СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку "Род имён существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект по русскому языку по программе "Школа России"  (автор учебника Т. Г. Рамзаева) 3 класс разработан в соответствии с ФГОС. Тип урока - урок "открытия" новых знаний. Цель урока: создание условий для усвоения способа определения рода имен существительных через алгоритмизацию деятельности учащихся. Урок сопровождается разработанной мною мультимедийной презентацией "Род имён существительных". На данном уроке учащиеся сами, через создание проблемной ситуации, "открывают" новые знания.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Род имён существительных"»

Тема: "Род имен существительных" (3 КЛАСС)
Тип урока. Урок сообщения новых знаний (комбинированный).
Цель урока.
- Учить определять род имен существительных.
- Создание условий для усвоения способа определения рода имен
существительных через алгоритмизацию деятельности
учащихся.
Задачи урока.
1. Ознакомление с грамматическим признаком имен существительных – родом.
2. Развитие логического мышления (анализ, синтез, обобщение, классификация) через выполнение упражнений и логических игр.
3. Развитие монологической речи учащихся через использование алгоритма ответа.
4. Развитие умения выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения.
5. Развитие коммуникативных навыков через работу в группах, оценку и самооценку деятельности.
6. Воспитывать интерес к предмету, самостоятельность.
Методы: монологический, диалогический, исследовательский.

ХОД УРОКА

I. Организация класса

Прозвенел звонок веселый,
Вы пришли сегодня в школу,
Чтобы знания добыть,
Грамотными в жизни слыть.

II. Чистописание.

(1 слайд)

- Давайте определим, какую букву нам принёс Буратино сегодня. (Г)

Г_ра

Приг_родный

Го_

Прочитайте слова.
Придумайте задание, которое можно выполнить с этими словами.
Объясните свой выбор. Учащиеся придумывают задания:(а) Вставьте пропущенные буквы. б) Какое слово лишнее? (пригородный– имя прилагательное, остальные слова – имена существительные)

Запишите букву Г в соединении.

На следующей строчке запишите 3 слова, начинающихся с буквы Г.



III. Словарная работа.

Продолжаем работать со словами, только теперь со словарными. Я показываю слово, вы- букву, которую надо вставить. Записываем слово, ставим ударение.

МЕСЯЦ, ЯБЛОКО, ГЕРОЙ, ОТЕЦ, ЖЁЛТЫЙ, УЛИЦА.

- Найдите лишнее слово. (ЖЁЛТЫЙ) Почему? (Прилагательное, все остальные – существительные).

IV. Актуализация знаний.

Вы знакомы с именем существительным?
Предлагаю поиграть в игру, которая поможет узнать, насколько глубоки ваши знания по теме «Имя существительное»

Игра «Да – нет»

Имя существительное – это часть речи? (Да!)
Имена существительные отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие? (Нет)
Имена существительные отвечают на вопросы Кто? Что? (Да!)
Имена существительные обозначают действие предмета? (Нет!)
Имена существительные обозначают предмет? (Да!)

Самостоятельно придумайте свой вопрос к игре. (Имена существительные могут быть одушевлёнными или неодушевлёнными?)

V. Подводящий диалог к формулированию новой темы

Прочитайте. Что это за слова? (слова напечатаны на разрезных карточках)
мама, девочка карандаш, папа, книга, яблоко, поле (имена существительные)
На какие две группы их можно разделить?

Работа в парах

На листе, разделённом на 2 колонки, учащиеся записывают: в первую колонку – мама, девочка, папа, в другую – карандаш, книга, яблоко, поле.
Объясните свой выбор.
В первый столбик – одушевленные имена существительные, они отвечают на вопрос кто?
Во второй столбик – неодушевленные имена существительные. Другие варианты (количество слогов)

VI .ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

VII. Совместное «открытие» нового знания

В своей речи мы часто употребляем имена существительные, но всегда ли мы замечаем, какие они? Ведь у имён существительных, также как и у людей, есть свои особенности.
Желаете ли вы знать об имени существительном ещё больше? Тогда исследуйте эти слова с другой стороны. Проблема: Сможете ли вы эти же слова разделить на три группы?

Работа в группах

1 столбик 2 столбик 3 столбик

Мама папа яблоко

Девочка карандаш поле

Книга

Учащиеся высказывают своё мнение.

- Ребята, а может кто-то знает, или догадывается, как называется такое деление слов?
Мы распределили слова по родам. Может кто-то знает, как определить род существительных?
Послушайте грамматическую сказку:

Сначала все существительные были очень похожи. Даже королева мать их путала. И однажды она издала указ: Кто придумает для моих слов – существительных различия, тот будет награждён.

Услышали про это муж и жена в другом королевстве. Муж (папа) набрал себе много слов и сказал: пусть они буду мои, мужского рода. А жена(мама) схватила много слов себе и сказала: а это будут слова женского рода. А все остальные слова остались посередине под солнышком лишние –среднего рода. Вот так появился род у существительных. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия рода имен существительных.

(2 слайд)

Тема: Род имени существительного.

- Как вы понимаете слово род? (Это семья, родня)

- Какова наша учебная задача на этом уроке? ( Познакомиться с понятием род имени существительного. Научиться определять род существительного.)

- А как поймете, что достигли цели? (Сможем определять род.)

- А для чего нам это нужно? (Для того, чтобы говорить, писать грамотно и красиво, мы должны знать род имён существительных.)

- Как называется род имён существительных?

- Определите род слов в столбиках.

- Какие слова нам помогут?

- А чтобы вам легче было определить род имени существительного, я открою вам секрет королевы.

А вот и секрет (каждому ребёнку карточка):

Женский род запомню я
И скажу: “Она – моя”.
И запомню род мужской
И опять скажу” “Он – мой”.
Средний род: “Оно – моё!”
Это правило – твоё!

- Какие слова- помощники используем?

- Объясните ещё раз, как определим род И. С.

- Давайте составим АЛГОРИТМ определения рода имён существительных.

РАБОТА В ГРУППАХ

(3 Слайд)

1. Произнесу слово.

2. Подставлю к нему слова – помощники

3. Если подходит Он мой – это слово М. р.

Если подходит Она моя – это слово Ж.р.

Если подходит Оно моё – это слово С. р.

VIII. Оздоровительная минутка.

(4 слайд) Зрительная гимнастика.

IX. Первичное закрепление

- Сформулируйте правило определения рода.

- Давайте обратимся к правилу в учебнике, с.19 и проверим правильность ваших предположений.
Работа с правилом учебника. (Правило читают вслух три человека: первый ученик – имёна существительные, к которым можно поставить слова он, мой – мужского рода, второй ученик – имёна существительные, к которым можно поставить слова она, моя – женского рода, третий – имёна существительные, к которым можно поставить слова оно, моё – среднего рода)

Мотивация:

Сейчас попробуем полученные знания применить на практике.

(5- 12 слайд)

1.Картинный диктант.
- К какому роду относятся?
Гриб, хоккеист, море, бабочка, кресло, свеча, самолёт, тыква.
Слова гриб, хоккеист, море – всем классом, остальные – самостоятельно.

Проверка самостоятельной работы.(м.р.- гриб, хоккеист, самолёт; ж.р. – бабочка, свеча, тыква; ср.р. – море, кресло)

- За верно выполненное задание – дарю вам подарок (13 слайд).

2.Игра «Найди своё место»

3 ученика получают таблички с названием рода существительного. Остальные – таблички со словами. Задача: найти свой род.

X. Итог урока. Рефлексия

-Вам понравился урок?

- Проанализируйте свою деятельность. Какие ощущения легко? Трудно? Как работалось в команде?

- Какую цель мы ставили перед собой? ( Познакомиться с понятием род имени существительного. Научиться определять род существительного.)

- Удалось достичь поставленной цели? А почему вы так думаете? (Смогли определять род.)

-Какие задания вы выполняли с удовольствием?

- А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?

- Как работалось в команде?

-Как вы думаете, кто хорошо работал на уроке? А как вы работали?

У вас на столе смайлики. Оцените урок и свою работу на нем.

(14 слайд)

Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – желтый цвет

Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – зеленый.

Если не разобрались в теме, было не очень интересно – красный цвет.

На следующем уроке мы продолжим работать над этой темой.

XI. Домашнее задание

(15 слайд)

Правило стр. 19, упр. 404. по желанию: добавить в каждый столбик по 3 слова.

(16 слайд)

Спасибо за урок!






























КОНСПЕКТ УРОКА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

В 3 «А» КЛАССЕ

«Род имён существительных»






Подготовила

учитель начальных классов

Медведева С. М.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!