Тема _____________________________________________________________
Вспоминаем то, что знаем
Впишите во вторую графу признаки, соответствующие типу речи.
Тип речи | Признак |
Текст отвечает на вопрос … | |
В тексте говорится о … | |
Типичные языковые особенности: | |
Приём фотографирования | |
Стили речи | |
2. Открытие новых знаний
| Текст 1 | Текст 2 | Текст 3 |
Цель | | | |
Вид | | | |
Строение | 1. 2. |
Вывод | Картины природы в рассказе отражают…_______________ ___________________________ ___________________________ ____________________________ | Описание интерьера является…_________________ __________________________ __________________________ __________________________ | Описание внешности позволяет узнать о… _________________________ _________________________ _________________________ |
Ему отвели над кухней каморку; он устроил ее себе сам, по своему вкусу. Соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбанах – истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на нее – не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика – стул на трех ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим бывало поднимет его, уронит и ухмыльнется. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только черный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой на пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили...
3. Хочу узнать подробнее по теме урока _____________________________
_________________________________________________________________
На уроке я работал ______________________________(активно-пассивно)
Своей работой на уроке я ________________________(доволен-не доволен)
Материал урока был ______________________________________________
(полезен-бесполезен, понятен – не понятен, интересен – скучен)
Текст 1. Случилось на небе в это время одно облачко. Оно явилось как холодная синяя стрелка и пересекло собой пополам восходящее солнце.
- Я с тобой больше спорить не буду: ты иди по своей тропе, я же пойду на север сам по себе.
Настя рассердилась.
Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла все солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетенные корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали. (М.М.Пришвин)
- Докажите, что картина природы в рассказе отражает настроение человека.
Текст 2. Ему отвели над кухней каморку; он устроил ее себе сам, по своему вкусу. Соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбанах – истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на нее – не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика – стул на трех ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим бывало поднимет его, уронит и ухмыльнется. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только черный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой на пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили... (И.С.Тургенев)
- Докажите, что интерьер является важной характеристикой героя. Что можно сказать о Герасиме, прочитав описание его каморки?
Текст 3. Приятели нагнали пацана, который шел почему-то по мостовой, прямо по ее середине, где просторнее всего и жарче. Пацан был необычный, и ребята некоторое время шли вровень, чтобы получше разглядеть.
Лет ему, наверное, шесть. Лицо крепкое, смуглое, а на нем, как окна настежь, большие глаза ясно-серого цвета. Не толстый, но походка развалистая, из-за кривых ног, вокруг которых болтаются широкие выцветшие шортики. Белая рубаха тоже, видно, перешита – нагрудный карманчик приходится почти на животе.
Ничего во всем этом чрезвычайного не было, но пацан шел так, будто он в центре, а вся вселенная где-то по краям! Одной рукой машет – она у него зажата в кулак. Другую завел за спину. Затылок выдается назад, хотя голову он держит прямо. А главное, чешет серединой улицы по такой жаре. На них с Костей даже не взглянул. (Ричи Достян)
- Докажите, что через внешность можно узнать о характере человека, его внутреннем мире, настроении.
Вечерняя заря погасала, и в воздухе начинали густеть и разливаться холодные тени… Меня тотчас охватила неприятная, неподвижная сырость, точно я вошел в погреб; густая высокая трава на дне долины, вся мокрая, белела ровной скатертью; ходить по ней было как-то жутко. Летучие мыши носились, таинственно кружась и дрожа на смутно-ясном небе… Какие-то некошеные, низкие кусты широко расстилались передо мною. Ночь приближалась и росла, как грозовая туча… Так уныло висело небо, что сердце у меня сжалось. (И.С.Тургенев)
_________________________________________________________________________
Свежая струя пробежала по моему лицу. Утро зачиналось. Еще нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке. Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса́, и жидкий, ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею. Тело мое ответило ему легкой, веселой дрожью. Я проворно встал и подошел к мальчикам. Они все спали как убитые вокруг тлеющего костра; один Павел приподнялся до половины и пристально поглядел на меня. (И.С.Тургенев)
_____________________________________________________________________________
Конспект урока
- Прочитайте тексты и ответьте на вопрос: что их объединяет? Назовите тему урока. Открывает один лист. Описание как тип речи. Позже уточним тему.
- Для чего обращаемся к теме?
- Предположите, каким может быть план урока (какие вопросы будем рассматривать). По каким признакам узнать описание?Как строятся описания?Как создать текст описание?
Работа с таблицей 1 (у каждого ученика) по плану:
На какой вопрос даётся ответ в тексте?
О чём говорится в тексте?
Типичные языковые особенности.
Приём фотографирования.
Стили речи.
- Для чего выполнили эту работу?
- Мы знали это в 5 классе. Что нового? Чем отличаются тексты? Уточните тему. (виды описания)
Предлагаю выполнить подробный анализ трёх текстов и заполнить таблицу «Открываем новые знания» каждому.
Прочитаем текст 1.
Случилось на небе в это время одно облачко. Оно явилось как холодная синяя стрелка и пересекло собой пополам восходящее солнце.
- Я с тобой больше спорить не буду: ты иди по своей тропе, я же пойду на север сам по себе. …Настя рассердилась.
Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла все солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетенные корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали. (М.М.Пришвин)
Анализ текста 1
- Назовите вид описания. Описание состояния природы.
- Как называется картина природы в художественном произведении?
- Как строится описание? Сначала даётся общий план (Неподвижные, как изваяния, сидели на камне охотники за сладкой клюквой. Солнце, такое горячее и чистое, вышло против них над болотными елочками. Но случилось на небе в это время одно облачко. ) и говорится о её отличительных особенностях. Затем описываются отдельные детали, с помощью которых эти особенности создаются.
- Какие элементы среды названы в тексте? Небо, солнце, ветер, деревья.
- Укажите их признаки.
- Докажите, что картины природы в рассказе отражают настроения человека.
Вывод. Пейзаж в произведении отражает чувства, настроение героев рассказа.
Читаем текст 2.
Ему отвели над кухней каморку; он устроил ее себе сам, по своему вкусу. Соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбанах – истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на нее – не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика – стул на трех ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим бывало поднимет его, уронит и ухмыльнется. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только черный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой на пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили... (И.С.Тургенев)
Анализ текста 2
Обычно дом становится похож на тех, кто в нём живёт. У писателей есть даже такой приём: описав дом, дать тем самым характеристику хозяевам. (М.Рощин)
- Назовите вид описания. Описание места
- О чём говорится в тексте?
- Назовите языковые средства, которые автор использовал для создания этого описания.
Языковые средства: существительные тематической группы «мебель»; существительные с предлогами, помогающими выражать значение местоположения; слова со значением признака; предложение с однородными членами.
Выделяем маркером на листах!
- Представьте себе, что повесть «Муму» вам ещё не известна. Что можно сказать о Герасиме, прочитав описание его каморки?
- Как строится описание?
1)общее впечатление,
2) детали, которые это впечатление создают, - перечень предметов, указание на их местоположение (над кухней, кровать, под кроватью сундук) и признаки (из дубовых досок, богатырскую, дюжий, крепкого свойства, такой прочный и приземистый). Выделяем маркером детали и признаки!
Текс 3. Прочитайте отрывок из повести Ричи Достян «Тревога»
Приятели нагнали пацана, который шел почему-то по мостовой, прямо по ее середине, где просторнее всего и жарче. Пацан был необычный, и ребята некоторое время шли вровень, чтобы получше разглядеть. Лет ему, наверное, шесть. Лицо крепкое, смуглое, а на нем, как окна настежь, большие глаза ясно-серого цвета. Не толстый, но походка развалистая, из-за кривых ног, вокруг которых болтаются широкие выцветшие шортики. Белая рубаха тоже, видно, перешита – нагрудный карманчик приходится почти на животе. Ничего во всем этом чрезвычайного не было, но пацан шел так, будто он в центре, а вся вселенная где-то по краям! Одной рукой машет – она у него зажата в кулак. Другую завел за спину. Затылок выдается назад, хотя голову он держит прямо. А главное, чешет серединой улицы по такой жаре. На них с Костей даже не взглянул. (Р.Достян)
Анализ текста 3.
Назовите вид описания. Описание предмета(человек, животное, архитектурное сооружение и т.д)
- Чем мальчик привлёк ребят? Шел почему-то по мостовой, прямо по ее середине, где просторнее всего и жарче.
- Озаглавьте текст так, чтобы в нём отражалась основная мысль текста? Необычный пацан
- Что заключает в себе слово н е о б ы ч н ы й? Оценку
- Как строится? 1часть – названо описываемое лицо и общее впечатление, оценка. 2 часть – детали (лицо, рука, затылок, рубаха) и признаки, характеризующие внешний вид мальчика.
- Какими способами они обозначаются? Для обозначения деталей описываемого предмета, явления часто используются существительные определённых тематических групп (например, черты лица, одежда). А для выражения признаков этих предметов, явлений – прилагательные, наречия, яркая глагольная лексика: крепкое, смуглое (лицо), большие, ясно-серого цвета (глаза); перешита (рубаха), выцветшие шортики и т.д.
- Ничего во всем этом чрезвычайного не было… Но тем не менее мальчики продолжают разглядывать паренька. Почему? Внешность мальчика определяется его внутренним состоянием. В заключительной части отрывка показываются те детали внешности, походки, поведения, в которых заключена необычность мальчика, его характер.
- Какие сравнительные обороты использует автор, чтобы показать характер? …будто он в центре, а вся вселенная где-то по краям!
- Что можно сказать о характере мальчика? Независимость, самостоятельность, достоинство, выносливость.
- Эти качества названы автором? Нет, мы их «выводим» из описания. Почему в конце отрывка автор повторяет, что мальчик шёл серединой улицы по такой жаре? Важно показать основные черты характера.
Лексическая работа
- Давайте сейчас выберем из текста слова, которые автор использует для описания лица, глаз и т.д.
Лицо – крепкое, смуглое.
Глаза – большие, ясно-серого цвета, как окна настежь. Глаза – это зеркало души. (Л.Н.Толстой). Походка – развалистая (ещё м.б. быстрая, подпрыгивающая)
Руки – зажаты в кулак, заведены за спину (м.б в карманах, болтаются)
Голова – держит прямо, затылок выдается назад (м.б. наклонена вперед, высоко поднята).
- Мы с вами подобрали много слов. А теперь скажите, всем ли подойдут эти слова?
Для описания определенной личности (человека) необходимы слова, которые отражали бы ее внутренний мир, характер, настроение. Именно через внешность мы можем судить о человеке. Чтобы точнее описать внешность человека, надо найти неповторимое в его облике, то, что отличает каждую личность.
Описание внешности – один из самых трудных видов описания. Чтобы доказать это – вот вам задание: опишите самих себя.
Ребята, вы обратили внимание на то, что выступления ваших товарищей очень похожи. Вы пока еще не можете отмечать особые приметы, не можете отыскать неповторимую деталь внешности, вот почему ваши описания похожи, как если бы описывали братьев.
На ваших лицах появилась у л ы б к а. Вот вам еще одна очень важная деталь в описании внешности человека – у л ы б к а. Обычно вы упускаете эту деталь. А ведь Л.Н.Толстой писал: «Улыбка скажет о человеке все. Добр или зол, умен или нет, красив ли – все покажет».
Заполните таблицу 2.
Групповая работа. Жизненная ситуация. Вы сценарист тележурнала «Ералаш». В сценарии нужно представить портрет главного героя - описать его внешность, характер. Прототипом может быть любой из твоих одноклассников.
Результат. Небольшой текст-описание внешности героя с использованием имён прилагательных.
- Какие элементы внешности вы будете использовать при описании героев?
Для описания вы должны иметь определенный лексический материал. Выберете из словарика те слова, которые вы могли бы использовать для описания лица, глаз, улыбки и т.д. Найди неповторимую деталь внешности. Главное - надо уметь через внешность описать характер человека, его настроение, попробовать догадаться о его внутреннем мире: чем он интересуется, что его волнует, что ему нравится и т.д.
Помните о строении текста-описания!
М.А.Шолохов писал в «Судьбе человека»:
«Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе… Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника».
Критерии оценки для групп.
Представление сочинений.
Рефлексия. Закончите предложения:
Хочу узнать подробнее по теме урока …
На уроке я работал … (активно-пассивно)
Своей работой на уроке я… (доволен-не доволен)
Материал урока был … (полезен-бесполезен, понятен – не понятен, интересен – скучен)
Оцените свою работу.
Создание текста Группа учащихся:____________________ Критерии оценки | 1 гр. | 2 гр. | 3 гр. | 4 гр. | Содержание соответствует теме. (1балл) | | | | | Типичное строение текста – описания. (1 балл) | | | | | Типичные языковые особенности текста-описания (1-2балла) | | | | | В тексте используются выразительные средства. (1-2балла) | | | | | Активность группы в решении жизненной задачи. (1-2балла) | | | | | Итог | | | | | Критерии оценки Отлично - 8 баллов. Хорошо – от 5 до 7 баллов. Удовлетворительно – 4 балла | Создание текста Группа учащихся:____________________ Критерии оценки | 1 гр. | 2 гр. | 3 гр. | 4 гр. | Содержание соответствует теме. (1балл) | | | | | Типичное строение текста – описания. (1 балл) | | | | | Типичные языковые особенности текста-описания (1-2балла) | | | | | В тексте используются выразительные средства. (1-2балла) | | | | | Активность группы в решении жизненной задачи. (1-2балла) | | | | | Итог | | | | | Критерии оценки Отлично - 8 баллов. Хорошо – от 5 до 7 баллов. Удовлетворительно – 4 балла |
Создание текста Группа учащихся:____________________ Критерии оценки | 1 гр. | 2 гр. | 3 гр. | 4 гр. | Содержание соответствует теме. (1балл) | | | | | Типичное строение текста – описания. (1 балл) | | | | | Типичные языковые особенности текста-описания (1-2балла) | | | | | В тексте используются выразительные средства. (1-2балла) | | | | | Активность группы в решении жизненной задачи. (1-2балла) | | | | | Итог | | | | | Критерии оценки Отлично - 8 баллов. Хорошо – от 5 до 7 баллов. Удовлетворительно – 4 балла | Создание текста Группа учащихся:____________________ Критерии оценки | 1 гр. | 2 гр. | 3 гр. | 4 гр. | Содержание соответствует теме. (1балл) | | | | | Типичное строение текста – описания. (1 балл) | | | | | Типичные языковые особенности текста-описания (1-2балла) | | | | | В тексте используются выразительные средства. (1-2балла) | | | | | Активность группы в решении жизненной задачи. (1-2балла) | | | | | Итог | | | | | Критерии оценки Отлично - 8 баллов. Хорошо – от 5 до 7 баллов. Удовлетворительно – 4 балла |