СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект НОД «Наступила осень»» для детей средней группы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: обобщить знания детей по теме «Осень».

Обучающие задачи:

1. Закреплять знания о характерных признаках осени, особенностях каждого периода.

2. Расширить представление детей о поведение диких животных осенью.

3. Познакомить со старинными названиями осенних месяцев;

Развивающие задачи:

1. Продолжать развивать психические процессы: память; внимание; наглядно – действенное мышление.

2. Формировать умение соотносить знакомые символы с образом.

3. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

4. Развивать быстроту, ловкость, аккуратность.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, побуждать эмоциональную отзывчивость детей – пожалеть, утешить, подарить.

2. Приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения.

Предварительная работа с детьми: Наблюдения на участке детского сада за изменениями в живой и неживой природе; просматривание картин, иллюстраций на тему «Осень»; беседы, чтение художественной литературы об осени; заучивание стихов.

Материал и оборудование: листочек, корзинка, аудиозапись П. И. Чайковского «Осень», календарь, картинка «осеннее дерево», картинки с животными и птицами, картинка с временами года «осень», картинка «труд человека осенью», мяч, ребусы.

Ход занятия.

- Встали дети дружно в круг, ты мой друг и я твой друг. Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся. Говорим всегда красиво, смело и неторопливо, ясно, четко говорим, потому что не спешим.

- Посмотрите, ребята, какой красивый листочек к нам прилетел! Чтобы узнать кто нам его прислал, вы должны отгадать загадку:

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья.

- Как думаете, кто прислал нам этот листочек? (Осень)

- Ребята, а на листочке Осень нам что-то написала. Давайте я прочитаю.

Дорогие ребята! Я приглашаю вас в путешествие по осеннему лесу. Там вы найдете корзиночку с заданиями и вспомните об осени все самое важное, красивое и интересное.

- Принимаем приглашение? (Да)

- Чтобы оказаться в лесу, нам нужно пофантазировать, мы скажем волшебные слова, повернемся вокруг себя и хлопнем в ладоши:

Вокруг себя повернись – в волшебном лесу очутись!

- Посмотрите, на полянке стоят пенечки, похожие на наши стульчики. Давайте присядем на них.

Звучит мелодия П. И. Чайковского «Осень».

- Ребята, какая мелодия прозвучала? Почему вы так считаете? (Ответы детей)

- Мелодия очень красивая, мелодичная. Написал ее композитор П. И. Чайковский, она так и называется – Осень. Сегодня мы будем вспоминать об осени все, что знаем.

- А вот и наша корзиночка, которую приготовила для нас осень. Что же в ней есть, какие задания?

Задание №1. Календарь.

- Ребята, что это? (Календарь)

- Да, календарь. А что такое календарь? (Ответы детей)

(Обозначает движение времени)

- Посмотрите на картинку. Какое время года изображено на ней? (Осень)

- Вот и поговорим об этом времени года.

Какие осенние месяцы вы знаете(Ответы детей)

Ребята, сейчас какой месяц?

Назовите второй осенний месяц?

Назовите третий осенний месяц?

А первый месяц как называется?

Между сентябрем и ноябрем какой месяц?

- Молодцы!

- Ребята, а осень какой бывает(Ранняя, золотая, поздняя)

-Чем отличается ранняя осень от золотой, от поздней? (Ответы детей)

- Ребята! Давайте немного поиграем? Я называю начало предложения, а вы продолжаете его по смыслу:

На смену лету пришла …

Осенью опадают …

Дует холодный …

В лесу растут …

Моросит легкий…

Солнышко все реже и реже выглядывает из-за …

Птицы собираются в стаи и …

- Молодцы!

Физ. минутка.

- А сейчас мы отдохнем, физ. минутку проведем. И еще раз вспомним осенние месяцы.

Встаем возле своих стульчиков – пенечков, так, чтобы было удобно.

Листья на ветках все лето висели (руки подняты вверх и раскачиваются влево и вправо).

Сентябрь наступит и они полетели (руки наверху, повороты кистей «шарики-фонарики»).

Октябрь с собою принес листопад (плавно опускаем вниз руки).

Листья слетают и в танце кружат (вращение вокруг себя в одну и в другую сторону).

Ноябрь пришел и весь лист облетел (присели).

И под ногами у нас зашумел (трем ладонь об ладонь, имитируя шуршание листьев).

Дети садятся на стульчики-пенечки.

Задание №2. Станинные названия осенних месяцев.

- Ребята, посмотрите, что это? (Осеннее дерево)

- Как вы догадались, что это дерево именно осеннее(Ответы детей)

- А что необычного происходит с листьями на деревьях осенью(Меняют цвет, опадает листва)

- Почему листья опадают? (Ответы детей)

- Вы знаете как называется явление природы, когда листья опадают? (Листопад)

Пальчиковая игра.

- Ребята, приготовьте пальчики, сейчас мы будем собирать осенний букет.

Раз, два, три, четыре, пять – будем листья собирать. (дети сжимают и разжимают кулачки)

Листья березы, листья осины,

Листья тополя, листья рябины,

Листья дуба мы соберём. (загибают поочередно пальцы).

Мамам осенний букет отнесем(сжимают и разжимают кулачки).

- Ребята, а вы знаете, что в старину осенние месяцы называли по-другому? Кто-нибудь знает эти названия? (Ответы детей) Никто не знает? Тогда я вам сейчас расскажу!

Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (В это время появляются ягоды рябины)

Октябрь – листопадник. (Потому что опадают листья)

Ноябрь – зимник. (Становится холодно, почти как зимой)

- Вставайте со своих пенечков и давайте поиграем в игру «Назови листочек». Я буду бросать вам мяч и называть дерево, а вы должны сказать какой у него листочек. (Дуб, клен, осина, рябина, береза, липа, тополь)

- Молодцы! Садитесь.

Задание №3. Картинка с животными и птицами.

(Показать детям картинку с изображением животных и птиц)

- Кто изображен на картинке? (Животные и птицы)

- А что происходит в жизни зверей и птиц с приходом осени(Готовятся к зиме)

- А как же готовятся к зиме животные? (Ответы детей)

(Залегают в спячку – медведь, еж, барсук; делают запасы на зиму – белка, бурундук; меняют шубку на зимнюю – зайцы, белки)

- А что происходит с земноводными и насекомыми? Наверное они тоже делают запасы на зиму? (Нет, земноводные и насекомые залегают в спячку до весны)

- Ребята, а в жизни птиц с приходом весны что-то меняется? (Ответы детей)

- Знаете ли вы как такие птицы называются? (Перелетные)

- А каких перелётных птиц вы знаете? (Ответы детей)

- Молодцы!

- Давайте немного поиграем. Вставайте. Я буду называть птиц. Если птица перелётная, то вы должны махать руками, а если нет, то приседайте. (Сорока, ласточка, снегирь, воробей, грач, кукушка, голубь)

Задание №4. Картинка – труд человека.

- Давайте теперь поговорим о заботах человека осень. Что делают осенью люди в огородах и садах? (Ответы детей)

- Как называется урожай, собранный в саду/ на огороде? (Ответы детей)

- А что люди собираю осенью в лесу(Ответы детей)

Осень очень щедра на подарки. И все эти дары человеку нужно переработать. Это очень нелегкий труд.

- Вы знаете какие дары осени можно заготовить на зиму? Как их заготавливают? (Ответы детей)

- Хорошо. Вы молодцы!

Задание №5. Ребусы.

- Ребята, осень предложила отгадать нам ребусы. Давайте попробуем!

(Отгадывают ребусы, представленные на картинке)

- Молодцы ребята!

Завершающий этап.

- Сейчас я дам вам наш листочек и вы передавая его друг другу будете говорить какая бывает осень(Ответы детей)

(Золотая, печальная, долгая, дождливая, пестрая, теплая, холодная, разноцветная, красивая, хмурая, веселая)

- Понравилось вам в осеннем лесу? А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Давайте встанем в круг, скажем волшебные слова и повернемся вокруг себя: Вокруг себя повернись – в детский сад возвратись!

Ну вот и все! На этом наше путешествие завершено!

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД «Наступила осень»» для детей средней группы»

Конспект НОД «Наступила осень»» для детей средней группы

Цель: обобщить знания детей по теме «Осень».

Обучающие задачи:

1. Закреплять знания о характерных признаках осени, особенностях каждого периода.

2. Расширить представление детей о поведение диких животных осенью.

3. Познакомить со старинными названиями осенних месяцев;

Развивающие задачи:

1. Продолжать развивать психические процессы: память; внимание; наглядно – действенное мышление.

2. Формировать умение соотносить знакомые символы с образом.

3. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

4. Развивать быстроту, ловкость, аккуратность.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, побуждать эмоциональную отзывчивость детей – пожалеть, утешить, подарить.

2. Приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения.

Предварительная работа с детьми: Наблюдения на участке детского сада за изменениями в живой и неживой природе; просматривание картин, иллюстраций на тему «Осень»; беседы, чтение художественной литературы об осени; заучивание стихов.

Материал и оборудование: листочек, корзинка, аудиозапись П. И. Чайковского «Осень», календарь, картинка «осеннее дерево», картинки с животными и птицами, картинка с временами года «осень», картинка «труд человека осенью», мяч, ребусы.

Ход занятия.

- Встали дети дружно в круг, ты мой друг и я твой друг. Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся. Говорим всегда красиво, смело и неторопливо, ясно, четко говорим, потому что не спешим.

- Посмотрите, ребята, какой красивый листочек к нам прилетел! Чтобы узнать кто нам его прислал, вы должны отгадать загадку:

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья.

- Как думаете, кто прислал нам этот листочек? (Осень)

- Ребята, а на листочке Осень нам что-то написала. Давайте я прочитаю.

Дорогие ребята! Я приглашаю вас в путешествие по осеннему лесу. Там вы найдете корзиночку с заданиями и вспомните об осени все самое важное, красивое и интересное.

- Принимаем приглашение? (Да)

- Чтобы оказаться в лесу, нам нужно пофантазировать, мы скажем волшебные слова, повернемся вокруг себя и хлопнем в ладоши:

Вокруг себя повернись – в волшебном лесу очутись!

- Посмотрите, на полянке стоят пенечки, похожие на наши стульчики. Давайте присядем на них.

Звучит мелодия П. И. Чайковского «Осень».

- Ребята, какая мелодия прозвучала? Почему вы так считаете? (Ответы детей)

- Мелодия очень красивая, мелодичная. Написал ее композитор П. И. Чайковский, она так и называется – Осень. Сегодня мы будем вспоминать об осени все, что знаем.

- А вот и наша корзиночка, которую приготовила для нас осень. Что же в ней есть, какие задания?

Задание №1. Календарь.

- Ребята, что это? (Календарь)

- Да, календарь. А что такое календарь? (Ответы детей)

(Обозначает движение времени)

- Посмотрите на картинку. Какое время года изображено на ней? (Осень)

- Вот и поговорим об этом времени года.

Какие осенние месяцы вы знаете(Ответы детей)

Ребята, сейчас какой месяц?

Назовите второй осенний месяц?

Назовите третий осенний месяц?

А первый месяц как называется?

Между сентябрем и ноябрем какой месяц?

- Молодцы!

- Ребята, а осень какой бывает(Ранняя, золотая, поздняя)

-Чем отличается ранняя осень от золотой, от поздней? (Ответы детей)

- Ребята! Давайте немного поиграем? Я называю начало предложения, а вы продолжаете его по смыслу:

На смену лету пришла …

Осенью опадают …

Дует холодный …

В лесу растут …

Моросит легкий…

Солнышко все реже и реже выглядывает из-за …

Птицы собираются в стаи и …

- Молодцы!

Физ. минутка.

- А сейчас мы отдохнем, физ. минутку проведем. И еще раз вспомним осенние месяцы.

Встаем возле своих стульчиков – пенечков, так, чтобы было удобно.

Листья на ветках все лето висели (руки подняты вверх и раскачиваются влево и вправо).

Сентябрь наступит и они полетели (руки наверху, повороты кистей «шарики-фонарики»).

Октябрь с собою принес листопад (плавно опускаем вниз руки).

Листья слетают и в танце кружат (вращение вокруг себя в одну и в другую сторону).

Ноябрь пришел и весь лист облетел (присели).

И под ногами у нас зашумел (трем ладонь об ладонь, имитируя шуршание листьев).

Дети садятся на стульчики-пенечки.

Задание №2. Станинные названия осенних месяцев.

- Ребята, посмотрите, что это? (Осеннее дерево)

- Как вы догадались, что это дерево именно осеннее(Ответы детей)

- А что необычного происходит с листьями на деревьях осенью(Меняют цвет, опадает листва)

- Почему листья опадают? (Ответы детей)

- Вы знаете как называется явление природы, когда листья опадают? (Листопад)

Пальчиковая игра.

- Ребята, приготовьте пальчики, сейчас мы будем собирать осенний букет.

Раз, два, три, четыре, пять – будем листья собирать. (дети сжимают и разжимают кулачки)

Листья березы, листья осины,

Листья тополя, листья рябины,

Листья дуба мы соберём. (загибают поочередно пальцы).

Мамам осенний букет отнесем(сжимают и разжимают кулачки).

- Ребята, а вы знаете, что в старину осенние месяцы называли по-другому? Кто-нибудь знает эти названия? (Ответы детей) Никто не знает? Тогда я вам сейчас расскажу!

Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (В это время появляются ягоды рябины)

Октябрь – листопадник. (Потому что опадают листья)

Ноябрь – зимник. (Становится холодно, почти как зимой)

- Вставайте со своих пенечков и давайте поиграем в игру «Назови листочек». Я буду бросать вам мяч и называть дерево, а вы должны сказать какой у него листочек. (Дуб, клен, осина, рябина, береза, липа, тополь)

- Молодцы! Садитесь.

Задание №3. Картинка с животными и птицами.

(Показать детям картинку с изображением животных и птиц)

- Кто изображен на картинке? (Животные и птицы)

- А что происходит в жизни зверей и птиц с приходом осени(Готовятся к зиме)

- А как же готовятся к зиме животные? (Ответы детей)

(Залегают в спячку – медведь, еж, барсук; делают запасы на зиму – белка, бурундук; меняют шубку на зимнюю – зайцы, белки)

- А что происходит с земноводными и насекомыми? Наверное они тоже делают запасы на зиму? (Нет, земноводные и насекомые залегают в спячку до весны)

- Ребята, а в жизни птиц с приходом весны что-то меняется? (Ответы детей)

- Знаете ли вы как такие птицы называются? (Перелетные)

- А каких перелётных птиц вы знаете? (Ответы детей)

- Молодцы!

- Давайте немного поиграем. Вставайте. Я буду называть птиц. Если птица перелётная, то вы должны махать руками, а если нет, то приседайте. (Сорока, ласточка, снегирь, воробей, грач, кукушка, голубь)

Задание №4. Картинка – труд человека.

- Давайте теперь поговорим о заботах человека осень. Что делают осенью люди в огородах и садах? (Ответы детей)

- Как называется урожай, собранный в саду/ на огороде? (Ответы детей)

- А что люди собираю осенью в лесу(Ответы детей)

Осень очень щедра на подарки. И все эти дары человеку нужно переработать. Это очень нелегкий труд.

- Вы знаете какие дары осени можно заготовить на зиму? Как их заготавливают? (Ответы детей)

- Хорошо. Вы молодцы!

Задание №5. Ребусы.

- Ребята, осень предложила отгадать нам ребусы. Давайте попробуем!

(Отгадывают ребусы, представленные на картинке)

- Молодцы ребята!

Завершающий этап.

- Сейчас я дам вам наш листочек и вы передавая его друг другу будете говорить какая бывает осень(Ответы детей)

(Золотая, печальная, долгая, дождливая, пестрая, теплая, холодная, разноцветная, красивая, хмурая, веселая)

- Понравилось вам в осеннем лесу? А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Давайте встанем в круг, скажем волшебные слова и повернемся вокруг себя: Вокруг себя повернись – в детский сад возвратись!

Ну вот и все! На этом наше путешествие завершено!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!