СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проэкт в младше-средней группе "Золотая осень"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информационная карта проекта

 

Продолжительность проекта: долгосрочный (3 месяца – сентябрь, октябрь, ноябрь)

 

Тип проекта: познавательно-творческий

 

Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.

 

Возраст детей: 3-5 лет.

 

Проблема: У детей младше-среднего возраста слишком маленький жизненный опыт и знания о природе. Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов в природе, не могут ответить на интересующие их вопросы: «Зачем опадает листва?», «Куда прячутся насекомые?» и т.д. Дети этого возраста только начинают познавать мир, явления природы. В этот период их жизни необходимо систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о времени года — осень, явлениях природы происходящих осенью, создавать опору для наблюдений: собирать природный материал для развития творчества, иллюстрации.

Участие детей в этом проекте позволит ознакомить их с представлением об осени — как времени года, её характерных признаках, развить творческие способности, поисковую деятельность, связную речь.

 

Актуальность: часто взрослые забывают понаблюдать с ребенком, полюбоваться красотой мира природы, не поддерживают детскую любознательность. Именно ранний возраст – самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и  объяснить, почему нужно беречь и любить природу.

 

Цель проекта: познакомить детей с красотой осенней природы.

 

Задачи проекта для детей:

 

Образовательные:

 

- познакомить детей с понятием «время года – осень», с сезонными изменениями в природе происходящими осенью;

- расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов;

- расширять и активизировать словарный запас детей;

- формировать у детей умение вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.

Развивающие:

- развивать интерес у детей к наблюдениям, умение замечать изменения, происходящие в природе;

- развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин;

- развивать умение рассказывать наизусть небольшие стихотворения;

- формировать навыки художественного исполнения различных образов при пении;

- формировать эмоциональную отзывчивость к восприятию произведений искусства.

 

Воспитательные:

 

- воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года;

- воспитывать умение вести диалог (внимательно слушать, отвечать на вопросы, не отвлекаться, не перебивать);

- воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи проекта для родителей:

1. Изготовление поделок из природного материала

2. Папки-передвижки на осеннюю тематику

 

Этапы реализации проекта.

1. Подготовительный этап:

- Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями;

- Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми;

- Подборка литературы;

- Разучивание стихотворений об осени, овощах, фруктах;

- Совершенствование РППС:

  • украшение группы в соответствии со временем года;
  • подбор иллюстраций (репродукции картин известных художников, сюжетные картины по теме).

 

2. Основной этап:

 

Содержание

Срок

Работа с воспитанниками:

Наблюдения на прогулке.

ФЦКМ ООД «Что нам осень подарила?»

ФЦКМ ООД «Ранняя осень»

НОД Рисование «Осеннее дерево»

Беседы: «Осень», «Почему птицы улетают на юг», «Что изменилось в осеннем лесу»

Дидактические игры: «С какого дерева листок?», «Огород-огород, очень много с ним хлопот», "Раздели птиц на перелетных и зимующих".

Чтение художественной литературы:

А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»;

А. Пушкин «Осень» (отрывок)

И. Демьянов «Осень»

А. Барто «Шуточка про Шурочку»

А. Фет «Ласточки пропали»

Слушание: «Грустный дождик» (Д. Кабалевский).

Рассматривание репродукций картин: И. С. Остроухов «Золотая осень», И. И. Левитан «Золотая осень», И. Шишкин «Осень».

Сентябрь

Наблюдения на прогулке.

Чтение художественной литературы:

В. Сутеев «Яблоко»

В. Бианки «Осень» (из сказки-рассказа «Синичкин календарь»)

Н. Сладков «Осень на пороге»

И. Соколов-Микитов «Листопадничек»;

Загадки, пословицы, поговорки;

Беседы: «Осенний урожай», «Почему деревья сбрасывают листья»

ФЦКМ ООД «Овощи с огорода»

ФЦКМ ООД ««Экологическая тропа»

НОД Рисование «Осенний листочек»

Дидактические игры: «Разрезные картинки: осенние листики», «Какого листочка не хватает?», «Собери в корзинку овощи».

Чтение художественной литературы:

А. Плещеев «Осенняя песенка»

И. Бунин «Листопад»

А. Твардовский «Ноябрь»

Н. Грибачев «Рыжие листья»

Русская народная сказка «Мужик и медведь»

Слушание: Т. Потапенко «Листопад».

Рассматривание репродукций картин : Е. Волков «Октябрь»,

С. Жуковский «Лесное озеро»

Развлечение: «Праздник Осень»

Октябрь

ООД ФЦКМ «Плоды фруктовых деревьев»

ООД ФЦКМ «Осенние посиделки»

Дидактические игры: «Сортировка: собери соответствующие деревьям осенние листочки», «Разноцветные тучки».

Загадывание и разгадывание загадок по теме

Чтение художественной литературы:

Е. Головин «Осень»

В. Сутеев «Яблоко»

В. Бианки «Осень» (из сказки-рассказа «Синичкин календарь»)

Н. Сладков «Осень на пороге»

И. Соколов-Микитов «Листопадничек»;

Загадки, пословицы, поговорки.

Слушание: «Непоседы» - «Виноватая тучка».

Подвижные игры: «Листопад», «Длинная змейка», «Длинная змейка»

Ноябрь

Работа с родителями:

Папка – передвижка «Осень золотая»

Сентябрь

Папка – передвижка «Игры на прогулке осенью»

Октябрь

Папка – передвижка «Стихи про осень»

Ноябрь

 

3. Заключительный этап:

 

- оформление выставки детских творческих работ

- осенний праздник «Осень к нам пришла»

- Прослушивание музыкальных произведений в аудиозаписи: П. И. Чайковский «Времена года» «Осень», Е. Васильева-Буглая сл. Плещеева «Осенняя песня», К. Румянова «Листопад».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План работы с детьми по осуществлению проекта

 

Сентябрь

 

Формирование целостной картины мира

ООД «Что нам осень подарила?»

Цель: Расширять знания о временах года, основных приметах осени: пасмурно, идет мелкий дождь, опадают листья, становится холодно.

ООД «Ранняя осень»

Цель: Учить описывать раннюю осень, находить различия между летом и осенью, отделять от целого куска пластилина части нужного размера и соблюдать пропорции при лепке предмета.

 

Наблюдения на прогулке

 

Наблюдение за сезонными изменениями в природе

Цель: формировать представления об изменениях в природе, учить узнавать и описывать приметы осени, узнавать их в стихотворениях; учить определять время года по характерным признакам. Понаблюдать за состоянием погоды. Формировать представление о природном явлении — тумане; учить наблюдению за сезонными явлениями; - подмечать особенности этого явления, делать выводы.

Наблюдение за цветником

Цель: познакомить детей с названиями нескольких цветов, показать их строение, формировать представление о том, что цветы – живые, они растут и изменяются.

Наблюдение за перелетными птицами

Цель: расширять представления о перелетных птицах, об изменении жизни птиц осенью, когда наступают холода; воспитывать любовь и заботу о птицах.

Наблюдение за деревьями осенью

Цель: Расширение и обогащение знаний детей об изменениях, происходящих в жизни деревьев осенью.

Наблюдение за насекомыми

Цель: Развивать интерес к живому миру, наблюдательность, учить устанавливать связи между погодой и поведением насекомых. Закреплять названия насекомых, их пользу для природы. Рассказать, что при наступлении осени все насекомые прячутся от холода (в стволы старых деревьев, в пни, в землю и т. д.)

Рисование

 

Конспект НОД по рисованию ватными палочками в младшей группе «Осеннее дерево»

Цели занятия:

Учить изображать на листе осеннее дерево с помощью ватных палочек.

Задачи:

Образовательные: Закреплять представления детей о признаках осени.

Изобразительные задачи: Знакомить с нетрадиционной техникой рисования – ватными палочками, учить обводить свою руку, не отрывая карандаш от листа бумаги. Технические задачи: Продолжать формировать навыки рисования тонких линий концом кисти (обводить контур руки, развивать изобразительные навыки и умения, моторику рук.

Воспитательные задачи: Воспитывать бережное и заботливое отношение к родной природе, развивать память и зрительный контроль, самостоятельность, воспитывать аккуратность и любовь к творчеству, развевать фантазию и воображения, терпение, учить анализировать работы свою и товарищей.

Материал для занятия:

лист А-4 белого цвета, акварельные краски, кисть, салфетка для кисти, ватные палочки, баночка с водой, иллюстрации с осенними деревьями.

Ход занятия:

Воспитатель: Я загадаю вам загадку, попробуйте разгадать ее.

Пусто в поле, дождь идёт.

Ветерок срывает листья.

С севера туман ползёт,

Тучи грозные нависли.

Птицы движутся на юг

Чуть крылом касаясь сосен

Догадайся, милый друг,

Что за время года? -.

(Осень

Дети: Осень

Воспитатель: Какие признаки осени вы знаете?

Дети: Листья желтеют, листья опадают, редко светит солнце, птицы улетают на юг, день становится короче, часто идут дожди, становиться холоднее, звери запасают припасы на зиму, белка и заяц меняют шубки.

Воспитатель: Назовите осенние месяцы.

Дети: Сентябрь. Октябрь, ноябрь.

Воспитатель: О каких осенних явлениях природы мои загадки?

С неба капает уныло.

Всюду мокро, всюду сыро.

От него легко спастись,

Лишь зонтом обзавестись. (Дождь)

Тучи нагоняет,

Воет, задувает.

По свету рыщет,

Поет да свищет. (ветер)

Не колючий, светло-синий

По кустам развешан (иней)

Над рекой, над долиной

Повисла белая холстина. (туман)

Листья желтые летят,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так

Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад?

Это просто. (Листопад)

Воспитатель: Верно, это листопад. Листопад – удивительное и очень красивое явление природы! Листья на деревьях начинают менять цвет. И осенние деревья одеваются в разноцветные, яркие наряды. Наступают первые заморозки и начинается листопад. Происходит это в сентябре или в октябре. Опавшие осенние листочки накрывают землю, как ковром, и согревают её холодной зимой.

Воспитатель: Какого цвета становятся листья осенью?

Дети: Желтые, оранжевые, красные.

Воспитатель: Правильно, листья становятся желтыми, красными, коричневыми, оранжевыми, кое-где еще остаются зелеными. Давайте с вами превратимся в осенние листья.

Физкультминутка «Мы листики осенние»

Дует ветер нам в лицо, (Махи перед лицом)

Закачалось деревцо. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

Оторвался с ветки лист, (Руки сверху вниз опускают.)

Закружился, закружился (кружатся)

И на землю опустился. (Приседают.)

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем рисовать осеннее дерево.

Сначала каждый обведет свою руку- это будет дерево. Кисть руки-крона, а часть предплечья – ствол. Акварельными красками заскрасим наше дерево.

А листья нарисуем ватными палочками гуашью.

Самостоятельная деятельность детей.

Итог занятия : Ребята! Вам понравилось рисовать ватными палочками? Предлагаю посмотреть работы друзей.

Выставка работ. Дети выбирают работы, которые им понравились и аргументируют свой выбор.

Воспитатель: Ребята, вы все сегодня очень постарались. Молодцы!

 

Беседы

 

«Осень»

Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях

«Почему птицы улетают на юг»

Цель: Закрепить понятия «Перелетные»«Зимующие» птицы, закрепить названия перелетных птиц ласточки, утки, журавли и дрозды, цапля аист дикий гусь. Познакомить со значением слова «оседлые».

«Что изменилось в осеннем лесу»

Цель: уточнить и расширить у детей представления об осеннем пейзаже. Рассказать, как прекрасна природа в это время года.

 

Дидактические игры

 

«С какого дерева листок?»

Цель: Учить детей различать деревья по описанию. Развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук.

«Огород-огород, очень много с ним хлопот»

Цель: закреплять знания детей о смене времен года, формировать понятия "овощи", воспитывать уважение к труду взрослых.

"Раздели птиц на перелетных и зимующих"

Цель: закрепить умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных.

Чтение художественной литературы

 

А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»;

А. Пушкин «Осень» (отрывок)

И. Демьянов «Осень»

А. Барто «Шуточка про Шурочку»

А. Фет «Ласточки пропали»

 

Октябрь

 

Беседы

«Осенний урожай»

Цель: развитие речевых навыков; закрепление знаний об овощах, фруктах и других дарах природы; формировать культуру питания; воспитывать аккуратность, чистоплотность; развивать умение работать в коллективе

«Почему деревья сбрасывают листья»

Цель: формировать элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязь в природе; учить исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времен года.

 

Конспект НОД по нетрадиционному рисованию пальчиками «Осенний листочек»

 

Цель: продолжать учить детей различать цвета (желтый,оранжевый, красный, рисовать в нетрадиционной технике (пальчиковое рисование) листья деревьев, обогащать сенсорный опыт.

Программное содержание:

Учить детей создавать листочки с помощью изобразительных средств рисование одним пальчиком);

Развивать интерес к рисованию ;

Развивать любознательность, интерес к действиям с красками;

Развивать желание использовать разнообразные цвета;

Развивать чувство формы, цвета композиции;

Развивать связную речь;

Обогащать словарь детей;

Закрепить знание цвета: желтый, красный, оранжевый;

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

Воспитывать самостоятельность, аккуратность;

Воспитывать интерес к красивым явлениям природы.

Методы и приемы:

Словесные методы

Игровые методы

Показ приемов рисования

Словарная работа

Осень, дождь, листопад, желтый, оранжевый, красный.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:

-лист  с изображением листочка

-пальчиковые краски (желтые ,зеленые и красные на каждого ребенка)

-влажные салфетки

ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА:

беседы о временах года

рассматривание иллюстраций на тему «Осень»«Листопад»

разучивание песен об осени

знакомство с цветом

наблюдение за листопадом на прогулке

НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Воспитатель заходит в группу с букетом осенних листьев в корзине.

-Ребята! Я гуляла по лесу и собрала вот такой яркий букет из листьев.

Скажите, какого цвета у меня листочки? Разные. Да, есть и красные, и         желтые.

Листья желтые танцуют

С веток падают, летят.

Эту сказку золотую

Называют листопад(О. Киселева)

Ребята! Я гуляла по лесу, любовалась осенними листочками, но начался сильный дождик и размыл все краски на листиках, и они стали тусклые и неяркие . Давайте все  вместе добавим красок в наш листики.

Только вот пальчики наши немного разомнем.

Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять

Будем листья собирать.

Листик желтыйлистик красный

Мы букетик соберем

Медвежатам отнесем.

-Ребята, я предлагаю нарисовать на листочке яркие краскиРисовать мы будем пальчиками. Можно красным цветом нарисовать, можно желтым, зеленым,. Посмотрите, я все пальчики спрячу в кулачок, а один, оставлю. Я беру пальчик и обмакиваю в желтую краску, не весь, а только кончик, и поставлю много-много точек возле листочка. Мой пальчик испачкался. Что нужно сделать? Правильно, вытереть салфеткой. А теперь я обмакну пальчик в красную краску и также приложу к листочку. А теперь ребята, вы, садитесь на свои места (обращаю внимание на осанку) приготовьте свои пальчики и начинайте помогать.

-Варя, ты каким цветом рисуешь(красный). Хорошо!

-А ты, Дима, каким  нарисуешь(желтый). Замечательно.

Можно разными цветами нарисовать. А еще ребята, бывают оранжевые листочки. Только такого цвета у нас нет. Имея два цвета краски можно получить совершенно другой цвет краски. Смотрите, чтобы получить новый цвет, надо смешать две краски желтый и красный. Посмотрите, какой цвет получился?

-Правильно, оранжевый цвет.

В процессе рисования воспитатель помогает некоторым детям. Хвалит.

-Ребята! Какие вы все молодцы! Какого цвета разукрасили мы листочки? Разными. Да, и желтые и красные.

 

Чтение художественной литературы:

 

А. Плещеев «Осенняя песенка»

И. Бунин «Листопад»

А. Твардовский «Ноябрь»

Н. Грибачев «Рыжие листья»

Русская народная сказка «Мужик и медведь»

 

 

Дидактические игры:

«Узнай по описанию»

Цель: закреплять знания детей о временах года, сезонных изменениях. Учить детей угадывать и описывать предмет по его характерным признакам. Развивать внимание, наблюдательность, находчивость, мелкую моторику рук.

«Когда – это бывает?»

Цель: закрепить представления детей о последовательности (цикличности) изменений в природе весной, летом, зимой, осенью по существенным признакам.

 

Ноябрь

 

 

Беседа: «Осенние хлопоты человека»

Цель: дать детям понятие об осенних приготовлениях человека к зиме на огороде, в саду; познакомить с посадкой деревьев, кустарников, цветов в осенний период, с заготовкой семян; воспитывать желание помочь взрослым в заготовке овощей, фруктов на зиму; развивать эстетическое восприятие окружающего.

Чтение художественной литературы

 

В. Сутеев «Яблоко»

В. Бианки «Осень» (из сказки-рассказа «Синичкин календарь»)

Н. Сладков «Осень на пороге»

И. Соколов-Микитов «Листопадничек»;

Загадки, пословицы, поговорки;

Рассматривание репродукций картин:

 

И. С. Остроухов «Золотая осень»,

И. И. Левитан «Золотая осень»,

И. Шишкин «Осень»,

Е. Волков «Октябрь»,

С. Жуковский «Лесное озеро»,

В. Поленов «Золотая осень»,

И. Бродский «Золотая осень» и др. ;

Слушание музыкальных произведений:

Пьеса П. И. Чайковского “Октябрь. Осенняя песня” из цикла “Времена года”, 1-я и 2-я части концерта для скрипки с оркестром А. Вивальди “Осень” из цикла “Времена года”, «Весна и осень» Г. Свиридова, романс Г. Пономаренко на стихи С. Есенина «Отговорила роща золотая», Ф. Шопен «Осенний вальс» (оркестр П. Мориа).

 

Пение:

 

«Веселые грибочки» сл. и муз. О. Долгалевой.

«Листик-листик-листопад» сл. и муз. С. Ранда.

«Разговор с осенью» сл. и муз. Л. Лихматуллина.

 

Дидактические игры:

 

«Тихо-громко»(динам.)

Цель: Закреплять умение детей в различении динамических оттенков музыки: тихо, громко, не слишком громко.

«Веселый колокольчик»(ритм)

Цель: Развивать ритмический слух детей, умение правильно извлекать звук на колокольчике.

«Выложи мелодию»(ритм)

Цель: Развивать ритмический слух, упражнять детей в определении ритмического рисунка

 

Подвижные игры:

 

«Листопад»

Цель: развивать ловкость, быстроту, умение работать в парах.

«Длинная змейка»

Цель: развивать ловкость, быстроту, координацию.

«Филин и птицы»

Цель: развивать двигательные, коммуникативные и творческие способности.

«Заколдованная башня»

Цель: развивать двигательные способности, вырабатывать умения владеть мячом и работать в команде.

 

Взаимодействие с родителями:

 

1. Конкурс семейных поделок «Дары осени».

2. Организация выставок детских работ.

3. Папки – передвижки

 

3. Заключительный этап.

Подведение итогов проекта.

-выставка поделок «Дары осени»

-осенний праздник «Осень».

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ результатов работы.

 

В результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров. Появилось стремление расширять свой кругозор по данной теме. Укрепилось представление о необходимости бережного отношения к природе.

На основе углубления и обобщения представлений об окружающем в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас. У них появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие стихи об осени, иллюстрировать их, работать сообща над общим проектом.

У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.

Просмотр содержимого документа
«Проэкт в младше-средней группе "Золотая осень"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 15

140300, Российская Федерация, Московская область, Егорьевск, 6 микрорайон, д.14 а

тел.: 8(49640)3-26-50 ОГРН 1035002351075  ИНН/КПП:  5011019316/501101001


Email[email protected] Сайт: https://egorschool15.obrpro.ru/






Проект

в младше-средней группе

«Гномики»



«ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»



Выполнил: воспитатель Попко Е.А.


г Егорьевск

2021г.

Информационная карта проекта


Продолжительность проекта: долгосрочный (3 месяца – сентябрь, октябрь, ноябрь)


Тип проекта: познавательно-творческий


Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.


Возраст детей: 3-5 лет.


Проблема: У детей младше-среднего возраста слишком маленький жизненный опыт и знания о природе. Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов в природе, не могут ответить на интересующие их вопросы: «Зачем опадает листва?», «Куда прячутся насекомые?» и т.д. Дети этого возраста только начинают познавать мир, явления природы. В этот период их жизни необходимо систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о времени года — осень, явлениях природы происходящих осенью, создавать опору для наблюдений: собирать природный материал для развития творчества, иллюстрации.

Участие детей в этом проекте позволит ознакомить их с представлением об осени — как времени года, её характерных признаках, развить творческие способности, поисковую деятельность, связную речь.


Актуальность: часто взрослые забывают понаблюдать с ребенком, полюбоваться красотой мира природы, не поддерживают детскую любознательность. Именно ранний возраст – самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и объяснить, почему нужно беречь и любить природу.


Цель проекта: познакомить детей с красотой осенней природы.


Задачи проекта для детей:


Образовательные:


- познакомить детей с понятием «время года – осень», с сезонными изменениями в природе происходящими осенью;

- расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов;

- расширять и активизировать словарный запас детей;

- формировать у детей умение вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.

Развивающие:

- развивать интерес у детей к наблюдениям, умение замечать изменения, происходящие в природе;

- развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин;

- развивать умение рассказывать наизусть небольшие стихотворения;

- формировать навыки художественного исполнения различных образов при пении;

- формировать эмоциональную отзывчивость к восприятию произведений искусства.


Воспитательные:


- воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года;

- воспитывать умение вести диалог (внимательно слушать, отвечать на вопросы, не отвлекаться, не перебивать);

- воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи проекта для родителей:

1. Изготовление поделок из природного материала

2. Папки-передвижки на осеннюю тематику

Этапы реализации проекта.

1. Подготовительный этап:

- Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями;

- Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми;

- Подборка литературы;

- Разучивание стихотворений об осени, овощах, фруктах;

- Совершенствование РППС:

  • украшение группы в соответствии со временем года;

  • подбор иллюстраций (репродукции картин известных художников, сюжетные картины по теме).


2. Основной этап:


Содержание

Срок

Работа с воспитанниками:

Наблюдения на прогулке.

ФЦКМ ООД «Что нам осень подарила?»

ФЦКМ ООД «Ранняя осень»

НОД Рисование «Осеннее дерево»

Беседы: «Осень», «Почему птицы улетают на юг», «Что изменилось в осеннем лесу»

Дидактические игры: «С какого дерева листок?», «Огород-огород, очень много с ним хлопот», "Раздели птиц на перелетных и зимующих".

Чтение художественной литературы:

А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»;

А. Пушкин «Осень» (отрывок)

И. Демьянов «Осень»

А. Барто «Шуточка про Шурочку»

А. Фет «Ласточки пропали»

Слушание: «Грустный дождик» (Д. Кабалевский).

Рассматривание репродукций картин: И. С. Остроухов «Золотая осень», И. И. Левитан «Золотая осень», И. Шишкин «Осень».

Сентябрь

Наблюдения на прогулке.

Чтение художественной литературы:

В. Сутеев «Яблоко»

В. Бианки «Осень» (из сказки-рассказа «Синичкин календарь»)

Н. Сладков «Осень на пороге»

И. Соколов-Микитов «Листопадничек»;

Загадки, пословицы, поговорки;

Беседы: «Осенний урожай», «Почему деревья сбрасывают листья»

ФЦКМ ООД «Овощи с огорода»

ФЦКМ ООД ««Экологическая тропа»

НОД Рисование «Осенний листочек»

Дидактические игры: «Разрезные картинки: осенние листики», «Какого листочка не хватает?», «Собери в корзинку овощи».

Чтение художественной литературы:

А. Плещеев «Осенняя песенка»

И. Бунин «Листопад»

А. Твардовский «Ноябрь»

Н. Грибачев «Рыжие листья»

Русская народная сказка «Мужик и медведь»

Слушание: Т. Потапенко «Листопад».

Рассматривание репродукций картин : Е. Волков «Октябрь»,

С. Жуковский «Лесное озеро»

Развлечение: «Праздник Осень»

Октябрь

ООД ФЦКМ «Плоды фруктовых деревьев»

ООД ФЦКМ «Осенние посиделки»

Дидактические игры: «Сортировка: собери соответствующие деревьям осенние листочки», «Разноцветные тучки».

Загадывание и разгадывание загадок по теме

Чтение художественной литературы:

Е. Головин «Осень»

В. Сутеев «Яблоко»

В. Бианки «Осень» (из сказки-рассказа «Синичкин календарь»)

Н. Сладков «Осень на пороге»

И. Соколов-Микитов «Листопадничек»;

Загадки, пословицы, поговорки.

Слушание: «Непоседы» - «Виноватая тучка».

Подвижные игры: «Листопад», «Длинная змейка», «Длинная змейка»

Ноябрь

Работа с родителями:

Папка – передвижка «Осень золотая»

Сентябрь

Папка – передвижка «Игры на прогулке осенью»

Октябрь

Папка – передвижка «Стихи про осень»

Ноябрь


3. Заключительный этап:


- оформление выставки детских творческих работ

- осенний праздник «Осень к нам пришла»

- Прослушивание музыкальных произведений в аудиозаписи: П. И. Чайковский «Времена года» «Осень», Е. Васильева-Буглая сл. Плещеева «Осенняя песня», К. Румянова «Листопад».



















План работы с детьми по осуществлению проекта


Сентябрь


Формирование целостной картины мира

ООД «Что нам осень подарила?»

Цель: Расширять знания о временах года, основных приметах осени: пасмурно, идет мелкий дождь, опадают листья, становится холодно.

ООД «Ранняя осень»

Цель: Учить описывать раннюю осень, находить различия между летом и осенью, отделять от целого куска пластилина части нужного размера и соблюдать пропорции при лепке предмета.


Наблюдения на прогулке


Наблюдение за сезонными изменениями в природе

Цель: формировать представления об изменениях в природе, учить узнавать и описывать приметы осени, узнавать их в стихотворениях; учить определять время года по характерным признакам. Понаблюдать за состоянием погоды. Формировать представление о природном явлении — тумане; учить наблюдению за сезонными явлениями; - подмечать особенности этого явления, делать выводы.

Наблюдение за цветником

Цель: познакомить детей с названиями нескольких цветов, показать их строение, формировать представление о том, что цветы – живые, они растут и изменяются.

Наблюдение за перелетными птицами

Цель: расширять представления о перелетных птицах, об изменении жизни птиц осенью, когда наступают холода; воспитывать любовь и заботу о птицах.

Наблюдение за деревьями осенью

Цель: Расширение и обогащение знаний детей об изменениях, происходящих в жизни деревьев осенью.

Наблюдение за насекомыми

Цель: Развивать интерес к живому миру, наблюдательность, учить устанавливать связи между погодой и поведением насекомых. Закреплять названия насекомых, их пользу для природы. Рассказать, что при наступлении осени все насекомые прячутся от холода (в стволы старых деревьев, в пни, в землю и т. д.)

Рисование


Конспект НОД по рисованию ватными палочками в младшей группе «Осеннее дерево»

Цели занятия:

Учить изображать на листе осеннее дерево с помощью ватных палочек.

Задачи:

Образовательные: Закреплять представления детей о признаках осени.

Изобразительные задачи: Знакомить с нетрадиционной техникой рисования – ватными палочками, учить обводить свою руку, не отрывая карандаш от листа бумаги. Технические задачи: Продолжать формировать навыки рисования тонких линий концом кисти (обводить контур руки, развивать изобразительные навыки и умения, моторику рук.

Воспитательные задачи: Воспитывать бережное и заботливое отношение к родной природе, развивать память и зрительный контроль, самостоятельность, воспитывать аккуратность и любовь к творчеству, развевать фантазию и воображения, терпение, учить анализировать работы свою и товарищей.

Материал для занятия:

лист А-4 белого цвета, акварельные краски, кисть, салфетка для кисти, ватные палочки, баночка с водой, иллюстрации с осенними деревьями.

Ход занятия:

Воспитатель: Я загадаю вам загадку, попробуйте разгадать ее.

Пусто в поле, дождь идёт.

Ветерок срывает листья.

С севера туман ползёт,

Тучи грозные нависли.

Птицы движутся на юг

Чуть крылом касаясь сосен

Догадайся, милый друг,

Что за время года? -.

(Осень

Дети: Осень

Воспитатель: Какие признаки осени вы знаете?

Дети: Листья желтеют, листья опадают, редко светит солнце, птицы улетают на юг, день становится короче, часто идут дожди, становиться холоднее, звери запасают припасы на зиму, белка и заяц меняют шубки.

Воспитатель: Назовите осенние месяцы.

Дети: Сентябрь. Октябрь, ноябрь.

Воспитатель: О каких осенних явлениях природы мои загадки?

С неба капает уныло.

Всюду мокро, всюду сыро.

От него легко спастись,

Лишь зонтом обзавестись. (Дождь)

Тучи нагоняет,

Воет, задувает.

По свету рыщет,

Поет да свищет. (ветер)

Не колючий, светло-синий

По кустам развешан (иней)

Над рекой, над долиной

Повисла белая холстина. (туман)

Листья желтые летят,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так

Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад?

Это просто. (Листопад)

Воспитатель: Верно, это листопад. Листопад – удивительное и очень красивое явление природы! Листья на деревьях начинают менять цвет. И осенние деревья одеваются в разноцветные, яркие наряды. Наступают первые заморозки и начинается листопад. Происходит это в сентябре или в октябре. Опавшие осенние листочки накрывают землю, как ковром, и согревают её холодной зимой.

Воспитатель: Какого цвета становятся листья осенью?

Дети: Желтые, оранжевые, красные.

Воспитатель: Правильно, листья становятся желтыми, красными, коричневыми, оранжевыми, кое-где еще остаются зелеными. Давайте с вами превратимся в осенние листья.

Физкультминутка «Мы листики осенние»

Дует ветер нам в лицо, (Махи перед лицом)

Закачалось деревцо. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

Оторвался с ветки лист, (Руки сверху вниз опускают.)

Закружился, закружился (кружатся)

И на землю опустился. (Приседают.)

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем рисовать осеннее дерево.

Сначала каждый обведет свою руку- это будет дерево. Кисть руки-крона, а часть предплечья – ствол. Акварельными красками заскрасим наше дерево.

А листья нарисуем ватными палочками гуашью.

Самостоятельная деятельность детей.

Итог занятия : Ребята! Вам понравилось рисовать ватными палочками? Предлагаю посмотреть работы друзей.

Выставка работ. Дети выбирают работы, которые им понравились и аргументируют свой выбор.

Воспитатель: Ребята, вы все сегодня очень постарались. Молодцы!


Беседы


«Осень»

Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях

«Почему птицы улетают на юг»

Цель: Закрепить понятия «Перелетные»«Зимующие» птицы, закрепить названия перелетных птиц ласточки, утки, журавли и дрозды, цапля аист дикий гусь. Познакомить со значением слова «оседлые».

«Что изменилось в осеннем лесу»

Цель: уточнить и расширить у детей представления об осеннем пейзаже. Рассказать, как прекрасна природа в это время года.


Дидактические игры


«С какого дерева листок?»

Цель: Учить детей различать деревья по описанию. Развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук.

«Огород-огород, очень много с ним хлопот»

Цель: закреплять знания детей о смене времен года, формировать понятия "овощи", воспитывать уважение к труду взрослых.

"Раздели птиц на перелетных и зимующих"

Цель: закрепить умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных.

Чтение художественной литературы


А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»;

А. Пушкин «Осень» (отрывок)

И. Демьянов «Осень»

А. Барто «Шуточка про Шурочку»

А. Фет «Ласточки пропали»


Октябрь


Беседы

«Осенний урожай»

Цель: развитие речевых навыков; закрепление знаний об овощах, фруктах и других дарах природы; формировать культуру питания; воспитывать аккуратность, чистоплотность; развивать умение работать в коллективе

«Почему деревья сбрасывают листья»

Цель: формировать элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязь в природе; учить исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времен года.


Конспект НОД по нетрадиционному рисованию пальчиками «Осенний листочек»


Цель: продолжать учить детей различать цвета (желтый,оранжевый, красный, рисовать в нетрадиционной технике (пальчиковое рисование) листья деревьев, обогащать сенсорный опыт.

Программное содержание:

Учить детей создавать листочки с помощью изобразительных средств рисование одним пальчиком);

Развивать интерес к рисованию ;

Развивать любознательность, интерес к действиям с красками;

Развивать желание использовать разнообразные цвета;

Развивать чувство формы, цвета композиции;

Развивать связную речь;

Обогащать словарь детей;

Закрепить знание цвета: желтый, красный, оранжевый;

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

Воспитывать самостоятельность, аккуратность;

Воспитывать интерес к красивым явлениям природы.

Методы и приемы:

Словесные методы

Игровые методы

Показ приемов рисования

Словарная работа

Осень, дождь, листопад, желтый, оранжевый, красный.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:

-лист  с изображением листочка

-пальчиковые краски (желтые ,зеленые и красные на каждого ребенка)

-влажные салфетки

ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА:

беседы о временах года

рассматривание иллюстраций на тему «Осень»«Листопад»

разучивание песен об осени

знакомство с цветом

наблюдение за листопадом на прогулке

НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Воспитатель заходит в группу с букетом осенних листьев в корзине.

-Ребята! Я гуляла по лесу и собрала вот такой яркий букет из листьев.

Скажите, какого цвета у меня листочки? Разные. Да, есть и красные, и желтые.

Листья желтые танцуют

С веток падают, летят.

Эту сказку золотую

Называют листопад(О. Киселева)

Ребята! Я гуляла по лесу, любовалась осенними листочками, но начался сильный дождик и размыл все краски на листиках, и они стали тусклые и неяркие . Давайте все  вместе добавим красок в наш листики.

Только вот пальчики наши немного разомнем.

Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять

Будем листья собирать.

Листик желтыйлистик красный

Мы букетик соберем

Медвежатам отнесем.

-Ребята, я предлагаю нарисовать на листочке яркие краскиРисовать мы будем пальчиками. Можно красным цветом нарисовать, можно желтым, зеленым,. Посмотрите, я все пальчики спрячу в кулачок, а один, оставлю. Я беру пальчик и обмакиваю в желтую краску, не весь, а только кончик, и поставлю много-много точек возле листочка. Мой пальчик испачкался. Что нужно сделать? Правильно, вытереть салфеткой. А теперь я обмакну пальчик в красную краску и также приложу к листочку. А теперь ребята, вы, садитесь на свои места (обращаю внимание на осанку) приготовьте свои пальчики и начинайте помогать.

-Варя, ты каким цветом рисуешь(красный). Хорошо!

-А ты, Дима, каким  нарисуешь(желтый). Замечательно.

Можно разными цветами нарисовать. А еще ребята, бывают оранжевые листочки. Только такого цвета у нас нет. Имея два цвета краски можно получить совершенно другой цвет краски. Смотрите, чтобы получить новый цвет, надо смешать две краски желтый и красный. Посмотрите, какой цвет получился?

-Правильно, оранжевый цвет.

В процессе рисования воспитатель помогает некоторым детям. Хвалит.

-Ребята! Какие вы все молодцы! Какого цвета разукрасили мы листочки? Разными. Да, и желтые и красные.


Чтение художественной литературы:


А. Плещеев «Осенняя песенка»

И. Бунин «Листопад»

А. Твардовский «Ноябрь»

Н. Грибачев «Рыжие листья»

Русская народная сказка «Мужик и медведь»



Дидактические игры:

«Узнай по описанию»

Цель: закреплять знания детей о временах года, сезонных изменениях. Учить детей угадывать и описывать предмет по его характерным признакам. Развивать внимание, наблюдательность, находчивость, мелкую моторику рук.

«Когда – это бывает?»

Цель: закрепить представления детей о последовательности (цикличности) изменений в природе весной, летом, зимой, осенью по существенным признакам.


Ноябрь



Беседа: «Осенние хлопоты человека»

Цель: дать детям понятие об осенних приготовлениях человека к зиме на огороде, в саду; познакомить с посадкой деревьев, кустарников, цветов в осенний период, с заготовкой семян; воспитывать желание помочь взрослым в заготовке овощей, фруктов на зиму; развивать эстетическое восприятие окружающего.

Чтение художественной литературы


В. Сутеев «Яблоко»

В. Бианки «Осень» (из сказки-рассказа «Синичкин календарь»)

Н. Сладков «Осень на пороге»

И. Соколов-Микитов «Листопадничек»;

Загадки, пословицы, поговорки;

Рассматривание репродукций картин:


И. С. Остроухов «Золотая осень»,

И. И. Левитан «Золотая осень»,

И. Шишкин «Осень»,

Е. Волков «Октябрь»,

С. Жуковский «Лесное озеро»,

В. Поленов «Золотая осень»,

И. Бродский «Золотая осень» и др. ;

Слушание музыкальных произведений:

Пьеса П. И. Чайковского “Октябрь. Осенняя песня” из цикла “Времена года”, 1-я и 2-я части концерта для скрипки с оркестром А. Вивальди “Осень” из цикла “Времена года”, «Весна и осень» Г. Свиридова, романс Г. Пономаренко на стихи С. Есенина «Отговорила роща золотая», Ф. Шопен «Осенний вальс» (оркестр П. Мориа).


Пение:


«Веселые грибочки» сл. и муз. О. Долгалевой.

«Листик-листик-листопад» сл. и муз. С. Ранда.

«Разговор с осенью» сл. и муз. Л. Лихматуллина.


Дидактические игры:


«Тихо-громко»(динам.)

Цель: Закреплять умение детей в различении динамических оттенков музыки: тихо, громко, не слишком громко.

«Веселый колокольчик»(ритм)

Цель: Развивать ритмический слух детей, умение правильно извлекать звук на колокольчике.

«Выложи мелодию»(ритм)

Цель: Развивать ритмический слух, упражнять детей в определении ритмического рисунка


Подвижные игры:


«Листопад»

Цель: развивать ловкость, быстроту, умение работать в парах.

«Длинная змейка»

Цель: развивать ловкость, быстроту, координацию.

«Филин и птицы»

Цель: развивать двигательные, коммуникативные и творческие способности.

«Заколдованная башня»

Цель: развивать двигательные способности, вырабатывать умения владеть мячом и работать в команде.


Взаимодействие с родителями:


1. Конкурс семейных поделок «Дары осени».

2. Организация выставок детских работ.

3. Папки – передвижки


3. Заключительный этап.

Подведение итогов проекта.

-выставка поделок «Дары осени»

-осенний праздник «Осень».









Анализ результатов работы.


В результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров. Появилось стремление расширять свой кругозор по данной теме. Укрепилось представление о необходимости бережного отношения к природе.

На основе углубления и обобщения представлений об окружающем в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас. У них появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие стихи об осени, иллюстрировать их, работать сообща над общим проектом.

У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.















































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!