СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока 5 классе по теме «Царство Грибы»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

формирование представлений о грибах как представителях отдельного царства живой природы, обладающих признаками и растений, и животных

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока 5 классе по теме «Царство Грибы»»


Конспект открытого урока 5 классе

по теме

«Царство Грибы»



Тип урока: Урок открытия новых знаний.


Цели урока:

Образовательные:

формирование представлений о грибах как представителях отдельного царства живой природы, обладающих признаками и растений, и животных


Развивающие:

выделение су­щественных особенностей представителей царства Грибы.


Воспитывающие:

вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью; воспитывать бережное отношение к оптическим приборам и оборудованию, аккуратность.


Технологии:

элементы технологии проблемного диалога, ИКТ.


Результаты:

Предметные:

формировать умение объяснять, как строение грибов связано с их жизнедеятельностью;

формировать умение понимать смысл биологических терминов: грибница, мицелий, хитин.


Метапредметные:

Познавательные УУД

Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.

Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой

(текст в схему и пр.).

Коммуникативные УУД

Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Регулятивные УУД

Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные:

Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

Оборудование:

ПК;

мультимедийный проектор;

мультимедийная презентация к уроку;

видеофрагменты «Царство грибы», «Что общего у грибов с растениями и животными», «Строение грибов», «Питание Грибов», «Съедобные и ядовитые грибы», интерактивная игра «Собери грибы в лукошко»


Ход урока.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Радуюсь утру, радуюсь дню
Здравствуйте дети – я вам говорю.
С доброго слова начнём мы урок
К знаниям новым всегда будь готов!

Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Открываем тетради и записываем сегодняшнюю дату.

Актуализация знаний:

На прошлом уроке мы знакомились с представителями царства Бактерий. Проведем письменный опрос. Приложение 1. (тест), Приложение 2 (ключ)

Взаимопроверка и выставление баллов за задание. Обсуждение результатов.


Мотивация

Игра – загадка.

Сначала я задам вопрос,
А ты затем над ним всерьез
Подумай и одно из двух
"Да" или "Нет" – ответь нам вслух.
Коль ты находчив, то сполна
Поможет рифма, но она
Настолько хитрая у нас,
Что может с толку сбить подчас.
Терять не стоит время нам –
Играй и все увидишь сам.

– Скажи, приветствуя рассвет, поет ли сом усатый? (Нет.)

– А рассекая гладь пруда, умеют плавать гуси? (Да.)

– А если солнцем снег согрет, он станет льдом холодным? (Да.)

– А крокодил собрать букет из белых лилий может? (Нет.)

– Верблюд способен – дай ответ – идти 3 дня без пищи? (Да.)

– Скажи мне, злые холода для обезьян опасны? (Да.)

– В конце спросить пришла пора: тебе понравилась игра?


Молодцы ребята! Я вижу вы многое знаете о жизни животных.

Мы продолжаем путешествовать по царствам природы.Сегодня мы познакомимся с не менее интересными, древними и очень распространенными организмами.

Отгадайте загадку.

Кто стоит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки?

Встала шапка из травы,

Нет под шапкой головы?

Догадались, какие организмы мы будем изучать на уроке? (Грибы).

Записываем тему урока в тетрадь.

А что вы знаете о грибах?

По цепочке дети делятся своими знаниями.

Как вы считаете, ваши знания полные? А хотелось бы вам узнать о грибах больше? Что именно?

(Составляем задачи урока по наводящим вопросам педагога).

Записываем на доске.

Строение грибов.

Питание грибов.

Как размножаются грибы?

Какие грибы съедобные, а какие ядовитые?

Вот на эти вопросы мы с вами и постараемся найти ответы на сегодняшнем уроке.

Изучение нового материала. Грибы известны людям очень давно, их употребляли в пищу еще в глубокой древности. На Руси грибы собирали не только крестьяне, их подавали и на царский стол. По своему химическому составу грибы близки к овощам и продуктам животного происхождения. Есть в грибах витамины, микроэлементы. Белков в сушеных грибах в два раза больше, чем в говядине и в три раза больше, чем в рыбе. Видеофрагмент «Царство Грибы»

А кто скажет, грибы — это растения или животные? Выслушиваем предположения учащихся.

Давайте выделим признаки грибов и определим, к какому царству они принадлежат.

Работа в группах. Одна подгруппа выделяет признаки растений, вторая - животных. Каждая группа определяет выступающего. Видеофрагмент «Что общего у грибов с растениями и животными?».Записываем в тетрадь признаки и делаем вывод, что грибы не принадлежат ни к царству растений, ни животных. (остановить растения же готовят сами органические вещества)

Признаки грибов (Заготовка на доске)

как растения

  • имеют прочные клеточные стенки

  • постоянно растут верхушечной частью

  • неподвижны

как животные

  • не имеют хлорофилла

  • являются гетеротрофами, так как, поэтому питаются готовыми органическими веществами.

  • в клеточных стенках содержится хитин, как у животных, углеводы запасаются в виде гликогена. Они способны образовывать мочевину

А есть ли признаки, свойственные только грибам? (после изучения строения гриба)

свои особенности

  • тело состоит из мицелия (грибницы, образованной нитями -гифами)


Вывод: ГРИБЫ – это клеточные ядерные организмы, сочетающие в себе признаки растений и животных, основу которых составляет мицелий.

(продолжение видефрагмента)

Грибы занимают особое положение в системе органического мира и объединяются в отдельное царство.

Наука о грибах называется микология (от греческого микес – «гриб», логос – «учение»).

Видеофрагмент «Строение грибов»,

«Питание грибов», «Размножение грибов»

Французский ученый ботаник Вайян, выступая в 1918 году в Париже перед многочисленной аудиторией, охарактеризовал грибы, как дьявольское произведение, нарушающее общую гармонию природы. Он заявил, что грибы созданы дьяволом только для того, чтобы смущать и приводить в отчаянье самых талантливых ботаников. «Ведьмины круги»

Физкультминутка «ЗА ГРИБАМИ»

В лес пойдем мы за грибами, (ходьба на месте)

Соберем с тобой их сами.

Раз - грибок, два – грибок, (приседание)

Вот уж целый кузовок! (хлопки в ладоши)

Дождь закапал ой-ой-ой! (одна ладошка вытянута вперед, пальцы другой ее касаются)

Побежим скорей домой! (бег на месте)

Необходимо четко знать какие грибы съедобные, а какие ядовитые.

Съедобные и ядовитые грибы. Видеофрагменты.

Интерактивная игра «Соберем грибы в лукошко»

  1. А какие еще правила надо знать при сборе грибов? Давайте попробуем сформулировать основные правила сбора грибов.( работа с учебником с.65-66)

Правило 1. Нельзя сбивать незнакомые и несъедобные грибы – ими лечатся животные.

Правило 2. Нельзя собирать грибы вдоль дорог, они накапливают вредные вещества.

Правило 3. Незнакомый гриб лучше не брать!

Правило 4. Нельзя срезать очень большие и старые грибы, они содержат в себе много вредных веществ, ими можно отравиться.

«Собери грибы в лукошко» интерактивная игра.

Закрепление. Тесты на экране

Рефлексия учебной деятельности. Мы много узнали и научились на уроке, как вы считаете, решили ли мы поставленные задачи? Рассуждения учащихся и вывод.

«Лесенка успеха»

– нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось.

Примите исходное положение.

1.Сегодня на уроке я узнал (а) новое (что)__________

2.Сегодня на уроке я научился (лась) (чему)_________

3. Мне было бы интересно еще узнать_______________

4. Урок дал мне для жизни _______________________

Молодцы! Я очень рада, что нам удалось это сделать.

Домашнее задание: параграф 12.

Творческое задание: оформить книжку-малышку с загадками о грибах.


























Тестовая работа по теме «Бактерии»

Вариант 1

Выберите один правильный ответ.

  1. О дноклеточные организмы объединены в царство:

  1. грибов 3) растений

  2. бактерий 4) животных

  1. Оформленное ядро отсутствует в клетке:

  1. грибов 3) бактерий

  2. растений 4) животных

  1. Жгутик бактерий представляет собой органоид для:

  1. передвижения

  2. запасания белка

  3. размножения

  4. перенесения неблагоприятных условий

  1. Споры бактерий служат для:

  1. питания 3) размножения

  2. дыхания 4) перенесения неблагоприятных условий

В ерны ли следующие утверждения?

А. Самородная сера и природный газ образовались в результате деятельности бактерий.

Б. Болезнетворные бактерии поражают только тело человека и не встречаются в организме растений и животных.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) неверны оба суждения

З аполните таблицу, используя слова и предложения из словарика.



Строение бактериальной клетки



Части бактериальной клетки

Значение частей клетки

Жгутик


Нуклеиновая кислота


Оболочка




Словарик: А. Служит для передвижения. Б. Защищает содержимое клетки.

В. Содержит наследственную информацию.











Бактерии.

Вариант 2.

Выберите один правильный ответ.

  1. С амые древние обитатели нашей планеты – это:

  1. грибы 3) бактерии

  2. растения 4) животные

  1. Наследственный материал клетки расположен непосредственно в цитоплазме у:

  1. грибов 3) бактерий

  2. растений 4) животных

  1. Бактериальную клетку от окружающей среды отделяет:

  1. цитоплазма 3) ядерная оболочка

  2. жгутик 4) наружная мембрана

  1. Бактериальные клетки размножаются:

  1. спорами 3) участками цитоплазмы

  2. жгутиками 4) делением клетки

В ерны ли следующие утверждения?

А. Бактериальные клетки могут иметь различную форму.

Б. Кефир получают, используя бактерии брожения.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) неверны оба суждения

З аполните таблицу, используя слова и предложения из словарика.



Жизнедеятельность бактериальной клетки



Процесс жизнедеятельности бактерий

Как осуществляется

Передвижение


Перенесение неблагоприятных условий


Размножение




Словарик: А. Путём деления надвое. Б. С помощью жгутика. В. В виде спор.











Приложение 2.

Ключ для проверки теста.

Вариант 1.

Выберите один правильный ответ.

1-2, 2 – 3, 3 – 1, 4 - 4

Верны ли следующие утверждения?

1

Заполните таблицу

Жгутик – А, Нуклеиновая кислота – В, Оболочка – Б

Вариант 2.

Выберите один правильный ответ.

  1. 3, 2 – 3, 3- 4, 4- 4

Верны ли следующие утверждения?

3

Заполните таблицу

Передвижение - Б, Перенесение неблагоприятных условий – В, размножение – А

Оценивание: за каждый правильный ответ 1 балл.

8 баллов – «5»

6-7 баллов – «4»

4-5 баллов «3»

Менее 4 баллов «2»








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!