Конспект непрерывной образовательной деятельности
по развитию речи во второй младшей группе.
Звуковая культура речи. Звук [у]
Цель: упражнять в четкой артикуляции звука [у]; учить произносить его долго и плавно на одном выдохе. Побуждать произносить звук с разной громкостью (по подражанию). Поощрять самостоятельный поиск нужной интонации (песенка маленького волчонка, песенка филина, игра на дудочке).
Задачи:
Образовательные:
Упражнять детей отчетливо и правильно произносить изолированный звук «У» и звукоподражательные слова с этим звуком.
Продолжать приучать детей внимательно рассматривать рисунки, объяснять содержание иллюстраций.
Активизировать в речи детей обобщающие слова.
Продолжать отрабатывать четкое произношение звука «У»
Развивающие:
Способствовать развитию речевого дыхания, артикуляционной моторики.
Развивать интонационную выразительность речи.
Развивать интересы детей, логическое мышление, внимание.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Воспитывать чувство ответственности, самостоятельности.
Методы и приемы:
Словесные (объяснение, загадывание загадок) и наглядно – действенные (демонстрация).
Материал:
Картинки с изображением предметов, в названии которых имеется звук [у] (улитка, утенок, утка); игрушка волк, филин.
Ход НОД
I. Вводная часть
Воспитатель: Здравствуйте ребята, давайте поиграем с вами на дудочке.
Артикуляционная гимнастика
Упражнение «Дудочка». Попросите ребенка вытянуть губки трубочкой вперед и максимально долго подержать именно так.
Мои губы трубочка,
превратились в дудочку.
Громко я дудеть могу
Ду-ду-ду-ду-ду
Воспитатель: Молодцы, у всех хорошо получилось сыграть на дудочке. Ребята, посмотрите внимательно, кто это к нам пришел?
II. Основная часть:
(Ответы детей), правильно, волк. Это маленький волк, как называют детеныша волка? Правильно, его зовут волчонок. Ребята, волчонок услышал, как мы играли на дудочке и подумал, что это мама зовет его. Ребята, кто знает, как разговаривают волки? (Ответы детей). Правильно (у-у-у-у-у-у-у-у). Похоже на песенку нашей дудочки? Вот волчонок и перепутал, думал его зовет мама, пошёл на звук и заблудился. Давайте, ребята, поможем волчонку отыскать свою маму.
Воспитатель организует обсуждение проблемы и способы ее решения, подводит детей к мысли о том, что нужно подумать, как найти маму волчонка. Поисковый этап.
Практический этап
Воспитатель подводит детей к тому, что волчонок зовет свою маму «у-у-у-у-у-у-у-у-у».
Давайте позовём маму волчонка. (Дети выполняют задание вместе и по одному.)
Воспитатель объясняет, что при произношении звука «У» губы складываются в «трубочку». При произношении звука воспитатель обращает внимание, что бы все дети звук «у» произносили правильно.
Слышится не громкий звук и появляется филин.
Филин спрашивает - зачем вы меня звали?
- дети объясняют, что звали маму волчонка.
Оказывается, что филин тоже говорит «у-у-у-у-у-у-у-у», но с другой интонацией (не протяжно, а глухо). Дети повторяют, как говорит филин (воспитатель следит за правильной интонацией).
Филин говорит, что сможет помочь волчонку отыскать его маму, так, как он летает высоко и с высоты полета ему все видно. Но дети должны отгадать его загадки (дети соглашаются).
На экране появляются картинки с различными изображениями (улитка, утенок, утка).
- На дорожку вышли рожки.
Вы не будете бодать?
Я потрогал их немножко.
Рожки спрятались опять. (Улитка.)
- Удивительный ребенок!
Только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать. (Утенок.)
- Пестрая крякушка
Ловит лягушек,
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочкой. (Утка.)
Воспитатель следит за тем, чтобы дети произносили слова отчетливо.
Воспитатель: молодцы ребята, отгадали все загадки правильно, теперь филин отведет волчонка к маме (дети прощаются с волчонком и филином).
- Ребята, а теперь давайте поможем нашим животным найти свою маму.
Дидактическая игра «Помоги найти маму», на столах разложены фигурки диких животных и их детенышей. Воспитатель объясняет детям правила игры: нужно каждому детенышу найти маму, при этом ребенок должен назвать это животное, как называется его детеныш и сымитировать звукоподражание голосу животного.
А теперь ребята давайте отдохнем
Раз- присядка, два- прыжок,
И опять присядка, а потом опять прыжок.
Это заячья зарядка.
Птички скачут, словно пляшут,
Птички крылышками машут
И взлетают без оглядки.
Это птичкина зарядка.
А лисята, как проснутся,
Любят долго потянуться,
Обязательно зевнуть,
Ну и хвостиком вильнуть.
А волчата спинку выгнут
И легонечко подпрыгнут.
Ну а мишка косолапый,
широко расставив лапы,
То одну, то обе вместе,
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало- начинаем всё сначала.
Вы замечательно справились со всеми заданиями, и в подарок получаете картинку. Назовите что нарисовано на картинке (на картинках изображены следующие предметы: утка, утюг, улитка, удав, улей итд), дети называют и артикулируют звук «У», воспитатель помогает детям выделить голосом звук «У» в словах.
III. Заключительная часть (рефлексивный этап).
- Ребята, понравилось вам сегодня играть?
- Что нового вы узнали?
- Чем вы поделитесь с родителями?
Воспитатель подводит итоги занятия, предлагая детям вспомнить, что они сегодня делали, кому помогали?