Тема: "Род имен существительных" (3 КЛАСС)
Тип урока. Урок сообщения новых знаний (комбинированный).
Цель урока.
- Учить определять род имен существительных.
- Создание условий для усвоения способа определения рода имен
существительных через алгоритмизацию деятельности
учащихся.
Задачи урока.
1. Ознакомление с грамматическим признаком имен существительных – родом.
2. Развитие логического мышления (анализ, синтез, обобщение, классификация) через выполнение упражнений и логических игр.
3. Развитие монологической речи учащихся через использование алгоритма ответа.
4. Развитие умения выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения.
5. Развитие коммуникативных навыков через работу в группах, оценку и самооценку деятельности.
6. Воспитывать интерес к предмету, самостоятельность.
Методы: монологический, диалогический, исследовательский.
ХОД УРОКА
I. Организация класса
Прозвенел звонок веселый,
Вы пришли сегодня в школу,
Чтобы знания добыть,
Грамотными в жизни слыть.
II. Чистописание.
(1 слайд)
- Давайте определим, какую букву нам принёс Буратино сегодня. (Г)
Г_ра
Приг_родный
Го_
Прочитайте слова.
Придумайте задание, которое можно выполнить с этими словами.
Объясните свой выбор. Учащиеся придумывают задания:(а) Вставьте пропущенные буквы. б) Какое слово лишнее? (пригородный– имя прилагательное, остальные слова – имена существительные)
Запишите букву Г в соединении.
На следующей строчке запишите 3 слова, начинающихся с буквы Г.
III. Словарная работа.
Продолжаем работать со словами, только теперь со словарными. Я показываю слово, вы- букву, которую надо вставить. Записываем слово, ставим ударение.
МЕСЯЦ, ЯБЛОКО, ГЕРОЙ, ОТЕЦ, ЖЁЛТЫЙ, УЛИЦА.
- Найдите лишнее слово. (ЖЁЛТЫЙ) Почему? (Прилагательное, все остальные – существительные).
IV. Актуализация знаний.
Вы знакомы с именем существительным?
Предлагаю поиграть в игру, которая поможет узнать, насколько глубоки ваши знания по теме «Имя существительное»
Игра «Да – нет»
Имя существительное – это часть речи? (Да!)
Имена существительные отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие? (Нет)
Имена существительные отвечают на вопросы Кто? Что? (Да!)
Имена существительные обозначают действие предмета? (Нет!)
Имена существительные обозначают предмет? (Да!)
Самостоятельно придумайте свой вопрос к игре. (Имена существительные могут быть одушевлёнными или неодушевлёнными?)
V. Подводящий диалог к формулированию новой темы
Прочитайте. Что это за слова? (слова напечатаны на разрезных карточках)
мама, девочка карандаш, папа, книга, яблоко, поле (имена существительные)
На какие две группы их можно разделить?
Работа в парах
На листе, разделённом на 2 колонки, учащиеся записывают: в первую колонку – мама, девочка, папа, в другую – карандаш, книга, яблоко, поле.
Объясните свой выбор.
В первый столбик – одушевленные имена существительные, они отвечают на вопрос кто?
Во второй столбик – неодушевленные имена существительные. Другие варианты (количество слогов)
VI .ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
VII. Совместное «открытие» нового знания
В своей речи мы часто употребляем имена существительные, но всегда ли мы замечаем, какие они? Ведь у имён существительных, также как и у людей, есть свои особенности.
Желаете ли вы знать об имени существительном ещё больше? Тогда исследуйте эти слова с другой стороны. Проблема: Сможете ли вы эти же слова разделить на три группы?
Работа в группах
1 столбик 2 столбик 3 столбик
Мама папа яблоко
Девочка карандаш поле
Книга
Учащиеся высказывают своё мнение.
- Ребята, а может кто-то знает, или догадывается, как называется такое деление слов?
Мы распределили слова по родам. Может кто-то знает, как определить род существительных?
Послушайте грамматическую сказку:
Сначала все существительные были очень похожи. Даже королева мать их путала. И однажды она издала указ: Кто придумает для моих слов – существительных различия, тот будет награждён.
Услышали про это муж и жена в другом королевстве. Муж (папа) набрал себе много слов и сказал: пусть они буду мои, мужского рода. А жена(мама) схватила много слов себе и сказала: а это будут слова женского рода. А все остальные слова остались посередине под солнышком лишние –среднего рода. Вот так появился род у существительных. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия рода имен существительных.
(2 слайд)
Тема: Род имени существительного.
- Как вы понимаете слово род? (Это семья, родня)
- Какова наша учебная задача на этом уроке? ( Познакомиться с понятием род имени существительного. Научиться определять род существительного.)
- А как поймете, что достигли цели? (Сможем определять род.)
- А для чего нам это нужно? (Для того, чтобы говорить, писать грамотно и красиво, мы должны знать род имён существительных.)
- Как называется род имён существительных?
- Определите род слов в столбиках.
- Какие слова нам помогут?
- А чтобы вам легче было определить род имени существительного, я открою вам секрет королевы.
А вот и секрет (каждому ребёнку карточка):
Женский род запомню я
И скажу: “Она – моя”.
И запомню род мужской
И опять скажу” “Он – мой”.
Средний род: “Оно – моё!”
Это правило – твоё! –
- Какие слова- помощники используем?
- Объясните ещё раз, как определим род И. С.
- Давайте составим АЛГОРИТМ определения рода имён существительных.
РАБОТА В ГРУППАХ
(3 Слайд)
1. Произнесу слово.
2. Подставлю к нему слова – помощники
3. Если подходит Он мой – это слово М. р.
Если подходит Она моя – это слово Ж.р.
Если подходит Оно моё – это слово С. р.
VIII. Оздоровительная минутка.
(4 слайд) Зрительная гимнастика.
IX. Первичное закрепление
- Сформулируйте правило определения рода.
- Давайте обратимся к правилу в учебнике, с.19 и проверим правильность ваших предположений.
Работа с правилом учебника. (Правило читают вслух три человека: первый ученик – имёна существительные, к которым можно поставить слова он, мой – мужского рода, второй ученик – имёна существительные, к которым можно поставить слова она, моя – женского рода, третий – имёна существительные, к которым можно поставить слова оно, моё – среднего рода)
Мотивация:
Сейчас попробуем полученные знания применить на практике.
(5- 12 слайд)
1.Картинный диктант.
- К какому роду относятся?
Гриб, хоккеист, море, бабочка, кресло, свеча, самолёт, тыква.
Слова гриб, хоккеист, море – всем классом, остальные – самостоятельно.
Проверка самостоятельной работы.(м.р.- гриб, хоккеист, самолёт; ж.р. – бабочка, свеча, тыква; ср.р. – море, кресло)
- За верно выполненное задание – дарю вам подарок (13 слайд).
2.Игра «Найди своё место»
3 ученика получают таблички с названием рода существительного. Остальные – таблички со словами. Задача: найти свой род.
X. Итог урока. Рефлексия
-Вам понравился урок?
- Проанализируйте свою деятельность. Какие ощущения легко? Трудно? Как работалось в команде?
- Какую цель мы ставили перед собой? ( Познакомиться с понятием род имени существительного. Научиться определять род существительного.)
- Удалось достичь поставленной цели? А почему вы так думаете? (Смогли определять род.)
-Какие задания вы выполняли с удовольствием?
- А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?
- Как работалось в команде?
-Как вы думаете, кто хорошо работал на уроке? А как вы работали?
У вас на столе смайлики. Оцените урок и свою работу на нем.
(14 слайд)
Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – желтый цвет
Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – зеленый.
Если не разобрались в теме, было не очень интересно – красный цвет.
На следующем уроке мы продолжим работать над этой темой.
XI. Домашнее задание
(15 слайд)
Правило стр. 19, упр. 404. по желанию: добавить в каждый столбик по 3 слова.
(16 слайд)
Спасибо за урок!
КОНСПЕКТ УРОКА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В 3 «А» КЛАССЕ
«Род имён существительных»
Подготовила
учитель начальных классов
Медведева С. М.