Слайд | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный момент |
| Проверяется готовность к уроку | Готовятся к уроку |
Мотивационный этап |
| Ребята, на протяжении нескольких последних уроков мы с вами познакомились с различными веществами и узнали об их практическом использовании. Сегодня нам предстоит еще раз убедиться, что химия многолика. Повторение опорных понятий. Вопросы: какую тему мы изучаем? какие классы веществ мы изучили? какие вещества называются оксидами? какие вещества называются основаниями? | Ответы: соединения химических элементов оксиды, основания состоят из двух элементов, один из которых кислород состоят из атомов металлов и гидроксид - ионов |
2 | Из данного перечня веществ выпишите отдельно формулы оксидов и оснований. Вопрос: - почему некоторые из формул вы не назвали? Это вещества принадлежат к другому классу - классу кислот. | Выполняют индивидуально с последующей взаимопроверкой и проверкой с доски Ответ: - их нельзя отнести ни к классу оксидов, ни к классу оснований |
Операционный этап |
3 | Тема нашего урока - "Кислоты". Вопрос: какие цели вы поставили бы перед собой при изучении данного вопроса, что нам необходимо узнать? Цели урока, после ответов учащихся появляются на доске. | Ответ: Учащиеся формулирую цели урока |
4 | Кислота, когда здорова, Угостить друзей готова Тем, что ей дала природа: Катионом водорода! | Записывают определение кислот в тетрадь |
5 | Познакомьтесь с номенклатурой кислот | Записывают формулы и названия кислот в тетрадь |
6 | Обсудите в парах признаки, по которым можно разделить кислоты по группам, исходя из представленных формул веществ. Основные признаки классификации: - по числу атомов водорода (основности) - по наличию кислорода. | Работают в парах. Высказывают мнения о различных вариантах деления кислот на группы. Подводят итог о возможных видах классификации кислот. Записывают признаки классификации в тетрадь. |
7 | Зная степень окисления элемента - неметалла, образующего кислотный остаток кислородсодержащей кислоты, можно определить какой оксид ей соответствует. | Знакомятся с методикой определения и записывают себе в тетрадь. |
| Вопрос: - почему эти вещества называют кислотами? А все ли кислоты кислые? Именно это нам предстоит выяснить. По правилам техники безопасности в лаборатории вещества пробовать на вкус нельзя, но сегодня я нарушу это правило, так как эти вещества всем известны. Учащимся предлагаются кусочки яблока, аскорбинка, кефир в стаканчиках. Вопросы: - как можно распознать кислоты, не пробуя их? - что такое индикаторы? - какие индикаторы вы знаете? | Ответ: - они кислые на вкус. Учащиеся дегустируют предложенные вещества и делают вывод о вкусе кислот: яблочной, аскорбиновой, молочной. Ответы: - с помощью индикатора - вещества, изменяющие свою окраску в разных средах. - лакмус, метилоранж, фенолфталеин, универсальный. |
8-9 | Что нужно помнить при работе с кислотами? | Повторяют правила техники безопасности. |
10 | Лабораторный опыт 1. Предлагаю исследовать действие индикаторов на растворы кислот. Вопрос: - какой можно сделать вывод? | Работают в парах. Учащиеся 1 -го ряда исследуют действие индикаторов на раствор соляной кислоты, 2 -й ряд исследует раствор серной кислоты, 3 -й ряд - раствор фосфорной кислоты. Результаты исследования записывают в таблицу. Ответ: - независимо от вида кислоты индикаторы изменяют свой цвет одинаково; а это означает, что все кислоты обладают сходными свойствами. Осуществляют самопроверку. |
11 | Индикаторами могут быть и многие растения. Молодые цветки медуницы - розовые, а старые синие. Вопрос: -почему? | Ответ: - у молодых растений среда клеточного сока слабокислая, а у старых - слабощелочная. |
12 | С кислотами мы встречаемся ежедневно. Дождевая вода лишь на первый взгляд кажется чистой. На самом деле в ней растворено немало веществ, например, углекислый газ, оксиды серы и азота. Ежегодно с дождями на землю выпадает около 100 млн. т азотной, серной, сернистой и угольной кислот. | Слушают рассказ учителя и смотрят схему образования кислотных дождей. |
13 | Вопрос: - какой вред наносит выпадение кислотных дождей? | Слушают рассказ учителя. Высказывают свое мнение о вреде кислотных дождей Рассматривают слайд |
14-15 | Вопрос: - какую пользу приносят кислоты? | Участвуют в рассмотрении материала и отвечают на вопрос. |
Оценочный этап |
16 | Проблемный вопрос. Лабораторный опыт 2. Определить кислоту и щелочь среди трех выданных растворов веществ | Работают в парах. Опытным путем определяют, в какой пробирке находится щелочь и кислота. Записывают свои наблюдения. Осуществляют самопроверку. |
17-18 | 1. Выберите бескислородные кислоты. 2. Выберите двухосновные кислоты. 3. Выберите трехосновные кислоты. 4. Выберите одноосновные кислородсодержащие кислоты. 5. Выберите формулу кислоты, в которой степень окисления атома серы равна +6. 6. Выберите формулу кислоты, ион кислотного остатка в которой, имеет заряд -2. 7. Какой кислоте соответствует оксид N2O3? | Работают в группах. Закрепление проходит в игровой форме. В течение одной минуты учащиеся сдают свой вариант ответа учителю. После этого следует правильный ответ. Выигрывает команда, набравшая больше количество правильных ответов. |
Аналитический этап |
19 | Предлагаю составить синквейн по теме урока Предлагаю зачитать полученные варианты синквейна. | Составляют синквейн индивидуально. Зачитывают свои варианты. |
20 | Предлагаю сделать выводы по уроку. Комментирую домашнее задание | Делают выводы. Записывают домашнее задание |