СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока русского языка по ФГОС в 6 классе по теме «Описание как тип речи»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Тип  урока: урок повторения  и углубления изученного.

Цели урока:

1) расширить и углубить представление о разновидностях описания;

2) дать общее понятие об особенностях построения и отбора языковых средств текстов-описаний разных видов;

3) учить использовать соответствующие композиционные и языковые средства в процессе создания описания.

Просмотр содержимого документа
«Дополнение Конспект ФГОС Описание виды опис - копия»

Описание как тип речи

Тип речи

На какой вопрос отвечает

О чём говорится в тексте

Типичное строение

Типичные языковые особенности

Описание













Приём фотографирования

Виды описания

Описание предмета

Описание места

Описание состояния природы

Текст


Текст

Текст


День был мягкий и мглистый. Красноватое солнце невысоко висело над длинными, похожими на снеговые поля, слоистыми облаками. В саду стояли покрытые инеем розовые деревья. Неясные тени на снегу были пропитаны тем же теплым светом. (А.Н. Толстой)

Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе… Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника. (М.Шолохов)

Женя заглянула в соседнюю комнату. Здесь стоял письменный стол, на нем чернильный прибор, пепельница, небольшое зеркало. Справ лежал старый ободранный револьвер. Тут же у стола в исцарапанных ножнах стояла кривая турецкая сабля. (А.Гайдар)

Беглецы притаились в пещере. 
Что теперь делать? Бежать? Но Артемон, весь забинтованный, крепко спал. Пес должен был спать двадцать четыре часа, чтобы зажили раны.
 Неужели же бросить благородную собаку одну в пещере? 
Нет, нет, спасаться - так всем вместе, погибать - так всем вместе! (А.Толстой)

Кот попался этим же вечером. Он украл со стола кусок ливерной колбасы и полез с ним на березу. Мы начали трясти березу. Кот уронил колбасу, она упала на голову Рувиму. Кот решился на отчаянный поступок. С ужасающим воем он сорвался с березы, упал на землю, подскочил, как футбольный мяч, и умчался под дом. (К.Паустовский)




Одна картинка



Что происходит с предметом, человеком?

О причинах действий, признаков, событий

Тезис

Аргументы

Вывод

Использование глаголов прош. времени сов.вида



Несколько картинок



Каков?

Об одновременных признаках

Общее впечатление.

Детали и признаки

Использование прилагательных


Просмотр содержимого документа
«Конспект ФГОС Описание виды опис»

Тема _____________________________________________________________

  1. Вспоминаем то, что знаем

Впишите во вторую графу признаки, соответствующие типу речи.

Тип речи

Признак

Текст отвечает на вопрос …


В тексте говорится о …


Типичные языковые особенности:


Приём фотографирования


Стили речи


2. Открытие новых знаний


Текст 1

Текст 2

Текст 3

Цель




Вид




Строение

1.

2.

Вывод

Картины природы в рассказе отражают…_______________

___________________________

___________________________

____________________________

Описание интерьера является…_________________

__________________________

__________________________

__________________________

Описание внешности позволяет узнать о…

_________________________

_________________________

_________________________

Ему отвели над кухней каморку; он устроил ее себе сам, по своему вкусу. Соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбанах – истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на нее – не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика – стул на трех ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим бывало поднимет его, уронит и ухмыльнется. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только черный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой на пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили...

3. Хочу узнать подробнее по теме урока _____________________________

_________________________________________________________________

На уроке я работал ______________________________(активно-пассивно)

Своей работой на уроке я ________________________(доволен-не доволен)

Материал урока был ______________________________________________

(полезен-бесполезен, понятен – не понятен, интересен – скучен)

Текст 1. Случилось на небе в это время одно облачко. Оно явилось как холодная синяя стрелка и пересекло собой пополам восходящее солнце.

- Я с тобой больше спорить не буду: ты иди по своей тропе, я же пойду на север сам по себе.

Настя рассердилась.

Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла все солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетенные корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали. (М.М.Пришвин)

- Докажите, что картина природы в рассказе отражает настроение человека.

Текст 2. Ему отвели над кухней каморку; он устроил ее себе сам, по своему вкусу. Соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбанах – истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на нее – не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика – стул на трех ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим бывало поднимет его, уронит и ухмыльнется. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только черный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой на пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили... (И.С.Тургенев)
- Докажите, что интерьер является важной характеристикой героя. Что можно сказать о Герасиме, прочитав описание его каморки?
Текст 3. Приятели нагнали пацана, который шел почему-то по мостовой, прямо по ее середине, где просторнее всего и жарче. Пацан был необычный, и ребята некоторое время шли вровень, чтобы получше разглядеть. 

Лет ему, наверное, шесть. Лицо крепкое, смуглое, а на нем, как окна настежь, большие глаза ясно-серого цвета. Не толстый, но походка развалистая, из-за кривых ног, вокруг которых болтаются широкие выцветшие шортики. Белая рубаха тоже, видно, перешита – нагрудный карманчик приходится почти на животе. 

Ничего во всем этом чрезвычайного не было, но пацан шел так, будто он в центре, а вся вселенная где-то по краям! Одной рукой машет – она у него зажата в кулак. Другую завел за спину. Затылок выдается назад, хотя голову он держит прямо. А главное, чешет серединой улицы по такой жаре. На них с Костей даже не взглянул.  (Ричи Достян)

- Докажите, что через внешность можно узнать о характере человека, его внутреннем мире, настроении. 

Вечерняя заря погасала, и в воздухе начинали густеть и разливаться холодные тени… Меня тотчас охватила неприятная, неподвижная сырость, точно я вошел в погреб; густая высокая трава на дне долины, вся мокрая, белела ровной скатертью; ходить по ней было как-то жутко. Летучие мыши носились, таинственно кружась и дрожа на смутно-ясном небе… Какие-то некошеные, низкие кусты широко расстилались передо мною. Ночь приближалась и росла, как грозовая туча… Так уныло висело небо, что сердце у меня сжалось. (И.С.Тургенев)

_________________________________________________________________________

Свежая струя пробежала по моему лицу. Утро зачиналось. Еще нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке. Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса́, и жидкий, ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею. Тело мое ответило ему легкой, веселой дрожью. Я проворно встал и подошел к мальчикам. Они все спали как убитые вокруг тлеющего костра; один Павел приподнялся до половины и пристально поглядел на меня. (И.С.Тургенев)
_____________________________________________________________________________































Конспект урока

- Прочитайте тексты и ответьте на вопрос: что их объединяет? Назовите тему урока. Открывает один лист. Описание как тип речи. Позже уточним тему.

- Для чего обращаемся к теме?

- Предположите, каким может быть план урока (какие вопросы будем рассматривать). По каким признакам узнать описание?Как строятся описания?Как создать текст описание?

Работа с таблицей 1 (у каждого ученика) по плану:

На какой вопрос даётся ответ в тексте?

О чём говорится в тексте?

Типичные языковые особенности.

Приём фотографирования.

Стили речи.

- Для чего выполнили эту работу?

- Мы знали это в 5 классе. Что нового? Чем отличаются тексты? Уточните тему. (виды описания)

Предлагаю выполнить подробный анализ трёх текстов и заполнить таблицу «Открываем новые знания» каждому.

Прочитаем текст 1.

Случилось на небе в это время одно облачко. Оно явилось как холодная синяя стрелка и пересекло собой пополам восходящее солнце.

- Я с тобой больше спорить не буду: ты иди по своей тропе, я же пойду на север сам по себе. …Настя рассердилась.

Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла все солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетенные корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали. (М.М.Пришвин)

Анализ текста 1

- Назовите вид описания. Описание состояния природы.

- Как называется картина природы  в  художественном произведении?

- Как строится описание? Сначала даётся общий план (Неподвижные, как изваяния, сидели на камне охотники за сладкой клюквой. Солнце, такое горячее и чистое, вышло против них над болотными елочками. Но случилось на небе в это время одно облачко. ) и говорится о её отличительных особенностях. Затем описываются отдельные детали, с помощью которых эти особенности создаются.

- Какие элементы среды названы в тексте? Небо, солнце, ветер, деревья.

- Укажите их признаки.

- Докажите, что картины природы в рассказе отражают настроения человека.

Вывод. Пейзаж в произведении отражает чувства, настроение героев рассказа.

Читаем текст 2.

Ему отвели над кухней каморку; он устроил ее себе сам, по своему вкусу. Соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбанах – истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на нее – не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика – стул на трех ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим бывало поднимет его, уронит и ухмыльнется. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только черный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой на пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили... (И.С.Тургенев)

Анализ текста 2

Обычно дом становится похож на тех, кто в нём живёт. У писателей есть даже такой приём: описав дом, дать тем самым характеристику хозяевам. (М.Рощин)

  • - Назовите вид описания. Описание места

  • - О чём говорится в тексте?

  • - Назовите языковые средства, которые автор использовал для создания этого описания.

Языковые средства: существительные тематической группы «мебель»; существительные с предлогами, помогающими выражать значение местоположения; слова со значением признака; предложение с однородными членами.

Выделяем маркером на листах!

- Представьте себе, что повесть «Муму» вам ещё не известна. Что можно сказать о Герасиме, прочитав описание его каморки?

- Как строится описание?

1)общее впечатление,

2) детали, которые это впечатление создают, - перечень предметов, указание на их местоположение (над кухней, кровать, под кроватью сундук) и признаки (из дубовых досок, богатырскую, дюжий, крепкого свойства, такой прочный и приземистый). Выделяем маркером детали и признаки!



Текс 3. Прочитайте отрывок из повести Ричи Достян «Тревога»

Приятели нагнали пацана, который шел почему-то по мостовой, прямо по ее середине, где просторнее всего и жарче. Пацан был необычный, и ребята некоторое время шли вровень, чтобы получше разглядеть. Лет ему, наверное, шесть. Лицо крепкое, смуглое, а на нем, как окна настежь, большие глаза ясно-серого цвета. Не толстый, но походка развалистая, из-за кривых ног, вокруг которых болтаются широкие выцветшие шортики. Белая рубаха тоже, видно, перешита – нагрудный карманчик приходится почти на животе. Ничего во всем этом чрезвычайного не было, но пацан шел так, будто он в центре, а вся вселенная где-то по краям! Одной рукой машет – она у него зажата в кулак. Другую завел за спину. Затылок выдается назад, хотя голову он держит прямо. А главное, чешет серединой улицы по такой жаре. На них с Костей даже не взглянул.  (Р.Достян)

Анализ текста 3.

Назовите вид описания. Описание предмета(человек, животное, архитектурное сооружение и т.д)

- Чем мальчик привлёк ребят? Шел почему-то по мостовой, прямо по ее середине, где просторнее всего и жарче.

- Озаглавьте текст так, чтобы в нём отражалась основная мысль текста? Необычный пацан 
- Что заключает в себе слово н е о б ы ч н ы й? Оценку

- Как строится? 1часть – названо описываемое лицо и общее впечатление, оценка. 2 часть – детали (лицо, рука, затылок, рубаха) и признаки, характеризующие внешний вид мальчика. 
- Какими способами они обозначаются? Для обозначения деталей описываемого предмета, явления часто используются существительные определённых тематических групп (например, черты лица, одежда). А для выражения признаков этих предметов, явлений – прилагательные, наречия, яркая глагольная лексика: крепкое, смуглое (лицо), большие, ясно-серого цвета (глаза); перешита (рубаха), выцветшие шортики и т.д.

- Ничего во всем этом чрезвычайного не было… Но тем не менее мальчики продолжают разглядывать паренька. Почему? Внешность мальчика определяется его внутренним состоянием. В заключительной части отрывка показываются те детали внешности, походки, поведения, в которых заключена необычность мальчика, его характер.

- Какие сравнительные обороты использует автор, чтобы показать характер?будто он в центре, а вся вселенная где-то по краям!

- Что можно сказать о характере мальчика? Независимость, самостоятельность, достоинство, выносливость. 
- Эти качества названы автором? Нет, мы их «выводим» из описания. Почему в конце отрывка автор повторяет, что мальчик шёл серединой улицы по такой жаре? Важно показать основные черты характера.

Лексическая работа

- Давайте сейчас выберем из текста слова, которые автор использует для описания лица, глаз и т.д. 
Лицо – крепкое, смуглое. 
Глаза – большие, ясно-серого цвета, как окна настежь. Глаза – это зеркало души. (Л.Н.Толстой). Походка – развалистая (ещё м.б. быстрая, подпрыгивающая)
Руки – зажаты в кулак, заведены за спину (м.б в карманах, болтаются)
Голова – держит прямо, затылок выдается назад (м.б. наклонена вперед, высоко поднята). 
- Мы с вами подобрали много слов. А теперь скажите, всем ли подойдут эти слова?

Для описания определенной личности (человека) необходимы слова, которые отражали бы ее внутренний мир, характер, настроение. Именно через внешность мы можем судить о человеке. Чтобы точнее описать внешность человека, надо найти неповторимое в его облике, то, что отличает каждую личность. 

Описание внешности – один из самых трудных видов описания. Чтобы доказать это – вот вам задание: опишите самих себя.

Ребята, вы обратили внимание на то, что выступления ваших товарищей очень похожи. Вы пока еще не можете отмечать особые приметы, не можете отыскать неповторимую деталь внешности, вот почему ваши описания похожи, как если бы описывали братьев.

На ваших лицах появилась у л ы б к а. Вот вам еще одна очень важная деталь в описании внешности человека – у л ы б к а. Обычно вы упускаете эту деталь. А ведь Л.Н.Толстой писал: «Улыбка скажет о человеке все. Добр или зол, умен или нет, красив ли – все покажет».

Заполните таблицу 2.

Групповая работа. Жизненная ситуация. Вы сценарист тележурнала «Ералаш». В сценарии нужно представить портрет главного героя - описать его внешность, характер. Прототипом может быть любой из твоих одноклассников.

Результат. Небольшой текст-описание внешности героя с использованием имён прилагательных.

- Какие элементы внешности вы будете использовать при описании героев?  

Для описания вы должны иметь определенный лексический материал. Выберете из словарика те слова, которые вы могли бы использовать для описания лица, глаз, улыбки и т.д. Найди неповторимую деталь внешности. Главное - надо уметь через внешность описать характер человека, его настроение, попробовать догадаться о его внутреннем мире: чем он интересуется, что его волнует, что ему нравится и т.д.  

Помните о строении текста-описания!

М.А.Шолохов писал в «Судьбе человека»: 
«Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе… Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника».  


Критерии оценки для групп.

Представление сочинений.

Рефлексия. Закончите предложения:

Хочу узнать подробнее по теме урока

На уроке я работал … (активно-пассивно)

Своей работой на уроке я… (доволен-не доволен)

Материал урока был … (полезен-бесполезен, понятен – не понятен, интересен – скучен)

Оцените свою работу.










Создание текста

Группа учащихся:____________________

Критерии оценки


1 гр.

2 гр.

3 гр.

4 гр.

Содержание соответствует теме. (1балл)





Типичное строение текста – описания. (1 балл)





Типичные языковые особенности текста-описания (1-2балла)





В тексте используются выразительные средства. (1-2балла)





Активность группы в решении жизненной задачи. (1-2балла)





Итог





Критерии оценки

Отлично - 8 баллов.

Хорошо – от 5 до 7 баллов.

Удовлетворительно – 4 балла

Создание текста

Группа учащихся:____________________

Критерии оценки


1 гр.

2 гр.

3 гр.

4 гр.

Содержание соответствует теме. (1балл)





Типичное строение текста – описания. (1 балл)





Типичные языковые особенности текста-описания (1-2балла)





В тексте используются выразительные средства. (1-2балла)





Активность группы в решении жизненной задачи. (1-2балла)





Итог





Критерии оценки

Отлично - 8 баллов.

Хорошо – от 5 до 7 баллов.

Удовлетворительно – 4 балла

Создание текста

Группа учащихся:____________________

Критерии оценки


1 гр.

2 гр.

3 гр.

4 гр.

Содержание соответствует теме. (1балл)





Типичное строение текста – описания. (1 балл)





Типичные языковые особенности текста-описания (1-2балла)





В тексте используются выразительные средства. (1-2балла)





Активность группы в решении жизненной задачи. (1-2балла)





Итог





Критерии оценки

Отлично - 8 баллов.

Хорошо – от 5 до 7 баллов.

Удовлетворительно – 4 балла

Создание текста

Группа учащихся:____________________

Критерии оценки


1 гр.

2 гр.

3 гр.

4 гр.

Содержание соответствует теме. (1балл)





Типичное строение текста – описания. (1 балл)





Типичные языковые особенности текста-описания (1-2балла)





В тексте используются выразительные средства. (1-2балла)





Активность группы в решении жизненной задачи. (1-2балла)





Итог





Критерии оценки

Отлично - 8 баллов.

Хорошо – от 5 до 7 баллов.

Удовлетворительно – 4 балла







Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта Описание»

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС в 6 классе по теме

«Описание как тип речи»

(по учебнику С.И.Львова)

Тип урока: урок повторения и углубления изученного.

Цели урока: 1) расширить и углубить представление о разновидностях описания; 2) дать общее понятие об особенностях построения и отбора языковых средств текстов-описаний разных видов; 3) учить использовать соответствующие композиционные и языковые средства в процессе создания описания.

Цели как деятельность учеников:

М/р: самостоятельно формулировать тему, составлять план работы, прогнозировать и корректировать свою деятельность.

М/п: пользоваться разными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим) и рефлексировать вид чтения, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (из слов, текста в таблицу, схему).

М/к: свободно излагать свои мысли, соблюдая нормы построения текста, формулировать собственное мнение, координировать его с позицией партнёров, участвовать в речевом общении; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

5ЛР: восстановить сведения о типе речи описание; формировать умение дифференцировать тексты-описания (предмета, места, состояния природы); выявлять признаки текста, анализировать текст (описание) и создавать текст определённого типа.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

Готовятся к работе.



II. Формулирование темы урока с последующим планированием деятельности.

Записывает дату.

Даёт задание на повторение пройденного материала.

Предлагает прочитать тексты и ответить на вопрос: что их объединяет? Просит назвать тему урока. Открывает один лист. Описание как тип речи.

Позже предлагает уточнить тему.

Задаёт проблемный вопрос: для чего изучаем?

Предположите, каким может быть план урока (какие вопросы будем рассматривать).






Называют тему урока. Записывают тему на листы (раздаточный материал).



Отвечают на проблемный вопрос: для создания собственных текстов.

Предлагают план урока:

По каким признакам узнать описание?

Как строятся описания?

Как создать текст описание?

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему урока.

3. Планировать деятельность на уроке.





III. Обобщение и систематизация изученного.


Просит прочитать тексты и доказать принадлежность типу.

Предлагает работу с таблицей 1 (у каждого ученика) по плану:

1. На какой вопрос даётся ответ в тексте? 2. О чём говорится в тексте? 3. Типичные языковые особенности. 4.Приём фотографирования. 5. Стили речи.




Просит учеников объяснить, для чего они выполняли эту работу.

Работают в парах

Ответ строят в учебно-научном стиле как рассуждение, где сначала выдвигается тезис о типе речи, а затем приводятся аргументы (доказательства).

Заполняют таблицу: вписывают во вторую графу признаки, соответствующие типу речи, пользуясь планом.

Выступают на лингвистическую тему. Остальные дополняют.



Вспомнили признаки описания.

ТОУУ


Развивается умение определять тип речи предложенного текста на основе выявленных признаков описания.


IV. Открытие новых знаний.

Подводит ребят к тому, что описание как тип речи изучали в 5-ом классе. Что нового? Чем отличаются тексты?



Предлагает выполнить подробный анализ трёх текстов и заполнить таблицу 2 «Открываем новые знания» каждому.

Беседа по вопросам.

Текст 1.

- Как строится описание?

- Докажите, что картины природы в рассказе отражают настроения человека.

Текст 2.

- Докажите, что это описание помещения (интерьера).

- Представьте себе, что повесть «Муму» вам ещё не известна. Что можно сказать о Герасиме, прочитав описание его каморки?

- Как строится описание?

  Текст 3.

- Чем мальчик привлёк ребят? Озаглавьте текст так, чтобы в нём отражалась основная мысль текста?
- Что заключает в себе слово н е о б ы ч н ы й? - А теперь скажите, как построен текст? - Какими способами они обозначаются? - Мальчики продолжают разглядывать паренька. Почему? - Какие сравнительные обороты использует автор, чтобы показать характер? - Что можно сказать о характере мальчика? - Эти качества названы автором?

Лексическая работа

-Всем ли подойдут эти слова?

Описание внешности – один из самых трудных видов описания. Учитель просит описать самих себя (1 мин).

Говорят о том, что может быть предметом описания. Уточняют тему: виды описания.

Отвечают на вопросы. Заполняют графы таблицы:


Цель описания.

Вид описания.

Строение текста.

Делают вывод:

Пейзаж в произведении отражает чувства, настроение героев рассказа.



Делают вывод:

Описание интерьера является важной характеристикой героя.





Делают вывод:

Описание внешности позволяет узнать о характере человека, его внутреннем мире, настроении. 












Выбирают из текста слова, которые автор использует для описания лица, глаз и т.д. 

После лексической работы делают вывод: Для описания определенной личности (человека) необходимы слова, которые отражали бы ее внутренний мир, характер, настроение. Именно через внешность мы можем судить о человеке. Чтобы точнее описать внешность человека, надо найти неповторимое в его облике, то, что отличает каждую личность. 



V. Развитие учебно-языковых и речевых умений.


Предлагает создать тексты (решить жизненную задачу): пользуясь словарём, описать внешность, характер главного героя тележурнала «Ералаш».









Выдаёт группе критерии оценки за творческую работу

Содержание соответствует теме.

Типичное строение текста-описания. Типичные языковые особенности текста-описания.

В тексте используются выразительные средства. Активность группы в решении жизненной задачи.


Работают в группах (четвёрках).

Пользуясь словарём, подбирают лексический материал по тематическим группам и составляют описание внешности героя. Выбирают из словарика те слова, которые можно использовать для описания лица, глаз и т.д., отыскать неповторимую деталь внешности, описать характер героя, его настроение, его внутренний мир: чем он интересуется, что его волнует, что ему нравится и т.д.  Представляют небольшой текст-описание внешности героя с использованием имён прилагательных. Остальные оценивают ответы, ориентируясь на критерии.





Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной форме в выбранном стиле.

2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

3. Взаимодействовать в группе, осуществлять речевой самоконтроль.

Регулятивные, познавательные

Работа со словарём Коммуникативные УУД

1. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

2. Участвовать в речевом общении и осуществлять речевой самоконтроль.

VI. Итог урока.

Организует рефлексию, предлагая клише.

Обобщает сказанное.

Благодарит за работу. Оценивает ответы.

Составляют внутреннюю речь.

Используют клише для рефлексии.

Хочу узнать подробнее по теме урока

На уроке я работал … (активно-пассивно)

Своей работой на уроке я… (доволен-не доволен)

Материал урока был … (полезен-бесполезен, понятен – не понятен, интересен – скучен)

Оценивают свою работу.

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.


ТОУУ

VII. Домашнее задание.

Объясняет домашнее задание разного уровня сложности.

1. Упр.

2. Подобрать небольшие тексты-описания

Записывают задание в дневник.

Подают дневники для оценки учителю.

Дифференцированные задания




Просмотр содержимого презентации
«6 кл. ФГОС Описание как тип речи Виды»

Русский язык 6 класс

Русский язык

6 класс

Повторение изученного

Текст 1 . Случилось на небе в это время одно облачко. Оно явилось как холодная синяя стрелка и пересекло собой пополам восходящее солнце.- Я с тобой больше спорить не буду: ты иди по своей тропе, я же пойду на север сам по себе. Настя рассердилась.Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла все солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетенные корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали. (М.М.Пришвин)

Текст 2. Ему отвели над кухней каморку; он устроил ее себе сам, по своему вкусу. Соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбанах – истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на нее – не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика – стул на трех ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим бывало поднимет его, уронит и ухмыльнется. (И.С.Тургенев)

Текст 3.Приятели нагнали пацана, который шел почему-то по мостовой, где просторнее всего и жарче. Пацан был необычный. Лет ему, наверное, шесть. Лицо крепкое, смуглое, а на нем, как окна настежь, большие глаза ясно-серого цвета. Не толстый, но походка развалистая, из-за кривых ног, вокруг которых болтаются широкие выцветшие шортики. Белая рубаха тоже, видно, перешита – нагрудный карманчик приходится почти на животе. Ничего во всем этом чрезвычайного не было, но пацан шел так, будто он в центре, а вся вселенная где-то по краям! (Ричи Достян)

Повторение изученного

Описание как тип речи.

Текст 1 . Случилось на небе в это время одно облачко. Оно явилось как холодная синяя стрелка и пересекло собой пополам восходящее солнце.- Я с тобой больше спорить не буду: ты иди по своей тропе, я же пойду на север сам по себе. Настя рассердилась.Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла все солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетенные корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали. (М.М.Пришвин)

Текст 2. Ему отвели над кухней каморку; он устроил ее себе сам, по своему вкусу. Соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбанах – истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на нее – не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика – стул на трех ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим бывало поднимет его, уронит и ухмыльнется. (И.С.Тургенев)

Текст 3. Приятели нагнали пацана, который шел почему-то по мостовой, где просторнее всего и жарче. Пацан был необычный. Лет ему, наверное, шесть. Лицо крепкое, смуглое, а на нем, как окна настежь, большие глаза ясно-серого цвета. Не толстый, но походка развалистая, из-за кривых ног, вокруг которых болтаются широкие выцветшие шортики. Белая рубаха тоже, видно, перешита – нагрудный карманчик приходится почти на животе. Ничего во всем этом чрезвычайного не было, но пацан шел так, будто он в центре, а вся вселенная где-то по краям! (Ричи Достян)

Описание как тип речи   - Для чего обращаемся к теме? - Предположите, каким может быть план урока.

Описание как тип речи

- Для чего обращаемся к теме?

- Предположите, каким может быть план урока.

Работа в парах Впишите во вторую графу признаки, соответствующие типу речи. Повторение изученного  Тип речи  Признак Текст отвечает на вопрос … В тексте говорится о … Типичные языковые особенности: Приём фотографирования Стили речи: - Для чего выполнили эту работу?

Работа в парах Впишите во вторую графу признаки, соответствующие типу речи.

Повторение изученного

Тип речи

Признак

Текст отвечает на вопрос …

В тексте говорится о …

Типичные языковые

особенности:

Приём фотографирования

Стили речи:

- Для чего выполнили эту работу?

Повторение изученного Чем тексты отличаются? Уточните тему. Описание как тип речи. Виды описания

Повторение изученного

Чем тексты отличаются? Уточните тему.

Описание как тип речи. Виды описания

Анализ текста Текст 1 . Описание состояния природы

Анализ текста

Текст 1 . Описание состояния природы

  • - Назовите вид описания.
  • - Какие элементы среды названы в тексте?
  • - Укажите их признаки .
  • - Докажите, что состояние природы в рассказе отражает настроение человека.
- Как строится описание?

- Как строится описание?

  • даётся общий план Неподвижные, как изваяния, сидели на камне охотники за сладкой клюквой. Солнце, такое горячее и чистое, вышло против них над болотными елочками. Но случилось на небе в это время одно облачко. . отдельные детали элементы среды и их признаки)
Анализ текста Обычно дом становится похож на тех, кто в нём живёт. У писателей есть даже такой приём: описав дом, дать тем самым характеристику хозяевам.   М.Рощин Текст 2. Описание места - Назовите вид описания. - О чём говорится в тексте? - Назовите языковые средства, которые автор использовал для создания этого описания.  Языковые средства: существительные тематической группы «мебель»; существительные с предлогами, помогающими выражать значение местоположения; слова со значением признака; предложение с однородными членами.  Выделяем маркером на листах!

Анализ текста

Обычно дом становится похож на тех, кто в нём живёт. У писателей есть даже такой приём: описав дом, дать тем самым характеристику хозяевам.

М.Рощин

Текст 2. Описание места

  • - Назовите вид описания.
  • - О чём говорится в тексте?
  • - Назовите языковые средства, которые автор использовал для создания этого описания.

Языковые средства: существительные тематической группы «мебель»; существительные с предлогами, помогающими выражать значение местоположения; слова со значением признака; предложение с однородными членами. Выделяем маркером на листах!

  • - Что можно сказать о Герасиме, прочитав описание его каморки?
- Как строится описание?

- Как строится описание?

  • общая оценка детали признаки, местоположение
Анализ текста Текст 3. Описание предмета ( в том числе человека, животного и т.д.) Л.Н.Толстой  Л.Н.Толстой

Анализ текста

Текст 3. Описание предмета ( в том числе человека, животного и т.д.)

Л.Н.Толстой

Л.Н.Толстой

  • - Назовите вид описания.
  • - Как строится описание человека?
  • Общее впечатление, оценка ; детали и признаки.
Заполните таблицу 2, пользуясь учебником. Текст 1 Цель Текст 2 Вид Текст 3 Строение 1. 2. Вывод 1. 2 Состояние природы в рассказе отражает… 1. 2. Описание интерьера является… Описание внешности позволяет узнать о…

Заполните таблицу 2, пользуясь учебником.

Текст 1

Цель

Текст 2

Вид

Текст 3

Строение

1.

2.

Вывод

1.

2

Состояние природы в рассказе отражает…

1.

2.

Описание интерьера является…

Описание внешности позволяет узнать о…

Описание как тип речи. Виды описания Описание состояния природы Описание предмета Описание места Люди Архитектурное сооружение Интерьер комнаты Называются солнце, луна, воздух, небо, растения и указываются их признаки Что и где расположено? Какой? Каков? Описание кухни Каково вокруг? Животные

Описание как тип речи. Виды описания

Описание состояния природы

Описание предмета

Описание места

Люди

Архитектурное сооружение

Интерьер комнаты

Называются солнце, луна, воздух, небо, растения и указываются их признаки

Что и где расположено?

Какой? Каков?

Описание кухни

Каково вокруг?

Животные

Работа в группах Опишите не только  черты лица, отыщите неповторимую деталь внешности! Через внешность опишите характер, настроение! Цель. Подготовка сценария для тележурнала «Ералаш». Роль. Сценарист. Задача. В сценарии нужно представить портрет главного героя – описать его внешность, характер. Тебе необходимо выделить тематические группы имён прилагательных, описывающих внешность, подобрать лексический материал по группам и составить описание внешности героя. Работай со словарём на стр.68. Помните о строении описания! Продукт. Небольшой текст-описание внешности героя .   М.Шолохов 

Работа в группах

Опишите не только

черты лица,

отыщите

неповторимую деталь

внешности! Через

внешность опишите

характер, настроение!

  • Цель. Подготовка сценария для тележурнала «Ералаш».
  • Роль. Сценарист.
  • Задача. В сценарии нужно представить портрет главного героя – описать его внешность, характер. Тебе необходимо выделить тематические группы имён прилагательных, описывающих внешность, подобрать лексический материал по группам и составить описание внешности героя.
  • Работай со словарём на стр.68.
  • Помните о строении описания!
  • Продукт. Небольшой текст-описание внешности героя .

М.Шолохов 

Повторение изученного - Назовите ключевые слова. Хочу узнать подробнее по теме урока … На уроке я работал …  (активно-пассивно) Своей работой на уроке я …  (доволен - не доволен) Материал урока был …  (полезен - бесполезен, понятен – не понятен, интересен – скучен)  √

Повторение изученного

- Назовите ключевые слова.

Хочу узнать подробнее по теме урока

На уроке я работал …

(активно-пассивно)

Своей работой на уроке я …

(доволен - не доволен)

Материал урока был …

(полезен - бесполезен, понятен

не понятен, интересен – скучен)

Оцените свою работу на уроке.  Кто успешно справился с заданиями? Кому и над чем ещё следует поработать?
  • Оцените свою работу на уроке.
  • Кто успешно справился с заданиями?
  • Кому и над чем ещё следует поработать?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!