Конспект интегрированного занятия по развитию речи с детьми старшей группы на тему «Мой дом»
Цель: Создавать условия для речевого развития детей. Пополнять словарный запас детей.
Обучающие задачи:
Расширить и обобщить знание детей о домах.
Формировать умение составлять уменьшительно-ласкательные слова.
Уточнять и расширять знания детей о разнообразии жилищ для человека, материалах, из которых оно построено.
Закреплять знания о строительных профессиях.
Развивающие задачи:
1.Развивать мышление, внимание, память, зрительное внимание, восприятие.
2.Развивать речь, творческое воображение детей.
Воспитательные задачи:
1.Воспитывать усидчивость, умение дослушивать своих товарищей до конца, не перебивая их своим ответом.
2.Воспитывать умение работать в небольших группах, помогая друг другу.
Методы и приёмы:
Наглядный метод: Просмотр слайдов.
Словесный метод: Беседа, вопрос-ответ, вопросы поискового характера, загадки.
Практический метод: Работа небольшими группами на «строительной площадке»
Предварительная работа: Беседа, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, составление рассказов детьми о своём доме.
Материал для занятия: презентация, альбом, карандаши, цветная бумага, клей, бумажные заготовки домов.
Ход занятия (слайд 1, заставка).
Воспитатель приглашает детей к себе, просит встать в круг.
Станем рядышком по кругу
Скажем «здравствуйте» друг другу
Всем «привет!» и «добрый день»
Нам здороваться не лень
Если каждый улыбнется
Утро доброе начнется
Доброе утро ребята (ответ детей).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся. Проходите, садитесь на стульчики, о чем мы с вами сегодня будем говорить, вы догадаетесь, отгадав загадку. Посмотрите на экран
(слайд № 2)
Это строение
Его проектируют,
Строят, возводят,
Стеклят, утепляют!
Ответ: Дом
Воспитатель: в наших домах много разных комнат, а каких мы сейчас узнаем.
(Слайд № 3)
В этой комнате бывает
Чаще мама наша,
Иногда здесь убегает
Из кастрюли каша.
(Кухня.)
Воспитатель: Ребята, расскажите для чего нужна кухня в доме?
Примерные ответы детей: (на кухне готовят еду, можно выпить чаю, покушать)
(Слайд № 4)
Чистим зубы, моем руки,
Вечером купаемся.
Каждым утром мы без скуки
Просто умываемся.
(Ванная комната.)
Воспитатель: какие предметы находятся в этой комнате?
Примерные ответы детей: (в ванной можно помыть руки перед едой, помыться)
(Слайд № 5)
Сладкий сон
Мне снится ночью
В этой комнате всегда.
А под утро
Лучик солнца
Меня будит иногда.
(Спальная.)
Воспитатель: Для чего нам нужна спальная?
Примерные ответы детей:(в спальне можно полежать, отдохнуть, почитать книгу, лечь спать)
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ (слайд 6)
Лучик, лучик озорной,
Поиграй – ка, ты, со мной. (моргают глазками).
Ну – ка, лучик, повернись,
На глаза мне покажись. (круговые движения).
Взгляд я в лево отведу,
Лучик солнца я найду, (глазки в лево).
Теперь вправо посмотрю,
Снова лучик я найду! (глазки вправо).
(Слайд №7)
В этой комнате вся вместе
Собирается семья,
Иногда повеселиться,
Иногда и поиграть,
Посмотреть всем телевизор
Или книжки почитать.
(Зал, гостиная.)
Воспитатель: Для чего нам нужна эта комната?
Примерные ответы детей:(в гостиной встречают гостей, можно посмотреть телевизор, встретиться всей семьёй за ужином)
(Слайд №8)
Ребята, а в следующей комнате находятся вот эти вещи.
(картинки на мольберте).
Эта комната встречает
Всех, кто к нам приходит в дом.
(Прихожая.)
Примерные ответы детей:(в прихожей снимают верхнюю одежду, обувь, можно оставить сумочку, зонтик)
Воспитатель: Молодцы, ребята, отгадали все загадки и хорошо пояснили назначение разных комнат в доме.
Воспитатель: Дома бывают разные высокие и низкие, большие и маленькие. Ребят, а вспомните в каких домах вы живете? А сколько в них этажей?
Дети: (отвечают)
Воспитатель: Ребята, а сколько этажей может быть у дома?
Дети: 1, 2, 3, 5, 9 этажей. (слайд 9)
Воспитатель: Посмотрите на экран. Что изображено на экране?
Дети: (дома)
Воспитатель: Как будет называться дом с одним этажом?
Дети: Одноэтажный.
Воспитатель: Одноэтажный дом очень красивый, но решили строители, что будем строить дома выше и к одноэтажному дому добавили ещё один этаж. Сколько стало этажей в доме?
Дети: В доме стало два этажа.
Воспитатель: Как называется дом из двух этажей?
Дети: двухэтажный дом
Воспитатель: Следующий дом строители построили ещё выше. К двум этажам в доме они добавили ещё один этаж. Сколько стало этажей в доме?
Дети: в доме стало три этажа.
Воспитатель: Как называется дом из трёх этажей?
Дети: Трёхэтажный дом.
Воспитатель: Посмотрите на следующий дом. Сколько стало этажей в доме?
Дети: в доме стало пять этажей.
Воспитатель: Как называется дом из пяти этажей?
Дети: это пятиэтажный дом.
Воспитатель: Красивый получился дом. Прошло время, и строители решили построить дом ещё выше. Сколько этажей стало в доме? (слайд 10).
Дети: В доме стало девять этажей.
Воспитатель: Как называется дом из девяти этажей?
Дети: Это девятиэтажный дом.
Воспитатель: Молодцы, верно. Ребята, я предлагаю вам поиграть, вставайте около стульчиков, я буду вам задавать вопрос и называть имя того, кто на этот вопрос отвечает. (игра с мячом).
-где живет человек? (в доме)
- Как можно сказать о маленьком доме? (домик)
- О большом доме? (домище)
- Сказочный человек, который живет в доме? (домовой)
- Как назовем дела, которые делаем по дому? (домашние)
- Как называют женщину, которая не работает, а ведет домашнее хозяйство? (домохозяйка)
- В каком еще жилище может жить человек? (в замке, во дворце, в шалаше, в избе, в тереме, в крепости, в палатке)
Воспитатель: молодцы, ребята, (садитесь на стульчики) Вы ответили на все мои вопросы, я вам предлагаю посмотреть на экран, и определить, что же это за жилище для человека.
(слайд №11, 12) замок, палатка, шалаш, терем, крепость
Воспитатель: Молодцы, ребята.
Воспитатель: Подскажите ребята, из чего можно построить дом? (из кирпича, из бетона, из камня, из дерева, из глины, из бумаги, из веток, из пластмассы, из металла, из соломы)
Воспитатель: Ребята, как будет называться дом из кирпича
Дети: – кирпичный дом.
Воспитатель: из пластмассы - пластмассовый
из бумаги - бумажный
из камня – каменный
из металла - металлический
изо льда - ледяной
Воспитатель: Предлагаю отдохнуть. (физкультминутка)
Раз, два, три, четыре, пять. (Дети выполняют ходьбу на месте)
Будем строить и играть.
Дом большой, высокий строим. (Встают на носочки и тянутся руками вверх)
Окна ставим, крышу кроем. (Показать руками окно, крышу — сомкнуть руки над головой)
Вот какой красивый дом! (Указательным жестом вытягивают руки вперед)
Будет жить в нем старый гном. (Приседают) (2 раза)
Воспитатель: Молодцы. Ребята. Садитесь на стульчики
(Заставка) – строительная площадка (14 слайд).
Воспитатель: Ребята, кто строит дома?
Дети: (строители)
Воспитатель: Как вы думаете, люди, каких ещё профессий участвуют в строительстве дома?
Дети: (каменщик, штукатур, маляр, кровельщик, паркетчик, стекольщик, бетонщик, сварщик, сантехник, электрик, плотник).
Ребята, а скажите мне, кто проектирует дома?
Воспитатель: Ребята, а вы бы хотели попробовать стать строителями?
Дети: Хотели бы.
Воспитатель: Посмотрите, перед нами строительная площадка.
1 стол – Посмотрите, лежат карандаши и листы бумаги, что можно здесь делать?
Дети: Здесь можно проектировать (нарисовать), каким будет твой дом.
2 стол – Посмотрите, на столе лежат заготовки домов, клей, ножницы, что здесь может быть?
Дети: Можно построить дома, нужно подумать, сколько будет этажей, какая крыша. (аппликация).
Воспитатель: Подумайте, где и кем бы вы хотели поработать, кому нужен стул, возьмите и можно приступать к работе. Можно объединиться по несколько человек для своей работы. Воспитатель наблюдает за работой детей. По окончании работы, дети рассказывают, что они смастерили.
Воспитатель: Ребята, что вам больше всего сегодня понравилось?
Воспитатель: Что для вас было самым интересным?
Воспитатель: Понравилось ли вам работать на строительной площадке?
Воспитатель: Вы сегодня молодцы, дружно отвечали на мои вопросы, мне тоже было с вами очень интересно.