Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе «Осень» Г. Скребицкого с использованием ИКТ
Задачи: способствовать формированию активного слухового контроля над содержанием произведения. Содействовать развитию фразовой речи и навыков составления распространенных ответов на вопросы, формированию грамматических обобщений и усвоение нормативного использования языка. Активизация и обогащение словарного запаса по теме.
Средства: презентация к занятию (иллюстрации с изображением осенних пейзажей, запись произведения Чайковского «Осень»,) дидактическая игра «Времена года» с использованием ИКТ, произведение «Осень» Г. Скребицкого, шаблоны осенних листьев, краски, кисти.
Ход образовательной ситуации.
Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
Давайте поздороваемся с нашими гостями. Улыбнемся друг другу и подарим улыбку нашим гостям, чтобы у них было хорошее настроение целый день.
Воспитатель: Ребята, отгадайте мою загадку.
Кто в году четыре раза переодевается?
(Земля в разные времена года)
Воспитатель: Какие время года вы знаете? (Зима, весна, лето, осень)
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, по каким признакам мы узнаем времена года?
Игра на интерактивной доске «Времена года»
Воспитатель: Ребята, по дороге в детский сад вы заметили, как красиво кругом, деревья разноцветные стоят! Как вы думаете, почему? (Наступила осень)
Воспитатель: Правильно. Осень, как художник, самые яркие краски выбирала, чтобы раскрасить всё вокруг. Об осени композиторы сочиняли музыку, художники писали картины, поэты – стихи, а писатели – рассказы.
Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с творчеством писателя Георгия Алексеевича Скребицкого. Георгий Скребицкий родился в Москве, в семье врача. В четыре года он со всей семьёй переезжают жить в Тульскую губернию, в небольшой город Чернь в Тульскую область. Детские впечатления от неяркой природы этих мест навсегда остались в памяти будущего писателя. В семье, где рос мальчик, очень любили природу, а отец будущего писателя был заядлым охотником и рыболовом, и свои увлечения сумел передать сыну. Г. Скребицкий был влюблен в родные поля, леса, горы. Его книги повествуют о путешествиях в прекрасный мир природы. Г. Скребицкий писал рассказы для детей о природе, животных, птицах и его рассказы похожи на сказку.
Послушайте, как рассказал об осенних красках природы писатель Георгий Скребицкий в рассказе «Осень»
Чтение рассказа Георгия Скребицкого «Осень»
«Для своей работы Художник - Осень взяла самые яркие краски и прежде всего отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину.
Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит.
Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди неё дуб-богатырь, стоит, густой листвой потряхивает.
«Могучего богатыря нужно в медную кованую броню одеть». Так вот и обрядила старика.
Глядит – а неподалёку, с краю поляны, густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. «Им больше всего подойдёт тяжёлый убор из золотой парчи».
Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему, по-осеннему: кого в жёлтый наряд, кого в ярко-красный. Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их и не разрисуешь. Пусть как были летом, так и останутся.
Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе.
Отправилась Осень из леса в поля, в луга. Убрала с полей золотые хлеба, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие, словно башни, стога.
Опустели поля и луга, ещё шире, просторнее стали. И потянулись над ними в осеннем небе косяки перелётных птиц: журавлей, гусей, уток. А там, глядишь, высоко-высоко, под самыми облаками, летят большие белоснежные птицы – лебеди, летят, машут крыльями, словно платками, шлют прощальный привет родным местам.
Улетают птицы в тёплые страны. А звери по-своему, по-звериному, к холодам готовятся.
Колючего ёжика Осень загоняет спать под ворох сучьев, барсука – в глубокую нору, медведю стелет постель из опавших листьев. А вот белочку учит сушить на сучьях грибы, собирать в дупло спелые орехи. Даже нарядную сизокрылую птицу-сойку заставила проказница Осень набрать полон рот желудей и запрятать их на полянке в мягкий зелёный мох.
Осенью каждая птица, каждый зверёк хлопочут; к зиме готовятся, некогда им даром время терять.
Спешит, торопится Осень; всё новые и новые краски находит она для своей картины. Серыми тучами покрывает небо. Смывает холодным дождём пёстрый убор листьев. И на тонкие телеграфные провода вдоль дороги, будто чёрные бусы на нитку, сажает она вереницу последних отлетающих ласточек.
Невесёлая получилась картина. Но зато есть и в ней что-то хорошее. Довольна Осень своей работой.»
Воспитатель: Понравился вам рассказ? О чем в нем говорится?
Вопросы детям:
• Какими красками раскрасила осень деревья: березки, клены, дуб-богатырь? (Осень раскрасила деревья в ярко – жёлтые, красные цвета).
• На что стали похожи листья осинок? (Листья осинок стали похожи на спелые яблоки).
• С чем еще можно их сравнить? (На ветках весят листочки словно монетки)
• Ребята, а как вы понимаете словосочетание «лимонная желтизна»?
• А сосны и ели осень в какой цвет красит? (Оставила зелеными, как летом)
• Как вы понимаете словосочетание «убор из золотой парчи»?
• Почему лебеди шлют прощальный привет?
• Какие еще птицы улетают в дальние края?
• Ребята, а как звери готовятся к холодам?
Воспитатель: А теперь, ребята, давайте превратимся в осенние листочки.
Физкультминутка.
Листья осенние тихо кружатся. (дети кружатся на цыпочках)
Листья нам под ноги тихо ложатся, (руки в стороны приседают)
И под ногами шуршат, шелестят (движение руками вправо- влево)
Будто опять закружиться хотят. (поднимаются, кружатся).
Воспитатель: Ребята, а что из этого рассказа вам больше всего запомнилось? Давайте прочитаем его еще один раз. (Рассказ читается повторно)
Воспитатель: Ребята, а вы хотите помочь Волшебнице Осени? Давайте поможем ей раскрасить листья в осенние краски. Проходите в нашу мастерскую, присаживайтесь за столы.
(Дети садятся за столы. На столах лежат шаблоны белых листьев, краски, кисти)
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие краски использовала Осень в рассказе Георгия Скребицкого. (лимонные, ярко-красные, багряные)
Дидактическая игра «Детки с какой ветки»
Заключение
Воспитатель: Ребята, понравилось вам занятие? С каким рассказом мы сегодня познакомились? О чем говорится в этом рассказе? Вы сегодня молодцы все старались, помогли Волшебнице Осени. А за это она вам тоже приготовила подарки, и угощает вас яблоками.