СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Композиционные особенности описания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по родному (русскому) языку. Учебник О.М. Александровой . Раздел Речь.Текст

Просмотр содержимого документа
«Композиционные особенности описания»

Тема Композиционные особенности описания, повествования, рассуждения

Цель: углубить общее понятие о типах речи, повторить приёмы разграничения описания, рассуждения и повествования; познакомить со структурой повествования, описания и рассуждения, особенностями употребления в тексте. Вырабатывать навык пользования разными типами речи в различных ситуациях.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания. Чтение и обсуждения сочинений-миниатюр.

  2. Вспоминаем то, что знаем.

Какие секреты текста мы раскрыли на прошлом уроке?

(У текста есть тема и основная мысль, мы убедились, что выразительные средства языка делают текст образным и красивым. Каждый текст имеет композицию).

  1. Говорит Напоминайкин

На уроках русского языка мы познакомились с разными типами речи. Назовите их. А кто расшифрует схему?

(Повествование, описание, рассуждение, повествование – несколько фотографий, описание – одна фотография. Рассуждение – нет фотографий)

- Правильно. Молодцы! А я хочу напомнить вам, что к повествованию можно поставить вопрос: что произошло? К описанию – какой? К рассуждению - почему?

4. Работа с учебником.

Откройте учебник на с.137, упр. 179

1) Прочитайте фрагменты рассказа Юрия Вячеславовича Сотника «Как я был самостоятельным». Объясните, что их объединяет и чем они различаются. Попробуйте задать вопрос к каждому фрагменту.

1. Козёл был чёрный с белыми пятнами. Одного глаза на белой половине морды у него не было, а глаз на чёрной половине был открыт и смотрел безумным взглядом, каким смотрит с картины Иван Грозный, убивший своего сына. На правом роге козла, как чек в магазине, был наколот квадратный кусочек синей материи.

2. Козёл повернулся, красиво встал на дыбы, Дудкин ойкнул и захлопнул за собой дверь. В  следующий момент рога так треснули по ней, что сверху побелка посыпалась. Потом козёл снова повернулся, опустил рога и мелкими шажками потопал ко мне. Я шмыгнул в комнату и запер дверь на крючок.

3. Я  не боялся прихода участкового, я был даже рад, что он придёт, и думал только о том, как он попадёт в квартиру. И  вдруг у меня мелькнула такая мысль: козёл сейчас в комнате родителей. Что, если я в одну секунду проскочу переднюю, открою входную дверь… А там лестница, а там двор, а там люди, от которых мне попадёт, но которые избавят меня от козла…


- Что объединяет тексты? (Главное действующее лицо – козёл).

- Чем они различаются? (Они разные по содержанию. В 1-м тексте описывается козёл; во втором – говорится о его поведении; в 3-м – размышления автора о том, как избавиться от козла).

5. Узелки на память

1 ряд прочитайте теоретический материал на с.139,

2 ряд – на с.141,

3 ряд – на с. 142, сделайте вывод, с какой целью употребляется тип речи, какова композиционная особенность типа речи.

Запись в тетрадь

П – обычно говорится о последовательных действиях и событиях:

1.Сначала 2. Потом 3. Затем… 4….и наконец, т.е присутствуют композиционные элементы.

О – говорится об одновременных признаках. Изображаются предметы, люди, животные, природа, действия.

Р – излагаются причины явлений и событий, их взаимная связь. В  зависимости от цели высказывания можно выделить рассуждение-объяснение, рассуждение-доказательство, рассуждение-размышление.


Вывод: итак, мы выделили композиционные особенности Описания, повествования и рассуждения.

6. Работа в парах.

Упр. 180. 1) Прочитайте фрагменты рассказа Олега Флавьевича Кургузова. Какая тема их объединяет? Озаглавьте каждый фрагмент, уточнив в заголовке его тему.

1. Мама говорит, что наш кот Лукьян — интеллектуал.

Он самостоятельно поднимается к нам на третий этаж, самостоятельно стучит в дверь. А уж открывает ему мама.

Другие коты к нам в дверь обычно не стучат. Но мама хочет приучить Лукьяна к порядку, поэтому она спрашивает:

— Лукьян, это ты?

— Мяу, — говорит Лукьян.

С улицы кот приходит голодный, мама даёт ему еды. Например, рыбу.

— Ешь, Лукаша,  — говорит мама.

И кот ест. Без разрешения он никогда ничего не ест.

2. Вчера мама сказала, что авторитет кота резко упал в её глазах.

Мама резала колбасу на столе. А потом повернулась спиной и стала мыть сковороду под краном. И тут Лукьяну захотелось кое-чего отведать. Он забрался на стул и потянулся к колбасе. Тянулся, тянулся и оглядывался на маму.

Лукьян не знал, что сковорода не очень грязная и мама помоет её очень быстро.

— Ты что делаешь, Лукаша?!  — воскликнула мама, повернувшись к столу.  — Как тебе не стыдно!

Коту стало стыдно, и он опустил глаза.


7.Чтение и обсуждение рассуждений

Упр. 187. Пятиклассники определяли типы речи текстов из упражнения 180. Сравните рассуждения учеников, назовите композиционные элементы рассуждения и определите, в какой последовательности они расположены.

1. Первый текст  — это рассуждение. Автор выдвигает тезис, что его кот является интеллектуалом, и доказывает его, приводя примеры мудрого поведения кота. Содержание этого текста нельзя запечатлеть на фотографии. Эти особенности композиции и содержания и позволяют сделать вывод, что текст является рассуждением.

2. Во втором тексте рассказывается о случае с котом. В нём перечислены последовательные действия, которые обозначены глаголами совершенного вида. Чтобы передать рассказанное в тексте на фотографиях, понадобится несколько снимков. Следовательно, в тексте использовано повествование.

Подведение итогов урока.

-К каким типам речи относятся тексты в зависимости от содержания и композиции?

- Какие вопросы можно задать к каждому типу речи?

- Что собой представляет повествование?

- Что собой представляет описание?

- Что собой представляет рассуждение?


Рефлексия. Слово учителя.

Мне хочется закончить наш урок строчками из стихотворения Б. Пастернака

Во всем мне хочется дойти

До самой сути

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.


До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины.


Все время схватывая нить

Судеб, событий,

Жить, думать, чувствовать, любить,

Свершать открытья.

Думайте, чувствуйте, любите, фантазируйте, анализируйте, исследуйте, философствуйте – живите!!!


Дома: Упр.185













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!