СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера»

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера»»

Тема урока: «Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера»


Предмет: ОБЖ

Класс: 8

Урок № 13

Дата проведения: _______________

Учитель ОБЖ: Могамадо С.А.


Цель: познакомиться с основными видами чрезвычайных ситуаций техногенного характера.


Ход урока


  1. Повторение пройденного материала.

  1. Какое влияние оказывает загрязнение окружающей среды на биохимические процессы, происходящие в организме человека?

  2. Какие вещества способствуют нормализации окислительно-восстановительных процессов в организме человека?

  3. Употребление каких продуктов питания расширяет защитные возможности организма при неблагоприятной экологической обстановке.

  4. Какие правила поведения в повседневной жизни способствуют сохранению окружающей природной среды?

  5. Какие меры безопасности целесообразно соблюдать в местах с неблагоприятной экологической обстановкой?

  1. Сообщение темы и цели урока.

Тема урока «Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера».

Цель урока: познакомиться с основными видами чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

  1. Изложение программного материала.

Человечество столкнулось с чрезвычайными ситуациями техногенного характера значительно позже, чем с чрезвычайными ситуациями природного характера. Мы знаем, что в оболочках Земли (в литосфере, атмосфере, гидросфере и биосфере) постоянно происходит обмен веществ и энергии, который приводит к возникновению различных природных явлений геологического (землетрясения, вулканы), метеорологического (ураганы, смерчи), гидрологического (наводнения, цунами), биологического (природные пожары, эпидемии) происхождения. Эти явления и являются причинами возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера возникают в процессе производственной деятельности человека.

Для удовлетворения своих жизненных потребностей человек создал и постоянно совершенствует сферу производства (производство – это процесс создания материальных благ и услуг), развивает экономику. (Экономика – это народное хозяйство страны, включающее в себя определённые отрасли и виды производства, она включает в себя фабрики и заводы, электростанции, транспорт и различные другие предприятия для производства товаров потребления и оказания различных услуг.) Всё это связано с работой различных машин и механизмов, с преобразованием различных видов энергии и веществ, которые совершает человек.

В результате этой деятельности в техносфере возникают различные опасные явления техногенного характера (аварии и катастрофы), которые и являются причиной возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Таким образом, с развитием техносферы в жизнь человека вторглись техногенные бедствия – чрезвычайные ситуации техногенного характера – аварии и катастрофы на объектах экономики.


Запомните!

Авария – это чрезвычайное событие техногенного характера, заключающееся в повреждении, выходе из строя, разрушении технического устройства или сооружения во время его работы.

Катастрофа – это авария, которая повлекла за собой человеческие жертвы.

Чрезвычайная ситуация техногенного характера – это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии или опасного техногенного происшествия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности.


В настоящее время опасность техносферы для населения и окружающей природной среды обусловливается наличием в промышленности и энергетике большого количества радиационно, химически, и взрывопожароопасных производств и технологий.

Существует большое количество объектов экономики, возникновение на которых производственных аварий может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций техногенного характера. К таким объектам относятся:

    • радиационно опасные объекты;

    • химически опасные объекты;

    • взрывопожароопасные объекты;

    • газо- и нефтепроводы;

    • транспорт;

    • гидротехнические сооружения;

    • объекты коммунального хозяйства.

Анализ опасностей техногенного характера и причин их возникновения свидетельствует о том, что возникают они в процессе хозяйственной деятельности человека, а главная причина их возникновения обусловлена человеческим фактором, т. е. в большинстве своём они являются рукотворными.

Статистика

Ежегодно в мире от различных аварий и катастроф погибает до 200 тыс. человек, получают травмы различной тяжести около 120 млн человек.

По данным МЧС России, в Российской Федерации в 2005 г. произошло 2464 техногенные чрезвычайные ситуации, в результате которых погибло 5528 человек и пострадало 4927820 человек.

Такое состояние обусловлено в первую очередь ростом производства с применением новых технологий, требующих высоких концентраций энергии и различных веществ, опасных для жизни человека и окружающей природной среды, а также транспортных средств.


Внимание!

Оказывает существенное влияние на возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера несовершенство и устарелость производственных технологий, а также «человеческий фактор», связанный с нарушением технологической и трудовой дисциплины, низким профессиональным уровнем работающего персонала.


Для установления единого подхода к оценке чрезвычайных ситуаций техногенного характера и выработки мер адекватного реагирования на них в нашей стране проведена классификация чрезвычайных ситуаций.


Это должен знать каждый

Для практических нужд общую классификацию чрезвычайных ситуаций техногенного характера осуществляют по типам лежащих в их основе чрезвычайных событий и их источникам.

В соответствии с этими критериями к чрезвычайным ситуациям техногенного характера относятся:

  • транспортные аварии (катастрофы);

  • пожары, взрывы, угрозы взрывов;

  • аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ;

  • аварии с выбросом (угрозой выброса) аварийно химически опасных веществ;

  • аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ;

  • внезапное обрушение зданий и сооружений;

  • аварии на электроэнергетических системах;

  • гидродинамические аварии и др.

Проводится также классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по масштабу их распространения и тяжести последствий. При этом принимаются во внимание такие следующие показатели: количество людей, пострадавших в этих ситуациях; количество людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности; а также размер материального ущерба и границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.

Человек для удовлетворения своих потребностей в различных видах энергии, товаров и услуг, несомненно, и дальше будет развивать и совершенствовать техносферу, но одновременно с этим ему необходимо будет позаботиться о том, чтобы снизить фактор риска возникновения техногенных аварий и катастроф и их отрицательных последствий на безопасность личности, общества и государства. Для этого, прежде всего, необходимо будет снизить уровень отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности. Этого возможно достичь только за счёт значительного поднятия уровня общей культуры всего населения в области безопасности.

Уровень общей культуры населения в области безопасности должен соответствовать сложности производства и уровню современных технологий, применяемых во всех отраслях экономики. При этом рост общей культуры в области безопасности должен опережать внедрение новых технологий в производство и появление новых более сложных производств.

Поднятию общего уровня культуры в области безопасности будет во многом способствовать воспитание в каждом человеке таких жизненно необходимых качеств, как:

  • высокая ответственность и исполнительность при выполнении любого рода работ;

  • постоянное стремление в повышении уровня своих знаний об окружающем мире и выработка профессиональных качеств;

  • выработка твёрдых убеждений в необходимости соблюдения существующих норм и правил безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Все эти качества должны формироваться со школьной скамьи, и, прежде всего, на уроках курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

В настоящее время наибольшую опасность для населения и окружающей природной среды по масштабу распространения и тяжести последствий представляет возникновение крупных аварий, которые могут произойти на радиационно и химических опасных объектах, на взрывопожароопасных объектах и на гидротехнических сооружениях. Поэтому следующие главы данного раздела посвящены рассмотрению вопросов обеспечения безопасности при возникновении аварий на перечисленных выше объектах.


IV. Итог урока

Вопросы для самоконтроля:

  1. Чем обусловлено возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера?

  2. Какие объекты экономики в случае производственной аварии на них представляют серьёзную опасность для населения и окружающей среды?

  3. Какие чрезвычайные ситуации относятся к чрезвычайным ситуациям техногенного характера?

  4. Какие критерии положены в основу классификации чрезвычайных ситуаций техногенного характера по масштабу их распространения и тяжести последствий?


Домашнее задание:

§ 5.1; стр.96 – 102.

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!