муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад № 19 «Гномик»
Конспект
открытого интегрированного занятия
«Необыкновенный подарок»
Воспитатель
разновозрастной группы №2(сад)
Сухомлин С.С.
2018 г.
Предварительная работа: беседа с детьми о приближающемся православном празднике Святая Пасха, о его истории, о символах и их значении; чтение детям «Воскресение Христово», А.С.Пушкин «Птичка», А.Н.Плещеев «Легенда», А.А.Блок «Вербочки», С.А.Есенин «Пасхальный Благовест», А.Н.Майков «Христос воскрес!», Г. Снегирев «Пасха» («Любимое чтение в детском саду»; с. 194, 202, 204, 206, 208, 210, 212); рассматривание картинок, иллюстраций с изображением пасхальных куличей и украшенных различным способом яиц, сюжетных картин по теме; рисование пасхальных куличей и яиц, ознакомление с элементами народного орнамента, значением этих элементов, украшение деревянных яиц тонким слоем цветного пластилина.
Цель: закреплять умение детей украшать пасхальные яйца, писанки, гуашью по пластилиновой основе.
Задачи: развивать речь, мышление, память, внимание, творческие способности и воображение, мелкую моторику рук, чувство ритма, цвета, эстетическое восприятие, художественный вкус;
воспитывать доброту, отзывчивость, трудолюбие, интерес к народным традициям;
продолжать знакомить детей с искусством миниатюры на яйце – славянскими писанками, учить детей видеть красоту, своеобразие, самобытность изделий, умению использовать элементы народного орнамента; дать представление детям о специфике композиции и орнаментного строя, о декоративных яйцах; закреплять технические навыки в нанесении на пластилиновую основу узора гуашью и кистью, приобщать детей к истокам русской народной культуры.
Материалы: яйца: сырое, варенное, пустое куриное, пенопластовое, пластмассовое, деревянное; декоративная тарелка-подставка для яиц, деревянные яйца с нанесенным на поверхность слоем цветного пластилина на подставках по количеству детей, «волшебный мешочек», клеенки, салфетки, подставки под кисти, кисти №2, гуашь 1 набор для 2 детей, стаканчики с водой, емкости с жидким мылом, игрушка Буратино, сундучок подсказок, мяч, погремушка, столик маленький, презентация «Пасхальные яйца» (мультимедийный проектор, экран), цветные магниты (5 шт), МР-3 запись – релаксационная музыка.
Методы: художественное слово, игра, беседа, рассказывание, рассуждения, пояснения; презентация, различные яйца, яйца-заготовки, магниты, декоративная тарелка; эксперимент, ТСО.
Ход занятия.
- Организационный момент
- Ребята, подойдите ко мне. У нас сегодня много гостей.
Придумано кем-то и просто, и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
- Здравствуйте!
-Здравствуйте! (дети)
- Сегодня у нас необычный день. Скажите, какой праздник скоро будут встречать православные христиане?
- Святая Пасха.
Словесная игра
- Поиграем «Мяч лови, предложение скажи», вспомним, как люди готовились встречать Пасху (с мячом)
- наводили порядок в избах,
- украшали дом,
- ставили в доме веточки вербы в вазы,
- постились,
- украшали пасхальный стол,
- накрывали стол вкусной едой,
- пекли куличи,
- красили яйца,
- святили пасхи и яйца,
- угощали гостей,
- дарили пасхальные яйца.
Пасха. Празднично кругом!
Чистотой сверкает дом,
Вербы на столе и пасха…
Так светло и так прекрасно!
2. Мотивация
(Шум в коридоре. Кто-то спорит)
- Извините, что происходит?
(«Входит» Буратино)
- А-а-а, это наш известный друг – Буратино.
Б - Здравствуйте, все! Мне необходима ваша помощь.
- Ребята всегда тебе стараются помочь.
Б - Скоро будет Пасха. Мне очень нравится этот православный праздник. О нем рассказала черепаха Тартила, и что на Пасху дарят красивые яйца. Я люблю дарить подарки.
- Ребята, а почему именно яйца нужно дарить?
- Яйца – символ жизни.
- Как называют крашеные яйца?
- Писанки.
Б - Да, когда дарят крашеные яйца, желают здоровья…
- А что еще желают люди друг другу?
- Долгой счастливой жизни, добра, благоденствия на долгие годы…
Б – Но проблема в том, что я хочу подарить красивые яйца своим друзьям, но они же их быстро съедят и подарка на долгие годы не получится. Как сохранить мой сюрприз?
3. Презентация «Пасхальные яйца Фаберже»
- Ребята, мы сможем посоветовать что-нибудь Буратино?
-Я думаю, что у меня это получится. Станьте радугой лицом к экрану. Послушайте интересную историю. Давным-давно в России, в красивейшем городе Петербурге, жила семья по фамилии Фаберже. Глава семьи создал ювелирную фирму. Старший сын Карл трудился там вместе с другими мастерами-ювелирами. Изделия этих мастеров были из золота, серебра, жемчуга, изумрудов – разных драгоценностей. И вот однажды на выставке они привлекли внимание императора Александра III. Он заказал пасхальное яйцо в подарок своей жене Марии Федоровне. И за создание этого яйца-подарка взялись Карл Фаберже и ювелиры его фирмы. (слайд 1) Так было создано первое пасхальное яйцо Фаберже. (слайд 2) Оно было с курочкой-сюрпризом внутри, а в самой курочке находилась корона, а в короне – кольцо. Именно таким и было первое, созданное Фаберже (в 1885 году), яйцо. (слайд 3) Потом были изготовлены пасхальные яйца с другими сюрпризами: Вифлеемская звезда, (слайд 4) Иисус Христос, (слайд5) икона матери Божьей с младенцем, Храм Василия Блаженного. (слайд 6) На заказ императора были изготовлены пасхальные яйца с портретами членов императорской семьи и (слайд 7) именные яйца-подарки. (слайд 8) Мастер Фаберже даже изготовил яйца с сюрпризами-игрушками и (слайд 9) яйцо-сувенир. (слайд 10) Именно такие яйца называют (запомните!) декоративными.
- Ребята, Буратино, вам понятно, какие яйца могут быть подарком на долгое время?
– Ненастоящие. Декоративные
Гимнастика для глаз Буратино, ты с нами!
Дайте отдохнуть глазкам:
- смотри-ка ты налево,
- направо посмотри,
- по кругу проведи,
Закрой глазки,
Отдохни – 1,2,3
И посмотри!
- Расскажите, из каких материалов могут быть изготовлены яйца? Вам поможет волшебный мешочек.
4. Игра с волшебным мешочком
(В нем предметы: деревянные, пластмассовые, пенопластовое яйца, погремушка овальной формы, капсула от киндер-сюрприза, вареное яйцо) Предметы выкладываются на поднос с салфеткой + пустое яйцо)
Б – Как занятно все и просто!
- Мы рады, что тебе, Буратино, все понравилось. Минутку отдохнем?
Физминутка
1,2,3,4,5 –
Надо нам присесть и встать,
Руки развести пошире,
Наклониться – 3,4
И на месте пошагать
1,2,3,4,5.
Все движенья прекратить
И дыханье восстановить.
5. Игра «Найди лишнее»
- Ребята, посмотрите внимательно, подумаете, что на блюде лишнее?
(Погремушка, т.к. она – игрушка).
- Молодцы!
Б – И настоящие яйца лишние – они долго храниться не могут.
- Если яйцо пустое, то может.
Б – как определить его?
- Оно легче, т.к. в нем нет желтка и белка, и вареное яйцо очень быстро крутится, а сырое – нет.
6. Эксперимент (дети)
- Определение по весу пустого яйца (из 3: сырое, вареное, пустое).
- Определение сырого яйца.
7. Изодеятельность
Б – Ребята, как у вас интересно! И все вы делаете вместе, дружно! У меня тоже много друзей. И всем им я хотел подарить подарки - пасхальные яйца. Боюсь, мне не успеть до Пасхи!
- Ребята, вы сможете Буратино помочь?
- Да.
- Как? Посмотрим в наш «сундучок подсказок»? Алиса, принеси нам его, пожалуйста.
(Дети берут сундучок. В нем яйцо, покрытое пластилином, гуашь, тонкая кисть, жидкое мыло) Дети делают вывод, что будут украшать яйца гуашью и жидким мылом.
- Ребята, но ведь вы хотели эти яйца украсить и подарить своим друзьям, близким?
- Но Буратино тоже наш друг и ему нужна помощь.
- Возьмите свои заготовки, займите места.
- Ребята, зачем вам вода?
- Зачем вам жидкое мыло?(Чтобы краски наносить на жирный пластилин, и они не скатывались)
- Вспомните, какие орнаменты вы сможете нарисовать, что обозначают элементы, подумайте, какого цвета краски вы будете использовать. Подготовимся к работе.
Пальчиковая игра
Как возьмемся мы за дело,
Делаем все быстро, смело.
Руки наши – молодцы,
Ну, а пальцы – удальцы!
Самостоятельная деятельность
(Буратино «ходит» возле детей, смотрит, комментирует, хвалит)
8.Итог
Дети с украшенными пасхальными яйцами на подставках подходят к Буратино, показывают ему свои работы.
- Ребята, станьте радугой. Составьте о своих поделках небольшой рассказ. Вспомните, что такое рассказ?
- Это несколько предложений по одной теме.
-Что такое предложение?
- Предложение – это законченная мысль.
- Я помогу вам составить рассказ. (На доске – 5 магнитов: 1 – Название рассказа.
2 – Что это? 3 – Из чего яйцо? 4 – Какое оно? 5 – Для чего? Как можно использовать?
Б – Какие замечательные у вас получились пасхальные яйца! Моим друзьям они очень понравятся.
- Ребята, вспомните друзей Буратино.
- Мальвина, Пьеро, Артемон, Арлекин, черепаха Тартила, лягушата, папа Карло, Джузеппе, сверчок…
Б - Спасибо вам, ребята, и за дружбу, и за доброту!
- Ребята, освободите от подставок свои поделки, положите их на декоративную тарелку.
(Дети снимают свои поделки с подставок, кладут на декоративную тарелку с ячейками. Буратино благодарит детей, прощается с ними. Дети провожают Буратино)