Тема урока | Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Цель урока | Учиться правильно писать окончания у имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже. |
Педагогические задачи | Создать условия для ознакомления с правилом написания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже; совершенствовать умение правильно писать безударные падежные окончания имен прилагательных; способствовать развитию навыков составлять словосочетания с именами прилагательными, указывать род, число и падеж имен прилагательных; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке |
Планируемые предметные результаты | Познакомятсяс правилом написания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже; научатся правильно писать безударные падежные окончания имен прилагательных; составлять словосочетания с именами прилагательными, указывать род, число и падеж имен прилагательных; находить в тексте обращения; выделять окончания имен прилагательных |
Метапредметные УУД | Познавательные: осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); Регулятивные: высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; Коммуникативные: критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого; договариваться друг с другом; |
Личностные результаты | Планировать дальнейший образовательный маршрут; осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников |
Методы обучения | наглядный, проблемный, практический. |
Формы организации обучения | фронтальные, парные, индивидуальные. |
Формы контроля | взаимопроверка (самостоятельной работы в парах), фронтальный опрос, самопроверка. |
Форма урока | изучение нового материала, технология проблемного диалога, здоровьесберегающие технологии |
Оборудование | учебники, рабочие тетради, ноутбук, экран, листы самооценки, карточки с заданиями для работы в парах, работа с интерактивной доской |
IV. Планирование(7мин.)
V. Первичное закрепление знаний (10 мин.)
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности 2. Актуализация знаний | Ребята, сегодня у нас гости. Давайте им покажем, как мы работаем на уроках русского языка. Наш девиз работы на уроке: Тот,ктостарается, У того все получается. Откройте тетради и красиво запишите число, классная работа. Минутка чистописания: ав ал Оцените себя. Давайте вспомним, какую тему мы проходили на прошлом уроке? Что мы узнали про имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже? Как мы определяли окончания в именах прилагательных? | Настраиваются на доброжелательное отношение. Запись в тетради Обводят красным карандашом словосочетания, которые правильно написаны. Правописание имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже Имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже отвечают на вопрос «какого?» и имеют окончания -ого, -его По алгоритму | Регулятивные УУД: -нацеливать на успешную деятельность. Личностные УУД: -выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое. Коммуникативные УУД: -формировать умение слушать и слышать. |
3.Целеполагание | Проведём небольшую исследовательскую работу (работа в парах) Перед вами карточка. В карточке написано несколько словосочетаний. Прочитайте их про себя. Пассажирск…..вагону, интересн….календарю, поздн… вечеру, зимн… солнцу, ясн… утру, хорош.. коллективу В каком роде стоят существительные? Как узнать в каком падеже стоят имена прилагательные? Какое вспомогательное слово помогает определить падеж у существительного? Давайте определим: рад (чему?) вагону Значит, прилагательные тоже стоят в дательном падеже. Род мы знаем, падеж мы знаем. Чтобы нам хотелось еще узнать? Давайте сформулируем тему нашего урока. Чему мы будем учиться сегодня на уроке?Какую цель поставим перед собой? | В мужском и среднем По существительному Рад Дательный падеж Какие окончания имеют имена прилагательные мужского и среднего рода в дательном падеже? Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже. Учиться правильно писать окончания у имен прилагательных мужского и среднего рода в дательномпадеже. | Регулятивные УУД: -ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно. Познавательные УУД: - поставить и решить проблему. Личностные УУД: -развивать познавательные интересы учебных мотивов. Коммуникативные УУД: - уметь ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции; - слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. |
4.Планирование | Работаем по карточке. Определите падеж и окончания имен прилагательных. Чем вы пользовались при определении окончания имен прилагательных? (алгоритмом) На какой вопрос отвечают имена прилагательные в дательном падеже? -Какие окончания имеют имена прилагательные в дательном падеже? А теперь давайте сделаемвывод Оценочный лист Возьмите оценочный лист, поставьте +, если вы справились с работой, если нет, поставьте -, если частично справились +/- Давайте поиграем в игру «Да, нет». Я называю вам словосочетания, а вы отвечаете «да», если прилагательное стоит в дательном падеже. Если оно стоит в другом падеже, то отвечаете «нет». К родному краю, у старого пня, у открытого окна, по синему небу, в красном платье, к зимнему дворцу, летним вечером, по зеленой траве. | Работают по карточке Проверка: работа на интерактивной доске Какому? -ому, -ему Имена прилагательные мужского и среднего рода в дательном падеже отвечают на вопрос «какому?» и имеют окончания -ому, -ему Выполняют оценочное действие в оценочном листе Ответы детей | Познавательные УУД: - выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Личностные УУД: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. Коммуникативные УУД: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
5.Первичное закрепление знаний. | Работа по учебнику. Упражнение 40 (с комментированием) Прочитайте. Назовите сказки. Спишите, вставляя пропущенные окончания. Над именами прилагательными укажите их род и падеж. Объясните, как вы определяли падеж имен прилагательных Идут они по дальн (м. р., Д. п.) пути, по широк (ср. р., Д. п.) полю, и захотелось Иванушке пить.По щучь (ср. р., Д. п.) веленью ведра сами пошли в гору. Покатится яблочко по серебрян (ср. р., Д. п.) блюдечку, и предстанет Финист – Ясный сокол. Выполняют морфологический разбор слова. (По) блюдечку – сущ., по чему?, нач. ф. – блюдечко, неодушевленное, нарицательное, ср. р., 2-е скл., ед. ч., Д. п., дополнение Оценочный лист Возьмите оценочный лист, поставьте +, если вы справились с работой, если нет, поставьте -, если частично справились +/- | Работа у доски 1.«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» 2. «По щучьему веленью» 3. «Финист - ясный сокол» Применяют новые знания на языковом материале. Выполняют упражнение. Выполняют оценочное действие в оценочном листе | Познавательные УУД: - выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Личностные УУД: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. Коммуникативные УУД: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Физминутка | Я называю прилагательное. Если оно мужского рода, вы приседаете. Если женского – руки в стороны. Если среднего- руки вверх. Деревянный, высокая, прилежный, вкусное, быстрая, толстый, нежное, ласковая, сливочное, волшебная, дешёвый, глубокое, модная, сладкий, красное. Оценочный лист Возьмите оценочный лист, поставьте +, если вы справились с работой, если нет, поставьте -, если частично справились +/- | Учащиеся выполняют задания в процессе физминутки. Выполняют оценочное действие в оценочном листе | |
6.Самоконтроль, взаимоконтроль | Тестовая работа 1.Окончание -ому-,-ему- имеют имена прилагательные мужского и среднего рода в: 1) родительном падеже 2) именительном падеже 3) дательном падеже 2. Укажите строку, в которой все имена прилагательные в дательном падеже. 1) сильному ветру, синего моря, большого счастья 2) к школьному другу, на высокое дерево, близкому дому 3) к новому году, по журчащему ручью, любимому учителю 3. Укажите строку, в которой все прилагательные имеют одинаковые окончания. 1) сильн… дождь, син… шар, больн… друг 2) ледян… катку, по ярко… солнцу, квесел… празднику 3) родн… города, летн… дня, по солнечн… утру 4. В дательном падеже употреблено имя прилагательное: 1) каменный 2) сильному 3) морского Оценочный лист Возьмите оценочный лист, поставьте +, если вы справились с работой, если нет, поставьте -, если частично справились +/- | Тренируются в правописании окончаний прилагательных в дательном падеже. Выполняют самостоятельную работу. Проверка по эталону Выполняют оценочное действие в оценочном листе | Регулятивные УУД: – действовать по инструкции в задании, - оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Познавательные УУД: – владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач; - устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их. |
7.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | Вернемся к целям нашего урока. Какая цель у нас была на уроке? Как же определить окончание имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже. Что еще мы узнали про имена прилагательные мужского и среднего рода в дательном падеже. падеже?А теперь оцените свою деятельность на уроке: сегодня за урок вы поставите себе отметку сами.Посчитайте свои баллы. Домашнее задание с.21 упражнение 41 Я благодарю всех за урок. Урок окончен. | Учиться правильно писать окончания у имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже. Ответы детей Отвечают на вопрос какому? и имеют окончания –ому, -ему Оценивают свою деятельность на уроке. | Регулятивные УУД: -осознавать качество и уровень усвоения и овладения теми или иными учебными действиями. ЛичностныеУУД -оценивать собственную учебную деятельность: причины неудач. Коммуникативные УУД: - рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий). |