

Что еще мы узнали про имена прилагательные мужского и среднего рода в дательном падеже.


падеже?А теперь оцените свою деятельность на уроке: сегодня за урок вы поставите себе отметку сами.Посчитайте свои баллы.

Домашнее задание с.21 упражнение 41

Я благодарю всех за урок. Урок окончен.

Учиться правильно писать окончания у имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.

Ответы детей

Отвечают на вопрос какому? и имеют окончания –ому, -ему

Оценивают свою деятельность на уроке.

Регулятивные УУД:

-осознавать качество и уровень усвоения и овладения теми или иными учебными действиями.

ЛичностныеУУД

-оценивать собственную учебную деятельность: причины неудач.

Коммуникативные УУД:

- рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий).





Лист самооценки


Справился

Справился частично

Не справился

Баллы

1. Работа по карточке (1балл)

(Определение окончания и падежа у имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже)






2. Работа в тетради (1 балл)

(выполнение упражнения)






3.Физминутка (1 балл)





4. Самостоятельная работа (1 балл)

(Тест)






5. Аккуратность в тетради (1 балл)









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!