СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми в старшей группе «Русская изба»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по познавательному развитию с детьми в старшей группе «Русская изба»»

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми в старшей группе «Русская изба»

Цель:

Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.



Задачи:

1. Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло, зыбка, ухват и т.д.)

2. Обогатить словарь детей народными загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т.д.).

3. Развивать связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи народных игр.

4. Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.

5. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.



Методы и приёмы:

Словесные (рассказ, беседа, чтение стихов, загадки, прослушивание музыки, вопросы);

Наглядные (рассматривание иллюстраций, презентации, старинных вещей); Практические (дидактическая «Что было, что стало», хороводная игра «Игра с лентой»).

Материалы и оборудование: «Русская изба» с предметами быта (сундук, стол, старинная посуда, утюг, керосиновая лампа, самовар и т.д.); блюдечко с яблочком, слайды с изображением русского быта; шкатулка с загадками; дидактическая игра «Что было, что стало»; атласная ленточка для игры «игра с лентой»; русский народный костюм для воспитателя; музыкальное сопровождение.









Ход занятия.



Воспитатель входит в зал с детьми, рассаживаются на стульчики, под русскую народную музыку зажигает свечу, расставляет тарелки и ложки на столе.



Воспитатель: Ребята, мы пришли побеседовать с вами о русском быте, как жили наши предки в деревне. Садитесь поудобнее.

Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

И про эту старину,

Я рассказ свой поведу.

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли!

Русский народ славен дружбой и силой. Про наш народ говорят, что он радушный и гостеприимный. Предки наши строили жилище из дерева, и называлось оно избой. Лучшая комната в избе называлась горницей, в ней принимали гостей. В избу входили, кланяясь. Знаете почему? (Ответы детей).

Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно набить.

А вы знаете, что было главным в избе? (Ответы детей)

Да, печка. Она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней.



Русской печки нет добрее,

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Деток спать она уложит.



Воспитатель: Раньше всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, плели лапти, вязали, вышивали. А ещё песни пели и загадки сочиняли. Хотите послушать? (достаёт шкатулку с загадками).

  1. Летом спит, зимой горит.

Пасть открывает,

Что дают – глотает.

(печь)



  1. Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает.

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт.

(ухват).



  1. У нас в печурочки,

Золотые чурочки.

(дрова в печи)



  1. Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк,

Кашу сварит…

(чугунок)



  1. Чёрный конь,

Скачет в огонь.

(кочерга).



  1. Выпускает жаркий пар,

Древний чайник…

(самовар).



  1. Воду дед носил с утра,

Каждый раз по два ведра.

На плечах дугой повисло,

Держит вёдра…

(коромысло).



  1. Из избы идут пляшут,

А в избу идут – плачут.

(вёдра).



  1. Четыре братца под одной крышей живут,

Одним кушаком подпоясаны.

(стол).



  1. Сама не ест,

А людей кормит.

(ложка).



  1. Верчусь, верчусь – не потею,

Только более толстею.

(веретено).



  1. Стригли, щипали, а после чесали.

Чисто, пушисто – к доске привязали.

(прялка).



  1. Ходит каток,

По паре порток.

(утюг).



  1. Эту обувь не забыли,

Хоть давным-давно носили.

Влезут дети на полати,

У печи оставят…

(лапти).





Воспитатель: Ребята, вам понравились загадки?

Что-то засиделись мы с вами ребята, пришла пора и поиграть.

А игра наша называется «Игра с лентой».

(Под русскую народную музыку мальчик идёт внутри круга с лентой в руке)

Дети идут хороводом и поют.

Вышел Костя погулять,

Стал подружку выбирать,

Стал подружку выбирать.

Кому ленточку отдать.



(дети останавливаются).

Поклонись, поклонись,

Да за ленточку держись.

Мальчик кланяется выбранной девочке и говорит:

«Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая» и т.д.

(В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется).



Воспитатель: Ребята, есть у меня чудесное блюдечко и наливное яблочко. Покатим яблочко по блюдечку и увидим, как жили на Руси.



(Просмотр презентации. Презентацию коментируют дети).

1 слайд:

Заголовок (Внутренний мир Русской избы).

2 слайд:

На Руси в старину люди строили избы из дерева. Жили в деревянных избах.

3 слайд:

Почти около каждой избы стоял колодец, из которого люди , с помощью коромысла и ведер, домой носили воду.

4 слайд:

Самая главная в русском доме была печка. Она и кормила людей, и обогревала их в зимние морозы, и спать укладывала.

5 слайд:

Ещё в каждой избе был «Красный угол». Это место находилось в светлом углу дома и стояли в нём разные иконы, украшенные вышитыми полотенцами (рушниками).

6 слайд:

Для малышей люди делали люльки, которые ещё назывались «Зыбкой». Эти зыбки были приделаны к потолку, и их можно было покачать, укачивая ребёнка.





7 слайд:

Все предметы в доме были сделаны из дерева и немного из металла (деревянные лыжи, музыкальные инструменты, корыто, коромысло, посуда, ухваты, коса и т.д.)

8 слайд:

Посуда была тоже из дерева (ложки).

9 слайд:

Ещё делали посуду из глины (горшки, чугунки, миски).

10 слайд:

Для того, чтобы сшить или связать себе какую-нибудь одежду, русский народ прял пряжу. Для этого использовали веретёна.

11 слайд:

Прялка помогала сучить нить.

12 слайд:

Вот такие сарафаны шили русские умелицы.

13 слайд:

А так красиво вышивали русские женщины полотенца.

14 слайд:

Мужчины долгими вечерами плели лапти, в которых ходила вся семья.

15 слайд:

А для зимы русский народ сучил тёплые валенки, которые и в наше время очень все любят.





Воспитатель: Ребята, мы с вами узнали, как жили раньше люди.

Давайте поиграем в игру «Что было, что стало»

(Дети находят соответствующие картинки)





(Дети рассказывают по картинкам, если затрудняются, воспитатель задает наводящие вопросы)

  1. Раньше носили лапти, а сейчас…(сапоги)

  2. Раньше в печи готовили, а теперь… (на плите)

  3. Раньше на лавках спали, а теперь… (на кровати)

  4. Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас… (в шкафу)

  5. Раньше воду из колодца носили, а теперь… (льётся из водопровода)



Воспитатель: Молодцы! А я продолжу вам рассказывать о жизни русского народа.

Мужчины на полях работали, а хозяюшки хлеб да пироги пекли.

Ребята, самое главное на столе – это хлеб! А выпекали его в русской печи. И говорили о хлебе так: «Хлеб всему голова!»



Вот он хлебушек душистый,

Вот он тёплый, золотистый.

В нём здоровье наше, сила,

В нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

В нём земли родимой соки,

Солнца свет весёлый в нём.

Уплетай за обе щёки,

Вырастай богатырём!

Воспитатель: Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками, караваем.

А я для вас хлеб испекла, пышный да румяный. А теперь мне так хочется вас угостить вкусным хлебушком, да чайком из самовара.

(Под весёлую музыку Воспитатель угощает детей хлебом и наливает чай из самовара).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!